Святитель Димитрий Ростовский
и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Основателем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря является епископ Иаков, возглавлявший Ростовскую кафедру в конце XIV века, но подлинный расцвет этой обители связан с митрополитом Димитрием – прославленным чудотворцем Нового времени.
В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей святителя Димитрия. Спустя пять лет, в 1757 году, он был причислен к лику святых, что стало поистине великим событием и для русского православия и для всей страны.
Канонизация Ростовского чудотворца и широчайшее распространение его почитания коренным образом изменили судьбу Спасо-Яковлевского монастыря, стали залогом его расцвета и известности.
В 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II состоялось переложение мощей святителя в новую серебряную раку.
В 1765 году Спасо-Яковлевский монастырь стал ставропигиальным, поступил в прямое управление Святейшего Синода. Надо сказать, что в синодальный период в России насчитывалось не более десяти ставропигиальных монастырей, и Яковлевский был одним из них.
В этом же 1765 году обитель была причислена к монастырям второго класса и получила государственное финансирование. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили соседний Спасский монастырь, упраздненный в ходе церковной реформы.
В последней трети XVIII века сооружается новый архитектурный ансамбль Яковлевской обители. Венцом его стал величественный собор в честь святителя Димитрия Ростовского. Средства на его возведение пожертвовал известный российский меценат и благотворитель граф Николай Шереметев, почитатель Ростовского святителя.
В 1830-х годах монастырь стал первоклассным. Тогда же в его название было введено имя святителя Димитрия. С тех пор и по сей день он именуется Спасо-Яковлевский Димитриев.
При гробе святителя Димитрия совершались и продолжают совершаться чудотворения. Благодаря этому Яковлевская обитель стала новым центром паломничества. Со всей России приходили сюда сотни и тысячи людей, желающие прикоснуться к источнику Божественной благодати. В обитель открывается императорское паломничество: в XIX − начале XX столетий здесь побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини.
С середины XVIII столетия по настоящее время Спасо-Яковлевский монастырь служит центром почитания святителя Димитрия Ростовского. Как и в прошлые века, обитель хранит чудотворные мощи святителя и носит его имя.
Алла Виденеева
ФОТОАЛЬБОМЫ |
|
Император Николай II в Спасо-Яковлевском монастыре: кадры исторической кинохроники
Предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик с кадрами документальной кинохроники о посещении Спасо-Яковлевского монастыря императором Николаем II в мае 1913 года. Он длится меньше одной минуты и его качество, к сожалению, оставляет желать лучшего, но это редкая возможность увидеть реальные события столетней давности — то, как последний русский император посетил обитель, хранящую мощи святителя Димитрия Ростовского.
Император Николай II в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре: воспоминания настоятеля епископа Иосифа
Сохранилось довольно пространное и подробное описание пребывания императорской семьи в Ростове, приуроченное к празднованию 300-летия Дома Романовых, оставленное настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря епископом Иосифом. В 1913 году его воспоминания об этом знаменательном дне были опубликованы в «Ярославских епархиальных ведомостях», позже они вышли отдельным изданием. Вниманию читателей предлагаются обширные фрагменты этих воспоминаний.
Император Николай II у мощей святителя Димитрия Ростовского
После канонизации св. Димитрия к его мощам устремилось множество паломников. В их числе оказалось немало представителей царствующего рода. Так открылось паломничество в Яковлевский монастырь представителей Царствующего дома Романовых. Эту традицию заложила императрица Екатерина II, прибывшая в Яковлевский монастырь в 1763 году на торжества переложения мощей святителя в серебряную раку. Но особо памятным для монастыря было прибытие имп. Николая II, которое произошло 22 мая 1913 года и оказалось последним посещением обители последним российским императором.
Святитель Димитрий и ростовская финифть
История ростовской финифти, как и самого Ростова Великого, во второй половине XVIII — XIX веках неразрывно связана с памятью о святителе Димитрии, митрополите Ростовском. Важное значение для Ростова имело не только обретение святых мощей первого русского святого Нового времени, но и формирование под воздействием этого события новых явлений в духовной, культурной и даже экономической жизни […]
Память о святителе Димитрии в контексте новых форм почитания
Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского: история и современность. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь; издательство "Паломник", М., 2013. С. 164 - 177
Святитель Димитрий Ростовский — один из самых почитаемых святых нашего времени. К его мощам едут люди из самых разных городов России, Украины, Белоруссии и других православных стран. Современные формы почитания святых и известных людей очень разнообразны. Например, это могут быть посвященные им выставки и музеи. Эта статья о первой в Ростове экспозиции, связанной с памятью о св. Димитрии, которая располагалась в ризнице Спасо-Яковлевского монастыря в начале XIX в., и о том, какие выставки, ему посвященные, устраивались в городе впоследствии.
Свт. Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Из книги «Святитель Димитрий Ростовский. Исследования и материалы». Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Ростов, 2008. С . 311 — 338
С середины XVIII столетия благодаря широкому распространению почитания святителя Димитрия Ростовского Яковлевский монастырь входит в период своего расцвета и становится значительным центром духовной жизни не только для Ростова и Ярославской епархии, но и для всей России.
Летопись Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря о святителе Димитрии Ростовском
Ярославские епархиальные ведомости, 2009. № 220
Выдержки из «Книги исторических достопамятностей» Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря первой половины XIX столетия, повествующие о погребении в обители митрополита Димитрия и его последующем прославлении, о первых императорских вкладах и паломничестве императрицы Екатерины II.
Прославление святителя Димитрия Ростовского и расцвет Спасо-Яковлевского монастыря
Ярославские епархиальные ведомости, 2009. № 220.
В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей св. Димитрия Ростовского. Это событие коренным образом изменило судьбу обители и явилось основанием ее последующего расцвета
Императорское паломничество к мощам святителя Димитрия Ростовского
Из книги «Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского: история и современность». Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. М., 2013. С. 24 — 37
Со времени канонизации святителя Димитрия Ростовского к его гробу открылось императорское паломничество. В период со второй половины XVIII до начала ХХ столетия в Спасо-Яковлевском монастыре побывали многие представители Дома Романовых, включая царствующих императоров и императриц.
Вклады первых почитателей святого Димитрия в Ростовский Яковлевский монастырь
Ярославский педагогический вестник. Серия: «Гуманитарные науки»: научный журнал. Ярославль, 2009. № 3 (60). С. 259 — 263
В статье рассказывается о щедрых пожертвованиях в Ростовский Яковлевский монастырь, которые производились в 1754 – 1757 годах, в период между обретением мощей святителя Димитрия и его официальной канонизацией.
О вкладах графини А. А. Орловой-Чесменской в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
История и культура Ростовской земли. 2006. Ростов, 2007 С. 115 — 126
Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, почитавшая св. Димитрия Ростовского, часто приезжала в Спасо-Яковлевский монастырь даже тогда, когда уже не было в живых ее первого духовника иеромонаха Амфилохия Яковлева. В течение жизни она пожертвовала обители около 300 тысяч рублей, что и позволило ей навсегда остаться в ее истории самой щедрой дарительницей
О вкладах представителей рода Шереметевых в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Ярославский педагогический вестник. Серия: «Гуманитарные науки»: научный журнал. Ярославль, 2009. № 2 (59). С. 233 — 238
Род Шереметевых на протяжении двух столетий осуществлял благодеяния по отношению к Спасо-Яковлевскому монастырю. Представители четырех поколений этого рода, будучи почитателями св. Димитрия, прилагали усилия для благоустройства и благоукрашения его обители
Возвышение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря во второй половине XVIII века
Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. Ярославль, 2011. № 4. С. 296 — 300
В синодальный период Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь стал духовным центром Ростова, крупнейшей обителью Ярославо-Ростовской епархии, одним из наиболее известных монастырей России. Его стремительное возвышение в середине XVIII века было обусловлено канонизацией митрополита Димитрия (†1709), которого Церковь прославила как первого российского чудотворца Нового времени
К истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в XIX столетии
Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 29 – 32
В статье рассказывается о самых важных событиях, произошедших в монастыре в XIX столетии. Таких как: причисление обители к первому классу, сооружение новых храмов, устроение серебряной раки для мощей святителя Иакова Ростовского
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в 1834 году
Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2013. С. 81 — 86
Одним из самых значительных событий в истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря стало его возвышение на степень монастырей первого класса. Это произошло в 1834 году.
Димитриевы дни 1909 года. Празднование 200-летия кончины святителя Димитрия
Из книги «Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского: история и современность». Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. М., 2013. С. 7 — 9
В 1909 году Россия отмечала 200-летие кончины святителя Димитрия
Ростовского. Это было великое празднество веры и благочестия «в
честь и память ревнителя православия, своими вдохновенными
творениями всех наставлявшего на путь, ведущий к достижению
добра и духовной красоты»
«Димитриевы дни в Ростове Великом» 28 октября 1909 года
Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 32 — 34
Книга «Димитриевы дни в Ростове Великом», изданная Ярославским братством св. Димитрия, сохранила описание крестного хода и праздничной литургии, совершенной в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре 28 октября 1909 года, в день памяти прославленного Ростовского святителя. Рассказ об этом мы предлагаем нашим читателям.
Крестные ходы Спасо-Яковлевского монастыря в день памяти св. Димитрия Ростовского 28 октября 1909 года
Газета «Ростовский вестник». 27 августа 2009 г. С. 12 [«Возрождение» № 19]
Украшением празднования 200-леттия кончины св. Димитрия стали торжественные крестные ходы, совершенные в Ростове 28 октября 1909 года. Первым из них было многолюдное шествие из Успенского собора в Спасо-Яковлевский монастырь. Вторым — шествие с мощами св. Димитрия вокруг монастыря, которое началось по окончании литургии.
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в 1909 году
Филевские чтения. М., 1994. Выпуск IX. С. 211 − 220
В 1909 году, когда вся Россия отмечала 200-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского, главным местом проведения всех торжеств стал Спасо-Яковлевский монастырь. Вашему вниманию предлагается рассказ о том, каким было состояние Яковлевской обители в том памятном году
Документы РГАДА о праздновании 200-летия кончины св. Димитрия Ростовского
История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001. С. 51 — 55
В Российском Государственном архиве древних актов, в фондах Спасо-Яковлевского монастыря и Московской Синодальной конторы хранится немало источников, так или иначе связанных с Ростовским святителем Димитрием. Это, например, дела о торжествах, приуроченных к 200-летию его кончины, состоявшихся 26-28 октября 1909 г.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и царствующий дом Романовых
Сборник трудов Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 2014. С. 43 — 51
Канонизация святителя Димитрия, ставшая одним из важнейших событий в истории Русской Православной Церкви XVIII столетия, привлекла к Спасо-Яковлевскому монастырю особое внимание представителей Царствующего дома Романовых
Воспоминания епископа Иосифа о пребывании в Ростове императорской семьи 22 мая 1913 года
Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2012 года, г. Ярославль. Ярославль, 2014. С. 319 — 326
Настоятель Спасо-Яковлевского монастыря епископ Иосиф (Петровых) оставил воспоминания о посещении обители императором Николаем Александровичем с детьми 22 мая 1913 года. Они не просто знакомят с фактологической стороной дела, но позволяют прочувствовать, ощутить атмосферу происходивших событий.
Спасо-Яковлевский монастырь в 1913 году
Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. Ярославль, 2010. № 2. С. 51 — 55
В статье рассказывается о посещении Спасо-Яковлевского монастыря императором Николаем II и его детьми в мае 1913 года – в тот год, когда в России торжественно отмечалось 300-летие воцарения династии Романовых
Российский Златоуст
Ярославские епархиальные ведомости. 2004. Сентябрь — октябрь. № 9 — 10. С. 26 — 28
Рассказ о том, как в 2009 Спасо-Яковлевский монастырь готовился к празднованию 300-летия со дня кончины святителя Димитрия.
Святитель Димитрий Ростовский: 250 лет канонизации
Ярославские епархиальные ведомости. 2007. Июнь. № 191. С. 32 – 33
26 — 27 апреля 2007 года в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре состоялась научная конференция, посвященная 250-летию причисления к лику святых ростовского митрополита Димитрия – прославленного Российского чудотворца Нового времени.
Димитриевы дни 2009 года. Празднование 300-летия кончины святителя Димитрия
Из книги «Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского: история и современность». Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. М., 2013. С. 10 — 18
В 2009 году Русская Церковь торжественно отметила трехвековой юбилей со дня кончины святителя Димитрия Ростовского. Главным центром празднования стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Св. Александр Невский и свт. Димитрий Ростовский. Заметки по поводу двух юбилеев
Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Сентябрь. № 219. С. 22 — 25
Ярославо-Ростовская епархия подарила нашему Отечеству двух великих святых, ставших подлинной духовной опорой Российской империи – св. князя Александра Невского, явившегося небесным покровителем новой имперской столицы и святителя Димитрия Ростовского, олицетворяющего собой высокую духовную культуру.
Чудотворная келейная икона святителя Димитрия:
Ватопедская икона Пресвятой Богородицы «Отрада», или «Утешение»
Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители». Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. М., 2016. С. 147 — 151
Рассказ о почитаемой святыне Спасо-Яковлевской обители – келейном образе святителя Димитрия, о чудотворной Ватопедской иконе Пресвятой Богородицы, которая сопровождала владыку при жизни и поныне пребывает рядом с его святыми мощами.
Келейная икона святителя Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»
История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 104 — 113
Среди чтимых святынь Ростова значительное место занимает келейная икона святого Димитрия Ростовского Богоматерь Ватопедская, которая находится в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
Ватопедская икона Богоматери – святыня Спасо-Яковлевского монастыря
Ярославские епархиальные ведомости. 2006. Август. № 181. С. 34 — 35
И в наши дни, как и в прошлые времена, Богородица через свой святой образ являет заступничество и покровительство Спасо-Яковлевской обители и всем, прибегающим к Ее покрову и ходатайству.
О Спасо-Яковлевском монастыре можно прочитать здесь:
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь
Глава из книги «Ростов Великий: святыни и достопримечательности»
Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. М., 2012. С. 34 — 51
Перед вами – фрагмент путеводителя по святыням Ростова Великого. Рассказом о Спасо-Яковлевском монастыре – самой знаменитой ростовской обители нашего времени – открывается эта книга.
О посещении Спасо-Яковлевского монастыря в начале 1830-х годов
Из книги «Путешествие по святым местам русским». СПб., 1846. Ч. 1. С. 61 — 67, 75.
Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) — духовный писатель, церковный просветитель, историк, популяризатор Церкви и православия.
«Путешествие по святым местам русским» — его путевой дневник, написанный им с любовью и вниманием к православным святыням России. Немало страниц в нем уделено Спасо-Яковлевскому монастырю.
Впечатления о посещении Яковлевского монастыря в 1847 году
Из книги «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора Шевырева в 1847 году». Т. 1-2. М., 1850.
Профессор Московского университета С. П. Шевырев в 1847 году во время поездки из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь посетил и Яковлевскую обитель в Ростове, а позже в своих воспоминаниях написал о впечатлениях, которые оставила в его душе встреча с монастырем и его насельниками.
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом
Исторический вестник. СПб., 1888. Т. XXXI. С. 421 — 433
Статья Андрея Александровича Титова (1844 — 1911) — самого известного из дореволюционных ростовских историков, автора около 700 книг и статей. Несколько его трудов посвящены истории, памятникам и насельникам Спасо-Яковлевского монастыря. Одна из этих работ сейчас перед вами.
Святой Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь
Русский паломник. 1914. № 48. С. 768 — 772
Для любителей старины – статья о св. Димитрии Ростовском и Спасо-Яковлевском монастыре из «Русского паломника» за 1914 год – иллюстрированного еженедельного журнала для религиозно-нравственного чтения в дореволюционной России.
Немного о художественной жизни монастыря:
Ростовская финифть и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. Издание Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Ростов Великий, 2008. С. 431 - 444
Со времени канонизации в середине XVIII в. святитель Димитрий стал самым почитаемым святым древнего Ростова. К его мощам приходили и приезжали люди самых разных состояний из самых разных мест большой страны. К этому же времени — середине XVIII столетия — относится зарождение такого известнейшего ростовского народного промысла, как финифть. Необычайно широкое почитание св. Димитрия способствовало не только развитию этого промысла, но его закреплению и процветанию в Ростове.
К вопросу об иконографии скульптуры Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря
Труды Ростовского музея. Ростов, 1991. С. 141 - 162.
Написанная в 1991 году, статья до сих пор остается наиболее полным источником информации о скульптурном и лепном убранстве самого торжественного храма обители, посвященного св. Димитрию Ростовскому. Она сопровождается подробной фотоподборкой, выполненной специально для данного текста.
Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря
Сообщения Ростовского музея. Выпуск II. Ростов, 1991. С. 16 — 47.
Статья дает представление не только об изначальном интерьере Димитриевского храма, но и тех изменениях, которые он претерпел во второй половине XIX — начале XX в. На сегодня — это наиболее полный материал о том, как менялось и кем было создано внутреннее убранство самого красивого храма обители. Помещена большая фотоподборка, выполненная специально для данной статьи.
Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря
Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. Ростов, 2002. С. 231 — 268
Монастырские портретные галереи принадлежат к числу малоизученных памятников русской культуры XVIII — XIX вв. В Ростове обширная портретная галерея была в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. После его закрытия эти произведения поступили в Ростовский музей. В данной публикации предпринята попытка реконструировать галерею на основе архивных данных, книг поступлений Ростовского музея.
Иконостас Шереметевского храма
Газета «Ростовский вестник». 1991 г., 22 ноября. С. 7
В конце 1860-х годов на средства графа Дмитрия Николаевича Шереметева в Димитриевском соборе был устроен новый иконостас в виде триумфальной арки, гармонирующий с классицистическим интерьером храма