logo
sandvige Меню

Прославление святителя Димитрия Ростовского и расцвет Спасо-Яковлевского монастыря

Ярославские епархиальные ведомости, 2009. № 220.

Виденеева А. Е.

 

В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. Это величайшее событие коренным образом изменило судьбу обители и явилось основанием ее последующего расцвета.

К началу осени 1752 г. в соборе Яковлевского монастыря над могилой святителя осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Мацеевич дал разрешение произвести ремонтные работы. К ним приступили в тот же день. После снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в котором и были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, в тот же час прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб. О происшедшем архиерей незамедлительно донес в Синод.

Молва о новообретенных в Ростове мощах распространялась по России. При горобе Димитрия начали совершатся чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

В рукописном сборнике с перечнем чудес, происшедших у гроба Ростовского святителя в 1750-х годах, перечислено около трехсот исцелений. Вот одно из них, произошедшее с архиерейским служителем Алексеем Курохтанским 24 октября 1754 года. «Угличскаго духовнаго правления подканцелярист Алексей Курохтанский, быв в Ростове, заболел глазной болезнию, от которой в голове ломота и жар был превеликой, и очми не видел; и в то время имел усердное обещание к Преосвященному Димитрию митрополиту при гробе его в Яковлевском монастыре панихиду отправить, почему в тот Яковлевский монастырь к двум литоргиям с теми болезни своими отвезен был и панихиды по оном Преосвященном митрополите при гробе его дважды отправлял, и молитвами его от ломотной в голове болезни от жару освободился, и очам стало прозрение». И таких свидетельств, подлинность которых тщательно проверена и документально подтверждена, было немало.

Сотни и сотни паломников приходили в Яковлевский монастырь для поклонения святителю Димитрию. Многим людям по силе их веры здесь даровалось исцеление. С каждым годом слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Как сказано в житии святителя, «услышав об обретении святых мощей, народ толпами спешил к новоявленному угоднику Божию, и при гробе его открылся обильный источник исцелений, кои подаются верующим и доселе».

Между тем, официальная канонизация митрополита Димитрия произошла только через несколько лет. Истинность исцелений, совершающихся в монастыре, подвергалась долгим и тщательным освидетельствованиям. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми. День их обретения — 21 сентября, также как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому.

Прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. Как точно подметил Борис Эдинг: «Почитание Святителя стало очень распространенным среди петербургской и московской знати, желавшей, быть может, видеть в примере Димитрия возможность святости и в новой культуре России».

В середине XVIII в. святыни Яковлевской обители умножились. Теперь помимо скрытых под спудом мощей основателя монастыря — епископа Иакова — монастырь освящали мощи его сопрестольника — митрополита Димитрия. Именно эта святыня и явилась залогом грядущего процветания Яковлевского монастыря.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала святителю Димитрию серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. В торжествах переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, происходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II. В церемонии участвовали виднейшие церковные иерархи: новгородский митрополит Димитрий, петербургский митрополит Гавриил, крутицкий епископ Амвросий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Арсений. Главным местом проведения торжеств стал Яковлевский монастырь. 25 мая в обитель из Успенского собора прошел крестный ход, отмеченный большим стечением народа. В монастыре перед литургией мощи свт. Димитрия были обнесены вокруг собора и положены в серебряную раку, установленную над местом погребения святителя и обретения его мощей.

Императрица Екатерина пожертвовала в Яковлевский монастырь покров на раку свт. Димитрия и покров на гробницу свт. Иакова, дорогие одежды на престолы и жертвенники соборной церкви и ее придела, священнические облачения из золотой и серебряной парчи; пожаловала тысячу рублей настоятелю и братии и две тысячи — на благоукрашение обители.

Канонизация святителя Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть оставленным без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Примечательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера — Соловецким монастырем.

26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели до конца XIX в. имели сан не ниже архимандрита.

Примечательно, что предоставление монастырю титула ставропигии, причисление его ко второму классу и учреждении в нем архимандритии было произведено по воле императрицы Екатерины II, особенно почитавшей святителя Димитрия и благоволившей к Яковлевскому монастырю.

В 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству Спасо-Песоцкий монастырь, что значительно укрепило обитель и существенно увеличило ее размеры. Территория Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух храмов вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор — Спасский храм, построенный в XVII в.

Неиссякаемый поток вкладов обеспечил Яковлевскому монастырю возможность развернуть широкое каменное строительство. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

Знаменательно, что начало строительной деятельности в монастыре, положенное в 1757 г., совпало со временем канонизации свт. Димитрия. Тогда на месте обветшавшей деревянной ограды с восточной стороны начала сооружаться каменная стена, но вскоре это строительство, сопровождавшееся поначалу большими затруднениями, было приостановлено императорским указом. В течение двух следующих десятилетий постепенно подготавливалась материальная база для грядущих строительных работ. Синодальное разрешение на их начало поступило в 1776 г. С этого времени разворачиваются широкомасштабные работы по сооружению нового монастырского ансамбля. Расширяется территория обители, устраивается новая планировка, все старые деревянные здания, как жилые, так и хозяйственные, заменяются на новые каменные.

Монастырский ансамбль получил строгую регулярную планировку, все его здания были возведены в стиле классицизма. Просторный, квадратный в плане парадный двор обители был окружен высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, с южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались «водяными», а северные «въездными». По центру восточной стороны ограды над святыми вратами возвышалась высокая трехъярусная колокольня. В конце XVIII в. на ней находилось четырнадцать колоколов, самый большой из которых весил более пяти тонн. С западной стороны центрального двора были сооружены двухэтажные братские кельи, трапезный и настоятельский корпуса. На територии присоединенного Спасского монастыря построили конюшенный двор, разместили кладовые и погреба, просфорнические кельи, мастерские и прочие хозяйственные службы. Возведение ограды и колокольни, жилых и хозяйственных зданий нового монастырского ансамбля было произведено в кратчайшие для XVIII в. сроки — за двадцать лет.

В конце XVIII ст. был построен новый монастырский собор — внушительный и величественный храм святителя Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь святителя Иакова Ростовского. Таким образом, основание и возведение двух храмов, освященных в честь ростовских святителей, небесных покровителей обители, завершило сооружение нового монастырского архитектурного ансамбля.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы видим его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды над святыми вратами — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной. Здесь возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

После канонизации и прославления святителя Димитрия буквально в одночасье Яковлевский монастырь возвысил свой статус, упрочил материальное положение и расширил свои пределы. Но, пожалуй, самым важным явилось то обстоятельство, что за год до всех этих значительных и замечательных перемен в ходе секуляризационной реформы 1764 г. монастырь избегает упразднения, и основанием тому явились молитвенный покров и всероссийская слава святителя Димитрия.

С середины XVIII столетия Яковлевский монастырь входит в период своего расцвета и становится новым центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославско-Ростовской епархии.

 

Публикация:

Виденеева А. Е. Прославление святителя Димитрия Ростовского и расцвет Спасо-Яковлевского монастыря //  Ярославские епархиальные ведомости, 2009. № 220.

button up