Ярославские епархиальные ведомости. 2004. Сентябрь — октябрь. № 9 — 10. С. 26 — 28
В 1702 году в древний Ростов Великий приехал новый митрополит. Его встречали на самой окраине города, у стен Иаковлевского монастыря. В Зачатьевском соборе митрополит отслужил благодарственный молебен и, выходя из храма, пророчески указал место своего упокоения в юго-западном углу церкви. Новым митрополитом был великий Святитель Димитрий Ростовский.
До нас дошел словесный портрет святого в годы его жизни в Ростове: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета». Ростовские жители увидели в своем пастыре ученого-монаха, много времени уделявшего молитве, посту и написанию своих литературных трудов – в первую очередь, житий святых угодников Божиих.
Существует благочестивое предание: кто молится великому святителю Ростовскому Димитрию, за того молятся все чудотворцы, ибо он прославил их в своих трудах. И доныне на территории Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом, где почивают мощи святителя, растет могучий зеленый дуб, которому более 400 лет и в тени которого писал свои труды Российский Златоуст – Святитель Димитрий.
В 2009 году Спасо-Иаковлевская обитель будет праздновать 300 лет со дня преставления Святителя Димитрия. Как отмечает игумен Серафим (Симонов), наместник монастыря, «хотелось бы провести эти празднества на общецерковном уровне». «У нас сохранились материалы о том, как в прошлом веке праздновалось 200-летие преставления Святителя. Тогда состоялось широчайшее общероссийское торжество, на празднике присутствовали высокие государственные лица, и монастырь посетили многочисленные паломники. Ведь личность Святителя Димитрия имела уникальное значение не только в церковной, но и в государственной жизни. После советских времен это позабылось, утратилось, и сейчас перед нами стоит задача способствовать прославлению его имени вновь и вновь», – отмечает игумен Серафим.
Будущий Святитель Димитрий, родившийся в 1651 году в Макарове близ Киева, принял монашеский постриг на восемнадцатом году жизни в Киевском Кирилловском монастыре.
«Очень многие, кто сейчас приходят в мужские монастыри (а таких людей не так уж и много), прожив в обителях год, два и даже три, разочаровываются и покидают обители. Чтобы задержаться в монастыре, нужна очень крепкая молитва, терпение, упование на Бога, – рассказывает игумен Серафим, затрагивая вопрос о современном состоянии монашества. – Подчас человек идет в монастырь, и он уже для себя решил, что он будет там делать, как он будет жить, как будет себя вести. Но в монастырь на самом-то деле приходят именно для того, чтобы свою волю отсечь, чтобы делать не то, что хочется, то, что думается, а так, как благословляют. Человек живет, и ему никто не нужен – он сам себе игумен, благочинный и духовник. Такие люди, конечно, долго в монастыре не задерживаются. Приходят в обители и те, кто желает просто понять для себя, какой жизненный путь им лучше избрать, – в миру остаться или в монастыре. Есть люди, которые приходят от безысходности, но они практически никогда не станут насельниками. А задерживается именно тот, кого призвал Господь».
Избранник Божий, будущий Святитель Димитрий учился в Киево-Могилянской коллегии и продолжил свое образование в Кирилловском монастыре, где постигал латинскую, южнославянскую церковную и историческую литературу. Уже в 23 года он становится известным проповедником. Дай Бог совершити – такие слова напишет будущий великий Святитель после того, как в 1684 году собор Киево-Печерской Лавры благословит Димитрия на составление житий святых. В процессе своей работы Святитель использовал первое собрание житий, составленное святым Макарием (середина XVI века), которые были присланы ему патриархом Иоакимом из Москвы. Первая книга житий появляется через четыре года – в 1688 году (включала сентябрь-ноябрь). В 1695 году была издана вторая книга (декабрь-февраль) и еще через пять лет – третья (март-май). Свой труд святитель завершил уже в Ростове.
На «Житиях святых» Святителя Димитрия были воспитаны многие поколения русского народа. Его труды переиздаются и с интересом читаются до сих пор. «Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе… Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей», – отмечал историк Н.И. Костомаров.
«Книгой вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника» называл Четьи-Минеи святителя Димитрия А.С. Пушкин.
Федор Михайлович Достоевский намеревался перевести Четьи-Минеи на английский язык. В библиотеке писателя хранилось одиннадцать выпусков Избранных житий святых, кратко изложенных по руководству Четьих-Миней.
Образованнейший человек, Святитель Димитрий собрал богатую библиотеку. Существует предположение, что «Хронограф», где был список «Слова о полку Игореве», который впоследствии обрел И. А. Мусин-Пушкин в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля, в прошлом мог принадлежать Святителю Димитрию.
В Ростове при Архиерейском доме митрополит Димитрий открыл Духовную школу, где обучалось 200 детей разных сословий. Еще в начале XIII века при Спасо-Преображенском монастыре Ярославля была основана первая на северо-востоке Руси школа с богатой библиотекой русских и греческих книг. Чуть позже школу переведут в Ростов. Духовное училище, основанное Святителем Димитрием, по своему значению было вторым в России после московского. В школе изучали грамматику, латинский и древнегреческий языки, нотное пение, стихосложение, риторику. Святитель Димитрий лично окормлял училище, читал и толковал ученикам Священное Писание.
В 1747 году в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля открывается Ярославская славяно-латинская семинария, из стен которой вышли сотни пастырей и проповедников Православной Церкви. Семинарию закрыли в советское время. В 1994 году было возрождено Духовное училище. В прошлом, 2003 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, Духовное училище из Ярославля было переведено в Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь – под покровительство Ростовских Святителей Иакова, Димитрия и Преподобного Авраамия: мощи всех трех святых угодников Божиих находятся в стенах этой обители.
Как отмечает наместник монастыря игумен Серафим, «это глубоко символично, что у мощей Святителя Димитрия возрастает наше молодое поколение, учатся будущие священники». «Училище небольшое – в нем чуть более двадцати студентов. Срок обучения – два года, и на это время рассчитана обширная учебная программа. Но более ценно и важно то, что учащиеся живут в церковной среде, в ограде монастыря, принимают участие в этой жизни, службах, приходят каждый день на утренний братский молебен, несут послушания, – рассказывает отец Серафим, – Очень важно привить им церковную культуру, чтобы они научились послушанию, чтобы имели представление, что их ждет в будущем, если они выберут путь священнослужителей. Они здесь определяются и одновременно получают начальное духовное образование. Церкви нужны сейчас люди грамотные, образованные. Интересен не просто верующий человек, но еще такой человек, кто может Церкви помочь словом, миссионерской деятельностью, потому что мир всегда очень строго взыскивает и спрашивает с церковнослужителей. Очень хорошо, что и в монастыри приходят образованные люди».
Первым наместником монастыря с самого начала его возрождения в 1991 году стал архимандрит Евстафий, нынешний епископ Читинский и Забайкальский. 4 июня того же года вернулись в обитель мощи Святителя Димитрия, хранившиеся до этого времени в фондах Ростовского музея-заповедника. Чуть позже в монастырь перенесли и святые мощи преподобного Авраамия Ростовского.
Пришлось преодолеть много трудностей в деле восстановления обители. В 1991 году на территории монастыря еще проживало 17 семей, часть территории занимали музей и детский сад. Однако монашеская жизнь постепенно налаживалась, и в 1993 году были совершены первые постриги, число братии увеличивалось. Непрестанно возносилась молитва к Ростовским святым: Святителю Иакову, епископу Ростовскому, основавшему обитель в конце XIV века, Святителю Димитрию и Преподобному Авраамию, жившему в XI веке, – просветителю Ростовского края и родоначальнику ростовского монашества, основателю первого монастыря в северо-восточной Руси.
Стараниями насельников монастыря, паломников и местных жителей благоукрашается монастырская территория. В летнее время в обители особенно красиво: огромный яблоневый сад, груши, ароматный шиповник, ирисы, анютины глазки, аккуратно подстриженная трава.
«Мы кормимся своим собственным урожаем. Угощаем паломников, кормим студентов Духовного училища. Внутри монастыря выращиваем перец, баклажаны, помидоры в теплицах, огурцы. Так что сельское хозяйство для монастыря очень ценно, – рассказывает игумен Серафим. – В десяти километрах от монастыря у нас 10 гектаров под зерновые, засеяли ячмень, есть покосы. Перед посевом всегда служим молебны».
«Кто желает, добро пожаловать, – приглашает отец-наместник посмотреть восемь монастырских коров. – Дают молока до 38 литров в день (самые лучшие). Сами сыр делаем, творог. На скотном дворе бегают телята. Возили свои продукты на Рождественскую выставку в Москву – все разобрали. В епархии получили диплом за соленья и монастырские наливки».
Особенная слава многих обителей – монастырский хлеб. Пекут его и здесь, в русской печи, и называют постным куличом: он огромный, белый, мягкий – в форме пасхального кулича.
Монастырское хозяйство постепенно восстанавливается. Куда более сложный вопрос – реставрация и возрождение храмов обители. В особенно тяжелом состоянии – Спасо-Преображенский собор XVII века, оставшийся от более древнего Спасского монастыря. В конце XVIII века Спасский монастырь присоединили к Иаковлевскому (получился Спасо-Иаковлевский монастырь), а потом постепенно Спасский монастырь превратился сначала в хозяйственную часть обители, а уже при советской власти все здания Спасского монастыря были снесены, кроме Преображенского храма.
По словам отца Серафима, реставрация храма требует больших средств. Необходимо провести исследования грунтов и состояния фундамента, чтобы определить происхождение трещин. Кровля уже не протекает, но необходимо и дальше сохранять храм, для чего монастырь уже подал заявку в Министерство культуры. «Восстановление таких памятников посильно только крупным организациями, – отметил отец-настоятель. – Для проведения будущих юбилейных торжеств необходимы реставрационные работы и в Зачатьевском соборе, и в церкви во имя святителя Димитрия. Пока у нас нет подходящих помещений для размещения паломников, тем более – именитых гостей. А паломников у нас всегда много. Часто приезжают из Ростова-на-Дону, так как святитель Димитрий – небесный покровитель их города, а также с Украины – родины святого. Рядом с монастырем нам уже передали здание, где как раз мы и хотели бы расположить гостиницу. Но там все пока в аварийном состоянии».
В этом же здании монастырь уже планирует создание миссионерского центра с различными направлениями: паломническая служба, лекторий, служба поддержки семьи, детский клуб, где дети могли бы проводить свободное от школьных занятий время и организовывать праздники. В обители уже есть воскресная школа – с детьми здесь занимаются музыкой (народной, богослужебной, поют духовные песнопения), ремеслами, изучают Закон Божий, ездят в паломнические поездки. Монастырь активно занимается просветительской деятельностью с молодежью на темы семьи и брака, наркотиков, сект. Постепенно стали налаживаться отношения с администрацией учебных и медицинских учреждений. Насельник монастыря отец Игнатий отметил важную роль сотрудничества монастыря с Православным медико-просветительским центром «Жизнь».
При поддержке монастыря лекторами центра с конца января по март 2004 года в учебных заведениях Ростова было прочитано 90 лекций. По словам отца Игнатия, ребята не хотели уходить на перемены. «Они искренно благодарили нас за то, что мы отнеслись к ним с вниманием, разговаривали с ними на равных. Молодежь с интересом воспринимает информацию по медицинским и православным аспектам аборта. Почти все открыто выступали против этого греха. Часто им просто не хватает информации по этим вопросам, и они в неведении совершают непоправимые ошибки, ломают жизни. Как отметил отец Игнатий, примечательно, что первый храм монастыря в XIV веке был основан в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведными Иоакимом и Анною. И до XVIII века монастырь назывался Зачатьевским.
Хотелось бы рассказать и еще об одной святыне обители – образе Ватопедской Божией Матери – келейной иконе Святителя Димитрия. С нее писали много списков, и почти каждый храм Ростова имел такую икону. Списки с чудотворной Ватопедской иконы были преподнесены о дар Императрице Александре Феодоровне и Великой княгине Елисавете Феодоровне во время приезда Царской семьи в Ростов в 1913 году. В Иаковлевском храме был устроен малый придел в честь этой иконы. Наиболее широко распространенное предание, что келейная икона Святителя Димитрия – это благословение его родителей.
Согласно другому преданию, великий подвижник был благословлен этой иконой патриархом Иоакимом за труд по составлению житий святых. Существует и третье предание о том, что икону прислал Святителю Димитрию архимандрит Киево-Печерского монастыря Иоасаф.
Каждое утро Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря начинается с братского молебна у чудотворного образа Ватопедской Божией Матери и мощей святых Ростовских чудотворцев – Святителя Иакова, Преподобного Авраамия и Российского Златоуста – Димитрия, и поминания всех кто трудился и трудится на благо Родины, Церкви и древней ростовской обители Святителя Иакова.
Публикация:
Горбачева Т. Российский Златоуст // Ярославские епархиальные ведомости. 2004. Сентябрь — октябрь. № 9 — 10. С. 26 — 28.