logo
sandvige Меню

Почитатели св. Димитрия

Алексеев В. Н.

Род Воронцовых на Ростовской земле

История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 172 — 180

Представители известного дворянского рода почитали св. Димитрия Ростовского, возводили храмы в его честь. На чем основано такое почитание, рассказывается в статье

Рубцова М. Л.

Граф Николай Петрович Шереметев

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 91 — 98

Среди известных почитателей св. Димитрия — род Шереметевых. Личная дружба представителей этой фамилии со святителем и его семьей стала причиной того глубокого почтения, с которым относились Шереметевы — потомки Бориса Петровича, знаменитого фельдмаршала петровского времени, ко всему, что было связано с именем Ростовского святителя и памятью о нем.

«Завещательное письмо» Н. П. Шереметева сыну Дмитрию

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 99 — 101

Своего единственного вымоленного сына известный театрал и меценат граф Николай Петрович Шереметев назвал в честь глубоко почитаемого им св. Димитрия Ростовского. Зная, что жизнь на земле не вечна, граф написал еще маленькому сыну «Завещательное письмо», из которого мы можем узнать, в чем состоит завет одного из богатейших людей страны; завет человека, имевшего в жизни абсолютно все в понимании большинства людей.

Виденеева А. Е.

Н. П. Шереметев и Димитриевский храм села Песошни Ростовского уезда

Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Выпуск XII. С. 170−182

Статья о том, как стараниями графа Н. П. Шереметева был возрожден храм в честь св. Димитрия Ростовского села Песошни (современное село Песочное в нескольких км от Ростова). Храм до наших дней не сохранился. Прочитать о нем также можно здесь

Участие графа Н. П. Шереметева в постройке и украшении Никольского храма с. Вески с приделом в честь св. Димитрия Ростовского

Благодаря ходатайству и финансовой помощи графа Н. П. Шереметева крестьяне с. Вески, расположенной в вотчинах графа в Борисоглебском уезде Ярославской губернии, смогли построить храм, один из приделов которого посвящен Ростовскому святителю.

Почитаемая Тихвинская икона Богородицы и Борисовская Богородице-Тихвинская женская обитель, основанная в 1709 году фельдмаршалом Б. П. Шереметевым

В честь победы русского воинства в Полтавской баталии и в знак благодарности за чудесное спасение жизни графом Борисом Петровичем Шереметевым была основана обитель . Ее сейчас нет, но икона, бывшая в ней главной святыней, сохранилась и находится в приходском храме с. Борисовки Белгородской области, являясь чтимой святыней этих мест. В храме один из приделов посвящен св. Димитрию Ростовскому.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), Виденеева А. Е.

Благотворительность как пример нравственного служения Церкви и обществу: шереметевские храмы Новоспасского и Спасо-Яковлевского монастырей

Благотворительная деятельность в России является нравственной традицией, имеющей глубокие корни. Вклад Русского Православия в ее развитие способствовал тому, что в нашей стране, пожалуй, в большей мере, нежели чем в других местах, к благотворительности относились не только как средству общественного благоустройства, но преимущественно, как к способу нравственного совершенствования и делу спасения души.
Блестящие приметы тому мы видим в императорской России. Славу одного из крупнейших благотворителей своей эпохи снискал граф Николай Петрович Шереметев (1751 — 1809) – аристократ, царедворец, государственный деятель, меценат и покровитель искусств.

Иерей Василий Секачев, Нина Секачева

Склиф: памятник-любовь

Журнал «Нескучный сад». 22 октября 2010 года

Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского известен каждому москвичу. Здесь спасают людей. Спасали и до революции, когда это был Странноприимный дом: больница и богадельня для бедных. Здание Странноприимного дома на Садовом кольце — замечательный памятник архитектуры начала XIX века, один из немногих, сохранившихся после пожара 1812 года. Он и сейчас является лицом института. Но еще он продолжает быть памятником великой и трогательной любви графа Шереметева к крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, любви, благодаря которой возникла в этом загородном владении Шереметевых невиданная в те времена обитель милосердия.

Шереметевский дворец. Экскурсия по Петербургу. Утро на 5

Небольшая, но увлекательная экскурсия по знаменитому Фонтанному дому, в котором жил граф Н. П. Шереметев с супругой Прасковьей Ивановной. Здесь родился их единственный сын Дмитрий, названный в честь ростовского святителя Димитрия. История дома и его обитателей.

Рубцова М. Л.

Гробовой иеромонах Амфилохий

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 103 — 105

Послушание гробового иеромонаха появилось в Спасо-Яковлевской обители после причисления к лику святых Димитрия Ростовского. Самым известным человеком на этом послушании стал иеромонах Амфилохий Яковлев, в течении более сорока лет стоявший у мощей святителя и принимавший богомольцев, пришедших в обитель со своими скорбями, недоуменями, болезнями.

Титов А. А.

Два подвижника Спасо-Яковлевской Димитриевой обители: гробовой иеромонах Амфилохий и схимник архимандрит Пахомий

Москва, 1911

Ценные сведения ростовского краеведа А. А. Титова о двух почитаемых старцах Спасо-Яковлевского монастыря, один из которых нес подвиг 47-летнего служения у мощей св. Димитрия Ростовского, другой — ежедневного служения литургии и молитв за многочисленных богомольцев и духовных чад. В наше время книга не переиздавалась и является библиографической редкостью. Текст набран специально для этого сайта

Виденеева А. Е.

Гробовой иеромонах Амфилохий – старец Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

Макариевские чтения. Можайск, 2006. Вып. XIII. С. 109 — 115

Статья современной исследовательницы дополняет сведения о почитаемом старце Спасо-Яковлевской обители, прослужившего почти полвека у мощей св. Димитрия Ростовского, его глубокого почитателя.

Колбасова Т. В.

К иконографии гробового иеромонаха Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Амфилохия. Портреты из собрания Ростовского музея

История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. C. 95 — 107

В Спасо-Яковлевском монастыре была собрана значительная коллекция портретов духовных лиц, связанных с ним. После закрытия обители в конце 1920-х годов часть портретов попала в Ростовский музей, благодаря чему сохранилась до наших дней. Портреты старца Амфилохия — одни из них.

Рубцова М. Л.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 107 — 115

Лишившись единственного родителя — отца — в молодом возрасте, графиня Анна, совершая паломничества по известным монастырям и делая пожертвования за упокой его души, посетила Спасо-Яковлевкую обитель. Здесь у мощей св. Димитрия Ростовского она познакомилась со старцем Амфмлохием Яковлевым, ставшим ее духовником. С тех пор графиня ежегодно приезжала в монастырь Великим постом, говела и молилась у почитаемых ею святителей — Димитрия и Иакова.

Елагин Н. В.

Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской

Санкт-Петербург, 1853

Биографию известнейшей благотворительницы и почитательницы св. Димитрия графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской можно узнать от ее личного биографа

Иеромонах Серафим (Роуз)

Тайная монахиня Агния. Жизнеописание благодетельницы Святой Руси графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской

Журнал «Русский паломник». 2003. № 27

Графиню Анну Орлову-Чесменскую называли «беспримернейшей благотворительницей», подобной святой Древней Церкви Мелании Римской, которая обладая огромным по своим временам богатством, все его раздала нуждающимся и больным, потратила на помощь обителям и храмам. Так поступила и графиня Анна, оставив завещание, не имеющее примеров — она все свое многомилионное состояние распределила между храмами и обителями Русской Церкви, Святой Земли и Афона

Ильинка сквозь века. В память вечную. Составитель Т. Г. Берхина

Москва, 2012

Материал о роде Орловых и графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской написан современным ясным языком, снабжен большим количеством иллюстраций

Рубцова М. Л.

Архимандрит Иннокентий Порецкий

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 117 — 123

Известный настоятель и старец Спасо-Яковлевкого монастыря архимандрит Иннокентий управлял ею почти тридцать лет. Его служение обители и ее святым покровителям — святителям Иакову и Димитрию — составили целую эпоху. Именно при нем обитель начинает активно посещать русская интеллигенция, при нем разворачивается масштабное строительство, при нем складывается картинная галерея Спасо-Яковлевского монастыря. Перед кончиной о. Иннокентий был удостоен посещения Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

Колбасова Т. В.

Дневник Глафиры Чураковой

Статья посвящена дневнику паломницы и духовной дочери архимандрита Иннокентия Порецкого, почитательницы святителей Иакова и Димитрия Ростовских. Данный памятник впервые освещен в печати

Виденеева А. Е., Коновалов И. В.

Дмитрий Николаевич Самгин и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2005. Выпуск XV. С. 158 – 169

Колокололитейный завод «Товарищество братьев Самгиных» в XIX – начале XX века входил в число крупнейших подобных предприятий России. Один из его владельцев – Дмитрий Николаевич – носил имя в честь ростовского святителя Димитрия. Чтя память своего небесного покровителя, он не раз приезжал к его мощам, а также ежегодно делал пожертвования в Спасо-Яковлевский монастырь на поминовение своего рода. В честь святителя Димитрия Ростовского был крещен и его внук. Так что связи этой семьи с обителью были тесными. В конце 1860-х годов на предприятии, которым владел Д. Н. Самгин был отлит самый большой колокол из всего набора Спасо-Яковлевского монастыря весом 770 пудов (12 612 кг). В статье также представлена переписка Д. Н. Самгина с настоятелем обители архимандритом Поликарпом.

Рубцова М. Л.

Епископ Амфилохий Сергиевский-Казанцев

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 125 — 126

Известный ученый владыка был настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в 1888 — 1892 годах. Епископ Амфилохий глубоко почитал св. Димитрия Ростовского и считал, что и всей жизни будет мало, чтобы почтить должным образом память и труды Ростовского святителя. Сам он внес немалый вклад в изучение наследия св. Димитрия

Рубцова М. Л.

Архимандрит Пахомий Панов

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 127 — 131

Наместник Спасо-Яковлевкого монастыря в 1881 — 1904 годах. Помимо того, что старец Пахомий ежедневно служил литургию, он также взял на себя необычное делание: ухаживал за могилами тех, кто погребен возле храмов обители и молился за упокой души этих людей. Почитая св. Димитрия Ростовского, старец завещал похоронить себя прямо за стеной Зачатьевского собора, где стояли мощи святителя, что и было исполнено.

Рубцова М. Л

Андрей Александрович Титов

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 133 — 139

Без А. А. Титова невозможно говорить об истории Ростова, его древностях, подвижниках и святынях. Андрей Александрович Титов был человеком, на чьем беспримерном энтузиазме и энергии было поднято такое великое дело, как восстановление из руин Ростовкого кремля. Обращаясь с просьбами о финансовой помощи по этому поводу, он указывал, что просит помочь во имя памяти святителя Димитрия Ростовского, жившего в этих стенах. И помощь была оказана, многие уроженцы Ростова, имевшие немалые состояния, пожелали поучаствовать в этом святом деле. Так был спасен не только Ростовский кремль, но и поднято еще одно важное дело — в его стенах в день памяти св. Димитрия Ростовского был открыт Музей церковных древностей — один из старейших музеев нашей страны.

Рубцова М. Л.

Архимандрит Павел Груздев

Из книги «Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, издательство «Паломник». Москва, 2016. С. 141 — 145

Архимандрит Павел Груздев был первым духовником ввозрождающегося Спасо-Яковлевкого монастыря. С ним связаны некоторые особо чтимые, хранящиеся в обители иконы и первые молитвы в открывшемся после десятилетий разорения монастыре.

Державина Е. И.

Протоиерей А. М. Державин. Жизнь и научная деятельность

Из книги «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы»
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ростов Великий, 2008. С. 359 – 366

Известный исследователь творчества св. Димитрия Ростовского священник Александр Державин (1871 – 1963) является автором торжественного гимна и текста кантаты, написанных им в 1909 году по случаю 200-летия со дня кончины святителя Димитрия. В это время о. Александр служил в Ростовском Успенском соборе. Занимаясь подготовкой к грядущим торжествам, он настолько вдохновился личностью святителя Димитрия, что следующую свою жизнь посвятил изучению грандиозного литературного и агиографического памятника – Четьим-Минеям. Если святитель Димитрий работал над этой энциклопедией святости более двадцати лет, то отцу Александру, работавшему в годы активного атеизма и глумления над религией, понадобилось более сорока лет, чтобы скурпулезно изучить это произведение и восстановить источники, которыми пользовался Ростовский святитель во время написания Четьих-Миней. Масштаб проделанной о. Александром работы до сих пор не превзойден. Жизнь этого человека и его научный подвиг, безусловно, заслуживают глубокого уважения.

button up