logo
sandvige Меню

Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. Ростов, 2002. С. 231 — 268

Колбасова Т. В.

В последнее время все более пристальное внимание исследователей и историков искусства привлекает портрет духовных деятелей, который имел широкое распространение в России в XVIII — XIX вв. Одной из важных проблем в изучении этой темы является история бытования духовного портрета. Владельцами галерей портретов архиереев, архимандритов, патриархов были крупные монастыри. Монастырские портретные галереи принадлежат к числу мало изученных памятников русской культуры XVIII — XIX вв. В Ростове обширная портретная галерея была в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, после его  закрытия поступившая в Ростовский музей. Цель данной публикации – попытка реконструировать галерею на основе архивных данных, книг поступлений Ростовского музея. Выделить комплексы произведений, объединенные смысловыми связями, и раскрыть историко-идеологический смысл галереи.

В 1757 году, после канонизации почитаемого в среде русского аристократического общества св. Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь, где были обретены его мощи, занял особое место среди русских обителей. Именно в это время в монастыре начинает складываться портретная галерея. Упоминание о ней встречается во всех изданиях, посвященных монастырю, вышедших в свет в XIX и начале XX века. 

Сноска: Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 1850. С. 78 — 79: «После вечерни в соборе монастыря Яковлевского, достопочтенный архимандрит отец Поликарп пригласил меня к себе. Покои в которых он живет старинные… В них замечательное собрание портретов. В одной комнате вы находите портрет Святителя Димитрия, с котораго пишутся иконы его, также портреты Варлаама Ясенскаго (Ясинского) и Лазаря Барановича, двух седовласых старцев величавой и доброй наружности. В зале портрет Стефана Яворского, черноволосого, с выразительною южною физиономией, писан каким-то живописцем Стефаном: внизу стихи, воспевающие дружбу Яворскаго со Святителем Димитрием. В кабинете отца архимандрита замечательные портреты: Саввы Туптало… отца Святителя Димитрия… и Тимофея Архипова, который был иконописцем при дворе Царицы Прасковьи Федоровны… Последний портрет написан довольно искусно». Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. С. Петербург. 1849: «Настоятельские и братские кельи отбелены по штукатурке и покрыты железом. Настоятельские кельи устроены в верхнем этаже и разделяются на летние, с северной, и зимние, с южной стороны. В летних комнатах находится обширный зал, где в торжественные дни бывает прием братьев и посетителей; он украшен бюстами и портретами благополучно царствующей ныне фамилии и ее предков, изображениями знаменитых пастырей российской церкви и усердных благотворителей обители (здесь встречаем портрет Стефана Яворского митрополита Рязанского, к которому св. Димитрий питал столь искреннюю любовь и глубокое уважение, что его одного считал для себя вместо тысячи друзей, ему одному доверил заветные свои тайны и за 3 года до кончины вручил духовное свое завещание). В небольшой гостинной любопытный взор найдет верное изображение св. Димитрия и вокруг его портреты других лиц, с которыми он связан был в земной жизни крепкими узами. По левую сторону Святителя занимает место портрет Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, который, при посвящении св. Димитрия в Игумены, увидел в нем как бы будущего пастыря, изрек: «Да благословит Вас Господь Бог не только игуменством, но, по имени Димитрия, желаю вам и митры. Димитрий да получит митру (см. житие св. Димитрия)». Напротив св. Димитрия находится портрет Киевского митрополита Варлаама Ясинского. В бытность Варлаама архимандритом Киевской Лавры, св. Димитрий жил в этом монастыре, и по его поручению и наставлению собирал жития Святых, а в последствии, когда Ясинский был митрополитом Киевским, принял от него и рукоположение в архимандриты Елецкого монастыря (Черниговской губернии). Поодаль летних комнат, в ширину здания, устроен коридор; он ведет в зимние покои, а также на ограду и оттуда в южную башню (ст. III), на террасу за Настоятельскими комнатами и по ней в братскую столовую. В зимних комнатах хранится портрет отца св. Димитрия, Киевского сотника, Саввы Григорьевича Туптало; он изображен на холсте в половину роста». Путеводитель по Ярославской губернии, составленный, под руководством начальника Ярославской губернии А. П. Бутурлина, членом корреспондентом Ярославского губернского статистического комитета Ф. Н-мъ и изданный членом-корреспондетом того же комитета Угличским 1-й гильдии купцом, потомственным почетным гражданином Н. М. Журавлевым. Ярославль, 1859. С. 306 — 307: «В настоятельских комнатах обращают на себя особое внимание, между прочим, портреты августейших особ дома Романовых, Российских патриархов, Рязанского митрополита Стефана Яворского, Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, Киевского митрополита Варлаама Ясинского и Киевского сотника Саввы Григорьевича Туптало, отца св. Димитрия». А. А. Титов. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 15: «Настоятельские и братские кельи каменные в два этажа. В настоятельских кельях есть не мало портретов государей, духовных лиц и благотворителей обители, из них особенно ценные по своей работе: гр. Алексея Орлова-Чесменскаго и Н. П. Шереметева». Спасо-Яковлевский-Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губернии. Ростов-Ярославский, 1913: «Настоятельские и братские кельи каменные в два этажа. В настоятельских кельях есть не мало портретов государей, духовных лиц и благотворителей обители, из них особенно ценные по своей работе: гр. Алексея Орлова-Чесменскаго и Н. П. Шереметева».

Однако наиболее раннее, и наиболее подробное описание содержится в рукописи конца 1840-х годов, посвященной Спасо-Яковлевскому монастырю из собрания Ростовского музея. К этому времени галерея уже сформировалась. Она располагалась в настоятельских покоях. «Внутренняя отделка настоятельских келлий не великолепна, но величественна, – пишет неизвестный автор рукописи. – Обширный зал, где бывает торжественный прием братии и посетителей украшен изображениями венценосных монархов, великих святителей церкви и знаменитых благодетелей обители. На первом месте стоят бюсты их императорских величеств: Государя императора Николая Павловича и Государыни императрицы Александры Федоровны; над бюстами на стене помещены портреты в Бозе почивших: Государя императора Александра Павловича и Государыни императрицы Елисаветы Алексеевны; на правой стороне Государя императора Павла Петровича и супруги его императрицы Марии Федоровны. Далее портреты графа Шереметева, графа Орлова, генерала Полторацкого, кои усердием своим много способствовали ко благу обители. На левой стороне портрет Государыни императрицы Екатерины II и преосвященного митрополита Рязанского Стефана Яворского, к которому Святитель Димитрий питал столь искреннюю любовь и уважение, что одного Его считал для себя вместо тысячи других, ему одному поверял заветные свои тайны, и за три года до кончины вручил духовное свое завещание. Задняя стена украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей церкви. В небольшой гостиной любопытный взор найдет верное изображение св. Димитрия и в круге его как бы беседующих с ним, тех лиц, с которыми он был связан в жизни самыми короткими и благочестивыми узами. По левую сторону ближайшее место к Святителю Димитрию занимает Черниговский Архиепископ Лазарь Баранович, который при посвящении Святителя Димитрия в игумена, как бы провидя в нем будущаго святителя, сказал: да благословит вас Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам и Митры: Димитрей де получит Митру. Лицем к лицу Святителя находится митрополит Киевский Варлаам Ясинский, в бытность коего Архимандритом Киевской Лавры, св. Димитрий жил в сей обители, и по его поручению собирал жития Святых, а в последствии, когда Ясинский сделался Митрополитом, принял от него и рукоположение в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря.

В других комнатах настоятельских келлий обращают на себя внимание: портрет Саввы Григорьевича Туптало, Киевского Сотника, отца св. Димитрия; он изображен в половину роста, на холсте; так же портреты некоторых настоятелей обители и известного благочестивою жизнию и подвигами в сем мо-ре гробового Иеромонаха Амфилохия».1

Как явствует из описания, галерею составляли прижизненное изображение св. Димитрия, сохраняющее подлинные портретные черты святого, портреты главных его сподвижников и друзей; государей императоров и императриц; выдающихся деятелей Русской Церкви; благотворителей обители и ее архимандритов.

Вероятно, самым ранним по времени появления в монастырской портретной галерее можно считать прижизненный портрет св. Димитрия Ростовского (кат. № 1)

Неизвестный художник. Портрет святителя Димитрия Ростовского. Начало XVIII века. Холст, масло. 83 х 68. Вверху по сторонам головы святителя: Персона Преосвщена Димитрiя Митрополита Ростовска и Ярославска. Поступление: 1884. ИК 84 – 7/ 49. 3161 Передан в Ивановский областной музей по акту от 26 апреля 1934 года. В 1966 передан в Государственный музей Палехского искусства из Ивановского областного музея. Акт выдачи от 18 марта 1966.

 

А. А. Титов опубликовал этот портрет в 1890 году и при этом отметил, что в монастырь портрет поступил из архиерейского дома.2 В 1884 году он был передан в музей церковных древностей вместе с портретами «Родителя Его Саввы Туптало, Святителя Митрофана Воронежского и митрополита Стефана Яворского. Ставленой грамотой, подписанной Святителем Димитрием и слюдяным фонарем».3 В 1934 году портрет был передан в Ивановский областной музей. В настоящее время хранится в Палехском музее.

Неизвестный художник.
Портрет сотника Саввы Туптало, отца Димитрия Роствоского. XVIII век.
Холст, масло. 82 х 70,5. Овал в прямоугольнике.
Аналогичный портрет в собрании ГМЗ «Ростовский кремль».
По краю овала, заключающего изображение: «Оцъ новоявленнаго чудотворца митрополита ростовского святителя христова Димитрия. Внизу в бандероли надпись: «Сава Туптало бiлъ сотникъ кiевскiи и жилъ въ/ нижномъ кiеве городе отъ рожденiя ста трехъ летъ/ в день богоявленiя господня в третьемъ часу ня/ представился, в тысячя сэмъсотъ третьемъ году/ погрэбэнъ вкiевскомъ кирилловскомъ монастыр в кот=/ оромъ и ктиторомъ былъ отецъ» В центре надпись разрывается картушем с монограммой имени святителя Димитрия – Греческая дельта и греческая сигма.
На правой вертикальной планке подрамника надпись красным карандашом: Сп.
Поступление: 1884.

 

Портреты главных сподвижников св. Димитрия Ростовского Лазаря Барановича и митрополита Варлаама Ясинского не сохранились. Судя по описаниям, они были одного размера, поясные, в трехчетвертном повороте вправо, в полном архиерейском облачении.

Значительную группу в галерее составляли портреты императоров и императриц. Первым появился в монастыре портрет императрицы Екатерины II, что может служить и косвенным свидетельством начала формирования галереи, которое можно отнести ко времени царствования этой императрицы. Доказательством этому служит «Опись казенного имущества монастыря 1774 года», где значатся лишь два портрета: «Первый Ее Императорского Величества Благочестивейшего Величия Государыни императрицы Екатерины Алексеевны в раме. Второй Его Императорского Высочества Благовернейшего государя цесаревича и великого князя Петра Петрович без рамы».4

Екатерина II присутствовала в 1763 г. на переложении мощей св. Димитрия Ростовского в новоустроенную императрицей Елизаветой Петровной раку. Она лично пожертвовала покровы на раку св. Димитрия и св. Иакова.5 К сожалению, портрет не сохранился. Судить о нем можно только по описанию в инвентарной книге музея (кат. № 47, 48).

Задняя стена большого зала настоятельских келий была украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей Церкви. Прежде всего, следует отметить портреты митрополитов присутствоваших на переложении мощей св. Димитрия – ростовского митрополита Афанасия (Вольховского) (кат. № 36) и Гавриила (кат. № 39).

Неизвестный художник.
Портрет митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Первая половина XIX века. Холст, масло. 137,5 х 96,5.
Поступление: 1924.

 

Митрополит Гавриил изображен в митре, мантии и большом омофоре, в правой руке жезл с сулоком. На груди – панагия, крест, орден св. Андрея Первозванного. Гавриил первым из духовных лиц стал кавалером орденов св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. Он был почетным членом Академии наук, знаменитым проповедником и писателем. «Пастырь, отличавшийся апостольским мужеством, любовию к правде, и мудростию в совете; его мудрая любовь одушевляла и поддерживала советами и распоряжениями русское монашество, потрясенное переменами того времени; он послал способных миссионеров для проповедания св. веры в Америке; он испросил у имп. Павла освобождение духовенству от телесного наказания», – писал архиепископ Филарет (Гумилевский).6 В книге поступлений портрет был записан как портрет митрополита Исидора (?). Однако, сравнение данного произведения с известным портретом митрополита Исидора заставило усомниться в правильности этого. Сравнение с известными портретами Гавриила выявило сходство и помогло в определении изображенного на портрете преосвященного.

Неизвестный художник.
Портрет митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Первая половина XIX века. Холст, масло. 149 х 123. Овал в прямоугольнике.
Копия по гравюре И. С. Клаубера 1809, с оригинала Н. Уткина 1800 г.
Внизу надпись: «Гаврiилъ Митрополитъ/ Новгородскiй и Санктпетербургскiй,/ родился въ 1730 преставился/ въ 1801 году в Новегороде.» Ниже в полукартуше: «Его Императорскому Величеству/ Александру I/ Императору и Самодержцу Всероссiйскому/ па… и … пр…/ благоговенiемъ посвящаетъ Тихфинскаго монастыря Архиман…ритъ Герасимъ».
Поступление: 1924.

 

Сохранились и поступившие в музей из монастырской галереи портреты выдающихся деятелей Русской Церкви Платона (Левшина) (кат. № 34) и Михаила (Десницкого) кисти Ю. Олешкевича (кат. № 37). 

Неизвестный художник.
Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. XIX век. Холст, масло. 94,5 х 72,3.
Аналогичный портрет хранится в собрании Ярославского музея-заповедника.
Поступление: 1924.

 

Портрет Михаила (Десницкого), митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. 1820-е годы. Холст, масло. 77 х 63,3.
Восходит к несохранившемуся оригиналу А. Г. Варнека, известному по гравюре С. Ф. Галактионова.
Слева внизу по краю холста красным авторская подпись: J. Olcazki:wicz.
На обороте на верхней горизонтальной планке подрамника красным карандашом: Сп
Поступление: 1924.
Автор портрета: Олешкевич Иосиф Иванович. 1777 – 1830.
Исторический живописец и портретист. Художник польского происхождения. Родился в Вильне, там же занимался в художественной школе при университете у известного педагога Ф. Смуглевича. Свое художественное образование продолжил сначала в Дрездене, а затем в Париже у Вартелеми и знаменитого Л. Давида. В 1810 г. приехал в Россию. В 1812 г. Академией художеств дано звание академика за картину «Благодетельное призрение и попечение Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны о бедных». Принимал заметное участие в общественной жизни русской столицы, входя в круг литературно-художественной элиты, среди его друзей были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. Мицкевич. С 1822 — возглавил масонскую ложу Белого Орла, занимался историческими изысканиями. Живя в Петербурге, исполнял образы для церкви святого Станислава, но главным родом его деятельности был портрет.

 

Значительную группу в галерее составляли портреты настоятелей монастыря конца XVIII века. «Вообще открытие мощей св. Димитрия — писал А. А. Титов, — породило в то время немало толков и среди высшаго общества, бывшаго тогда под влиянием энциклопедистов, и в особенности среди раскольников. Между тем чудеса совершались почти ежедневно, монастырская летопись наполнялась записями о них, число поклонников новоявленным мощам все увеличивалось. Немало было из них и богатых помещиков, которых привлекал целый ряд образованных малороссиян архимандритов, бывших потом архиереями: Иреней Братанович (1770 — 1775), впоследствии епископ Вологодский; Феоктист Мочульский (1775 — 1776), епископ Севский; Амфилохий Леонтович (1777 — 1786), епископ Переяславский и Бориспольский, и, наконец, знаменитый Авраам Флоринский, образованнейший человек своего времени, оставивший много своих переводов и большую библиотеку, составляющую теперь одно из лучших монастырских книжных собраний».7

В монастырской галерее было четыре портрета архимандритов из этой блестящей плеяды — Павла (кат. № 6), Феоктиста (кат. № 7), Амфилохия (кат. № 8, 9), Авраамия Флоринского (кат. № 10). Судя по кратким описаниям в старых инвентарях, портреты объединяли сходные размеры и композиционная близость. Это поясные изображения на нейтральном фоне в парадном облачении – в мантии, клобуках, с наперсными крестами на груди и жезлами в руке. Все они поступили в музей как произведения неизвестных художников. В настоящее время сохранились лишь два — Павла и Амфилохия (Леонтовича), датируемые концом XVIII века. 

Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Павла. Конец XVIII века. Холст (дублирован), масло. 89,5 х 72.
Вверху слева: «Ростовскаго Яковлевскаго/ Манастыря архимандрiтъ/ Павелъ, Бывы 1765 году./ Преставися 1769 года,/ ноября 17 дня».
Поступление: 1924.
Автор портрета:
Мощанский (Алтынов) (?) Александр Григорьевич. 1745 – 1824.
Штатный служитель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Иконописец, живописец и финифтянщик. Произведения хранятся в ГИМ («Сцены из жизни св. Иосифа» (х. м.); «Образ св. Иоанна Предтечи» (1778. эмаль); «Рождество Богоматери» (1779; эмаль). В ГЭ: «Образ св. Димитрия Ростовского».

 

Архимандрит Павел изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. На фоне коричневого с растительным орнаментом подризника ясно читается финифтяной архимандричий крест. Подчеркнутая фронтальность композиции произведения, характерная для всего духовного портрета вообще, «носит, — по словам О. С. Евангуловой, — особый смысл и является, прямой апелляцией к иконному опыту… Здесь, заложено стремление вовлечь зрителя в некий значимый ритуал, близкий к ситуации проповеди или даже молитвы».8

В 1995 году исследователем ростовской финифти В. И. Борисовой удалось на основе образно стилистического анализа и архивных данных связать портрет архимандрита Павла с именем штатного живописца монастыря А. Мощанского.9 Таким образом, портрет приобретает особую ценность как образец творчества ростовских художников этого периода.

Из двух поступивших в музей портретов Амфилохия сохранился только один, где он изображен уже епископом, в полном архиерейском облачении, в мантии и богатом подризнике. На фоне подробно написанных церковных одеяний выделяется панагия с изображением Спаса нерукотворного. Возможно, портрет был прислан в монастырь самим Амфилохием, после рукоположения его во епископа Переяславского и Бориспольского, что может помочь в более точной датировке портрета – не ранее 1795 г. 

Неизвестный художник.
Портрет епископа Переяславского и Бориспольского Амфилохия. После 1795. Холст (дублирован), масло. 100 х 74.
На лицевой стороне вверху справа: «Преосщенны Амфiлой, Бывъ/ Архiмандрiтомъ въ Яковлевском/ Манастыре, съ 1776 м года, по 1786/ Год, Переведенъ В киевъ в межигорскiй манастырь. А по упражнений/ в Николаевской, Произведенъ во/ епископа Переяского, 1795/ года, преставися, 1799 года,/ Iюля./ . Дня. «В правой руке раскрытая книга с надписью: ГДъ просвещенiе/ мое и спаситель мой/ кого убоюся/ паломъ/ кs.»
Поступление: 1924.

 

Следующую страницу истории монастыря представляют портреты гробового иеромонаха Амфилохия и архимандрита Иннокентия. Их подвижническая жизнь и духовные добродетели снискали славу не только в Ростове, но и далеко за его пределами. «С 1780 г., — писал граф М. Толстой, — началось сорокалетнее служение о. Амфилохия в должности гробового старца при раке св. Димитрия. Слава, следующая за смирением, подобно тени, вскоре сделала его известным не только жителям Ростова и окрестных мест, но и богомольцам со всех краев России, и многие знатные особы считали себе за счастие быть духовными детьми его. В числе их была и графиня А. А. Орлова-Чесменская. Сам император Александр I обратил внимание на смиренного старца, украсил грудь его драгоценным наперсным крестом и удостоит своим посещением его келью».10

Много сделал для обители архимандрит Иннокентий. В бытность его настоятелем Яковлевский монастырь возведен на степень монастырей первого класса. В 1836 году освящен вновь построенный храм во имя св. Иакова. В этом же году по указу св. Синода согласно прошению архимандрита Иннокентия монастырю присвоено наименование Спасо-Яковлевский Димитриев. К сожалению, портреты не сохранились. Судить о них можно лишь по кратким описаниям из старой инвентарной книги музея (кат. № 11, 13).

Отдельную группу составляли в галерее портреты крупнейших благотворителей монастыря. Первым, по преданию, переданным в монастырь самим графом, был портрет Н. П. Шереметева кисти Н. И. Аргунова.

Сноска: Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. С. Петербург, 1849. С. 40: «Гр. Н. П. Шереметевым 90.000 р. асс., из коих 55.000 употреблены были на сооружение храма св. Димитрия Митрополита, 10.000 на украшение онаго и 25.000 внесены в кредитные установления для обращения процентов на поминовение рода Шереметевых»; С.48: «Пожертвовано: Гр. Н. П. Шреметевым: 1) кованная золотая митра, ценою в 12.000 руб. асс.; передняя часть митры осыпана стразами по местам зелеными и красными камешками, в средине и по сторонам помещены три финифтяные образа Спасителя, Богоматери и Предтечи; на верху митры сквозное сердечко, аметистовое, осыпано бриллиантами, а под ним сквозный аметистовый крест. В настоящее время эта митра находится на мощах св. Димитрия; 2) потир, дискос, звезда, лжица, два блюда, серебряные, позолоченные всего весом 17 фут. 20 зол.; 3) евангилие на полуалександрийской бумаге, окрашенное серебром и позолотою, финифтяными образами и стразами; 4) двои ризы: одне розоваго другие пусоваго бархата, два стихаря, епитрахиль, набедренник, палица, воздухи, шитые золотом и серебром и обложенные золотым гасом с бахрамою».

Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1801 – 1803 годы. Холст (дублирован), масло. 67 х 53,5.
Автор портрета: Аргунов Николай Иванович. 1771 – после 1829.
Ниже левого плеча авторская подпись: N. Аргуновъ
Поступление: 1924.

 

Особым почитанием у знаменитого вельможи пользовался святитель Димитрий Ростовский. На средства графа в монастыре был возведен собор во имя этого святого.

Крупнейшей благотворительницей монастыря была графиня А. А. Орлова-Чесменская. «14 Июня 1836 г. — свидетельствует монастырская летопись — обитель торжествовала освящение храма во имя св. Иакова. Освящение совершено Преосвященным Филаретом Митрополитом Московским, с архимандритами Донского Московского монастыря Феофаном и Юрьевского Новгородского Фотием. Главною виновницею и распорядительницею сего торжества была Графиня А. А. Орлова-Чесменская, на иждивение которой большею частию сооружен и украшен храм св. Иакова».11 В монастыре хранился миниатюрный портрет графини, в настоящее время известный лишь по описанию (кат. № 16). Вероятно, ею был передан в монастырь портрет отца — А. Г. Орлова-Чесменского, где известный Екатерининский вельможа изображен уже в преклонных годах (кат. №15). 

Неизвестный художник.
Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Начало XIX века. Холст (дублирован), масло. 67 х 49.
Поступление:1924.

 

Портрет Ярославского генерал-губернатора К. М. Полторацкого (кат. № 17), вероятно, попадает в монастырскую галерею в период с 1830 по 1842 год — время его губернаторства. В 1834 году он ходатайствовал о возведении Спасо-Яковлевского монастыря на высшую степень из второго в первый класс.12 

Неизвестный художник.
Портрет генерал — лейтенанта Константина Марковича Полторацкого, ярославского губернатора. Первая половина XIX века. Холст, масло. 69 х 56.
Поступление: 1920.

 

В 1854 году находившийся на покое в Спасо-Яковлевском монастыре архимандрит Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря Аполлос пожертвовал в монастырь свое собрание икон и картин.13 Среди подаренных произведений искусства было большое собрание портретов. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что из этого собрания происходят портреты русских царей и цариц, десяти российских патриархов, а также портрет самого архимандрита Аполлоса. 

Неизвестный художник.
Портрет архимандрита Московского Новоспасского монастыря Аполлоса. После 1840. Холст, масло. 97 х 75.
Поступление: 1924.

 

Высоким художественным уровнем отличается портрет архимандрита Аполлоса (кат. № 18). Он изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. В правой руке жезл с парчовым сулоком с вышитыми на нем буквами АА (архимандрит Аполлос), в левой руке четки. На груди архимандричий крест, ордена св. Анны 2-й степени, украшенный императорской короной и св. Владимира 3-й степени, полученные соответственно в 1837 и 1840 годах. Прекрасно передана фактура тканей, тщательно прописаны ордена и архимандричий крест. Лицо и руки прекрасно вылеплены. Вероятно, портрет написан художником, получившим хорошую академическую подготовку. В то же время каноничность позы, строгость и простота композиции роднят этот портрет с более ранними, связанными с парсуной.

Архимандрит Аполлос получил блестящее образование в Черниговской семинарии и затем в Александро-Невской академии. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря он в короткое время своего управления «привел в цветущее состояние сей достопамятный монастырь не только возобновлением прежних его зданий, но и разнообразным украшением церквей, сооружением новых приделов».14 И. Снегирев в описании Новоспасского монастыря говоря о настоятельских покоях, отмечает: «Внутренность покоев отличается не пышностью убранства, но собранием портретов Государей Российских и Святителей, как олицетворенною скрижалью истории отечественной Иерархии и Государства. Такими достопримечательными украшениями обитель обязана бывшему Настоятелю Аполлосу».15

Архимандриту Аполлосу принадлежат исследования по истории Русской Церкви «Начертания жития и деяний патриарха Никона», «Софийский Новгородский собор»; «Всероссийские патриархи»; поэтому не случайно в его личном собрании хранились портреты российских патриархов и русских царей.

Достаточно много сохранилось царских портретов. Это, например, портреты царицы Евдокии Лукьяновны и царя Федора Алексеевича (кат. № 43), изображенного в царском торжественном облачении. На голове двухъярусная шапка, опушенная мехом и украшенная вверху красным овальным камнем с крестом. 

Неизвестный художник.
Портрет царицы Евдокии Лукьяновны. XVIII век. Холст (дублирован), масло. 62 х 52,5.
На лицевой стороне вверху справа: «ЦАРИЦА ЭВДКIЯ/ ЛУКIАНОВНА».

 

Неизвестный художник.
Портрет царя Федора Алексеевича. XVIII век. Холст (дублирован), масло. 78,9 х 72.
Поступление: 1924.

 

Десять портретов патриархов всероссийских (кат. № 19 — 29) объединены одними размерами. Вероятно, это была группа одновременно задуманных и принадлежащих одному мастеру полотен. Судя по единственному уцелевшему портрету патриарха Филарета (кат. № 21), можно предположить, что все они восходили к оригиналу из «Титулярника», изданного в 1672 году в Посольском приказе по повелению царя Алексея Михайловича. Патриарх Филарет изображен в золотистом саккосе, крестчатом омофоре, в митре, увенчанной крестом. На груди панагия. В левой руке раскрыта книга. 

Неизвестный художник.
Портрет патриарха Филарета. XVIII век. Холст (дублирован), масло. 96 х 75,5.
Иконографический тип восходит к портрету в книге «Титулярник», изданной в 1672 в Посольском приказе по повелению царя Алексея Михайловича.
Вокруг головы Филарета: «Свтейший Филаретъ Никитичъ Партриарх Московский; Внизу справа на книге: «и призри сие/ … и виждь и/ посети вино/градъ сей, и/ его же насади/ десница твоя»
Поступление: 1924.

 

Несколько отличается портрет патриарх Никона (кат. № 22). До реставрации его размеры — 98 х 77. После реставрации были возвращены первоначальные размеры, размер холста увеличился — 101,5 х 81,5. Вероятно, размеры портрета были уменьшены для того чтобы, он вписывался в общий ряд портретов патриархов. До реставрации —иконографический тип восходил к портрету патриарха Никона с клиром.16 

Неизвестный художник.
Портрет патриарха Никона. Холст, масло. 101,5 х 81,5. (До реставрации — 98 х 77).
Поступление: 1924.

 

Таким образом, портретная галерея Спасо-Яковлевского монастыря складывалась постепенно с конца XVIII до середины XIX в. В то же время в ней присутствовали группы одновременно задуманных полотен. Образы людей, представленные в галерее, — настоятелей обители, преосвященных, императоров и императриц, благотворителей, все вместе олицетворяли расцвет Спасо-Яковлевского монастыря. Поэтому неслучайно галерея не получает своего дальнейшего развития во второй половине XIX века. Галерея Спасо-Яковлевского монастыря по своему составу сродни официальным портретным галереям, появившимся в России в это время. Она играет ту же роль увековечивания памяти и прославления.

Неизвестный художник.
Портрет Федора Борисовича Годунова. XVIII век. Холст, масло. 61,5 х 51. Вверху справа: Царь ивел. Кн: Федоръ/ Барисовичъ Годуновъ.
Поступление: 1920.

 

Неизвестный художник.
Портрет царевича Алексея Петровича. XVIII век.Фрагментарная копия портрета И.-Г. Таннауера, хранящегося в ГРМ. Холст, масло. 62,5 х 51.
На лицевой стороне вверху справа: ЦАРЕВИЧЪ АЛЕКIЙ/ ПЕРОВИЧЪ
Поступление: 1920.

 

Неизвестный художник.
Портрет императора Павла I. Конец XVIII – начало XIX. Холст, масло. 89,5 х 72.
Восходит к оригиналу приписываемому В. Л. Боровиковскому, хранящемуся в ГРМ
Поступление: 1920.

 

Неизвестный художник.
Портрет императора Александра I. Холст, масло. 63 х 83.
Поступление: 1920.

 

Неизвестный художник.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1804. Холст (дублирован), масло. 85 х 71.
Слева внизу: писанъ 1804.
Поступление: 1924.

 

Публикация:

Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. Ростов, 2002. С. 231 — 268.

На нашем сайте мы разместили только статью, без описания каталога картинной галереи Спасо-Яковлевского монастыря, который скрупулезно реконструирует автор. Прочитать полный вариант статьи можно здесь: http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/819

button up