logo
sandvige Меню

Дневник Глафиры Чураковой

Колбасова Т. В.

В трудах известных писателей, историков, ученых сохранилось немало свидетельств о посещении Ростова и поклонения мощам св. Димитрия Ростовского в первой половине XIX в. Об этом писал А. Н. Муравьев,1 граф М. В. Толстой,2 автор первого описания Ростова Великого, философ А. С. Хомяков,3 историк С. М. Соловьев.4

Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 271 Тем не менее, удачно уцелевший дневник «девицы из дворян» Глафиры Даниловны Чураковой,  хранящийся ныне в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки5 чрезвычайно интересен, как свидетельство о широком почитании св. Димитрия Ростовского простыми, обычными в социальном смысле людьми. Дневник охватывает пять лет — с 1826 г. по 1830 г.

О Глафире Даниловне Чураковой известно немного. В начале дневника она сообщает о себе, что родилась в 16 Апреля 1796 «…на страстной неделе в среду; в Пермской Губернии, в городе Верхотурье». Отец ее был исправником. В 1799 г. он был переведен из Верхотурья, в Архангельск; а в 1800 г. из Архангельска семья переезжает в Вологду. «1806 году Генваря 5, — пишет Глафира Даниловна, — скончалась почтенная моя родительница, на 42 м году от рождения оставила нас трех сирот, брата Николая 13 и; меня 9 и сестру Серафиму 5 и лет, и пасынка Петра 25 лет, с сего то году начались мои нещастия». В 1820-е гг. Г. Д. Чуракова — Романов-Борисоглебская помещица.

Дневник посвящен описанию ежегодных паломничеств Глафиры Чураковой в Ростов. Главной целью в ее благочестивом путешествии был Спасо-Яковлевский монастырь; ему она уделяет большее, по сравнению с описанием прочих ростовских святынь место. Этот монастырь первым посещает она, только что прибыв в Ростов в январе 1826 г. «Генваря 8 пятница за вечерней сподобилась быть недостойная в Яковлевском монастыре, и приложиться к мощам святителя Иакова, и путеводителя и пастыря благодетеля моего Святителя Димитрея; после вечерни приняла благословение, в церкви от батюшки моего, духовнаго отца, Ар: Иннокентия и удостоилась коего приглашению быть у него в келье; — принял отечески, ласково; чево я никак не надеялась по нейсправному житью моему…».

Глафира Даниловна проводила в Ростове несколько месяцев в году. На страницах дневника она фиксирует участие в богослужениях, совершение молитв, принятие таинств. «…Ездили в Яковлевский монастырь за вечерню, и сподобились быть за всеношной у святителя Димитрия, и приложится к мощам; … вторник за поздней обедней были в соборе…, за молебен приехали в Яковлевской монастырь и сподобилась приложиться, к мощам моего путеводителя Святителя Димитрия, после удостоилась быть у батюшки в келье…».

«Воскресенье сподобилась слушать три обедни в Яковлевском монастыре, вторая обедня у святителя была, позднюю служил батюшка в приделе Николая Чудотворца, после обедни сподобилась принять благословение его; изволил сказать с веселым видом: «с праздником вас поздравляю»; и сие меня много утешило».

Особенно подробно описывает Глафира Даниловна богослужения накануне Пасхи: «16 Апреля. Пятница Великая день моего рождения. За вечерней сподобилась быть в Яковлевском монастыре, служил батюшка и плащаницу из большой церкви, с крестным ходом перенесли к святителям;… заутреню Великую Субботу слушала в Яковлевском монастыре. Служил батюшка после заутрени ходила домой а к вечеру пришла к моему Патрону Святителю Димитрию, и с десяти часов сподобилась слушать деяния святых Апостол читал казначей, до заутрени не уходила из церкви, утреню стояла точно в раю, раннею, в приделе С: Николая, всех было 5ть обеден; позднюю служил батюшка и 6 священников 4 диакона; и 4 послушника были в стихарях, после обедни была у батюшки; и в двенадцатом возвратилась домой. Христос Воскреси Господи умершую грехом душу мою…».

Большую роль в жизни Глафиры Даниловны, играл ее духовный отец архимандрит Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий.6 Беседам с ним, его наставлениям, посвящены многие страницы ее дневника.

«15е  понедельник были за ранней и поздней обедней в Яковлевском монастыре приложились к мощам святителей были у батюшки, он советовал чтобы пред всякою пищею и питьем читать, Царю Небесный, а вставая и ложась и входя в дом читай молитву «Непобедимая и непостижимая и Божественная сила и честнаго и животворящего Креста Господня Спаси меня Грешную». Благословил меня образом святителей Иакова и Димитрия…, 21е  воскресенье сырной недели. Так же сподобилась быть у святителей, батюшка служил обедню с большими слезами, после обедни изволил пригласить к себе. Много говорил духовнаго, расзказывал преждния свои нещастия при том говорил что кто хочет научится страху Божию то должен сыскать наставника страх Божий имеющаго…».

«10 апреля. За всеношну пошла в Яковлевский монастырь и пришла, в отпуск вечерни батюшка прислал, после вечерни, к Игнатьевне за мной; и когда я вошла, то он изволил сказать: «ты бы прямо и шла ко мне сударыня». Я доложила что без приказания его не смею придти: и так поднесла финиковые ветки присланные маминькой, принял милостиво; — приказал подать нам чаю; и потом; разговаривал весьма милостиво; позволил мне водти в спальню посмотреть портрет его матушки, когда я стала прощаться, остановил и изволил сказать: «закусите у меня икры». Приказал Якову накрыть в другой комнате на стол, подал хорошей икры, пироги, кальи, блинов, белаго вина, полпива и сам затворился и принялся за молитву; пища сия для меня слаще была всех великолепных столов, за которыми я в жизни моей бывала, после ужина вошла поблагодарить, изволил нам прочитать апостола о странноприимности, и потом сказал: «я хотя и худой отец, но поступил как с детьми; напитал вас телесной пищой…».

Через год, в 1827 г. приехав в Ростов в мае, Глафира Даниловна записала в дневнике: «… Приехала я с тетинькой в Ростов в седьмом часу вечера, …за вечерню пошла в Яковлевский монастырь. Сподобил Господь приложится к мощам архипастыря и благодетеля моего Святителя Димитрия и С: Иакова. Батюшку увидела за вечерней, и подошла на благословение, первое его слово было: «откудова взялась сударыня», спросил где пристала и благословил ночевать у Настасьи Игнатьевны; 13 – пятница, заутрени и абедни слушала у святителей, после ранней обедни была у батюшки… приказал мне сесть на софу и сам изволил налить чашку кофею, потом приказал Якову подавать чай; сказывал, что ему из Иркутска образ Иннокентия Иркутского прислали и приказал приложится. Изволил рассказывать о двух архиереях, первый полагал по тысяче поклонов, а при конце уже жизни не мог ходить, а другой во время Петра Iго слепый служил, когда касался прогу церковного то начинал видеть и так когда выходил из церкви то опять ничего не видел; при прощании мне изволил сказать, вы можете ночевать ночи две три и четыре и более; а сам стал читать поклонение Страстям Христовым; 17е ходили мы с тетинькой в Яколвевский монастырь, и я после обедни с тетинькой была у батюшки, он изволил сказать, что памятник привезли на гроб отца Амфилогия…».7

Старец Амфилохий погребен на паперти Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря

У архимандрита Иннокентия было много духовных чад, и у Глафиры Даниловны не всегда была возможность длительных духовных бесед с ним. Она отметила в дневнике: «24 на 25е вторник за всеношну ходила в Яковлевский монастырь служил батюшка, за величанье облачился в святительские ризы; помазывал елеем всех, сколько ни было в церкви народу; раннею слушала в Шереметевской, позднюю служил батюшка и четыре иеромонаха; проповедь говорил Поликарп казначей, молебен служил батюшка, после обедни была у него, он начинал много духовного говорить, но наша братья пустыми разговорами препятствовали…».

Архимандрит Иннокентий проявлял о своей духовной дочери поистине отеческую заботу: «…26е  день моего Ангела. Утреню и раннею слушала в Богоявленском; за позднею ходила в Яковлевской сподобилась обедню слушать у святителя Димитрия благодетеля моего, после обедни сыменинеком была у батюшки. принял милостиво и пожаловал просфору и антидору, напоил чаем, при прощании пожаловал яйцо, и сказал: «препоручаю вас самому Господу»: о когда бы за его святыя молитвы Сподобил Господь хотя малое исправить злое и окоянное мое житье; 28 среда ходила за раннею к Святителю Димитрею, и после ранней к батюшке в келью простится; напоил меня чаем благословил, образ финифтенной Николаю Чудотворца; и позволил придти ночевать к Настасье Игнатьевне чтобы последнюю службу отслушать у святителя… после раньей пришла к батюшке простится, он выкушал чашку кофею, а другую мне отдал налил в свою чашку, приказал Якову подать чаю, говорил со мной очень милостиво; изволил сказать  вспомни меня 18 число маия, день моего рождения помени так же и митрополита Гавриила он мой благодетель; не имеешь ли ты в деньгах нужды: я бы тебе дал рублей 20 ть; я отвечала что не имею нужды; естли имеешь, то скажи вить ты захочешь и нищему подать, и свечу поставить; спросил далеко ли от вас Толга; так было грустно видя все милости батюшкины к себе, как не воздерживал не могла удержаться от слез… отобедавши у Настасьи Игнатьевны, после трапезы ходила к батюшке, он вышел ко мне и сказал, прощайте Г: Д: желаю тебе быть здоровой, вот тебе просфира, (просфира завернута в бумаге а под ней положил 5 рублей) кланейся от меня матушке, пиши к нам о себе, и раза три прощался; и так я простилась с благотворителем отцем моим, сподобит ли Господь, еще хоть раз его видеть; простилась с благодетелем путеводителем и Архипастырем, Святителем Димитрием…»

Каждый раз Глафира Даниловна покидает Ростов с сожалением и грустью: «…простилась с благодетелем путеводителем и Архипастырем, Святителем Димитрием; —  пишет она в дневнике, — не буду слышать, пения, чтения: и так завтре удалюсь от земнаго сего рая…», и в следующем году:  «…Последний раз ходила за обедню к Святителю Димитрию; … и так отслужа молебен Святителя и приложась к мощам с горестию отправилась из Ростова…; когда сподоблюсь паки быть; о когда бы сподобил Господь навечно переселиться в Яковлевский монастырь».

В дневнике Г. Д. Чураковой, бедном внешними мирскими событиями нашло отражение, церковное бытие христианина 1-й пол. XIX века.

button up