logo
sandvige Меню

Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная усерднейшим почитателем великого святителя Д. Приклонским. — стр.№2

Предыдущая стр.№1 Следующая стр.№3

 

Но самая цель приглашения архимандрита составляет важную эпоху в жизни св. Димитрия и служит доказательством того мнения, какое имели о редких его дарованиях! Давно нуждалась Православная Церковь в достоверном описании житий святых угодников. Хотя существовали Минеи Четьи блаженного Макария, хотя знаменитый митрополит Киевский петр Могила и ученый архимандрит Иннокентий Гизель трудились немало в соглашении их с прочими церковными историками, но успех не вознаграждал ни желаний, ни ожидания. Высокопреподобный Варлаам, горя усердием к общей пользе и имея твердое намерение имполнить начатое его предместниками, с совета соборных своих старцев предложил св. Димитрию это великое дело. Вменив себе в постоянное правило никогда не отказываться от поручений начальства, которому дал клятву в послушании, чувствуя при том всю важность предстоящего ему труда для всего Православия, он счел за грех не принять занятия общеполезного, хотя неимоверно трудного. И с какою простотою упоминает о том в своих Дневных записках при июне месяце 1684 года: «Того же месяца начал с Божию помощию из послушания писати Жития святых на целый год. Дай Боже совершити!»

Великая Успенская церковь Киево-Печерской лавры. Открытка начала XX в. В этом соборе св. Димитрий неоднократно произносил проповеди

 

В 1685 году около Петрова дня избран в митрополиты Киевские Гедеон Святополк, князь Четвертинский, епископ Луцкий, с тем, чтобы ему и преемникам его иметь посвящение и благословение уже не от Константинопольского патриарха, как было прежде, о от Московского, с оставлением, однако ж, киевским митрополитам всех прежних свобод и привилегий. Сим постановлением Киевская всероссийская митрополия прекратилась, а осталась только Малороссийскою1. Это обстоятельство имело большое влияние на судьбу св. Димитрия.

В том же году угодник Божий имел сон, самим описанный следующими словами: «Августа 10-го, в понедельник, услышал я благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, но проспал даже до чтения Псалтири. В сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей святыя почивали мощи. Осматривая со свещею святых гробы, увидел там же якобы почившую святую великомученицу Варвару. Приступив к ея гробу, узрел ее лежащую боком и гроб ея, являющий некую гнилость. Желая оную очистить, вынял мощи ея из раки и на другом положил месте. Очистив раку, приступил к мощам ея и взяв оныя руками для вложения в раку. Но вдруг узрел в живых Варвару святую. Вещающему мне к ней: Святая Варвара! Благодетельнице моя, умоли Бога о гресех моих. Ответствовала святая, будто бы имея сомнение некое. Не ведаю, рекла, умолю ли, ибо ты молишься по-римски. Думаю, что сие мне сказно для того, что я весьма ленив к молитве, и уподоблялся в сем случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва. Слова сии услышав от святой, начал я тужить и аки бы отчаяватися, но святая, спустя мало времени, воззрела на меня с веселием и оскабленным лицом и рекла: Не бойся. И иныя некоторыя утешительныя произнесла слова, коих я и не вспомню. Потом вложив в раку, облобызал ея руки и ноги, казалось тело живое и весьма белое, но рака убогая и обветшалая. Сожалея о том, что нечистыми и скверными руками и усты дерзаю касатися святых мощей и что не вижу хорошия раки, размышлял, как бы украсить сей гроб, и начал искать новой и богатейшей раки, в которую бы переложить святыя мощи, но в то самое мгновение проснулся. Жалея о пробуждении моем, почувствовало сердце мое некотрую радость. Бог ведает, что сей сон знаменует, и каково оного событие воспоследует. О, когда бы молитвами святыя Варвары, патрона моего, дал мне Бог исправление злого и окаянного жития моего!»

Сновидение, тогда святому Димитрию казавшееся непостижимым, сбылось впоследствии.2 Утешительные слова, сказанные ему во сне великомученицею Варварою, предзнаменовали райское блаженство, ожидавшее святителя по кончине. Он в мечтах желал украсить раку святой потому, что гроб ее казался ему убогим, обветшалым, и, между тем, искал новой и богатой раки. По обретении мощей великого угодника крыша его дубового гроба оказалась в тлении, и Всероссийская императрица Елизавета Петровна, дочь бессмертного монарха, столь много св. Димитрия уважавшего, не найдя в Отечестве нашем довольно искусных мастеров, могущих сделать ему достойную раку из чистого серебра, заказала ее заграницей. Он во сне перекладывал мощи св. великомученицы, императрица Екатерина II, прибыв нарочно в Ростов, сама переложила его святые мощи в богатейшую гробницу, сооруженную усердным благоговением августейшей ее предшественницы. Таким образом таинственность сновидения разгадана через 78 лет. 

Сон св. Димитрия и явление ему великомученицы Варвары. Литография 1861 года

 

Другой в том же году чудный сон св. Димитрия может служить доказательством его духовной жизни. Вот собственный рассказ святителя: «В 1685 году, в Филиппов пост, в одну ночь, окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память ноября 10 числа почитается, за час или меньше до заутрени лег отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, лицом веселым ко мне вещающего сими словами: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проходящую, сказав: «Сие мне железом прожжено». Потом, открыв правую по локоть руку, показал рану на самом противу локтя месте и рек: «Сие мне перерезано». При чем видны были перерезанные жилы. Такоже и левую руку открывши, на таком же месте такую же указал рану, сказуя: «И то мне перерезано». Потом наклонясь открыл ногу до колена и показал на сгибе колена рану, так же и другую рану на таком же месте показал и рек: «А сие мне косою рассечено». И став прямо, взирая мне в лицо, рек: «Видиши ли, больше я за Христа потерпел, нежели ты написал». Я противу сего ничтоже смея сказати, молчал и мыслил в себе: кто сей есть Орест, не из числа ли пяточисленных? На сию мою мысль святый мученик ответствовал: «Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но той, его же ты ныне житие писал». Видел и другого некоего человека военного, за ним стоящего, и казалось мне такоже некий мученик быти, но тот ни что мне изрек. В то самое время учиненый к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро кончилось. Происходило сие во время моего в Печерском монастыре пребывания. А что сие видение я, недостойный и грешный, истинно видел и что точно так видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священноиноческою исповедаю, ибо все оное как тогда совершенно памятовал, так и теперь помню»

Явление мученика Ореста святителю Димитрию во время работы над Четьими-Минеями. Литография 1861 года

 

Святой Димитрий поместил этот сон в Минеи-Четьи при описании жизни св. мученика Ореста.

Преосвященный митрополит Киевский Гедеон Святополк, быв поставлен в Москве патриархом Иоакимом, прибыл в епархию свою в 1686 году. Выехавший к нему навстречу Киево-Печерский архимандрит Варлаам Ясинский взял с собой св. Димитрия. Съехавшись с митрополитом в Батурине, преосвященный вместе с бывшим гетманом Иоанном Самойловичем3 сильно убеждали и наконец убедили угодника снова принять игуменство Батуринского монастыря. Из сего заключить можно, что они считали его лицом необходимым. Святой Димитрий хотя и очень отрицался, но дав раз и навсегда обет повиновения, принужден был согласиться.   

29 января 1686 года отправился он с преосвященным обратно в Киев, а оттуда 9 февраля возвратясь в Батурин, принял начальство над Николаевским Крупицким монастырем по воле и указу, как сам изъяснял, властей духовных и светских. Там в свободное от должностных занятий время продолжая с особенным старанием начатое им исправление Миней-Четьих, то есть Житий святых, кончил сентябрь, октябрь и ноябрь месяцы и послал их на рассмотрение архимандриту Варлааму с соборными старцами и другими известнейшими благородными людьми. По утверждении ими сих триех месяцев св. Димитрий отправился в Киев и под своим личным надзором отдал печатать сентябрь месяц в типографию Печерской Лавры.

Между тем угодник день и ночь занимался изданием книг, которых пользу ясно видел и которые должны были остаться незабвенным памятником усердия его к Церкви. Уже декабрь, январь и февраль месяцы были написаны, как вдруг патриарх Иоаким письмами к архимандриту Варлааму, а потом к митрополиту Гедеону Святополку изъявил желание видеть помянутые книги. Тогда малороссийским гетманом обеих сторон Днепра был известный в истории Иван Мазепа. Св. Димитрий нимало не медля отправил их в рукописи к патриарху с курьером гетмана и с ехавшим вместе наместником Батуринского монастыря иеромонахом Дорофеем при письме от 15-го марта 1688 года, помещенном в собрании всех его сочинений, прося архипастырского благословения на продолжение начатого им труда.

В январе 1689 года св. Димитрий, отправясь из Батуринского монастыря в Киево-Печерскую Лавру, отдал там в печать октябрь месяц Житий святых.

29 марта угодник лишился матери своей, к которой имел особую привязанность, как уже выше сказано. Чтобы изъяснить вполне сердечную скорбь его, вот собственноручное описание святителя невозвратимой потери: «Марта 29 дня в святой Великий пяток спасительные страсти мать моя Марья Михайловна, законная супруга отца моего с Саввы Григорьевича, преставися в девятый час дня, когда Спаситель наш на Кресте страждущий за спасение наше дух Свой Богу Отцу в руце предал. Имела лет от рождения своего больше семидесяти. Да помянет ю Господь во Царствии Своем Небесном. Скончалася с хорошим расположением, памятью и речью. О, дабы и меня таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами. И подлинно христианская ея была кончина, ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами бесстрастна, непостыдна, мирна. Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на Страшном Своем Суде, якоже и не сомневаюсь о Божием милосердии, а о ея спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ея жизнь. А и за то добрый спасения ея знак имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику во время вольныя Своея смерти рай отверзл, тогда и ея душе от тела разлучиться повелел. Апреля в 3-й день, в среду Светлыя Христова Воскресения седмицы, сотворили мы погребение в монастыре Кирилловском и положили ю в церкви Святой Троицы на левой стороне в самой стене, при дверех, коими на хоры всходят. Да почивает о Господе, живыми и мертвыми обладающем».

21 июля того же 1689 гетман Иван Мазепа поехал в Москву, взяв с собой игумена Киево-Кирилловского монастыря Иннокентия, св. Димитрия и двух дьяконов, Петра и Ефрема. Прибыв в древнюю столицу 10 августа, они на другой день представлялись царю Иоанну Алексеевичу и царевне Софье Алексеевне, царь же Петр Алексеевич по случаю возмущения стрельцов находился в Троицко-Сергиевой Лавре. В тот же самый день представлялись они патриарху Иоакиму. 

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Литография начала XX в.

 

Петр Великий, занимаясь следствием по делу Шакловитого, покусившегося на жизнь его величества с злоумышленными стрельцами, мог их принять только 10 сентября в Троицком монастыре, где находился в то время патриарх, посланный царевной Софией для испрошения пощады преступникам. Эта встреча бессмертного государя с св. Димитрием, при которой произнес он речь, помещенную в 1-ой части Собрания его сочинений, решила потом судьбу угодника. Прозорливость мудрого Петра, природная склонность к ученым и образованным людям не могли не заставить его заметить в особенности игумена Батуринского. Три дня оставались они в Лавре. 13 сентября были на отпуске у царя и патриарха. Святейший благословил св. Димитрия образом Пресвятой Богородицы в окладе4, просил его продолжать начатое им описание Житий святых. 22 сентября отправясь в обратный путь с гетманом, приехал он в монастырь свой 10 октября. 

Святитель Димитрий представлен Петру I и патриарху Иоакиму в Троице-Сергиевой лавре. Литография 1861 года

 

Ободренный приемом монарха и благословением патриарха, св. Димитрий еще ревностнее стал заниматься изданием Миней Четьих. Желая совершенно предаться этому труду в уединении, дабы иметь как можно менее развлечения, он 9 февраля 1690 года переселился на жительство в скит близ соборной церкви Батуринского Николаевского монастыря.5

Того же года 17 марта Святейший патриарх Иоаким перешел в вечность. Через месяц скончался митрополит Киевский Гедеон Святополк. В августе избран и посвящен на патриаршество Московское Адриан, митрополит Казанский, а на киевский митрополичий престол покровитель св. Димитрия архимандрит Печерский Варлаам Ясинский.

Преосвященный возвращаясь из Москвы после хиротонисания своего и рекомендовав особенно новому патриарху усердные труды угодника, прибыл в Батурин 31 октября и отдал ему грамоту Святейшего отца, благословляющую печатание и издание Житий святых сентябрь, октябрь и ноябрь месяцы. Грамота эта находится в Собрании сочинений св. Димитрия, равно и ответ патриарху с просьбой доставить ему бывшие на рассмотрении его месяцы декабрь, январь и февраль.

Угодник Божий не взирая на многотрудные занятия свои, но ревнуя о славе вверенного ему монастыря, узнал нечаянно, что по смерти покойного митрополита Киевского Иосифа Тукальского, скончавшегося в Чигирине, осталась в серебряном образе важная часть мощей св. великомученицы Варвары, самая персь, которая поступив в Батуринскую казенную палату, лежала там как бы под спудом без всякого отличного уважения. Святой Димитрий помня сон 10 августа 1685 года и сокрушаясь сердцем, что такая святыня хранится не в приличном месте, сокрытая от усердия христиан, неотступно просил ее для своей обители. Наконец, по многому, как сам описывает, его молению и старанию немалому гетман Иван Мазепа отдал образ в Николаевский Крупицкий монастырь, и святой игумен перенес в оный икону с драгоценными мощами великомученицы Варвары при великолепном крестном ходе во вторник 13-го января, учредив еженедельный в сей день молебен в честь достохвальной угодницы. И здесь сбылось частью сновидение, бывшее у него за шесть лет перед тем.

Святой Димитрий, строго хранивший в продолжении жизни обет монашеского послушания, из повиновения к воле киевского митрополита и гетмана принял снова игументсво Батуринского монастыря. И хотя удалился в скит для удобнейшего продолжения начатого им сочинения, в котором видел и общую пользу, и собственную славу, который соделал его известным высшим властям и за которое уже получил столько одобрений, но отправление обязанностей игумена, невольно отвлекая его от любимого занятия, естественно отнимали много времени, тем более, что он, как доказал впоследствии, считал за величайший грех в чем бы то ни было отступить от должности своей. Он всегда входил во все сам, и эта самая аккуратность лишала его возможности заниматься исключительно одним только делом. Дабы совершенно предать себя писанию Житий святых, он в осень 1691 года выстроил в пустыни близ церкви святого Николая Крупицкого новую келью. 15 октября она окончена, 18 числа освящена, и угодник, поселясь в ней, стал усильно просить увольнения от звания игумена. 

Никольский собор Батуринского Крупицкого монастыря. Достраивался при настоятельстве здесь св. Димитрия Ростовского

 

Не прежде, как в следующем году мог получить оное и 14 февраля перед обеднею сдал игуменство для спокойнейшего, как сам отзывается, пребывания и писания Житий святых.

Но преосвященнейший митрополит Киевский Варлаам, знавший причину, побудившую св. Димитрия отказаться от почестей начальства, и оценив вполне христианское рвение к богоугодному занятию, не мог оставить примерного усердия его без награды. 29 апреля прислал он в Батурин к гетману Ивану Мазепе игумена Кирилловского Киевского монастыря Иннокентия Монастырского со следующею собственноручно писанной запиской: «Предложити ясновельможному благодетелю желания митрополита, дабы в столичном городе Батурине был особливый протопоп при церкви Святой Живоночальной Троицы, содержащий наместничество от митрополита Киевского и был степенью первый по Киевском протопопе чести ради гетманской, якоже и Киевский первый чести ради столицы первобытной самодержцев Российских.6

Такоже дабы и в монастыре Батуринском был архимандрит, а именно той пречестный отец Димитрий. А как к архимандритии обыкновенно принадлежат и другие монастыри, то владел бы архимандрит Батуринский Глуховским монастырем и Максаковским, и еще, если есть к оному ближайший». 

Изображение Батуринской крепости, какой она была во времена жизни здесь святителя Димитрия

 

Какое было последствие сей записки, неизвестно. Святой ли Димитрий отрекся от назначаемого ему сана, или гетман отклонил предложение, будучи в то время занят важнейшими замыслами, верно только то, что угодник посвящен был в архимандриты не Батуринского, а Елецкого Черниговского монастыря 20 июня 1697 года, то есть через пять лет после представления киевского митрополита.

Другое обстоятельство также могло быть причиной такого промедления. Батуринский монастырь вместе с Глуховским и Максаковским находились, как и ныне, в Черниговской епархии. Престарелый архиепископ Лазарь Баранович, не в состоянии будучи по слабости здоровья при древности лет продолжать управления, по просьбе получил увольнение, и при жизни его в архиепископы Черниговские посвящен в Москве архимандрит Елецкого монастыря Феодосий Углицкий.7

Он приехал в Батурин 9 декабря, а в следующем году 1-го мая св. Димитрий отправился в Киев печатать декабрь месяц написанных им Житий святых.

Следуя собственным запискам угодника, невозможно определить с точностью времени совершенного окончания и напечатания Миней-Четьих. Во-первых, потому, что один лист из книги  Дневных записок потерян и что по сей причине целый год его жизни, с 4-го марта 1687 по 15-е марта 1688 г. остается от нас в неизвестности. Быть может, в это время он печатал сентябрь месяц. Потом в январе 1689 года пишет он: начал в Печерском монастыре печатать октябрь. Отсюда в 1693 году 10 июля отдает прямо в печать декабрь месяц. Когда же напечатан ноябрь? С того времени святой Димитрий, доведя записи свои до 1703 года, будучи в Ростове, уже не упоминает о сочиняемых им Житиях святых. В изданном же житии великого угодника сказано, что он отдавал в печать по три месяцы вместе, но почему же упоминает об октябре и декабре отдельно? Кажется, собственноручное изъяснение есть факт неоспоримый. Итак, по неимению достовернейших сведений, необходимо следует держаться напечатанному житию святителя Димитрия, как истории, уже утвержденной и выданной в свет.

Того же 1693 года сентября 1-го св. Димитрий лишился благодетеля своего архиепископа Лазаря Барановича, которого именует великим столпом церковным. Муж знаменитый в бытописаниях Православия, он тихо угас в маститой старости, как светило, едва мерцающее. В июне 1694 года св. Димитрий переведен был игуменом в Глуховский монастырь, но не известно по личному ли желанию или по распоряжению духовного начальства.

5-го февраля 1696 года скончался преемник покойного преосвященного Лазаря архиепископ Феодосий Углицкий. На место его в следующем году поставлен архимандрит Елецкого Черниговского монастыря Иоанн Максимович.8

В 1697 году января 17-го скончался игумен Киевского Кирилловского монастыря старец Иннокентий Монастырский, и митрополит Варлаам, всегда любивший и отличавший св. Димитрия, вняв желанию всей братии, немедленно перевел его на место усопшего. По неисповедимым судьбам Божиим довелось ему начальствовать в той обители, где за 29 лет до этого принял он иноческий образ, где семь лет сряду был диаконом, где погребена его мать, потом отец, и к которой имел всегда особую привязанность. 

Изображение Иннокентия Монастырского в Троицком соборе Киево-Кирилловского монастыря

 

Но только пять месяцев управлял он тем монастырем, которого иноки предлагали уже ему игуменство двадцать лет тому назад. Митрополит Варлаам, представивший его в архимандриты запискою своею к гетману от 29 апреля 1692 года, не упустил из виду имевшуюся в Черниговском Елецком монастыре вакансию посвящением бывшего в оном архимандрита Иоанна Максимовича в архиепископы. По сделанному с преосвященным Черниговским надлежащему сношению, св. Димитрий поставлен архимандритом 20 июня 1697 года в соборной Успенской церкви того монастыря.  Там окончил он писанием март, апрель и май месяцы Житий святых и отправил для печатания к Киево-Печерскому архимандриту Иоасафу Кроковскому.

В 1699 году переведен угодник Божий из Чернигова в Новгород-Северский Спасский монастырь и, 22 сентября приехав в оный, вступил в управление.

1700 год имел важное влияние на судьбу св. Димитрия. Друг его игумен Киево-Николаевского монастыря Стефан Яворский, муж отлично ученый и образованный, был прислан митрополитом Варлаамом в Москву, чтобы испросить у Петра Великого утверждения преимуществ училищам малороссийским. Вскоре имел он случай говорить красноречивое надгробное слово при погребении любимца царского боярина Шеина, которое сильно тронуло государя.  Монарх, уже заметивший особенные достоинства игумена, повелел посвятить его прямо в митрополита Рязанского и Муромского. Вскоре скончался патриарх Андриан, и Стефану поручено было заведовать патриаршим управлением мимо всех старейших митрополитов России. 

Военный Никольский собор в Киеве — собрный храм Никольского Пустынного монастыря, игуменом которого был Стефан Яворский перед тем, как был избран в митрополита Рязанского и Муромского

 

Между тем Киево-Печерский архимандрит Иоасаф Кроковский, получив от св. Димитрия месяцы март, апрель и май Житий святых, послал ему с лаврскою братиею на благословение бывший в алтаре соборной их церкви образ Пресвятой Богородицы Донской9, присланный покойному митрополиту Киевскому Петру Могиле царем Алексеем Михайловичем в год венчания на царстсво. Святая икона сия привезена была ему 16-го декабря иеродиаконом Иосифом Родикевичем.

 

Читать продолжение на стр.№3

button up