logo
sandvige Меню

Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная усерднейшим почитателем великого святителя Д. Приклонским.

Жизнь святого чудотворца Димитрия,
митрополита Ростовского и Ярославского
составленная из собственных его дневных заметок и писем
с некоторыми дополнениями к изданному уже житию
сего угодника Божия
усерднейшим почитателем великого святителя
Д. Приклонским

Печатается по рукописи, хранящейся в Российской Государственной библиотеке. Рукопись эта никогда не была издана, между тем представляет несомненный интерес, так как автор описал жизнь св. Димитрия не только с большими подробностями, чем другие авторы его времени, но и стиль его изложения гораздо более живой, передающей собственное теплое отношение к почитаемому им святому.

Публикация рукописи — Рубцова М. Л. Для облегчения чтения этого литературного памятника использована русифицированная орфография, предполагающая сохранение в большинстве своем  авторской орфографии, передающей особенности языка этого литературного памятника. К комментариям автора добавлены также комментарии публикатора. Публикация снабжена иллюстрациями, в том числе весьма редкими, ранее не издававшимися

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Парсуна митрополита Димитрия Ростовского. Начало XVIII в.

 

Крещеный во имя святого митрополита Димитрия Ростовского чудотворца, я с младенчества привык ему молиться и по внушению родителей питать особую веру к великому угоднику Божию.

В юношеских летах, читая неоднократно его сочинения и дневные записки, в которых он изложил сам свою историю, я всегда ощущал какое-то невыразимое удовольствие и убеждался в высоких добродетелях сочинителя!

Три раза в течение жизни моей видел его во сне, и слышал, как святой угодник обещался никогда не оставлять меня. Я часто бывал в самых тяжких обстоятельствах, но какая-то невидимая сила всегда меня спасала! Но рассматривая изданное житие святого угодника и собранные его дневные записки вместе с разными письмами, к ним приложенными, я убедился, что жизнь его описана на славянском языке слишком кратко и неудовлетворительно.

Приятно, однако ж, знать и читать в обыкновенном наречии все, что только может коснуться до предмета общего глубого почитания. Вот причина, побудившая меня снова описать жизнь святого Димитрия гораздо пространнее, со всеми подробностями!

Для исполнения моего усердного желания я прочитал все то, что напечатано о великом чудотворце. Ручаюсь за верность описания, но много еще сочинений угодника лежат в разных библиотеках неизданными. Этих фактов я видеть не мог. Не я один в России имею пламенную веру к Ростовскому святителю, за что ж лишать столько христиан средства узнать подробности его жизни? Эта мысль побудила меня выдать в свет составленное мною жизнеописание нашего общего патрона.

 

Факты, на коих основана его биография, неоспоримы по следующим уважениям:

  1. При обретении святых мощей митрополита Димитрия через 42 года по кончине многие из ближайших его служителей и прочих граждан Ростова, знавших коротко архипастыря, были живы. Следовательно, собираемые сведения доставлялись очевидцами его деяний.
  2. Раскольники, ненавидя своего обличителя, в то время были сильны, и, верно, не упустили бы никаких мер, могущих нанести хотя бы малейшее нарекание памяти их ревностного преследователя, но однако ж не могли иметь успеха.
  3. Святейший Синод четыре года не оглашал открытых мощей угодника святыми, четыре раза были они свидетельствованы. Из сего ясно заключить можно, что важнейшие убеждения побудили Св. Синод сопричислить митрополита Димитирия к лику святых.
  4. Описание жизни его основано на собственноручных дневных Келейных записках и на партикулярных письмах. Они никогда не были писаны для издания в свет, а просто для памяти, и сохранились в таком небрежении, что даже один лист из книги потерян! Дополнение взято из сведений, доставленных людьми, находившимися при самом архипастыре.

В издаваемом ныне жизнеописании преславного моего патрона, я не токмо не искал блистать слогом, но даже придерживался к словам, употребительным при первом издании его жития. Собственные же славянские изречения угодника, помещенные в Дневных его записках, письмах или речах, я выписал подлинником, не смея ничего переменить!

В наш просвещенный век странно видеть мирянина в духовных занятиях, но если я увлекаюсь душою к доброму делу, стану ли обращать внимание на пересуды людей? Не свету посвящаю я слабое и недостойное, может быть, произведение мое; к гробнице небесного моего покровителя повергаю описание его деяний, как слабейшую дань моей беспредельной к нему благодарности. Если он свыше благословит пламенное мое к нему усердие, то я больше ничего не желаю!

ЖИЗНЬ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ,
МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И ЯРОСЛАВСКОГО

Святой чудотворец Димитрий, сначала нареченный митрополит Сибирский и Тобольский, а потом уже Ростовский и Ярославский, принадлежит тому незабвенному веку, в который Петр Великий, совершая почти неимоверный переворот в своем государстве, возвел Россию на степень первостатейной европейской державы.

Портрет императора Петра Первого. Худ. А. П. Антропов. 1770. Из собрания Государственного Русского музея

 

По особому счастливому определению судьбы в то самое время, когда голос Долгорукова и Головина, раздаваясь в Царской думе отголоском истины, защищал притесненных, когда Шереметев, Меньшиков, Апраксин, Голицын, Репнин геройскими подвигами прославили Отечество на поле брани, Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Пензенский, украшая пастырскими добродетелями епархиальные российские кафедры, достигали святою жизнью нетленного венца вечной славы, земной и небесной. 

Происходя от благородной малороссийской фамилии Туптало, святой Димитрий родился в декабре месяце 1651 года в городе Макарове, не далее 50-ти верст от Киева и был крещен под именем Даниила. Отец его Савва Григорьевич, служивший сотником в казацком войске, и мать Мария Михайловна, к которой угодник питал всегда особую привязанность, известны были по благочестивой жизни своей. Получив дома первое обучение чтению и письму славянского языка, он отдан был в Киевский Училищный Богоявленский монастырь для дальнейшего образования в преподаваемых там свободных науках.

Киев в то время был источником всего российского просвещения и учености. Знаменитый митрополит Петр Могила1, ученик Парижского университета, желая предохранить паству свою от обольщений униатов и учредив в этой цели при Киево-Печерской Лавре училище, посылал в чужие края для воспитания Сильвестра Косова2 и Иннокентия Гизеля3соделавшихся впоследствии столь известными отличными своими познаниями. Соединив потом заведенное им училище с братским, бывшем на Подоле, по благословению патриарха Иерусалимского он на свое иждивение устроил семинарию, так называемую бурсу, для бедных детей, снабдил библиотекою и исходатайствовал своему училищу от короля польского звание Духовной академии. Из сего рассадника наук вышло столько знаменитых мужей, украсивших духовенство Великороссийской Церкви!

Киево-Братский монастырь и Могилянская академия. Фотография 1905 г.

 

Успехи, оказанные святым Димитрием, доказал он впоследствии своими сочинениями. Пройдя богословие, риторику, логику, философию, географию, историю; обучась языкам: славянскому, греческому, латинскому и польскому, он беспрестанным чтением усовершенствовал себя, приобретая новые познания.

Но Провидение, как кажется, включило его с самых юных лет в малое число своих избранников. Получив от природы влечение к наукам и особенную склонность к трудолюбию, приобвыкнув жить в удалении от света — шумное общество, вихрь мирских отношений с быстротекущими их забавами не могли казаться привлекательными душе, рано посвятившей себя глубокомысленным занятиям. Уединение — эта пища размышления, это средство к внутреннему спокойствию — сильно услаждало св. Димитрия, и он, упросив родителей, вступил с их благословения в монашество на 18-ом году от рождения, быв пострижен в монастыре Киевском Кирилловском игуменом Мелетием Дзиком 9 июля 1668 года с наименованием Димитрием. 

Пострижение в монашество св. Димитрия. Литография 1861 года

 

Вникнув совершенно в обязанности своего звания, св. Димитрий старался поддержать оное смирением, беспредельною покорностью властям и кротким исполнением всех трудов послушания. Начальство, видя такое поведение и зная хорошее образование такого инока, через 8 месяцев о посвящении его во диакона, послав его в город Канев, где находился тогда киевский митрополит Иосиф Нелюбович-Тукальский, который рукоположил св. Димитрия в день Благовещения 25 марта 1669 года. 

Успенский собор бывшего Успенского монастыря в г. Каневе. Здесь св. Димитрий был рукоположен во диакона

 

Шесть лет находился он иеродиаконом, продолжая подвиги монашества во всей строгости. В это время знаменитый черниговский архиепископ Лазарь Баранович, возвратясь из Москвы после суда, произведенного над патриархом Никоном, и получив от вселенских патриархов, находившихся в Москве, отличительное право облачаться в саккос во время служения, был наименован администратором и блюстителем Киевской митрополии, которой престол оспаривали у преосвященного Иосифа епископы Перемышльский и Львовский. Лишь только раздоры, потрясавшие тогда Киевскую митрополию, были отстранены и порядок восстановлен, архиепископ Лазарь Баранович, узнав св. Димитрия и заметя в нем необыкновенные дарования, вызвал его в Чернигов и рукоположил во священника в монастыре Густынском 23 мая 1675 года на праздник Сошествия Св. Духа, оставя при себе проповедником, — должность, в которой находился он, как сам пишет, довольное время. 

Свято-Троицкий Густынский монастырь. Литография конца XIX в.

 

Спустя 10 месяцев после посвящения в иеромонахи, то есть в Крестопоклонную неделю Великого поста 1676 года, св. Димитрий имел описанное им сновидение, которое никогда не мог разгадать. Вот собственные слова его: «Вышедши от заутрени и приуготовляясь на служение в соборе (ибо и сам преосвященный хотел служити, как и служил), задремалось несколько сном тонким. В сем сонном видении показалось мне, будто я в алтаре перед престолом. Преосвященный архиерей сидит в креслах, а мы все около престола к служению готовясь, нечто читаем. Владыка вдруг прогневался на меня и истязывает. Слова его (ибо добре помню) сии были: Не аз ли тя избрах, не аз ли тебе имя нарекох, брата Павла диакона оставих и прочих приходящих, тебя же избрах, и прочия речи во гневе своем мне полезныя произнесл, о коих я уж не запомнил, но сии только добре мне памятны. Я низко кланялся преосвященному и, обещая учинить исправление (коего и поныне еще не делаю), просил прощения и сподобился оного, ибо простив меня, дозволил поцеловать свою руку и начал ласковее со мною говорить, повелевая мне приготовлятися на служение. Тогда таки я стал на своем месте, разогнул служебник, но и в нем нашел тотчас те же самые слова, коими меня преосвященный истязывал, большими буквами написанные: Не аз ли тя избрах и прочая, как прежде сказано. Читал я сие тогда со многим ужасом и удивлением и доныне твердо оныя слова помню. Потом воспрянув от сна и много удивлялся виденному, и ныне вспомнив, удивляюсь и думаю, что в видении оном через особу преосвященного отца архиепископа Сам Создатель мой наказывал меня. Спрашивал при том я и о Павле диаконе, не был ли когда таковый диакон, сим именем называющийся, но не мог сыскать нигде, ни в Чернигове, ни в Киеве, ни по иным монастырям и доныне не знаю, был ли или есть теперь где в моем Отечестве диакон Павел. И Бог весть, что значит Павел диакон. О, Господи мой! Устрой о мне вещь по Твоему преблагому и премилосердому изволению на спасение души моея грешныя». Сон этот тем более не постижим, что архиепископ Лазарь Баранович св. Димитрию имя не нарекал, всегда любил, отличал и никогда ни малейшей неприятности между ними до кончины не происходило. 

Портрет архиепископа Лазаря Барановича. Первая половина XIX в. Собрание Национального музея истории Украины

 

Способности св. Димитрия к проповеди и дар слова начинали приобретать известность. В 1677 году приехав в Новодвор на литовскую границу для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, к перенесению которого из старой церкви в новую прибыл преосвященный епископ белорусский Феодосий Василевич, св. Димитрий был ему представлен в алтаре и познакомился там с отцом Климентом Тризною, старшим Виленского Свято-Духова монастыря. В Вильне, как видно, не было искусного проповедника. По приглашению отца Климента Тризны св. Димитрий поехал с ним в Свято-Духов монастырь, где сказывал две проповеди. По прибытии в Вильну преосвященного Феодосия, епископа Белорусского, св. Димитрий прожил там до 24-го ноября, а потом отправился с преосвященным в Слуцк. 6 декабря остался на жительство в греко-российском Свято-Троицком монастыре.

Декабря 28-го, то есть через пять месяцев по отбытии из Чернигова св. Димитрия, восчувуствовав отсутствие его до той степени, что полковник тамошнего казацкого полка объявил ему письмом волю гетмана немедленно возвратиться к ним,что подтверждено было ему в то же время игуменом Киевского Михайловского монастыря Мелетием Дзиком. Но между тем Слуцкое братство, нуждаясь в православном проповеднике, усилинейшими просьбами и обещаниями, удержав его у себя, послало к игумену Мелетию просительное письмо дозволить ему остаться у них долее. Игумен отвечал им 5 февраля 1678 года, что он охотно на просьбу их соглашается, однако же на время и с тем, чтобы ему (т. е. Димитрию) сие угодно было.  С ответным письмом благословил отец игумен св. Димитрия несколькими частицами мощей св. великомученицы Варвары. Заметить должно, что угодник Божий умел снискать общее внимание, имея только 27 лет от рождения!

Вскоре умер в Люблине преосвященный Феодосий, епископ Белорусский, архимандрит Слуцкий, и митрополит греческий Макарий Лигариди прибыл в Слуцк на погребение его. Отец старший Виленский Климентий Тризна, желая произвести иеродиакона своего Исайю Бая во священника, просил письмом св. Димитрия помочь ему в этом случае, полагая его уже в совершенном с митрополитом знакомстве. И он, как сознается сам в своих Дневных записках, приложив должное старание, исполнил желание игумена. Вот новое доказательство уважения, которое заслужил молодой иеромонах. 

Часовня в Слуцке на месте утраченного Спасо-Преображенского монастыря, где жил св. Димитрий

 

В изданном житии св. Димитрия при Собрании его сочинений сказано, что по объявлению жителей Слуцка имел он во время своего у них пребывания благодетелем себе некоторого благочестивого гражданина Скочкевича, который устроил своим иждивением Братскую Преображенскую обитель. Но должно показаться весьма странным, что св. Димитрий, описавший в дневных своих записках каждый подарок им полученный, упоминает только: «Ноября 29-го г. Скочкевич умер в пятницу поутру в исходе осьмого часа, да почиет с миром. Декабря 3-го отправлено над ним великолепное погребение, при котором говорил я проповедь, за что дано мне голландского доброго полотна 6-ть локоть». Вероятно, изъяснил бы он пространнее и выразительнее чувства благодарности, если б пользовался какими-либо благотворениями покойного4.  

Святой Димитрий, оставя Слуцк, в котором прожил один год и три месяца, приехал в Батурин 6 февраля 1679 года и, явясь к гетману, не только был им отлично принят, но с тех пор, как сам сознается, пользовался всегда его благодеяниями. Через год, а именно 21 февраля, на имевшуюся вакансию игумена в Киево-Кирилловском монастыре, в котором св. Димитрий пострижен в иноческий образ, избран он был всей братией к ним в игумена, о чем послано тогда просительное письмо к гетману, письмо из упомянутого монастыря. Но по каким причинам не принято св. Димитрием предлагаемое ему избрание (только через 12 лет после пострижения его)5, не известно, может быть по признанию себя недостойным такового начальственного звания в монастыре, где 5 лет назад был еще диаконом.

В 1681 году по достижении угодником 30-летнего возраста начал он писать дневные свои записки под названием Диариуша, поместив все случившееся в жизни его замечательное со дня рождения, он довел только до 1703 года. Этот неоспоримый факт истории святителя, писанный собственною его рукою, из которой, к сожалению, один лист однако же потерян, находится ныне в Киево-Печерском книгохранилище.

В том же 1681 году скончался игумен Преображенской Максаковской обители. Единогласным избранием всей братии предложено было св. Димитрию через присланных двух депутатов от монастыря занять его место. Он согласился на предложение, вероятно, по убеждению гетмана, который и дал ему рекомендательное письмо к архиепископу Лазарю Барановичу.

Желая доказать ныне то, что сказано уже выше, а именно как архиепископ Лазарь, управлявший тогда Киевскою митрополией, уважал св. Димитрия, то выпишу здесь собственные слова его о приеме, оказанном ему преосвященным: «Сентября 4-го, в неделю поутру, был я у владыки с гетманским письмом и весьма милостиво от его преосвященства принят. Как скоро распечатал письмо, тотчас следующие слова сказал: «Не читая письма сказываю, да благословит Вас Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия, желаю Вам и митры. Димитрий да получит митру». Того же дня был я на беседе у его преосвященства и любовно угощен, где между иными милостивыми словами сие мне объявил: «Сего дня святого пророка Моисея Боговидца. Сего дня сподобил Вас Господь Бог игуменства идеже храм Преображения Господня, яко Моисея на Фаворе. Сказа пути Своя Моисееви да скажет и Вам на сем Фаворе пути Своя к вечному Фавору». Сии слова я, грешный, за хорошее предзнаменование и пророчество себе поставил и заметил. Дай Боже, чтобы пророчество его архипастырства сбылось!»

Соображая этот пространный рассказ с тою славою, какою в то время пользовался архиепископ Лазарь Баранович, названный великим столпом церковным самим святителем Димитрием, можно без малейшего сомнения удостовериться в достоинствах святого угодника, имевшего в то время не более 30-ти лет. Но расположение к нему преосвященного Лазаря еще более подтверждается сими словами: «Сентября 5-го, в понедельник после обедни принял благословение и указ у его пастырской милости на игуменство Максаковское и Клюсовское, и посох свой хороший дал мне его преосвященство. И так меня добре отпустил, и не инако, как отец родного сына. Даждь ему Господи вся благая по сердцу его!»

Собор Максаковского монастыря — места первого настоятельства св. Димитрия Ростовского

Пять месяцев только управлял св. Димитрий обителью Максаковскою. В 1682 году, 7 февраля скончался игумен Киевского Михайловского монастыря Мелетий Дзик, постригший св. Димитрия. На место его перевели игумена батуринского Феодосия Гугуревича, а в Батуринский Николаевский монастырь определен был святитель Димитрий. Вероятно, по соизволению гетмана, желавшего иметь его в своей столице.

1 марта принял он игументсво Батуринского Николаевского монастыря от предместника своего отца Феодосия Гугуревича и через два дня поехал в Максаково сдать игуменство и возблагодарить братию той обители. Там постриг троих, а 6 марта, возвратясь в Батурин, принял начальство над монастырем.

Святой Димитрий, проникнутый вполне важными обязанностями своего звания, без сомнения, был игумен примерный, однако ж один только год и семь месяцев оставался в этой должности. Душа его, стремясь к занятиям ученым, к жизни созерцательной, искала не почестей начальственных, но уединения, сего единственного сокровища сердец чувствительных, сей пищи глубокомысленных размышлений нравственной философии. Хотя святитель, не упоминая причины, описывает просто, что он 26 октября на память св. великомученика Димитрия, своего патрона, сложил с себя игументсво Батуринское, но полагать должно, что замечая какие-либо неустройства или беспорядки, которые не в силах был исправить, а при том имея занятия по должности, отвлекавшие его всегда от любимых упражнений, он согласился скорее быть простым иеромонахом, чем занимать место для него тягостное. Это предположение подтверждается еще тем, что в 1684 году 23 апреля, через 6-ть месяцев по приглашению Киево-Печерского архимандрита Варлаама Ясинского, оставя Батурин, он переселился в эту Лавру. 

Троицкий надвратный храм и Святые ворота Киево-Печерской лавры. Фотография начала XX в.

 

Читать продолжение на стр.№2

 

button up