logo
sandvige Меню

Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная усерднейшим почитателем великого святителя Д. Приклонским. — стр.№5

Предыдущая стр.№4

 

27 июня одержана Петром Великим славная Полтавская победа, которая истребив всю армию короля шведского Карла XII, в числе коей находился и клятвопреступник Мазепа с малороссийскими войсками, выведенными им против законного государя, нанесли решительный удар всем вольностям Малороссии.

11 августа скончался иеродиакон Пармен, келейник митрополита. Он приказал погребсти его в Яковлевском монастыре, в котором сам назначил себе могилу.

Святитель, страдая телесно, а может быть и душевно, превозмогал себя ежеминутно, дабы чего не упустить по должности своей. Посвящая каждую минуту жития своего Богу и Церкви, он постепенно угасал, как луч вечерней зари, но твердость души, борясь с изнемогающей природой, не вынимала пера из ослабевшей руки и не могла отвлечь от исполнения священных обязанностей. 11 сентября в присутствии прибывшего из Москвы боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, управлявшего Монастырским приказом, он освятил в Угодичах каменную церковь во имя святого чудотворца Николая. 

Церковь святителя Николая Чудотворца села Угодичи под Ростовом, освященная некогда св. Димитрием

 

Октябрь месяц назначен был предвечным Промыслом видеть переселение угодника из временной жизни в райские обители. Давно готовый оставить мир, который никогда его не привлекал к себе, весь преданный Богу как единственной цели всех своих желаний и помышлений, св. Димитрий взирал на смерть с равнодушием философа, но с трепетом христианина, почитавшего себя лютейшим из грешников. Покорность к воле Всевышнего, поддерживая его терпение в страданиях, служила ему врачеванием в болезни, а чистая совесть, тайным душевным отзывом в том, что исполнял свято возложенные на него судьбой обязанности, оживляли в нем надежду на милосердие Спасителя в минуту неминуемого ответа на Страшном Судище.  

Усиливавшаяся чахотка и кашель быстро изнуряли святителя. Между тем, он не переставал заниматься делами. За несколько дней до кончины получено было известие, что вдовствующая государыня царица Прасковья Федоровна с августейшими дщерями своими, имея намерение ехать в Ярославль для поклонения чудотворной иконе Толгской Богоматери, по трудности пути за осенней распутицей и непогодой повелеть соизволила перенести святую икону сию в Ростов, ближе от Москвы отстоящий, куда сама желала прибыть. Лишь только митрополиту донесено было о скором приезде государыни, то он позвал казначея своего иеромонаха Филарета Белогостицкого,1 которого  между прочими приказаниями предварил о приближающейся своей кончине, сказав: «Се грядут в Ростов две гостьи, Царица Небесная и царица земная, токмо я уже видеть их здесь не сподоблюсь, а надлежит к принятию оных готову быть тебе казначею».

24 октября митрополит совершенно изнемогал и кашель не давал ему отдыха. Однако ж желая исполнить христианский долг, он елико возможно перемогался и непременно хотел служить в день тезоименитства своего 26 октября Божественную литургию в соборной церкви, что и совершил, чувствуя себя уже опасно больным, так, что все стоявшие в храме заметили, как лицо угодника изменилось. Сказывать поучения он был не в силах, но слово, наперед им изготовленное, читал один из певчих по тетради, а святитель слушал, сидя у царских врат. 

Кафедральный Успенский собор г. Ростова Великого. Фотография начала XX в. Здесь св. Димитрий отслужил свою последнюю земную службу за день до кончины

 

По возвращении домой принимал поздравление от всех приходящих и, зная, что он в Ростове первое лицо, приглашал по обыкновению прежних лет к обеду, за которым едва мог сидеть. Не желая огорчить невозможностью приглашения тех, которые пришли поздравить с последним днем его Ангела, угодник смотрел, может быть, со стесненным сердцем на собрание своей паствы, желавшей ему здравия, увы, невозвратимого. Он предчувствовал, что через несколько часов не увидит более тех, которые его искренне любили за то, что он их сам любил, как истинный отец. Этот обед был в глазах святителя картиной разлуки почтительных детей с нежным родителем, отъезжающим навсегда в страну дальнюю, неизвестную. Крепко уповал архипастырь на милость Спасителя мира, но он был человек, и вероятно ощущения его болезненные и душевные были тогда очень тяжки.

На другой день, 27-го числа, прибыл к нему из Переславля-Залесского обители св. Даниила Столпника архимандрит Варлаам. Святитель, не взирая на бессилие, но опасаясь огорчить подчиненного отказом, принял его и угостил по приличию. Во время их беседы наедине жившая тогда в Ростове близ архиерейского дома монахиня Варсонофия Евфимьевна Козинская, которая была кормилицей царевича Алексея Петровича, прислала своего дворецкого просить митрополита удостоить ее посещения. Имея к нему особенное уважение, она часто пользовалась его советами и наставлениями, но угодник отказался по совершенному изнеможению. Когда же дворецкий объявил госпоже своей, что святитель по жестокой болезни быть не может, то она вторично послала к нему с препокорнейшей просьбой хотя на малое время пожаловать к ней. Св. Димитрий снова отрицался, представляя свое крайнее положение, но тогда архимандрит Варлаам присоветовал ему идти, полагая, что свежий воздух и прогулка его облегчат. Послушав его, святитель после вечерни приказал себя к ней вести, взяв архимандрита с собой. Очень мало времени мог он с ней говорить, и через великую силу возвратясь домой, приказал казначею иеромонаху Филарету угостить архимандрита в Крестовой палате, а сам пошел, мучимый кашлем, в келью свою, где долго ходил, будучи поддерживаем под руки служителями.

Чувствуя, что смертный холод начинает распространяться по телу его, угодник, собрав певчих, приказал петь свои духовные песни, как то: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радосте» — и во время пения стоял против топившейся печи, грея грудь. Потом, благословив певчих, отпустил по домам, но одного из них, которого употреблял для переписки своих сочинений и который был ему в трудах усердный помощник, удержал у себя. Тогда умирающий митрополит рассказал певчему всю свою жизнь от юности до совершенных лет: как всегда надеялся на Бога, как усердно молился Спасителю, Пресвятой Божией Матери, всем святым угодникам, — и потом промолвил: «И вы, дети, молитесь такожде». Наконец присовокупил: «Время и тебе, чадо, отъити в дом свой». Когда же певчий, приняв благословение, пошел, то угодник проводив его сам из кельи, едва не до земли поклонился ему, благодаря за все труды при переписывании сочинений святителя. Видя такое необыкновенное смирение, певчий вздрогнул, воскликнув: «Мне ли, последнейшему рабу, владыка святый, тако кланяешися!» Но он снова повторил ему: «Благодарю тя, чадо», — и возвратился в келью, а певчий в слезах пошел домой.

Войдя в комнату св. Димитрий, простясь со служителями, приказал каждому идти к себе, говоря, что желает отдохнуть, и более никого уже не видел. Чувствуя по смертельному расслаблению, что жизнь его угасает, расставшись со всеми к себе близкими, ему предстояла теперь одна вечность, все земное уже перед ним исчезало, затворясь в другой особенной келье, он встал на колени перед св. иконой. В ночь с 27-го на 28-е октября душа его тихо перелетела в ту светлую обитель, где со дня рождения старалась снискать достойное место. Вошедшие до заутрени служители нашли владыку перед образом, коленопреклоненно в молитве дух испустившего. Прожив праведно, скончался праведником. 

Кончина святителя Димитрия во время молитвы. Литография 1861 года

 

Три удара в большой соборный колокол возвестили Ростову кончину митрополита. Бывший у него накануне певчий, вбежав в келью, еще застал его на коленях стоящего умершим. Почти весь город, узнав постигшее его несчастье, собрался в архиерейский дом. Стенание было всеобщее. Одни оплакивали в угоднике усердного покровителя, другие помощника в бедах и утешителя в печали, вдовы заступника, сироты питателя, иереи и монахи ревностного учителя и наставника.

По облачении митрополита в святительское одеяние, которое он сам на смертный случай изготовил, тело его положено было в дубовый гроб, внутри обитый оранжевым атласом, а под голову вместо подушки уложены по воле преосвященного все сочинения вчерне, писанные его рукой, и вынесено в домовую архиерейскую церковь Всемилостивого Спаса. 

Церковь Спаса на Сенях, в которую было принесено тело почившего митрополита Димитрия

 

28 октября после обедни царица Прасковья Федоровна с дочерями своими благоверными царевнами Екатериной, Прасковьей и Анной Иоанновнами изволила приехать в Ростов. Известие о кончине святителя жестоко поразило ее. Долго плакала государыня и, приказав отслужить по усопшему панихиду, окропляла царскими слезами бездыханное тело любимого всеми архипастыря. Потом соизволила уехать на встречу чудотворной иконы Толгской Богоматери, но за дурной погодой, не продолжая далее пути, остановилась в Богоявленском Авраамиевском монастыре, стоящем на Ярославской дороге. На другой день , 29-го октября, в праздник святого Авраамия, архимандрита Богоявленского, которого святые мощи почивают в обители, царица, узнав, что чудотворная икона приближается, повелела всем пришедшим к празднику идти на встречу в Петровский монастырь, тоже близ дороги находящийся, куда за крестным ходом последовали пешие и три царевны, а государыня ожидала в святых вратах. Когда же царевны, неся сами образ Богоматери, подошли ближе к монастырю, царица Прасковья Федоровна подошла к иконе и, сотворив обычное благоговейное моление, повелеть изволила внести оную в церковь, где и стояла до окончания Божественной литургии, а потом с крестным ходом в ростовский собор. 

Собор святых апостолов Петра и Павла и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Петровского монастыря в Ростове Великом. До наших дней первый храм не сохранился, второй претерпел серьезные утраты

 

30 октября по воле государыни тело святого Димитрия перенесено с подобающей церемонией из домовой его Спасовой церкви в соборную,2 где царица приказала отправить по усопшему вторичную панихиду. Затем соизволила отъехать в Москву.

Духовное завещание угодника, писанное собственной рукой его, послано было в Монастырский приказ,3 который вскоре предписал указом, согласно последней воле митрополита в завещании его изъявленной, выкопав в соборной Зачатия Пресвятой Богородицы церкви Яковлевского монастыря в углу, назначенном самим покойным архипастырем могилу, выстлать камнем и, сделав каменную гробницу, тело предать установленному погребению. Для чего по давнему с покойным уговору намеревался прибыть нарочно экзарх Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Почтеннейшие жители Ростова, желая чтобы святитель, столь много ими почитаемый, был положен в городском соборном храме, где всегда хоронили иерархов Ростовской кафедры, отложили исполнение указа.

Митрополит Стефан, приехав почти в исходе ноября месяца для погребения усопшего своего друга, прямо вступил в собор и долго плакал над телом угодника. Потом приказал казначею иеромонаху Филарету Белогостицкому приготовить все нужное к печальной церемонии в Яковлевском монастыре. Тогда граждане ростовские изъявили преосвященному усердное желание и покорнейшую просьбу предать усопшего владыку земле не в Яковлевском монастыре, а в соборной их церкви близ покойного предшественника митрополита Иоасафа, так как все святители ростовские почивают в кафедральной церкви. Но преосвященный Стефан ответствовал им, что как преосвященный Димитрий при вступлении на Ростовский престол прежде всего был в Яковлевском монастыре и сам избрал место для своего погребения, то он сего переменить не может а потому повторил приказание приготовить все нужное в Яковлевском монастыре. Полагать можно, что митрополит Стефан спешил отъездом и потому не успели устроить предписанной каменной гробницы, а сделали наскоро простой деревянный обруб из сырых бревен, который потом весь сгнил.

25 ноября по прибытии всех духовных и светских властей, равномерно священно- и церковнослужителей в соборный храм, преосвященный Стефан, совершив Божественную литургию и сказав сочиненное им надгробное слово, отправил отпевание. По окончании гроб угодника в предшествии всего духовенства с крестным ходом и в сопровождении множества плачущего народа перенесен в Яковлевский монастырь и погребен в правом углу соборной церкви Зачатия Пресвятой Богородицы. Преосвященный Стефан написал ему надгробную надпись, которая прилагается в конце жизнеописания угодника. 

Вид Спасо-Яковлевского монастыря. Фотография из книги Бориса Эдинг «Ростов Великий, Углич : Памятники художественной старины.» Москва, 1914 год

 

По смерти трудолюбивого архипастыря осталось много книг греческих, латинских, польских, славянских печатных и рукописных, которые в то же время преосвященным Стефаном из Ростова взяты и отданы в книгохранилище Московской Синодальной типографии.

Святой Димитрий жил 58 лет невступно, в иночестве был 41 год 3 месяца и 18 дней; на Ростовском престоле 6 лет 10 месяцев4; в недрах земли находился 42 года 10 месяцев и 24 дня.5

Читая описание жизни угодника Божия, основанного на самых достоверных фактах, тем более не оспоримых, что при открытии святых мощей его некоторые из самых близких к нему служителей и граждан Ростова, знавших коротко святителя, были живы, каждый убедиться может, что он, помышляя только ежеминутно о Создателе своем, старался всегда угождать Ему, исполняя в строжайшем смысле все обязанности, предписанные христианской религий, имея одну цель, одно желание — удостоиться вечной жизни. Он твердо помнил наставление святого Иоанна Златоуста: «Егда обленишься прилежати о брате, невозможеши инако спастися. Аще и вся исправим, а ближнего не пользуем, не внидем в Царство».6
Потому считал главнейшей обязанностью своей по примеру святых апостолов и отцов беспрестанно учить и просвещать христиан, ему вверенных, в то время весьма мало образованных. Совесть архипастыря могла быть совершенно спокойна: едва ли кто из российских иерархов написал более его.7 Посвященный в иеромонахи на 24-м году, в который стал писать, и скончавшись не достигнув еще 58-ми лет, он в 33 года кроме 12-ти огромных книг Миней Четьих, стоивших 20-летних занятий, сочинил «Алфавит духовный, или нравоучительные увещания по письменам алфавитным начинаемые, в 33 главах, а на конце присовокуплено пять богомысленных размышлений или молитв под именем стихословий».8 Книга эта написана им еще в Малороссии. 2) «Руно Орошенное», то есть сказание о чудесах, происходящих от иконы Пресвятой Богородицы в Черниговском Ильинском монастыре. Тоже писано в бытность проповедником при архиепископе Лазаре Барановиче, а на конце помещено несколько стихотворений. 

Икона Божией Матери «Ильинская». Около 1706 года. Находится в местном ряду иконостаса Преображенского собора Угличского кремля. Храм строился в период управления епархией св. Димитрия

 

3) «Апология во утолении печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении, составленная». В ней содержится разговор утешающего со скорбящим. Сочинена в Малороссии. 4) «Краткий катехизис с вопросами и ответами о вере». 5) «Благодарственное размышление о Страстях Христовых». 6) «Целование удов или ран Господа нашего Иисуса Христа. 7) «Плач на погребение Христово». 8) «Поклонение Святой Троице». 9) «Поклонение Господу нашему Иисусу Христу». 10) «Поклонение Пресвятой Богородице». 11) «Рассуждение о причащении Божественных Таин». 12) «Поклонение Пречистым Христовым Тайнам». 13) «Молитва исповедания повседневного». 14) «Исповедание грехов генеральное». 15) «Молитва, или краткое воспоминание Страстей Христовых». 16) «Врачество духовное на смущение помыслов со многими примерами». 17) «Духовное обучение внутреннего человека, в клети сердца наедине поучающегося и молящегося втайне». 18) «Зерцало православного исповедания». 19) «Краткое христианское нравоучение». 20) перевод «Послания святого Хрисогона к Анастасии». 21) «Изречение суда от неверных иудеев на Иисуса Христа». 22) «Дванадесят статей уверительных о пресуществлении Евхаристии». 23) «Летопись, сказующая деяние от начала миробытия до Рождества Христова, доведенная до 3600 лет». 24) «О начале славянского народа до нашествия татар и притом история города Киева». 25) «Розыск о раскольнической вере». 26) Поучительные слова, коих в издании сочинений святителя 1840 года помещено сто, весьма пространных, в том числе, 5 сказанных в Малороссии и 3 надгробных слова при поминовении боярина Юшкова, боярина Грибоедова и архимандрита Иннокентия Гизеля. Но поучения его не все еще собраны и по показанию сочинителя «Исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина»9 их ныне находится до 30-ти между рукописями книгохранилища Новгородского Софийского собора.

Сверх показанного числа сочинений угодника Божия многие еще не изданы в свет, как то: а) «Служба девяти мученикам Кизическим», составленная еще в 1694 году. Она находится в Московской Патриаршей библиотеке рукописная. б) «Летописание краткое Константинопольских царей и патриархов православных и еретиков и о княжении Киевских и Владимирских, и Московских князей, и о благочестивейших царех и Святейших патриархах Всероссийских». Собрано от многих летописцев скорого ради приобретения и ведение. Хранится в рукописях Александро-Невской академии. в) «Каталог, или Летописание бытности архиереев Российских, где могло о которых известитися в писании и явно в книгах летописцев российских и каталогов, и Синопсиса киевских, и памятников, и из Житий святых и Прологов, и из иных разных по летам бытности их от сотворения мира и от Рождества Христа, Спасителя мира». Список сей книги находится в разных библиотеках.

Не взирая на вышеизложенные богословские и исторические занятия, св. Димитрий занимался еще сочинением драм. Аллегорическая драма «Кающийся грешник», драма «Рождество Христово», драма Успенская, драма Димитриевская, драма «Эсфирь и Агасфер», «Воскресение Христово». Все эти драмы в стихах с рифмами сочинены по силлабическому размеру. Святитель писал их в Малороссии, где драматические представления в его время были в частом употреблении и в уважении, как у духовных, так и у светских. Списки некоторых из них лежат в Патриаршей библиотеке и в Ростове. 

Афиша спектакля «Ростовское действо», автором которого является св. Димитрий Ростовский. Спектакль регулярно ставится различными творческими коллективами нашей страны

 

Угодник написал еще многие духовные псальмы и канты стихами, известные везде в России, как то: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Боге полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость». Наконец, «Дневные записки» с присоединением писем, собранных в книге под названием «Эпистоляр».

Год кончины святого Димитрия достопамятен рождением дочери Петра Великого Елизаветы Петровны, воссевшей потом на престоле незабвенного для России родителя, в царствие которой угодно было Всевышнему ознаменовать святость Ростовского иерарха чудотворениями, от нетленных мощей его проистекающими.

Угодник имел особое уважение к пятнице как ко дню кончины спасителя мира и искупления человеческого рода. День сей в жизни его был особенно замечателен. В пятницу поставлен он в диакона. В пятницу прислана к нему депутация с прошением на игуменство Максаковского монастыря. В пятницу приехав в эту обитель, вступил в должность. Потом в Дневных записках своих 1687 года пишет: «Марта 4-го в пяток Крестопоклонной седмицы, преподобного Герасима иже на Иордане, в 4 часу дни» — продолжение следовало на потерянном листе, но верно означало какое-нибудь важное событие. В пятницу умерла мать его. В пятницу принял архимандрию Новгород-Северского Спасского монастыря, откуда поступил в архиереи. В пятницу окончил книги Миней Четьих. В пятницу скончался сам. В пятницу погребен и в пятницу 29 сентября 1752 года, почти через сорок три года, вынут из могилы.

Пробегая быстрым взором всю жизнь святителя Димитрия от молодости до отшествия к вечному покою, нет возможности сомневаться в его святости. Все условия, необходимые для праведника, соблюдены им во всей строгости. Непорочный со дня рождения, он убегал света, который мог поколебать его. Приобвыкнув к размышлениям, углубясь в созерцание мироздания, в тайны откровения и в превратности людских связей, он готовил себя только для вечности, но время жизни, отведенной ему Провидением, хотел употребить в пользу ближнего и в пользу свою. Он доказал это вполне состраданием к несчастным, снисхождением к слабым, покровительством сирот, щедротой к неимущим так, что ничего не оставил даже на свое погребение, а более всего непомерными иногда занятиями в наставлении заблудших и в просвещении недоумевающих. Он очень знал, что труды, изнуряя его здоровье, сокращают существование, но он считал за грех не пожертвовать собой, предвидя возможность делать добро, и всегда страшился, чтоб смерть не застала его праздным.

В свою же пользу употребил он жизнь строгим исполнением возложенным на него обязанностей, точным повиновением властям, примерным воздержанием, постом. Но паче всего стоит прочитать его сочинения на разные богословские предметы, чтоб убедиться в его правилах, в его вере, в его надежде на Божие милосердие, в любви к Создателю и в беспредельном христианском смирении, которое всегда заставляло его, не взирая на все богоугодные подвиги, почитать себя величайшим из грешников.

Рассматривая его проповеди, писанные славянским языком, конечно должно признаться, что для нынешнего века при очищенном наречии они употребительны быть не могут. Во время же святого Димитрия, знавшего, впрочем, хорошо простой русский язык, что доказал своими письмами, слог славянский или церковный был языком ученых людей, в особенности духовных. Они считали себя даже в обязанности всегда писать по-церковному. Но вникая не в слог, а в сочинение, тотчас можно заметить: глубокую богословию, подкрепленную желанием высказать свои познания с сильнейшим убеждением пламенной веры, самое простое и при том трогательное красноречие, отлично умные обороты мыслей, точность в уподоблениях, большую начитанность и обширные сведения в науках вообще. Гомилетическое искусство было главным его даром, притом следует различать речи, говоренные им простому народу, с теми, которые произнесены им перед людьми высшего сословия. Разность сочинения сей час заметна.

Угодник Божий Димитрий был для Ростовской епархии не просто архипастырь, но истинное светило, с затмением которого распространилось как будто густое облако на древнюю митрополию. Провидению угодно было, чтоб жители ее узнали цену покойного иерарха. По кончине святого Димитрия митрополитом Ростовским назначен был архимандрит Новоспасского монастыря Досифей Глебов. За участие в деле несчастного царевича Алексея Петровича лишен сана и жизни. Ему наследовал Георгий Дашков, замешанный по делу епископа Воронежского Льва, лишен сана и послан в заточение в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. Бывший потом митрополитом Иоаким, по милости Божией, правил безмятежно 10 лет ростовской Христовой паствой. Поступивший на место его злосчастный митрополит Арсений Мацеевич, при коем обретены мощи святителя Димитрия, вследствие произведенного над ним суда лишенный сначала сана и священства послан был монахом в Николаевский Корельский монастырь, после того в Анзерский скит, а наконец и по лишении монашества заключен в Ревельской крепости, где умер арестантом в 1770 году.

Но неизреченная благость Божия, прославляющая угодивших ей могуществом чудотворений, нетлением бренных телес, готовила христолюбивому граду Ростову нового покровителя и за всю Россию предстателя у престола немерцаемой славы. Таинственное даже предопределение открылось по сему торжественному случаю: великий святитель, приступив к описанию Житий святых, начал с сентября месяца, и в том же месяце угодно было Всевышнему Промыслу показать, что богоугодный труженик сам включен в их число. 

Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского. Месяц сентябрь. Издание 1789 года

 

В царство блаженной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны 1752-го года сентября 18-го дня экономическая канцелярия Ростовского архиерейского дома вошла с докладом к бывшему в то время митрополитом преосвященному Арсению Мацеевичу о необходимости исправить опустившийся чугунный пол соборной церкви Зачатия Пресвятой Богородицы в Яковлевском монастыре на правой стороне при южной и западной стенах в углу, где стоит гробница святителя Димитрия, тем более что во время отправления богослужения угрожала народу опасность. Вследствие чего архиерейский эконом игумен Геннадий доношением представил, что при разобрании под плитами пола не найдено им свода, а только множество песку, земли, сору и щебня, при очищении коего усмотрен весьма сгнивший деревянный обруб, сделанный из сырых толстых бревен, а вместо крыши положены такие же толстые доловые бревна, которые от великой тягости, лежащей на них, обломились и обруб наполниили щебенью.

Сентября 21-го дня тот же эконом игумен Геннадий снова подал доношение в том, что по разобрании сгнившего обруба увидел преосвященного Димитрия гроб, у которого верхняя крышка от обрушившихся доловых бревен вся сгнила и разломана, и сквозь скважин заметил он покров, шапку и одежду на его преосвященстве нетленными. Митрополит Арсений, желая удостовериться в показании своего эконома, вместе с ним, некоторыми иеромонахами, состоящими при доме его, и духовником своим того же 21-го сентября осмотрел гроб святителя Димитрия. Когда раздавленную гробовую крышку сняли, то нашли в гробу очень много земли, возглавие обвалившимися бревнами было отломано, но прочие места у гроба и атлас оранжевого цвета, коим обит был внутри, совершенно целы. На лице святителя покров желтый камчатный, на голове митра из оранжевой тафты, на которой написаны образа золотом и красками. Одеяние, как то: омофор, саккос, поручни и прочее — все нетленно. Около шеи крест медный вызолоченный на тонком шелковом шнуре невредим. Святое Евангелие на груди положенное, а на нем Распятие и три евангелиста целы, но бумага вся сотлела. В руках четки шелковые тоже невредимы, волосы на голове и бороде целы. Лице весьма почернело, у носа хряща не имеется, глаза впали, исподняя челюсть не отвалилась; черные башмаки тверды.

Потом для подробнейшего осмотра покойного святителя Димитрия согласно предписанию митрополита Арсения архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Варфоломей с архиерейским экономом и другими его иеромонахами и иеродиаконами, вынув гроб из могилы и очистив от засорения, поставили в церкви в другой новый гроб и, сделав возвышение на том месте, где поставлен был гроб преосвященного Димитрия, починили пол, устроив каменную гробницу. Архимандрит Варфоломей с прочими свидетелями доношением от 30-го сентября за общим подписанием представил, что 27-го числа того же месяца когда подкопали гроб, дабы не выпали лежищие в нем мощи, увидели, что дно того гроба, хотя и в грязи стоявшего, все цело, а 29-го числа гроб с одетыми мощами вложили в новый и поставили за правым клиросом на возвышении. 

Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, в котором были обретены мощи св. Димитрия. Фотография С. М. Прокудина-Горского

 

Затем описью показали, что на голове его преосвященства митра оранжевой тафты, на ней писанные образа Спасителя, по правую сторону — Богоматери, на левой — Предтечи, подле Богоматери Архангела Михаила, подле Предтечи — Архангела Гавриила, наверху Богоматери же. Опушка горностайная сгнила, кроме кожи, которая ко лбу пристала. Покров, на лице положенный из желтой камки, тверд. Глаза внутрь воглубились, на носу и обеих щеках кожа видна, но у носа хряща да верхней губы под носом нет.10 Зубы верхние и исподние с челюстью целы. Волосы на голове и бороде русые тоже целы. Крест медный вызолоченный около шеи на красном шелковом шнуре весь цел, светел и тверд. Омофор и саккос, подризник, епитрахиль, сделанные из шелковой материи гвоздичного цвета; палица желтая камчатная, обложенная зеленым кружевом, а у омофора, саккоса и епитрахили шелковые зеленые пуговицы все целы и тверды. На груди лежащее Евангелие полудестовое в красном бархате, бархат потлел, на том Евангелии дробницы серебряные, всередине вырезано Распятие с предстоящими, на трех углах по краям три евангелиста целы и чисты, а четвертого евангелиста не имеется, но листы все истлели равномерно, как и положенные в гроб под голову св. Димитрия писанные вчерне сочинения его в прах истлели. Руки, сложенные на груди, обе целы, только левая по составе отделилась. В руках шелковые четки тверды, но цвет перемениили. Поручи гвоздичной материи целы, но у правой руки только 4 перста, а большой оттерт упавшей доской и землей по второй состав. Колени и составы ног целы и крепки так, как у мощей бывает. На ступнях кожаные башмаки целы, а под ними орлец кожаный также цел. Гроб дубовый, внутри обит оранжевым атласом, который во всем гробу и у согнившего возглавия весь цел, тверд и не полинял, гвозди же железные в прах изоржавели. Гроб стоял в грязи, но не повредился.

Митрополит Арсений, получив подробную эту опись, вторично проверил ее сам и найдя во всем сходственной, совершил Божественную литургию с панихидой, а старый гроб с мощами, вложив в новый, поставил в каменную гробницу. Потом накрыл крышей, замкнул и запечатал своей печатью, отдав ключи от гробницы на сохранение своему эконому, представил 10-го октября 1752 года о всем вышеписанном обстоятельное Святейшему Синоду доношение, которое, как видно, принято сначала только к сведению. 

Священномученик Арсений Мацеевич, обретавший мощи св. Димитрия, во время заточения в Ревельской крепости в период правления Екатерины II

 

Но судьбами Вышнего решено было иначе. Едва недра земли заключили снова нетленные мощи угодника, как многие чудотворения ознаменовали его святость. В 1753 году крестьянка господина Волынского Марья Варфоломеевна на 80-м году от рождения, будучи слепа 15 лет сряду, отслужила панихиду святителю и, выходя из церкви, при всем народе получила зрение.

В 1754 году ярославская помещица княгиня Вяземская, одержимая жестокой горячкой, увидев во сне святого Димитрия, получила облегчение и, прибыв в Ростов на отправление панихиды, совершенно выздоровела. В том же году ростовский священник Василий, лежавший 12 дней при смерти от боли в голове и горле, призвав в помощь св. Димитрия, получил исцеление. Жена регистратора Починковских заводов Пелагея Малинкова, имевшая сведенную ногу, и сын ее, также лишенный владения руками и ногами, у самого гроба святителя в присутствии архиерея и всего собора совершенно исцелилась.

В 1755 году восемь чудотворений, явленных у гробницы угодника, огласили святую силу мощей митрополита Димитрия. В 1756 году четыре чуда подтвердили то же самое. Люди разного сословия из дальнейших мест стали прибегать под покровительство Ростовского чудотворца и прославлять могущественное предстательство у престола Предвечного Творца.

Слухи, дошедшие в то время до императрицы Елизаветы Петровны, побудили Ее величество объявить Святейшему Правительствующему Синоду Высочайшее повеление предписать указом ростовскому митрополиту Арсению немедленно прислать подробное донесение об обретении мощей святителя Димитрия, равно и о чудесах его, когда и над кем бывших, исследовав наперед достоверно по именному повелению для доклада Ее императорскому величеству. Указ Святейшего Синода отправлен 8-го ноября 1756 года. Преосвященный Арсений, исследовав все в третий раз, послал обстоятельное доношение Св. Синоду, который определением от 13-го декабря 1756 года постановил: во исполнение Высочайшего повеления для вящего удостоверения в нетлении мощей и проистекающих от них чудес отрядить в Ростов митрополита Суздальского Сильвестра и Симонова монастыря архимандрита Гавриила, дабы вместе с митрополитом Арсением и прочими духовными лицами собором все сие исследовали. Прибыв в вышеупомянутый город и исполнив указ Святейшего Синода, они прислали за общим подписанием от 28 февраля 1757 года доношение, подтвердившее описанное уже свидетельство мощей, бывшее в 1752 году, и чудеса, перед глазами даже их содеянные.

При получении сего Святейший Синод мнением положил, что святые мощи святителя Димитрия достойны почитания и что митрополита Димитрия за истинного угодника Божия признавать достойно и праведно за богоугодные его дела и с ликами святых причтен быть достоин. На всеподданейший доклад Св. Синода последовало Высочайшее повеление: «Мощи святителя Димитрия огласить за святые совершенно и учинить ему празднование для совершения памяти его в 21-й день сентября, то есть в день обретения святых мощей его. Почему в удовлетворение желающему народу молебные пения отправлять открыто и новоявленному чудотворцу особливую службу сочинив, в печатные церковные книги месячные Минеи, также обретение святых мощей с приложением жития его, с прочими святителями на ряду в Минеи Четьи и в Прологи внести, а перенесение оных святых мощей на другое место обождать до указу». Служба по наряду синодальному превосходно составлена переяславским епископом Амвросием11 в 1758 году и в декабре месяце напечатана.

В том же году июля 12-го дня императрица Елизавета Петровна соизволила наименовать именем святого Димитрия выстроенный и спущенный на воду при высочайшем присутствии перволинейный корабль, вверив его покровительству новоявленного чудотворца. Вскоре высочайше повелено было заказать заграницей из добытого в России серебра великолепную раку для положения святых мощей. Но как по случаю бывших тогда военных действий государыня императрица не успела отдать святым мощам предполагаемого поклонения и переложить в новую гробницу, переселясь волей Божией из временного царствия в вечность 25 декабря 1761 года, то императрица Екатерина II, вступив на престол и возвращаясь из Москвы после коронования в 1763 году, изволила нарочно приехать в мае месяце в Ростов для исполнения воли в Бозе почившей всеавгустейшей предшественницы своей и монаршими руками благоволила переложить нетленное тело великого чудотворца в новую богатую серебряную раку, в которой и поныне находятся. Знаменитый в российской иерархии архиепископ Новгородский Димитрий Сеченов, первенствовавший при обряде коронования, сопровождал Ее величество. 

Кубки, из которых пила императрица Екатерина II, при посещении Спасо-Яковлевского монастыря. Фотография С. М. Прокудина-Горского

 

Славный российский поэт Ломоносов по повелению императрицы Елизаветы Петровны сочинил нижеследующую надпись, которая вырезана на серебряной раке, но в ней ошибка в годе рождения святителя Димитрия, означением 1671-го вместо 1651 и в числе прожитых лет — 38 вместо 58.

Всемогущий и непостижимый Бог

Чудными делами

Явил святую Свою и великолепную славу

И во дни наши,

Во благословенное государствование

Благочестивейшия Самодержавнейшия

Великия государыни императрицы

Елизаветы Петровны,

самодержицы Всероссийския,

новыми чудотворениями в России просиявшего,

Здесь почивающего святого мужа

Митрополита Димитрия

Ростовского и Ярославского,

Отдавшего Божия Богови:

Верою, кротостию, воздержание,

учением, трудолюбием.

Кесарева кесареви:

ревностью и терпением

поборствуя Петру Великому

Против суемудрого раскола.

В богоспасаемом граде Киеве

Родился сей житель небесного Иерусалима

Около 1671-го года.

Ангельский образ принял 18-ти лет;

На святительский престол возведен

Генваря 4-го дня 1702 года,

Пас Церковь Божию

7 лет 9 месяцов 26 дней

Жив 38 лет

В вечный покой переселился 1709 года.

Написав Жития святых

Сам в лике оных вписан быть удостоился.

В лето 1754 года апреля 9 дня.12

 

«О, вы! Что Божество в пределах чтите тесных,

Подобие Его мня быть в частях телесных;

Вперите в мысль, чему святитель сей учил!

Что ныне вам гласит от лика Горних сил.

На милость Вышняго, на истину склонитесь

И к матери своей вы Церкви примиритесь!»

 

Скоро исполнится сто лет со времени оглашения святым митрополита Димитрия, и слава его освящает ярким блеском Всероссийскую Церковь.13 Народ толпами стремится к святым мощам его. Важнейшие люди в государстве прибегают с теплою молитвой к Ростовскому чудотворцу. Храм, в котором почивает великий угодник, дивит великолепием. Первопрестольный град Москва, в котором он жил, благоговейно чтит пресвятую память его и соорудила во имя угодника 19 престолов!14 Сочинения трудолюбивого иерарха везде усердно читают, раскольники по сие время страшатся его имени, и сколько православных христиан поныне идут молиться к пречистому его образу в болезнях и печали! 

Московский храм свт. Николая в Хамовниках. Здесь был освящен первый престол в честь св. Димитрия Ростовского осенью 1757 года

 

Если сообразить непорочную жизнь святителя Димитрия с 18-ти лет вместе с непоколебимым послушанием, неуклонное исполнение всех обязанностей игумена, архимандрита и архипастыря с состраданием к несчастным, которым раздавал все, что имел, не оставя по себе ничего, а при том если взять во уважение всегдашнюю пламенную веру с непомерными трудами, сократившими жизнь его, для просвещения людей и утверждения в православной религии, то невольно должно вспомнить рассуждение святого Макария Египетского о пустынниках и о труждающихся в городах для пользы людской: «Овыи — пустынножители — имуще благодать, о себе только пекутся; иные же — учителя и слова Божия проповедники — иных души пользовати тщатся; сии оных много превышают».

 

Великий чудотворец! Твоему небесному покровительству вверен я со дня рождения. Годовым младенцем был принесен матерью к пресвятым мощам твоим. В продолжении полувековой жизни моей три раза в сонном видении обещал ты мне свою защиту и никогда не допускал до погибели. Прими в знак благоговейнейшего моего благодарения сие начертание пресвятого жития твоего, мною столь слабо и недостойно описанного! Воззри с высоты надзвездного жилища своего на усердное намерение, на пламенную веру к тебе. Кратко было прежде изложение твоих богоугодных подвигов, но приятно знать все, касающееся до предмета особого нашего почитания, и вот для чего я описал деяния твои во всей полноте. О владыка святый! Не остави меня. Снова вверяюсь всемощному твоему заступлению. Я счастлив уже тем, что как Господь избрал тебя передать нам Жития святых Его, так и меня недостойного сподобил сердечной отрады огласить в Отечестве душеспасительные дела христолюбивой жизни твоей.

 

Димитрий Приклонский

 

Далее в рукописи помещена «Надгробная», сочиненная митрополитом Стефаном Яворским на погребение св. Димитрия. Здесь она опускается, поскольку во множестве есть в других житиях св. Димитрия Ростовского. Заверашается рукопись Д. Приклонского следующей таблицей:

Список российских архиереев, управлявших епархиями при св. Димитрие

Патриархи, митрополиты: Число церквей:

3750

Святейшие:

Иоаким и Адриан

Киевский Преосвященные:

Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский

Новгородский 1017 Преосв. Иов
Казанский 298 Преосв. Тихон
Астраханский Преосв. Самсон
Сибирский 150 Преосв. Филофей Лещинский
Ростовский 731 Святой Димитрий Туптало
Псковский 159 Преосв. Иосиф Римский-Корсаков
Смоленский 171 Преосв. Сильвестры Черницкий и Крайский
Сарский 525 Преосв. Иларион
Нижегородский 378 Преосв. Сильвестр Волынский
Рязанский 955 Преосв. Стефан Яворский
Белоградский 532 Преосв. Юстин Базилевич
Суздальский 902 Преосв. Иларион и Ефрем Янкович
Архиепископы:
Черниговский Преосв. Иоанн Максимович
Вологодский 558 Преосв. Гавриил и Иосиф
Тверской 288 Преосв. Сергий и Каллист Поборский
Коломенский 500 Преосв. Антоний
Холмогорский 254 Преосв. Рафаил Краснопольский
Вятский 181 Преосв. Дионисий
Устюжский 277 Преосв. Иосиф
Епископы:
Тамбовский 168 В это время была без архиерея
Воронежский 182 Св. Митрофан и Арсений Кастюрин
Переяславский Преосв. Захарий Корнилович
Ладожский Преосв. Иоиль
Иркутский Преосв. Варлаам Коссовский

Выписано автором из «Истории российской иерархии» преосвященного Амвросия по списку 1702 года. Число церквей в иных епархиях не означено и потому не помещено здесь.15

button up