logo
sandvige Меню

Спасская церковь подмосковной усадьбы Райсеменовское

 Дунаев М. М.

«Еще с дороги открывается дальний вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя в селе Рай-Семеновском. Немного правее — колокольня на Ивановой горе (конец XIX ека.), придающая местности еще большую живописность.

…Рай-Семеновское — усадьба А. П. Нащокина, гофмаршала Павла I. Хозяин окрестил ее Раем, чтобы отличать от другого Семеновского — Отрады, поместья Орловых. Д. Н. Свербеев остроумно замечал: «Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай».

Нащокин, очевидно, не желал уступать Орловым не только в причудливости названий своей усадьбы, но и в великолепии самих построек ее. Усадебная церковь, выстроенная по проекту М. Ф. Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Д. Н. Свербеева: «У него(Нащокина – М.Д.) было чрезвычайно много вкуса, много вначале денег, а еще больше тщеславия. Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый Дмитриевский придел, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774 — 1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.

Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками композитного ордена со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.

Отделка интерьера Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е. В. Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы и каннелированные пилястры. Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты.

Рисованные карнизы, наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особенную пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Благовещение», «Бегство в Египет», «Чудесный улов», «Бегство Св. Павла из Дамаска» — таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь только сожалеть.

В отделке храма не использовались ни дерево, ни позолота — только местные мраморы и металл.

Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед св.  Павлом живописец, следуя капризу заказчика, изобразил коленопреклоненного отца хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули и зубчатые завершения стен. Автором ее, вероятно, был также М. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века.

 

Печатается по изданию: М. М. Дунаев.К югу от Москвы, М., 1978.

button up