logo
sandvige Меню

Преображенская церковь в Спас-Косицах

Валерий Ипатов

 

По данным Московской епархии Русской Православной Церкви на территории Наро-Фоминского района находятся более сорока пяти храмов, не считая часовен. Далеко не все из них действуют или имеют хотя бы благообразный вид. А такие, как храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Шапкино и Преображения Господня в Крюково, просто находятся в руинах.

К сожалению, в истории человечества всегда были те, кто строил, и те, кто разрушал. Вот и к нынешнему времени ничего не изменилось, поскольку продолжаются разрушения архитектурных памятников, как в Москве, так и в других регионах России.

Поскольку мы говорим о храмах Наро-Фоминского района, то хотелось бы спросить читателя, а знает ли он, по чьим проектам они строились? Думаю, что кроме архитекторов Петра Петровича Буренина, по проекту которого возведен Никольский собор в Наро-Фоминске, и Матвея Федоровича Казакова, создавшего классический тип русской усадьбы с украшенной церковью Петра Митрополита Московского в Петровском, больше никого и не назовут. А имена архитекторов Н. Д. Иванова, перестраивавшего храм Михаила Архангела в усадьбе князей Шихматовых, И. Е. Бондаренко, переустраивавшего усадьбу в Афинеево; В. Д. Адамовича, работавшего в усадьбе В. П. Берга, знает лишь узкий круг специалистов. Таким образом, всех известных архитекторов, принимавших участие в усадебном и храмовом строительстве в Наро-Фоминском районе, можно пересчитать по пальцам.

По настоящее время не раскрыты архивные сведения об авторах проектов Сергиевской церкви в Могутово, построенной в стиле московского барокко, собора Рождества Христова в Верее и многих других храмов, построенных в стиле классицизма и барокко, являющихся памятниками зодчества и архитектуры. К таким храмам следует отнести и Преображенскую церковь в Спас-Косицах, в строительстве которой принимал участие архитектор и инженер-строитель Карл Иванович Бланк (1728 — 1793) — один из последних мастеров барокко и раннего классицизма. Раскрыть секрет, кто являлся архитектором Преображенской церкви в Спас-Косицах помог не кто иной, как Петр Дмитриевич Барановский (1892 — 1984) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Он считается спасителем от разрушения собора Василия Блаженного. Он был и остается абсолютным авторитетом среди специалистов-архитекторов и реставраторов.

На следующий год после его кончины в свет вышел четырехтомник собраний сочинений писателя и лауреата Государственной премии СССР Владимира Алексеевича Чивилихина. В четвертый том этого издания вошла его вторая книга роман-эссе «Память», посвященная тысячелетней истории нашего Отечества. В ней на одной из страниц Владимир Алексеевич приводит свой разговор с Барановским относительно творчества Бланка, потомками которого были  декабрист Н. В. Басаргин и путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шанский. Именно Петр Дмитриевич рассказал писателю, что кроме постройки храмов Троицы в Серебряниках и Николы в Звонарях в Москве, здания Воспитательного дома на Москворецкой набережной, включая и другие его проекты усадебного и храмового строительства, при участии Бланка была построена церковь в Вышгороде, недалеко от Вереи. Но в самом Вышгороде каменной церкви нет и не было, кроме двух деревянных: Крестовоздвиженской  и Косьмы и Дамиана, впоследствии уничтоженных. А Бланк занимался лишь каменным строительством. Но в Вышгородской волости, принадлежащей графу Шувалову, сохранены две каменные церкви, построенные в Набережной Слободе: Успения Пресвятой Богородицы и в Спас-Косицах Преображения Господня, ближе всего расположенные к Вышгороду.

Отличить, какая из них принадлежит руке Бланка, не составило труда, поскольку Карл Иванович в своей архитектуре храмового строительства часто использовал такой элемент, как устройство на втором ярусе восьмерика, по углам которого устанавливались колонны дорического ордера. Эти архитектурные элементы имеет лишь колокольня Преображенской церкви. Об этом автор этих строк писал в районной газете «Знамя Ильича» еще в конце восьмидесятых годов прошлого века в статье «Великое, лихое племя» о славянском племени вятичей, селившемся на берегах рек Нары и Протвы.

Кроме этого, следует добавить, что Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в нынешней Истре. В те же годы Карл Иванович, как наиболее опытный московский архитектор, приглашался на управление крупными строительными проектами и до конца жизни был востребован частными заказчиками – и как архитектор, и как «консультант по изяществу». Он консультировал П. Б. Шереметева при постройке дворца в Кусково, там же сам выстроил оранжерею, Эрмитаж и Голландский домик. Видимо, тогда он и был приглашен Шуваловыми в свое поместье в Вышгородской волости, где в Спас-Косицах принял участие в строительстве Преображенской церкви. 

Примечание: При работе над материалом автор называет Вышгород так, как он назывался раньше, а не Вышегород, как называется сейчас.

 

Публикация: Валерий Ипатов. Газета «Центр города» (Наро-Фоминск). 04.02.2011. №6 (273).

 

Преображенская церковь в Спас-Косицах – настоящее и будущее

 

Сразу же после выхода статьи в нашей газете «Преображенская церковь в Спас-Косицах» от 04.02.2011, №6 (273) в редакцию поступил телефонный звонок из администрации Волченковского сельского поселения с приглашением посетить местную церковь. Откликнувшись и приехав в Спасс-Косицы, автор этих строк понял, что мало было писать о прошлом этого храма, нужно продолжить рассказ о настоящем и будущем этого памятника архитектуры и зодчества, отнесенного к культурному наследию России Постановлением Совета Министров РСФСР еще 30 августа 1960 года.

Но прежде всего следует сказать, что храм не обойден человеческим вниманием и продолжает жить благодаря стараниям настоятеля, протоиерея Апрелевской Ильинской церкви Александра Кирюхина; администрации Волченковского сельского поселения; добровольным пожертвованиям прихожан; помощи юридических и физических лиц. В свою очередь в храме ведется богослужение, но пока лишь по большим религиозным праздникам. Вместе с тем восстановление храма продолжается. Он, как новогодняя елка гирляндами, увешан строительными лесами, на которых рабочие проводят внутреннюю и внешнюю отделку. Уже завершены работы по электроснабжению и уличному освещению. Но впереди еще большая по объемам работа, которую взял на себя глава Волченковского поселения Николай Анатольевич Слепцов. Он родился и вырос в этих местах. В разговоре мы вспомнили общих знакомых в Верее, поговорили об истории Вышегородской волости и самого Вышегорода, о «шуваловщине» и «шуваликах», о чем еще в будущем будет отдельный рассказ на страницах «Центра Города». Но, по моему мнению, энергия Николая Анатольевича, которую он вкладывает в восстановление церкви и всего хозяйства поселения, дает основание сказать: «Где родился, там и пригодился». 

Поговорили мы и «об отменных местах на реке Протве», оцененных еще Иваном Красным, сыном Ивана Калиты. Эти места нравились царям Ивану Грозному и Борису Годунову, где они бывали: охотились и пировали со своим окружением. По настоящее время в лесах в прошлом Вышегородской волости есть и заяц, и кабан, и косуля. Замечу, что и опытные рыболовы не остаются разочарованными от улова на Протве. Мало кто знает, что эти места очень богаты минеральными источниками, которые по своим свойствам не уступают кавказским, и остается лишь посетовать на нынешнюю медицину, не использующую их в полной мере. Вместе с тем еще Петр I, когда гостил у Петра Миллера – владельца Истинского и Угодского железоделательных заводов и прилегаемой к ним Вышегородской волости (еще до графа Шувалова) – купаясь и принимая вовнутрь воду этих источников, отмечал их оздоровительную силу. К этому следует добавить, что эту местность, Слава Богу, не беспокоят ни подмосковные пожары, ни ледяные дожди, рвущие электрические провода. А если обратить внимание на экологическую и аномальную карты Московской области, то можно увидеть, что здесь самые благополучные для здоровья места отдыха и проживания.

Но вернемся к началу нашего разговора, а именно к Преображенской церкви. Администрацией Волченковского поселения разработана концепция туристического проекта по маршруту Можайск – Верея – Спасс-Косицы – Боровск Идея сама по себе не нова: о создании в Верее культурно-исторического центра с привлечением сюда туристических маршрутов, включая и водные, байдарочные, говорили еще в середине 80-х годов прошлого века. Этим идеям не суждено было в ту пору воплотиться в жизнь. В настоящее время, когда экономика страны выравнивается, предоставляется возможность возрождения идеи туристического маршрута, в том числе и паломничества верующих от Можайских и Верейских храмов через Спасс-Косицы и Преображенскую церковь к храмам Боровского монастыря. Но пока Преображенская церковь в Спасс-Косицах нуждается в материальной помощи и скорейшем восстановления из руин прошлого времени. В первую очередь нужны средства для ремонта кровли храма, поскольку осуществляемая внутренняя отделка может оказаться бесполезной из-за внешнего проникновения влаги.

Со своей стороны хочу заметить, что, руководствуясь ФЗ РФ от 25.06.02 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и сама администрация Волченковского поселения может обратиться за помощью к федеральным властям. Ведь Преображенская церковь – памятник федерального значения. 

Валерий Ипатов

Публикация: Сайт газеты Центр города (Наро-Фоминск) 29.06.2011. № 27 (294).

button up