logo
sandvige Меню

О времени основания церковного престола свт. Димитрия Ростовского в Московском Новоспасском монастыре

В статье [1] идет речь об истории самого первого церковного придела в честь святителя Димитрия Ростовского из числа основанных в российских монастырях. Авторы — доктор церковной истории епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского монастыря, и кандидат исторических наук А. Е. Виденеева.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), А. Е. Виденеева

В 1757 году в России состоялось событие, имевшее важнейшее значение для Русской Православной Церкви — причисление к лику святых митрополита Димитрия Ростовского. Он стал первым святым, канонизированным в Синодальный период. Более того, его прославление оказалось единственной общерусской канонизацией XVIII столетия. По точному замечанию искусствоведа Бориса Эдинга прославление св. Димитрия демонстрировало «возможность святости в новой культуре России» [2].

Святитель Димитрий Ростовский. Роспись алтаря Димитриевского храма. XIX век

Митрополит Димитрий (1651 — 1709) возглавлял Ростовскую архиерейскую кафедру в первом десятилетии XVIII века. Согласно собственному завещанию он был погребен в Яковлевском монастыре. В сентябре 1752 года в Зачатьевском соборе обители были обретены его мощи.
Канонизация святителя произошла в апреле 1757 года, в первый день Пасхи. «Новый российский чудотворец» — так назвала Димитрия Церковь. У его гроба происходили сотни исцелений. Тысячи людей поверили в него, поверили в то, что России был дарован новый святой.
Когда же появились храмы, основанные в его честь? Насколько удалось выяснить к настоящему времени, две самые первые церкви во имя святителя Димитрия были основаны в подмосковных усадьбах. Так, уже в 1757 году, то есть в год прославления ростовского святителя, храм в его честь был построен в усадьбе Измалково, располагавшейся близ современного Переделкино. Владельцами усадьбы в то время являлись князья Долгорукие. Церковь не сохранилась. Она разрушена 1930-х годах [3]. Отметим, что история основания Димитриевского храма в Измалково нуждается в дополнительном исследовании.

В 1759 году Димитриевский храм появился в селе Очаково, в усадьбе Михаила Степановича Опочинина (1699 — 1764) — генерал-майора, президента Берг-коллегии, тайного советника [4]. Примечательно, что прошение в Синодальную контору с просьбой о разрешении на строительство Димитриевского храма М. С. Опочинин подал 5 мая 1757 года — на следующий месяц, после выхода указа о канонизации святителя. Церковь уцелела, ныне восстановлена, является действующей, находится на территории Москвы.

Храм святителя Димитрия Ростовского в Очаково. 1757 — 1759 годы

В последующее время в различных городах и селах России основывались церковные престолы в честь святителя Димитрия. В Ростове — городе, в котором были обретены его мощи и где они находились, в 1762 году был построен приходской храм, названный его именем. Это теплая зимняя церковь, парная для приходского храма св. Бориса и Глеба. Сначала, в 1761 году, был отстроен в камне Борисоглебский храм, пострадавший от пожара 1758 года, а в следующем году рядом возведена небольшая теплая церковь, получившая имя святителя Димитрия Ростовского. Их устроителями были ростовские посадские жители Иван Мещерев и Петр Алексеев [5].

Борисоглебский храм и Димитриевская церковь в Ростове. Открытка начала ХХ века

Димитриевская церковь появилась в Ростове накануне важного события — празднования переложения мощей святителя Димитрия в новую серебряную раку, которое состоялось в мае 1763 года и вылилось в грандиозное общероссийское торжество с участием императрицы и высших церковных иерархов. Эта церковь и сегодня стоит в центре города, с юго-восточной стороны Ростовского кремля, в перестроенном и искаженном виде, мало напоминающем церковное здание.
Подавляющее большинство церковных престолов, освященных в честь святителя Димитрия, представляли собой придельные храмы. Их было в несколько раз больше, чем самостоятельных церквей. Соотношение количественных показателей следующее: общее число церковных престолов во имя святителя Димитрия Ростовского — около 230, из них отдельных церквей — около 30, приделов — около 200 [6].
Насколько можно судить, опираясь на сведения, которыми мы располагаем сегодня, один из самых ранних Димитриевских приделов и, наверняка, первый монастырский, появился в Новоспасской обители. Он был основан в 1758 году — спустя всего один год после канонизации святителя.
Храм возник по воле и выбору настоятеля архимандрита Мисаила Чирского (1749 — 1758, 1758 — 1764). 24 сентября 1749 года он был возведен в архимандриты Новоспасского монастыря из казначеев Троице-Сергиевой лавры. В 1758 году назначен на Воронежскую епархию, но отклонил принятие епископского сана и вернулся в свою обитель. Скончался 17 августа 1764 года, погребен в палатке под колокольней [7].
Главным памятником его правления в Новоспасском монастыре явилось завершение строительства монастырской колокольни — выдающегося памятника московской архитектуры; важными деяниями в должности новоспасского настоятеля — основание приделов Покровского собора, одним из которых стал придельный храм в честь новопрославленного российского святого Димитрия Ростовского.
Местом расположения нового придела была выбрана трапеза теплого Покровского собора, в которой незадолго до того уже был основан придел святой великомученицы Варвары. Разрешение на устроение Варваринского придела, полученное из Московской Синодальной конторы в ответ на прошение настоятеля, было датировано 9 октября 1756 года.
В 1758 году архимандрит Мисаил обратился в Синодальную контору с прошением по поводу основания в трапезной второго придела: «В оном монастыре старого здания имеется каменная, с церковью Покрова Богородицы, трапеза, весьма пространная, в которой в 1756 г. устроена, по усердному нашему желанию и по благословению Святейшего Синода Конторы, по правую сторону, и освящена придельная церковь во имя великомученицы Варвары. В оной же трапезе и по левую сторону имеется и такое же удобное и приличное к устроению придельной другой церкви место» [8]. Именно там настоятель намеревался основать придел в честь святителя Димитрия Ростовского.
2 сентября 1758 года в монастырь был отправлен указ Московской Синодальной конторы, дозволяющий осуществить это начинание [9]. Судя по тому, что в последующих документах Димитриевский придел датируется 1758 годом, можно предположить, что его устроение не заняло долгого времени и состоялось в ближайшие месяцы после получения синодального разрешения, то есть сентябре — декабре 1758 года.
Итак, во второй половине 1750-х годов в Покровском храме Новоспасского монастыря почти одновременно появились два придела. Известный исследователь истории монастыря Иван Дмитриевич Дмитриев в начале XX века обратил внимание на оригинальное решение их декоративного убранства: «В приделе по имя св. Димитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц» [10].

Придел во имя святителя Димитрия Ростовского в Покровском храме Новоспасского монастыря. 2015 год

Реконструкцию внутреннего убранства Димитриевского придела на время последней трети XIX века позволяет осуществить самая полная и подробная опись Новоспасского монастыря, созданная около 1880 года. Судя по ней, в приделе находились два больших образа святителя Димитрия. Первый — храмовая икона в местном ряду иконостаса с изображением святителя, «стоящаго с посохом пред Распятием». Второй — живописная картина на полотне, запечатлевшая владыку в рост в полном архиерейском облачении, был помещен в алтаре справа от престола.
В приделе насчитывалось три изображения Спаса Нерукотворного, которые являлись копиями или аналогами самой почитаемой иконы Новоспасского монастыря. Один из этих образов входил в состав большого алтарного киота, объединяющего несколько икон. Второй, выполненный в живописной манере, также находился в алтаре справа от престола. Третий украшал центральную часть иконостаса, будучи размещен над святыми вратами, «во фронтоне». Иконостас — резной, золоченый, был небольшим, двухъярусным, по размеру и устройству схожим с иконостасом Варваринского придела. Иконы местного ряда представляли собой ростовые изображения: справа от царских врат — Спаситель, святитель Димитрий Ростовский, преподобный Сергий Радонежский (последняя икона размещалась на южной стене на завороте иконостаса); с левой стороны — Богоматерь, царь Мелхиседек (на северной двери). «Над местным образами иконостаса, в трех полукруглых и двух четвероугольных продолговатых рамках написаны: Рождество Христово, Рождество Богородицы, Смоленския Божия Матери, три Ангела пред Св. потиром и Св. Дух с херувимами». В алтаре придела обращал на себя внимание красный цвет одежд престола и жертвенника, сшитых из красного бархата и штофа [11].
Относительно живописного образа святителя Димитрия, написанного на холсте и заключенного в раму из красного дерева, который был установлен в алтаре, в описи имелась приписка: «архимандрита Кирилла» [12]. Резонно предположить, что он являлся вкладом воронежского епископа Кирилла Ляшевецкого (около 1720 — 1770) во время его недолгого пребывания в качестве новоспасского архимандрита. Он занимал эту должность в 1758 году на протяжении нескольких месяцев: 17 апреля возведен в новоспасские настоятели из наместников Троице-Сергиевой лавры, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского. Так же, как святитель Димитрий, епископ Кирилл являлся уроженцем Малороссии, любил книги и славился даром проповедничества, был одним из образованнейших иерархов своего времени [13].
Если обратиться к последующей судьбе Варваринского и Димитриевского приделов Покровского храма, следует сказать, что в трапезе они располагались немногим более ста лет, а затем сменили место своего расположения. В 1863 году приделы переместились в восточную часть церкви и встали по сторонам Покровского алтаря. Для этого к храму были пристроены две дополнительные алтарные апсиды [14].
В самом же Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре — месте, хранившем мощи святителя Димитрия, церковный престол в его честь был освящен лишь в начале XIX века. Впрочем, вины монастыря в такой задержке не было. Монастырские власти в полной мере осознавали необходимость основания в своей обители храма в честь новоявленного святителя и целенаправленно стремились реализовать это намерение, разумеется, с учетом имевшихся возможностей. Сооружение нового монастырского ансамбля началось во второй половине 1770-х годов. В 1777 году при возведении южной стены монастырской ограды настоятель архимандрит Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении возведения Димитриевского храма над вратами, обращенными к озеру. Однако высший орган церковного управления строительство надвратного храма не одобрил [15].

Собор в честь святителя Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

Синодальное дозволение на устройство храма святителя Димитрия было дано Яковлевскому монастырю лишь в 1794 году, и уже в следующем, 1795 году, начинается его строительство [16]. Он сооружался на средства выдающегося мецената графа Николая Петровича Шереметева (1751 — 1809), который затратил на него около 65 тысяч рублей. Благодаря его щедрости в 1801 году в обители появился огромный Димитриевский собор [17], признанный лучшим образцом провинциального классицизма.

Портрет Николая Петровича Шереметева (1751 — 1809). Художник Н. И. Аргунов. Портрет написан в 1801 — 1803 годах. Практически в это же время строился Димитриевский собор Яковлевского монастыря

Личность ктитора графа Н. П. Шереметева объединила два монастыря — Новоспасский и Спасо-Яковлевский. Дело в том, что в период с 1791 по 1795 год на его средства в Новоспасском монастыре был сооружен Знаменский храм на месте старой обветшавшей церкви, под которой находилась московская фамильная усыпальница Шереметевых, где были похоронены родители Николая Петровича [18]. (Петербургская Шереметевская усыпальница находилась в Александро-Невской лавре. В 1809 году там был похоронен Н. П. Шереметев).
Сразу же по завершении Знаменской церкви в Москве в 1795 году граф приступил к финансированию строительства Димитриевского собора в Ростове. Так, буквально один за другим Н. П. Шереметевым были возведены два великолепных храма — Знаменский в Новоспасском над усыпальницей Шереметевых, и Димитриевский в Яковлевском — в честь особо чтимого им святого.

Знаменский храм Московского Новоспасского монастыря

Оба храма принадлежат к стилю классицизма, но они мало походят друг на друга: и внешний облик, и принципы организации внутреннего пространства разнятся. Впрочем, есть одна показательная деталь, которая объединяет эти памятники — иконостас, устроенный в виде триумфальной арки. При определенных различиях Знаменский и Димитриевский иконостасы имеют общее, довольно оригинальное, структурное решение.
Итак, с 1758 года, то есть практически с самого начала официального почитания святителя Димитрия Ростовского, в Новоспасском монастыре существовал посвященный ему церковный престол. Он стал первым монастырским престолом в России, освященным в честь новоявленного святого. Следовательно, Новоспасская обитель самой первой из всех российских монастырей откликнулась на прославление нового российского чудотворца.
В настоящее время в Новоспасском монастыре завершены работы по восстановлению Дмитриевского придела.

Спасо-Яковлевский монастырь. Открытка начала XX века

Почитание святителя Димитрия Ростовского в конце XVIII века объединило два монастыря: Новоспасский и Спасо-Яковлевский. Один и тот же ктитор подарил этим обителям два великолепных храма, построив первый в Москве, над гробами своих предков, а второй в Ростове, в честь самого почитаемого святого второй половины XVIII столетия, в монастыре, где покоились его мощи.
В Спасо-Яковлевском монастыре Димитриевский престол появился поздно, только в 1801 году, спустя 43 года, после новоспасского придела. Зато Димитриевский собор, возведенный Шереметевым в Яковлевской обители, стал самым грандиозным и величественным храмом из всех, посвященных святителю Димитрию Ростовскому — первому святому Российской империи.

Московский Новоспасский монастырь. Фотография начала XX века

Публикация: Епископ Воскресенский Савва Михеев, А. Е. Виденеева. О времени основания церковного престола свт. Димитрия Ростовского в Московском Новоспасском монастыре // Трефолевские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция 2016 года. Ярославль. С. 77 — 86. 

[1]          Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского», реализуемого Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93-рп.

[2]          Эдинг Б. Ростов Великий. Углич. Памятники художественной старины». СПб., б.г. С. 129.

[3]          Васильева К., Лобов Л. Истоки Переделкина // Сайт «Русское Воскресение» http://www.voskres.ru/

[4]          Русский биографический словарь:в 25 т.Т. 2. СПб., 1900. С. 239.

[5]          Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 118 — 119.

[6]          Сайт «Соборы.ru» http://sobory.ru/.Сайт «Храмы России»http://temples.ru/

[7]          Круглик А. Д. История Московского Новоспасского монастыря. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА. Сергиев-Посад, 1999 (компьютерный набор). С. 262.

[8]          Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 1. М., 1911. С. 36.

[9]          Там же.

[10]          Дмитриев И. Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологический очерк.М., 1909. С. 36 — 37.

[11]          Опись Новоспасского монастыря 1880 г. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287.  Л. 66 об. — 70.

[12]          Там же. Л. 67 об.

[13]          Русский биографический словарь:в 25 т.Т. 8. СПб., 1897. С. 660.

[14]          Дмитриев И. Д.Указанное сочинение. С. 36; Российский государственный исторический архив (СПб) (РГИА). Ф. 797. Оп. 31/1861. Д. 70.  Л. 7 — 7 об., 9 — 9 об.

[15]          «Книга для записок о достопамятностях исторических…» Спасо-Яковлевского монастыря. РФ ГАЯО. Ф.  45. Оп. 1. Д. 11.  Л. 13.

[16]          Там же. Л. 16.

[17]          [Селецкий Д. С.]Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписного к нему Спасскаго, что на Песках.СПб., 1849.  С. 40, 31.

[18]          Дмитриев И. Д. Указанное сочинение. С. 47 — 49.

button up