Виденеева А. Е.
В начале XIX столетия в селе Песошни, расположенном в ближайших окрестностях города Ростова Великого, был возобновлен храм свт. Димитрия Ростовского. Это стало возможным благодаря помощи графа Николая Петровича Шереметева – известного мецената своего времени и почитателя ростовского святителя.
Неподалеку от Ростова, в пределах видимости города, расположено небольшое село Песошни. В 1773 году ростовский епископ Афанасий основал там каменную церковь Димитрия Ростовского, один из первых храмов, посвященных ростовскому святителю, канонизированному в 1757 году.[1] История этой церкви тесно связана с родом Шереметевых. Будучи упраздненной в конце XVIII столетия, в начале XIX века она была возрождена на средства Николая Петровича Шереметева.
Основные события, сопровождавшие возобновление храма в селе Песошни, зафиксированы в статье Е. В. Буцких, посвященной благотворительной деятельности Шереметевых в Ростовском уезде. Так, причиной, побудившей Н. П. Шереметева начать хлопоты по возобновлению службы в закрытом храме Димитрия Ростовского, стало обращение к нему гробового иеромонаха Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохия.
В 1805 году граф Шереметев предложил ярославскому архиепископу Павлу восстановить храм, пообещав выделить деньги на его содержание – по 500 рублей в год. В 1806 — 1807 годах церковь в селе Песошни была возобновлена. После смерти Николая Петровича расходы по содержанию этого храма приняли на себя его наследники, о Димитриевской церкви заботились представители нескольких поколений рода Шереметевых[2]. В приложении к своей статье Е. В. Буцких опубликовала три письма Н. П. Шереметева старцу Амфилохию, две копии посланий графа ярославскому архиепископу Павлу и копию ответа владыки, датированные 1805 — 1807 годами.[3]
К настоящему времени выявлены новые сведения, позволяющие более обстоятельно проследить историю возобновления песошнинской церкви. В частности, в Государственном архиве Ярославской области обнаружены подлинные письма Николая Петровича Шереметева архиепископу Павлу и копии ответных посланий владыки.
Итак, храм святителя Димитрия, основанный ростовским архиереем в селе Песошни, к концу XVIII века пришел в полное запустение и был упразднен. Причиной этого, по всей видимости, явилось отсутствие средств на его содержание – церковных земель при храме не имелось, а приход был малочисленным и малоимущим – в то время в селе существовало не более десятка дворов[4].
Здесь уместно напомнить, что причисление к лику святых ростовского митрополита Димитрия явилось первой канонизацией XVIII столетия. Как писал Борис Эдинг, «почитание святителя стало очень распространенным среди Петербургской и Московской знати, желавшей, быть может, видеть в примере Димитрия, возможность святости и в новой культуре России»[5]. Николай Петрович Шереметев являлся одним из ревностных почитателей Димитрия Ростовского. На его средства в Яковлевском монастыре, где хранились мощи святителя, был построен храм Димитрия Ростовского[6]. Явившийся одним из лучших образцов русского провинциального классицизма, огромный и величественный Димитриевский храм Яковлевского монастыря стал достойным памятником новому российскому чудотворцу.
В братстве Яковлевской обители в последней четверти XVIII – первой четверти XIX века состоял иеромонах Амфилохий, который более сорока лет служил гробовым монахом при мощах святителя Димитрия и прославил себя подвигом старчества. Спустя столетие Сергей Дмитриевич Шереметев писал о нем: «такими старцами поддерживалось значение монастырей. Богомольцы стекались не столько для поклонения мощам св. Димитрия, сколько для духовного общения с охранниками и блюстителями его преданий. Для последних св. Димитрий, помимо святости, был человек близкий, родной, – и они дорожили преемственностью этой связи. В этом вся сила, и ею объясняется жизненность обителей»[7].
Закрытие храма Димитрия Ростовского в селе Песошни обеспокоило старца Амфилохия, и вот в конце весны 1805 года в своем письме к Николаю Петровичу Шереметеву, упомянув о состоянии этой церкви, уже не первый год стоявшей пустой, он выразил свое желание видеть ее вновь действующей[8]. Видимо, старец Амфилохий хорошо знал, к кому следовало обратиться за помощью, поскольку идею возрождения храма, посвященного памяти прославленного ростовского святителя, граф поддержал с воодушевлением.
16 мая 1805 года Н. П. Шереметев обратился к ярославскому архиепископу Павлу с предложением о возобновлении богослужения в Димитриевской церкви села Песошни: «Движим будучи усердием и верою к великому сему угоднику, убедительнейше прошу, милостивый мой Архипастырь, как по собственному вам влечению, так и снисходя на желание мое, подать способ возобновить его, елико можно, и восставить богослужение, снабдя оный священником с причтом»[9]. Граф намеревался покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды и жалованье причта и полностью взять на себя содержание этой церкви.
Архиепископ Павел, получив 20 июня 1805 года письмо Н. П. Шереметева, поручил Ярославской духовной консистории собрать справки о состоянии храма. Вероятно, это заняло немалое время. Ответное послание владыки было отправлено только 4 сентября. В письме архиепископ Павел выразил графу искреннюю благодарность за его заботу о запустевшей церкви. Архиерей сообщил попечителю, что церковь находится в удовлетворительном состоянии, не требует ремонта и даже в достаточной мере снабжена церковной утварью. На содержание причта, по мнению владыки, требовалось положить четыреста рублей в год, из которых двести рублей составляло жалованье священника, а по сто рублей предназначались дьячку и пономарю. Кроме того, по сто рублей в год следовало выделять на пополнение ризницы и церковные расходы, под которыми подразумевалось приобретение свечей и ладана, вина и просфор для богослужений. Всего же, по подсчетам владыки, годовое содержание храма обошлось бы графу в пятьсот рублей. Итак, «дабы сия во имя прославленнаго Святителя Божия воздвигнутая церковь навсегда имела надежное бытие», архиепископ Павел предложил Н. П. Шереметеву внести в банк десять тысяч рублей, с тем чтобы ежегодно получаемые с этой суммы проценты в размере 500руб. и составили годовое церковное содержание. Контроль за финансированием владыка предполагал возложить на Ярославскую духовную консисторию[10].
Между тем, не дождавшись ответа архиепископа Павла, в сентябре 1805 года, Н. П. Шереметев направил владыке второе послание с изложением той же просьбы и копией своего первого письма. В тот же день, 12 cентября, Николай Петрович отослал письмо в Ростов иеромонаху Амфилохию, в котором заверял его: «Поверьте, почтеннейший отец, неутомимому желанию моему к исполнению Богоугоднаго намерения вашего, и что я за долг поставлю употребить к тому все возможные способы и с нетерпением ожидаю решительнаго ответа от Его Преосвященства»[11].
В конце сентября – начале октября Н. П. Шереметев получил от архиепископа сразу два письма, при чем в первом архиерей приносил извинения, за то, что задержка с ответом не только вынудила графа к долгому ожиданию, но принесла ему «излишнее затруднение и беспокойство вторичным писанием»[12].
Н. П. Шереметев согласился с размером годового оклада, определенного владыкой, но разовое пожертвование десяти тысяч рублей предложил заменить ежегодными выплатами по пятьсот рублей. По мнению графа, посредником в финансовых вопросах должен был стать гробовой иеромонах Амфилохий, поскольку именно в нем Николай Петрович видел истинного попечителя песошнинского храма. Выплату денег граф обещал начать с того времени, как только к храму будет определен священник, причем первый взнос он намеревался удвоить. Встречные предложения Н. П. Шереметева были изложены в письме к архиепископу Павлу от 3 октября 1805 года. Архиерей не осмелился возражать ктитору. Условия, на которых граф соглашался давать деньги на храм, разумеется, были им беспрекословно приняты.
2 октября Н. П. Шереметев отправил письмо иеромонаху Амфилохию, в котором писал: «Могу ли избрать лучшаго вас попечителя к храму Великаго угодника Димитрия? Вы, почтеннейший отец, всегда предстоите мощам его святым, питаемы благочестием, усердием и верою, подали повод мне к богоугодному сему намерению и для того, уверен я, не отречетесь продолжать способствовать мне довершить сие предприятие, приняв на себя труд получать ежегодно сумму на содержание этой церкви и делать из оной по усмотрению вашему распоряжения»[13].
В конце осени 1805 года архиепископ Павел определил к Димитриевской церкви священнослужителя, кандидатура которого была одобрена иеромонахом Амфилохием. Графу архиерей сообщил об этом в письме от 12 ноября: «Священника к сей церкви я избрал и уже определил из другова села, человека самаго честнаго, кроткаго, трезваго и печнаго, которому быть при сей церкви и отец Амфилохий согласен. Я весьма рад, что ваше сиятельство возложили по сему комиссию на сего старца; он мне по своей добродетели давно известен и любезен»[14]. Песошнинским иереем стал переведенный из села Львы священник Егор Григорьев. О нем известно немного: он родился в 1773 году, обучался в Ярославской семинарии, 21 мая 1791 года был произведен в священники. Судя по тому, что Егор Григорьев упомянут в церковных документах села Песошни под 1820 годом, он прослужил при Димитриевском храме не менее пятнадцати лет[15].
В начале 1806 года Н. П. Шереметев выделил для Димитриевской церкви тысячу рублей, как и обещалось, первый взнос в пользу храма был удвоен. Деньги принял иеромонах Амфилохий и сразу же передал их архиерейскому эконому иеромонаху Кесарию для хранения в ризнице Ярославского архиерейского дома. По причине нежелания яковлевского старца иметь на руках деньги и распоряжаться ими, Н. П. Шереметев был вынужден согласиться на перечисление средств для песошнинской церкви непосредственно в Ярославскую духовную консисторию. Священник и причетники Димитриевского храма свое жалованье получали дважды в год – в январе и июле, для чего им приходилось каждый раз являться в Ярославскую духовную консисторию, совершая путь как неблизкий, так и опасный. По признанию священника, из-за поездок в Ярославль «терпим немалую проволочку, а наипаче по получении суммы и возвращаясь, подвергаем себя величайшей опасности от злодейства, случающагося в проездах». Снисходя к их положению, архиерей, со временем разрешил осуществлять выплату денег через Ростовское духовное правление[16].
Причетники – дьячок и пономарь появились в Димитриевской церкви в феврале-августе 1806 года. Дьячок Артемий Иванов по прошению 10 февраля был переведен из Покровской церкви села Покровского на Лиге Ростовского уезда. Предварительно в духовной консистории ему устроили экзамен, проверяя его способности к исполнению служебных обязанностей. Это испытание Артемий Иванов выдержал достойно, получив следующую оценку: «проситель по церковным и проповедническим книгам читает и по ноте поет хорошо, катихизис и священную историю знает твердо». Пономарь Агафоник Николаев был определен к храму 24 августа[17].
20 февраля 1806 года казначей архиерейского дома иеромонах Иннокентий, вместе с благочинным и священником села Песошни на Ростовской ярмарке приобрели для Димитриевской церкви богослужебные предметы и церковную утварь на 350 рублей, а именно: серебряные – дароносицу, напрестольный крест и оклад для Евангелия; медные посеребренные – паникадило, четыре лампады, два подсвечника, водосвятную чашу, кадило и сосуд для благословения хлебов. Еще взяли малиновый штоф для завесы царских врат. Купили все, что требовалось, кроме нотных книг, которых на ярмарке не оказалось. Тогда же подрядили мастера, которому было поручено перекрыть купол церкви новым железом[18].
В письме от 1 марта 1806 года архиепископ Павел, в следующих словах выразил графу Николаю Петровичу благодарность за его заботу о возобновлении Димитриевской церкви: «Живущие при Песошницкой церкви, а состоящие в Львовском не безотдаленном приходе, в числе девяти дворов, бедные крестьяне несказанно радуются, что ваше Сиятельство доставили им благодеяние молиться Богу и слушать Славословие Божие и близ своих домов. Вот первые молитвенники о здравии вашего сиятельства и благосостоянии дома вашего, кроме многих других, посторонних проходящих и проезжающих в Ростов поклонения ради, ибо как сия церковь состоит подле самой большой Московской дороги летней, то таковым поклонникам весьма приятно будет слышать в Храме, угоднику Божию посвященному, но оставленному, паки молитвы, прошения и благодарения к Богу и в честь имени Святителя Христова воспеваемые моления»[19].
В 1807 году в Димитриевском храме был устроен придел Николая Чудотворца и Флора и Лавра. Е.В.Буцких предположила, что основание придельной церкви производилось на деньги Н. П. Шереметева, а престол посвящался его небесному патрону[20]. Относительно посвящения того же престола Флору и Лавру можно добавить следующее. До 1764 года село Песошни принадлежало Ростовскому архиерейскому дому. В этом селе издавна располагались архиерейские конюшни и жили конюхи архиерейского дома. Писцовые книги 1629 — 1630 годов и опись архиерейской вотчины 1701 года свидетельствуют о наличии в селе Песошни деревянного храма Флора и Лавра[21]. Учитывая, что по народным поверьям, эти святые чтились как покровители лошадей, посвящение им храма в селе Песошни было закономерным. По всей видимости, память о церкви, существовавшей прежде, нашла отражение в имени придела нового песошнинского храма.
Итак, благодаря Николаю Петровичу Шереметеву в Ростовском уезде был возвращен к жизни один из первых храмов, освященных в честь святителя Димитрия Ростовского[22]. По воспоминаниям его внука, Сергея Дмитриевича Шереметева, посетившего село Песошни в апреле 1889 года: «это даже не деревня, а словно уединенный погост. Близко подходит к нему озеро, и вид из Песочнаго особенно хорош на Спасо-Яковлевский монастырь. … Церковь эта была близка моему деду. В Синодике ея он поминается доселе и род его. … В духовном завещании гр. Николая Петровича о Песочном упоминается и видна особая забота его о поддержании этой церкви»[23].
Добавим, что в советское время Димитриевская церковь была уничтожена, но память о ней сохранилась. В 2013 году жители села Песочное установили памятную стелу на том месте, где прежде стоял этот храм.
Приложение
В приложении публикуются письма Николая Петровича Шереметева и ярославского архиепископа Павла, посредством которых стороны договаривались о взаимных обязательствах по отношению к Димитриевской церкви села Песошни. Сохранившиеся в документах Ярославской духовной консистории, письма графа являются оригиналами, ответные послания владыки представлены в виде копий.
1805 г., 16 июня. Письмо графа Н. П. Шереметева архиепископу Павлу.
(Л. 1) «Ваше Высокопреосвященство!
Милостивый мой Архипастырь!
Ревность вашего Высокопреосвященства к паству вашему и дому Божию есть единственный повод, побудившей меня с надеянием беспокоить вас следущею моею прозьбою: известно мне, что в Эпархии вашей, в селе Песошни, от Ростова в четырех верстах с московской стороны, имеется опустевший храм во имя святителя Димитрия. Движим будучи усердием и верою к великому сему угоднику, убедительнейше прошу, милостивый мой Архипастырь, как по собственному вам влечению, так и снисходя на желание мое, подать способ возобновить его, елико можно, и восставить богослужение, снабдя оный священником (Л. 1 об.) с причтом. С удовольствием моим готов я в случае нужды дать им содержание, равно как и на поправку церкви, утвари и протчаго не недостаточное число суммы. Благосклонный на то отзыв вашего Высокопреосвященства приму отличным знаком ко мне Благорасположения вашего и повторяю покорнейшую прозьбу мою не отказать удовлетворить усерднейшему желанию имеющаго честь быть навсегда с Совершенным почтением и неизменяемою преданностию
Вашего Высокопреосвященства
Милостиваго моего Архипастыря
Покорнейший слуга
Граф Шереметев.
Июня 16 дня 1805 года».
1805 г., 4 сентября. Письмо архиепископа Павла графу Н. П. Шереметеву.
(Л. 3) «Сиятельнейший Граф,
Милостивый Государь!
Почтеннейшее ваше(го) С(иятельства) писание я имел честь получить. Христолюбивое ваше предложение о возстановлении приходящаго ростовского уезда в селе Песошне храма Господня в запустение премного обрадовало меня, не имеющаго и не находившаго никаких средств к поддержанию его. Почему благодаря всеусердно ваше С(иятельство) за благое сие предприятие не распространяюсь ублажать похвалами. О, нет, дабы не оскорбить ваше смиренномудрие. Впрочем, ваше благочестие, Вера к Богу и любовь к угоднику его Святителю Димитрию довольно и мне, и всем известны.
Состояние песошницкой церкви нарочно я с крайним вниманием осмотрел. Она находится в твердости и нужной утварью церковной снабжена. Ныне же, по особливому усердию вашего С(иятельства), и паче благоукрашена. Но за неимением прихода и церковной земли священно и церковно-служители содержаться совсем не могут, а потому клир уничтожен, и церковь причислена к другой. Теперь же по благонамерению вашего С(иятельства) для безбеднаго продовольствия священно и церковно-служителей я с своей стороны предлагаю мнение. По нынешней дороговизне на все необходимое, полагаю в год священнику двести, а дьячку и пономарю (Л. 3 об.) по сту рублей; на церковные потребности, как то свечи, ладан, вино церковное и просфоры; а также и поправку ризницы впредь не менье ста рублей; а на все пятьсот рублей в год. И так, естли благоволение вашего С(иятельства) последует, дабы сия во имя прославленнаго Святителя Божия воздвигнутая церковь навсегда имела надежное бытие, не соблаговолите ли приказать внести в сохранную казну воспитательного дома до десяти тысящ рублей, с обращения коих получаемые проценты ежегодно доставляемы быть могут в консисторию, сия же неупустительно будет раздавать священно и церковно-служителям и на потребы с запискою в приходорасходную церковную книгу; чем как вышеозначенный храм может навсегда сохранен быть, так и возсылание к Богу молитв о здравии и спасении вашем соделает непрерывным и вечным. Все сие предая в волю вашего С(иятельства) и желаю вам благословения Божия с совершенным почитанием и усердием есмь
Вашего Сиятельства
Милостиваго Государя
Всепокорный слуга и богомолец
Павел Архиепископ Ярославский.
4 сентября 1805 года в Ярославле».
1805 г., 12 сентября. Письмо графа Н. П. Шереметева архиепископу Павлу.
(Л. 4) «Ваше Высокопреосвященство,
Милостивый мой Архипастырь!
Июня 16 дня текущаго года утруждал я ваше Высокопреосвященство покорнейшею прозьбою моею о возобновлении храма в селе Песошне во имя святителя Димитрия и возстановлении во оном Богослужения. Опасаясь, что письмо мое не дошло до снисходительнаго рассмотрения вашего, приобщая при сем с онаго копию, повторяю, милостивый мой Архипастырь, усерднейшее желание мое и убедительнейше (Л. 4 об.) прошу не оставить меня благосклонным отзывом вашим, пользуясь сим случаем подтвердить совершенное почтение и неизменную преданность, с каковыми имею честь быть
Вашего Высокопреосвященства
Милостиваго моего Архипастыря
Покорнейший слуга
Граф Шереметев.
Сентября 12 дня 1805 года».
1805 г., 21 сентября. Письмо архиепископа Павла графу Н. П. Шереметеву.
(Л. 6) «Сиятельнейший Граф,
Милостивый Государь!
Почтеннейшее Вашего Сиятельства писание от 16 июня писанное получил; сердечно я возбоязновал, что нанес вашему Сиятельству излишнее затруднение и беспокойство вторичным писанием по одной и той же материи. На первое имел я честь ответствовать от 4 сентября, с чего и копию при сем прилагаю. В промедлении же ответом прошу всепокорно меня извинить. Причиною продолжающаяся со мной болезнь и некоторые о песошницкой церкве нарочно чинимые мной выправки. Предая прежнее мое положение на волю и благорассмотрение вашего Сиятельства и поздравляя вас с праздником угодника Божия Святителя Димитрия и тезоименнаго ему младаго Графа Димитрия, вашего Сиятельства любезнейшаго сына, о продолжении которому здравия, крепости сил и благоденствия всеусердно прошу и молю Бога и угодника его, с совершенным почитанием и усердием есмь
Вашего Сиятельства
Милостиваго государя
Всепокорный слуга и Богомолец
Павел Архиепископ Ярославский.
Сентября 21 дня 1805 года в Ярославле».
1805 г., 3 октября. Письмо графа Н. П. Шереметева архиепископу Павлу.
(Л. 8) «Высокопреосвященнейший Владыко!
Милостивый мой Архипастырь!
Почтеннейший отзыв и предложение вашего Высокопреосвященства о внесении в сохранную казну воспитательнаго дома десяти тысячной суммы на содержание церкви в селе Песошне приемлю с искреннею и совершенною благодарностию моею. Имею на оное сообщить, что, не обременяясь взносом десяти тысячной суммы, могу я ежегодно доставлять, покуда продлятся дни мои, по предложению вашему пятьсот рублей на церковные потребности (Л. 8 об.) и содержание церковнослужителей. Надеюсь, что по завещанию моему не отрекутся по мне наследники выполнить в сем волю мою, а паче сын мой.
Когда получу на то согласие ваше, Милостивый мой Архипастырь, и извещен буду о назначении причта к упоминаемой церкви, то немедленно на первый случай доставлю тысячу рублей к отцу Амфилохию, гробовому иеромонаху Ростовскаго Яковлевскаго монастыря, дабы, не утруждая ваше Высокопреосвященство, принял он на себя осмотреть и исправить могущие встретиться недостатки для потребности церковной, а также (Л. 9) по усмотрению его и на первое обзаведение причта. Знав благочестие и усердие сего почтеннаго иеромонаха, надеюсь, не отречется принять на себя сие попечение, равным образом и ежегодно пять сот рублей без всякаго сомнения непременно чрез него доставляемы будут, на что и испрашиваю вашего Архипастырскаго благословения, дабы и отчетливость в суммах была ему доставляема, и все распоряжения зависели от него.
Ожидая на сие благосклоннаго вашего отзыва с отличным почтением и непременною преданностию имею честь быть
Вашего Высокопреосвященства
Милостиваго моего Архипастыря
Покорнейший слуга
Граф Шереметев.
Октября 3 дня 1805 года».
1805 г., 12 ноября. Письмо архиепископа Павла графу Н. П. Шереметеву.
(Л. 10) «Сиятельнейший Граф,
Милостивый Государь.
На предлагаемое в письме, полученном мною 15 октября, вашего Сиятельства положение, каким образом заблагорассуждаете песошненскую пришедшую в запустение церковь возстановить и клир при ней поставить на прочном основании, я очень согласен; тем паче, что для содержания церкви и продовольствия священно- и церковнослужителей, как по моему, так и по вашему положению выходит равноколично; удостоверение же ваше и дома вашего толь же несумнительно должно быть, как и получение доходов из казеннаго места.
Священника к сей церкви я избрал и уже определил из другова села, человека самаго честнаго, кроткаго, трезваго и печнаго, которому быть при сей церкви и отец Амфилохий согласен. Я весьма рад, что ваше сиятельство возложили по сему комиссию на сего старца; он мне по своей добродетели давно известен и любезен.
Не могу я и на сей раз оставить в молчании благочестие и вашу ревность по делу Божию о восстановлении храма Господня, сам Бог да воздаст вашему Сиятельству и юному Графу Димитрию по обетованию со сторицею молитвами и благопоспешеством благоговействуемаго вами угодника Божия.
В протчем, с совершенным к особе вашего Сиятельства моим почитанием и усердием есмь
Вашего Сиятельства
Милостиваго Государя
Покорнейший слуга и Богомолец
Павел Архиепископ Ярославский.
Ноября 12 дня 1805 года».
1806 г., 9 января. Письмо графа Н. П. Шереметева архиепископу Павлу.
(Л. 21) «Ваше Высокопреосвященство!
Милостивый мой Архипастырь.
Хотя письмом моим прошлаго 1805 года от 3-го октября утруждал вас о позволении доставлять осигнованные пятьсот рублей ежегодно на содержание Песошницкой церкви к Гробовому Иеромонаху Ростовскаго Яковлевскаго монастыря отцу Амфилохию, но он по смирению и кротости своей никак не желает принять на себя сего препоручения, о чем от него уже и извещен, вследствие чего вижу я необходимость доставлять оную сумму ежегодно (Л. 21 об.) в Ярославскую консисторию. Щитая себе обязанностию предуведомить Ваше Высокопреосвященство и испросить на сие благословения Вашего, при засвидетельствовании совершеннаго почтения и преданности, с коими я остаюсь,
Высокопреосвященнейший владыко,
Милостиваго моего Архипастыря
Всепокорнейший слуга
Граф Шереметев.
Генваря 9 дня 1806 года».
1806 г., 1 марта. Письмо архиепископа Павла графу Н. П. Шереметеву.
(Л. 22) «Сиятельнейший Граф!
Милостивый Государь!
Сообразуясь желанию вашего Сиятельства, изображенному в первоначальном отношении вашем, и я со своей стороны убеждал Отца Амфилохия принять на себя попечение об устроении Песошницкой церкви и распоряжении даруемой Вашим Сиятельством на содержание оной суммы, но он и мне от того за старостию и дряхлостию своею отказался. Премного почитая сего старца, и быв уверен, что отрицательство его от сего препоручения не от недостатка усердия, а действительно от затруднения исполнить оное происходит, прошу покорно Ваше Сиятельство не отягощать его против его воли. Я надеюсь, что он по доброй воле не оставит внимание иметь на сие место, им любимое, и не в дальнем разстоянии от него находящееся, и о чем, когда нужно, будет доставлять и вашему сиятельству, и мне сведение.
И как ваше Сиятельство в последнем своем писании изъявить благоволили, что бы доставлять сии деньги в Ярославскую Консисторию, (Л. 22 об.) то прошу прилежно увериться, что точно по намерению вашему будут употребляемы, и ни одна копейка от богоугоднаго употребления отклонена быть не может. Я чту в душе моей таковыя благочестивыя подаяния дарами толь же великими пред лицем Божиим, коль высоко почтены всевидцем две лепты евангельскою вдовицею вложенныя, а потому отклонение их на другия употребления было бы святотатство. И для того, когда ваше Сиятельство решительно утвердите свое положение, не преимену дать Консистории формальное определение, да и Святейшему Синоду о том надлежащим образом для прочности и непременности на будущее время донести не оставлю. (А в большее уверение каждогодно вашему Сиятельству имеет предоставляем быть ясный отчет – зачеркнуто).
Живущие при Песошницкой церкви, а состоящие в Львовском не безотдаленном приходе, в числе девяти дворов, бедные крестьяне несказанно радуются, что ваше Сиятельство доставили им благодеяние молиться Богу и слушать Славословие Божие и близ своих домов. Вот первые молитвенники о здравии вашего сиятельства и благосостоянии дома вашего, кроме многих других, посторонних проходящих и проезжающих в Ростов поклонения ради, ибо как сия церковь состоит подле самой большой Московской дороги летней, то таковым поклонникам весьма приятно будет слышать в Храме, угоднику Божию посвященному, но оставленному, паки молитвы, прошения и благодарения к Богу и в честь имени Святителя Христова воспеваемые моления. Я уверен, что тайныя (Л. 23) воздыхания будут ходатайствовать за вас и о спасении вашем у престола Божия глаголами, единому духу Божию доведомыми.
Желательно мне сие богоугодное вашего Сиятельства деяние ознаменовать извещением в публичных ведомостях, не столько для прославления имени вашего, которое благотворительностию вашею всему свету известно, сколько для побуждения к подобным благочестивым подвигам других, часто забывающих, что потребуется некогда от них отчет в приставлении домовнем, но благоугодно ли сие вашему Сиятельству будет, прошу покорнейше снабдить меня уведомлением. А о пятисотней сумме на Песошенскую церковь назначаемой, определите, в какое имянно время оная доставляема быть может в Консисторию, в начале или по истечении года, единовременно или полугодно; я со своей стороны, по примеру выдачи на духовныя места жалованья из казенных палат, удобнейшим признаю и сему быть в начале года.
В протчем, желая вашему Сиятельству благословения Божия, с совершенным почитанием и преданностию
Вашего Сиятельства
Милостиваго Государя
(Покорнейший слуга и Богомолец
Павел Архиепископ Ярославский).
Марта 1 дня 1806 года Ярославль».
ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 1-23.
Публикация:
Виденеева А. Е.Н. П. Шереметев и Димитриевский храм села Песошни Ростовского уезда // Сообщения Ростовского музея. 2002. Выпуск XII. С. 170 — 182.
[1] Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 337.
[2] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности рода Шереметевых в Ростовском уезде // Сообщения Ростовского музея. Выпуск V. Ростов, 1993. C. 9-10.
[3] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности… С. 11-16.
[4] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности… С. 1-13; Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 3.
[5] Эдинг Б. Ростов Великий. Углич. Памятники художественной старины. СПб, б.г. С. 129.
[6] Селецкий Д. С. Описание Ростовского ставропигиальнаго первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря. СПб, 1849. С. 40.
[7] Шереметев С. Д. В дороге. Вып. VI. Ростов Великий. М., 1907. С. 7.
[8] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности … С. 9; ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 8-8 об.
[9] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 1-1об.
[10] Там же. Л. 3-3 об.
[11] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности… С. 12; ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 4.
[12] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 6.
[13] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 8-8 об.; Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности… С. 12.
[14] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 10.
[15] Ростовский филиал государственного архива Ярославской области (РФ ГАЯО). Ф. 196. Оп. 1. Д. 4718. Л. 17 об.-18.
[16] Там же. Л. 16-16 об., 17, 21, 58, 60.
[17] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 11-11 об., 33; РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 4718. Л. 17 об.-18.
[18] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 17, 19-20 об.
[19] ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2183. Л. 10, 17, 22-22 об.
[20] Буцких Е. В. К истории благотворительной деятельности… C. 9-10.
[21] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 843. Л. 107 об.; Ф. 237. Оп. 1. Д. 6338. Л. 106 об.
[22] Известны и другие примеры, свидетельствующие о том, что Николай Петрович Шереметев не жалел ни времени, ни денег для поддержки храма, имеющего престол св. Димитрия Ростовского. Так, в 1790 году причт и прихожане Никольского на Могзе погоста Ростовского уезда, расположенного в вотчине Шереметевых, вознамерились вместо пришедшей в ветхость деревянной Никольской церкви возвести новый каменный храм Николы Чудотворца с приделом Димитрия Ростовского, но построить его им хотелось не на погосте, а в одной из соседних деревень, например, в Веске. Официальное прошение на имя архиерея было отправлено ими в августе, но еще в июле Н. П. Шереметев ходатайствовал перед владыкой о намерении его крестьян соорудить храм с Димитриевским приделом, заверяя, что «со своей стороны и я, желая им способствовать в том богоугодном деле, к их просьбе присовокупляю и мою». Когда же обнаружились препятствия к основанию в деревне Веске новой церкви, Николай Петрович взял в союзники Петербургского митрополита Гавриила, который 10 марта 1793 года отправил ростовскому архиепископу Арсению следующее письмо: «Граф Николай Петрович Шереметев убедил меня Ваше Преосвященство просить, чтобы благоволили дозволить в погосте Никольском на Веске строить по данной от вас грамоте церковь, прошу зделать разрешение и меня уведомить». Разумеется, петербургскому митрополиту, имевшему тогда большое влияние, ростовский архиепископ отказать не посмел. Таким образом, благодаря стараниям графа Шереметева, разрешение на основание храма в деревне Веске было получено. Строительство каменной церкви Николая Чудотворца с приделом св. Димитрия Ростовского завершилось к концу XIX столетия, а 24 июня 1800 года она была освящена. (См.: Ивановский В. И. Село Веска Ростовского уезда Ярославской губернии. М., 1901. С. 35, 36, 48, 51).