logo
sandvige Меню

Церковь св. Димитрия Ростовского и свв. Константина и Елены на Подоле в городе Киеве

Церковь св. Димитрия Ростовского и свв. Константина и Елены в Киеве

Киевская Дмитриевская церковь была основана в XVIII веке, перестроена в XIX столетии, к настоящему времени сохранилась со значительными утратами.

Деревянный храм в честь святых Константина и Елены на этом месте впервые упоминается в 1682 году. В 1743 году его сменила каменная церковь, рядом с которой в 1751 году была построена массивная колокольня. Автором ее считается знаменитый украинский архитектор Иван Григорович-Барский.

Во втором ярусе упомянутой колокольни и был устроен храм в честь святителя Димитрия Ростовского. Случилось это вскоре после его канонизации, во всяком случае, с 1760 года в ней совершалось богослужение. Священник Василий Алексеев так писал об этом: «Кроме большой каменной церкви, при каменной колокольне и другая каменная церковь, ради отправления ранней в воскресные и праздничные дни и по четвертинам литургий, во имя новоявленного святителя Димитрия Ростовского, по благословению Его Преосвященства [митрополита Арсения (Могилянского)] устроена и освящена; в оной же с 1760 года священнослужение и совершается».

Этот второй ярус колокольни был деревянным. Во время пожара 1797 года он сгорел, взамен был выстроен каменный ярус.

Интересно отметить, что с храмом святых Константина и Елены связано предание об отце св. Димитрия Ростовского — киевском сотнике Савве Григорьевиче Туптало, который был жертвователем этой церкви.

В 1865 году Димитриевский храм реконструировали – к колокольне пристроили просторное помещение для того, чтобы разместить там церковь, в результате ее объем значительно вырос. Теперь храм располагался уже не в пределах колокольной башни, а заняла почти весь верхний ярус пристройки. Над его алтарем устроили небольшую главку. Помещения нижнего яруса использовались для нужд прихода; в частности, здесь, находилась приходская школа.

Сохранилось описание Димитриевской церкви того времени: «Взоры всех присутствовавших в храме невольно останавливались на новом иконостасе, который изяществом своей фигуры и отделки не может не производить на душу глубокого впечатления. Устроенный в готическом стиле иконостас представляет три пирамиды: среднюю высшую и две ровных боковых, с тремя под ними царскими вратами, так что в храме как будто три престола. Изящная резьба, капители, карнизы, шаблоны, пилястры и все поле иконостаса покрыты лучшим золотом – то блестящею гладью, то шатом, то с прозеленью насыпью, отчего весь иконостас представляется как бы вылитым из золота и производит поражающее впечатление. Все иконы в иконостасе византийского стиля с современным, впрочем, колоритом – поля в иконах великолепной чеканной золотой работы… Прибавьте ко всему этому новую масляною краскою покраску свода храма, начинающуюся из-за иконостаса довольно светлым полем, потом постепенно переходящим к западу в темно-голубой небесный цвет, – покраску стен под сыроватый мрамор; хоры, как бы висящие в воздухе у западной стены, паникадило в 36 свеч – последнего изящного фасона, подсвечники вместо лампад пред нижним ярусом, лампады в верхнем ярусе иконостаса, и вы можете получить понятие о том впечатлении, которое производит (особенно при освещении) постановка храма на взошедшего».

После закрытия церкви в 1930-е годы разобрали верхний ярус колокольни, сняли купол с теплой церкви. Здание использовалось как общежитие, потом было переделано в школьный спортзал.

В 2005 году храм святителя Димитрия был передан Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Начались восстановительные работы. Он был освящен архиерейским чином в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2005 года.

Святынями храма являются почитаемые иконы с частицами мощей Константина и Елены, святителей Василия Великого, Димитрия Ростовского и Луки Крымского.

Храм сохранил историческое посвящение святителю Димитрию Ростовскому, но в то же время он посвящен ныне свв. Константину и Елене, в честь которых здесь изначально был образован приходской храмовый комплекс. Хочется верить, что этот храм – один из выдающихся памятников церковной старины Подола — вернет свой прежний облик.

 

button up