Главная - Новости - СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ О ДРАГОЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ О ДРАГОЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ
2 декабря празднуется память преподобных Иоасафа, царевича Индийского, его наставника Варлаама и отца Авенира.
В этот день святителем Димитрием Ростовским была сказана одна из самых известных и простых его проповедей. Эту проповедь он произнес в храме, посвященном преподобному царевичу Иоасафу Индийскому в царской вотчине Измайлово, где жила в то время вдова царя Ивана Алексеевича (брата Петра I) царица Прасковья Федоровна. Царица была в теплых отношениях с ростовским владыкой, к которому неоднократно приезжала в Ростов. Он же общался с ней, приезжая в Москву.
Так случилось, что именно царица Прасковья Федоровна оказалась в Ростове в то время, когда скончался митрополит Димитрий, уже при жизни многими почитаемый святым. Как сказано в дошедших документах того времени, царица много плакала над гробом почившего владыки и молилась о нем, участвуя в первых панихидах по нему. Участвовала она и в траурном шествии при переносе его гроба из Ростовского Успенского собора в домовую церковь ростовских митрополитов — Спаса на Сенях.
Итак, более чем 300 лет прошло с тех пор, как на престольный праздник в Измайлове была произнесена проповедь о богатом юноше, оставившем все ради одной единственной драгоценности. Святитель Димитрий пригласил своих слушателей на ярмарку:
«Мы собрались на этот праздник как бы на торг или ярмарку, чтобы посмотреть на куплю и продажу. Мысленными очами видим продавца и купца, преподобных Варлаама и Иоасафа, пришедших из небесных стран в этот святой храм на свой праздник. Слышим торг, а товара не видим. Торгуют на словах: продавец продает не показав, покупатель покупает не видя. Молодой покупатель верит старому продавцу, что он не обманет, а продавец хочет больше выторговать у молодого и, не показывая товар, только хвалит его, чтобы возбудить большее желание покупки. Он хвалит товар так: «Есть у меня драгоценный камень, подобного которому нет нигде. Цену его оценить нельзя, потому что он несравненно превосходит все добрые и драгоценные вещи. Он дает свет слепым, слух глухим, язык немым, здравие болящим. Он отгоняет от людей бесов, умудряет неразумных и дарит все доброе и самое желанное тому, кто его приобрел. Истинно, велик этот товар, и кто бы не пожелал приобрести себе столь дивную драгоценность!»
Прочитать текст проповеди свт. Димитрия полностью можно в книге «С именем Христовым в сердце. Избранные поучения св. Димитрия Ростовского», опубликованной на данном сайте в разделе ИЗДАНИЯ МОНАСТЫРЯ. Надо зайти в ОГЛАВЛЕНИЕ и выбрать самую последнюю проповедь под названием «Дорогие жемчужины».
Церковь Иоасафа, царевича Индийского, в царской усадьбе Измайлово. Построена в 1678 году в стиле московского барокко. Освящена патриархом Иоакимом. Церковь упоминается в очерке И. А. Бунина, побывавшего в Измайлове в 1918 году: «…храм Иоасафа, нежно сиявший в небе среди голых деревьев позолотой, узорами, зеленью глав, — в небе, которое было особенно прекрасно от кое-где стоявших в нём синих и лазурных облаков». В 1936 году (по некоторым данным в 1937 г.) храм был снесён «за ветхостью». Груда кирпича, оставшегося от разрушенной церкви, лежала около Семейного корпуса всю войну. Возможно воссоздание церкви: место, на котором она находилась, не занято, а архитектура храма реконструирована А. Чиняковым в 1952 году по сохранившимся чертежам.
Цветная миниатюра из рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Изображены молящиеся Христу преподобные Варлаам и Иоасаф. Рукописная книга «Повесть о Варлааме и Иоасафе» с предисловием самарского переписчика была выполнена в «богоспасаемом граде Самаре» в 1628 — 1629 годах. Уникальная рукопись проиллюстрирована 223 превосходными цветными миниатюрами и принадлежала боярам Салтыковым — родственникам и ближайшим сподвижникам первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. В середине XIX века рукопись купил известный собиратель древностей Павел Петрович Вяземский (1820–1888 гг.), основатель Общества любителей древней письменности. С 1932 года рукописный список хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ, Санкт–Петербург).
Измайлово. Фотография 1891 года. Слева церковь царевича Иоасафа, справа Покровский храм.
Воспитатель сообщает царевичу Иоасафу о Варлааме. Цветная миниатюра из указанной выше рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
Царица Прасковья Федоровна Романова, урожденная Салтыкова, была одной из первых красавиц своего времени. Известный историк Семевский так писал о ее отношениях со своим деверем — Петром I: «Веровала она в авторитет свояка-государя, его слово — закон, его мнение — свято. С какой доверенностью предоставляла она ему распоряжаться судьбой её дочерей, и он распорядился ими так, как этого требовали его планы и расчеты. Такую преданность, такое уважение к своей особе, такое послушание Петр находил в весьма немногих из своих теток, сестер и других женских лиц царской семьи, в признательность он был внимателен, любил и уважал Прасковью. Петр зачастую навещал невестку, отдыхал у неё со своею свитою, пировал в её теремах, шутил и балагурил».
Портрет супруга царицы Прасковьи Федоровны царя Иоанна V Алексеевича, брата и соправителя Петра I.
«Похвала Богородице». Царская икона, на полях которой помещены драгоценные камни с изображением тезоименитных святых супругов Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны — Иоанна Предтечи и святой Параскевы. Датируется XVII веком. Находится в собрании Музеев Московского Кремля.
Царица Прасковья Федоровна в преклонных годах на портрете Ивана Никитина.
Надгробие погребения царицы Прасковьи Федоровны. Вдову Иоанна V торжественно похоронили в праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября / 2 ноября в Александро-Невском монастыре Петербурга под полом Благовещенской церкви перед алтарем. За похоронными церемониями следил сам Петр I, это были первые пышные и торжественные царские похороны в новой столице.