logo
sandvige Меню

Святитель Димитрий Ростовский и преподобный Корнилий Переславский

Мы продолжаем открытую недавно в Facebook на странице Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря рубрику «География и агиография», в которой делимся историями и впечатлениями о малоизвестных святынях и святых местах, увиденных и открытых для себя в разнообразных поездках (первая статья: https://www.facebook.com/St.DimitryRostov/posts/1014994201997991).

 

С 30 июня по 23 июля просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского»[1]пребывала в древнем городе Переславле-Залесском. Помимо встреч и бесед с посетителями, приехавшими из совершенно разных городов не только нашей страны, мы и сами открывали для себя места и связи святителя Димитрия с этим городом, который в его время входил в состав Патриаршей области, а вовсе не Ростовской митрополии. Святитель имел отношение к церковной жизни Переславля по просьбе своего близкого друга — Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. Именно того самого, с которым у него была договоренность, что в случае кончины одного из них, другой обязательно приедет на его погребение, а до той поры тела усопшего не предавать земле. Так и было по кончине самого ростовского митрополита Димитрия: когда он скончался, тело его находилось в кафедральном Успенском соборе Ростова в ожидании, когда сможет приехать владыка Стефан, загруженный делами, связанными с его высокой должностью.  Участвуя в погребении друга, митрополит Стефан Яворский настоял на том, чтобы он был похоронен в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря — в том месте, которое еще при жизни Димитрий назначил для этой цели. А ведь священники и жители Ростова просили похоронить почитаемого ими владыку в кафедральном соборе. Митрополит же Стефан, произнося среди всеобщего плача нагробное слово, неоднократно повторял: «Свят Димитрий, свят!». 

История дружбы двух известнейших церковных деятелей своей эпохи — Стефана Яворского и Димитрия Ростовского — будет предметом нашего рассказа в дальнейшем. Сейчас же хотелось бы остановиться на том, как по просьбе митрополита Стефана святитель Димитрий оказался связанным с Переславлем-Залесским и стал участником значимых событий.

Среди неизданных проповедей св. Димитрия совсем недавно было обнаружено и введено в научный оборот слово, произнесенное им 28 июля 1705 года при освящении Смоленско-Корнилиевской церкви Борисоглебского на Песках монастыря г. Переславля-Залесского.[2] Но обнаружение ранее неизвестной проповеди св. Димитрия, сказанной в Переславле, это не единственное открытие в связи с пребыванием его в этом городе. Накануне освящения храма святитель участвовал в обретении мощей и прославлении в лике местночтимых святых переславского подвижника, практически своего современника. А было это так.

Широко известно о тесной связи Петра I c Переславлем-Залесским и стоительстве здесь в 1688 — 1693 годах потешной флотилии, родоначальницы русского флота. Доживший до наших дней свидетель тех лет — знаменитый ботик «Фортуна», сделанный руками молодого Петра лично — центральный экспонат одноименного самого популярного переславского музея. Гораздо менее известно о том, что помимо молодого Петра в Переславль на богомолье регулярно приезжали его мать Наталья Кирилловна, сестры, супруга брата Ивана царица Прасковья Федоровна с тремя дочерьми, среди которых и будущая императрица Анна Иоанновна.

С именем царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры Петра, связана активная храмозданная деятельность в Переславле-Залесском в начале XVIII века. Так, в основном на ее средства в 1694 — 1705 годах строилась новая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Борисоглебском на Песках монастыре. Руководил строительством духовник царевны, на тот момент архимандрит Троице-Данилова монастыря Варлаам Высоцкий, бывший до этого пострижеником обители святых Бориса и Глеба на Песках. Еще до постройки новой каменной церкви Наталья Алексеевна живо интересовалась жизнью современного ей подвижника Корнилия Молчальника, скончавшегося в 1693 году и погребенного в старой Смоленской церкви Борисоглебского монастыря. Наталья Алексеевна хотела воспользоваться случаем освящение нового храма и приглашала Местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского для освидетельствования гроба Корнилия и переноса его в новую церковь. Митрополит Стефан, сославшись на нездоровье, не приехал, но «велел звать» ростовского владыку Димитрия, также хорошо знакомого Наталье Алексеевне и всем представительницам женского пола большой царской семьи.

Святитель Димитрий приехал и, как нам кажется, с большой охотой, так как он знал, что должен будет осмотреть гроб и останки не так давно умершего молчальника, почитаемого в Переславле. А ведь тема святости была для ростовского митрополита близка, как никакая другая. Он жил ею. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что совсем недавно, в феврале 1705 года, он закончил свой более чем двадцатилетний труд над Четьими-Минеями, но продолжал собирать материалы о святых и святынях вверенной ему обширнейшей Ростовской епархии.

Так Димитрий Ростовский стал тем человеком, кому выпала честь освидетельствовать мощи святого угодника. Именно он распорядился почитать Корнилия как святого, написал ему тропарь, кондак и молитву, которые были начертаны на первой иконе преподобного, не дошедшей до нашего времени. Святитель Димитрий принял участие в переносе мощей из старого Смоленского храма в новый. Мощи были положены в новый же кипарисный гроб и поставлены за левым клиросом.

Преподобный Корнилий Переславский относится к числу малоизвестных русских святых. В миру Конон, он родился в Переславле-Рязанском в состоятельной купеческой семье. В совсем молодых летах, практически отроком, ушел в монастырь. Это была Лукианова пустынь недалеко от Александровской слободы, основанная еще одним не слишком известным русским подвижником — преподобным Лукианом. Прожив здесь некоторое время, Конон ушел из этого монастыря в переславскую обитель святых Бориса и Глеба на Песках. Это произошло в 1659 году. Согласно житию преподобного Корнилия на вид ему тогда было не более пятнадцати лет, поэтому настоятель монастыря какое-то время не принимал юношу, который, к тому же, не говорил, а изъяснялся знаками. На основании указаной даты прихода преподобного Корнилия в Борисоглебский монастырь вычисляется приблизительная дата его рождения — 1643 год.

Видя упорство юноши, поселившегося у монастырских стен, настоятель принял его в обитель, посчитав при этом немым и глухим. Через пять лет молодой человек обратил на себя внимание настоятеля: исполняя тяжелые физические работы по монастырю, он раньше всех приходил в храм и позже всех уходил из него,  а питался при этом только остатками пищи с братского стола. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Корнилий. Проведя еще три года в суровых подвигах, он знаками попросил построить для себя отдельную келью, чтобы жить в затворе.

Всего преподобный Корнилий прожил в Борисоглебском монастыре 35 лет, все эти годы храня молчание. И так бы считали его немым и глухим, если бы перед кончиной он не рассказал духовнику всю свою жизнь. Стало понятно, что молчание — это подвиг, который он нес большую часть своей жизни.

Скончался святой 22 июля/ 4 августа 1693 года. В этот день и празднуется его память.

Совсем недавно, 3 февраля 2016 года, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви установлено общецерковное почитание преподобного Корнилия Переславского. Его мощи находятся в Никольском соборе Переславского Никольского женского монастыря.

Смоленский храм бывшей Борисоглебской на Песках обители, где исторически находились мощи преподобного Корнилия, пережил свою историю. После екатерининской реформы о секуляризации церковных имений сам монастырь был упразднен, а Смоленская церковь превращена в приходской храм. Благодаря тому, что в нем находились мощи святого Корнилия, храм стали называть Смоленско-Корнилиевским. Он был действующим до самой Великой Отечественной войны, но вот затем использовался и как склад, и как жилье. Люди жили здесь еще в 1970-х годах. В 1980-х началось разрушение храма, рухнула колокольня, остовы стен местные жители растаскивали на кирпич. Мощи преподобного Корнилия все это время покоились в церкви под спудом.

В середине 1990-х годов храм был передан находящемуся рядом Никольскому женскому монастырю. В настоящее время он в значительной степени отреставрирован, в нем проходят богослужения.

Архитектура комплекса Смоленско-Корнилиевской церкви необычна. Здание самой церкви типично для храмовой архитектуры стиля барокко конца XVII – начала XVIIIвека. Это восьмерик на четверике. Но вот пристройка к трапезной части храма келейного двухэтажного корпуса с колокольней — решение нестандартное. 

Смоленско-Корнилиевская церковь — это все, что осталось от существовавшей некогда на этом месте Борисоглебской обители, но не единственное сохранившееся известное церковное здание Переславля-Залесского, связанное с храмозданной деятельностью благочестивой царевны Натальи Алексеевны, ее духовника архимандрита Варлаама Высоцкого, ставшего позже настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, и хранящее память о святителе Димитрии Ростовском. Но это уже другие истории и рассказаны они будут в другое время.

 

Мария Рубцова,

референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

[1]          Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года № 93-рп.

[2]   Федотова М. А.Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви: неизвестная проповедь Димитрия Ростовского //  Сообщения Ростовского музея. Вып. XXI. Ростов, 2016. С. 46 — 75.

button up