Сегодня празднуется память необычной иконы. Этот образ Божией Матери получил своё название от фотографии, ведь само слово «фотография» в буквальном смысле означает «светопись».
В этом году в нашем МУЗЕЕ «МОНАСТЫРСКАЯ РИЗНИЦА» в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова появилась икона Богоматери «СВЕТОПИСАННАЯ», написанная ростовской художницей Ларисой Владимировной Смирновой. Эта икона, а также СУНДУЧОК ПОДМАСТЕРЬЯ МАСТЕРА ФИНИФТЯНЫХ ДЕЛ, интерактивный и удивительный экспонат, созданный специально для нашего музея этой же художницей – теперь САМЫЕ востребованные экспонаты у нас в музее, вызывающие удивление и настоящую заинтересованность. Их я задействую в экскурсии по музею, когда во всех подробностях рассказываю о таком народном промысле как ростовская финифть.
Наша икона «СВЕТОПИСАННАЯ» невероятно красивая, выполненная в комбинированной технике ростовской финифти и горячей эмали, украшенная небесным камнем лазуритом, обрамленная киотом из старинных досок, служивших до недавнего ремонта полом в ростовском храме свт. Николая на Всполье. Этот храм, построенный в самом начале XIX в. никогда не закрывался, а значит неисчислимое количество чьих-то коленок и лбов касалось этого пола во время усердных молитв. Всё это – отличный повод напомнить яркую историю самого первообраза, ведь не все могут приехать к нам в музей, чтобы её послушать.
Эта история произошла 21 августа/ 3 сентября 1903 года – ровно 120 лет назад.
Во время раздачи милостыни убогим монахам у ворот русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Гавриил сделал фотоснимок, а когда его проявил, то к своему большому удивлению на черно-белой фотографии увидел образ Богородицы в монашеском одеянии, вместе с другими просителями смиренно получавшей благословенный кусок хлеба. Монастырские архивы свидетельствуют, что в конце XIX – начале XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Для этого каждую неделю из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных уголках Святой Горы в небольших скитах и келиях.
В определённые дни у ворот обители собирались бедные монахи и странники. По средним подсчётам в такой очереди было около 600-800 человек, которые получали из рук монахов хлебные лепешки — череки. Естественно, что помимо действительно нуждающихся за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. В результате 14 августа 1903 года в русский монастырь из афонской администрации поступило письмо, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной» милостыни, способствующей ещё большей распущенности данной категории людей. Свято-Пантелеимонову монастырю было выставлено требование отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи.
21 августа/ 3 сентября 1903 года, ровно через неделю после получения этого письма, монахи русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из администрации Святой Горы. В это время по обыкновению у ворот собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Именно в это время и сделал фотографию монах Гавриил, а когда её проявил, то увидел Богородицу, наравне с другими бедняками получающую подаваемую милостыню.
Так зримо проявилось заступничество Божией Матери за нищих и убогих, нуждающихся в помощи. После этого случая, конечно, Свято-Пантелеимонов монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после монастырских трапез в обители устраивали обеды для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
В конце 1980-х гг., с началом восстановления Свято-Пантелеимонова монастыря, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и стала распространяться среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.
В 2003 году, в 100-летнюю годовщину явления образа, Собором старцев Свято-Пантелеимонова монастыря было установлено празднование в честь Светописанной иконы как местный, отмечаемый только в этой обители, праздник. Тогда же было создано иконописное изображение. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события, а на её основе создавался текст службы этой иконе.
Позже на месте явления Богородицы была сооружена часовня, в которую подвели источник воды для совершения водосвятных молебнов.
Один из храмов Пантелеимонова монастыря был освящен в честь Светописанной иконы Божией Матери. В самой же России как списки святыни стали появляться мраморные доски с изображением той самой фотографии 1903 года.
27 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской Лавре было принято решение включить в общецерковный месяцеслов празднование явления Светописанного образа Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, то есть служба этому необычному образу с этого времени может служиться в любом храме, а не только в самой обители.
Ну, а чтобы послушать про наш СУНДУЧОК ПОДМАСТЕРЬЯ МАСТЕРА ФИНИФТЯНЫХ ДЕЛ, а главное потрогать и подробно рассмотреть всё, что в нём находиться, это вы уже постарайтесь к нам в МУЗЕЙ «МОНАСТЫРСКАЯ РИЗНИЦА» Спасо-Яковлевского монастыря приехать. Тем более, что здесь много увлекательных историй и интересных предметов, которые можно брать в руки и внимательно изучать. Есть в музее и келья святителя Димитрия Ростовского, и сидеть за его рабочим столом со старинными книгами и рукописями, писать пером письмо, написанное скорописью XVII в., нравится всем, кто попадает в наш музей.
ВАЖНО: не приезжайте без предварительной договорённости! Прежде чем приехать, ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо согласовать дату и время вашего приезда, иначе приедете к закрытым дверям. Запись для посещения музея по телефону: +7 910 662 51 03
Текст Марии Рубцовой