25 мая в Ростовском кремле открылась выставка «Царский путь. Историческое паломничество царской семьи в 1913 году». Порядка 700 экспонатов, представленных 13 музеями нашей страны и частными коллекционерами, редчайшие кадры кинохроники царского посещения древнерусских городов в рамках празднования 300-летия Дома Романовых, виртуальное путешествие по императорскому поезду, в котором ездили с семьями императоры Александр II, Александр III и Николай II в 3D-очках – все это в Конюшенном дворе Ростовского кремля со среды по воскресенье (понедельник, вторник – выходные дни). Выставку можно посетить с 9:00 до 17:00. Она будет работать до конца сентября 2023 года.
В качестве синопсиса этой замечательной выставки предлагаем текст исследователя и собирателя старины Ильи Боровикова:
«Пугающей казалась нынешняя выставка «Царский путь» в Ростове Великом. Чудился в её затее имперский лязг, от которого сегодня мурашки по телу, а оказалась очень хорошей и грустной.
Смысл: в 1913 году, спустя 300 лет после призвания Романовых, Николай Второй с семьёй объехал древнерусские города, связанные с событиями 1613 года. Ну вот, очередная пафосная официозная показуха… А нет. Напротив, замечательно.
Во-первых, там утвердился канон будущего «Золотого кольца», советская концепция которого, тем самым, оказывается на 50 лет древнее и значит потустороннее, небеснее по замыслу.
Во-вторых, в оформлении торжеств приняли участие десятки художников модерна, создавшие фирменный стиль этого события и тысячи связанных с ним артефактов – от специальной геральдики и шрифтов, от драгоценных модерновых блюд для хлеба-соли на каждой остановке (блюда сохранились) – до мебели, полотнищ, целых архитектурных ансамблей арок, павильонов, мостов, трибун… Очень плотная, компактная и яркая прослойка ренессанса русского стиля, до сих пор не вычерпанная антикварами.
В-третьих, Путь широко освещался, даже был снят фильм, что дало нам драгоценную – шевелящуюся! – картину тогдашних ансамблей городов Кольца, ещё погружённых в живое море подлинной русской жизни. Чудо видеть последний – великолепный по качеству, с штемпельным блеском – оттиск России ещё как части старой Европы. С царём в автомобиле, окружённом чепраками, аксельбантами и перьями на шляпах. Люди на плёнке не знают, что проводят последнюю инвентаризацию русского наследия перед катастрофой, отчёркивание итога. Совсем иначе смотрится сейчас, в красной подсветке будущего, как расстрелянный царь в сопровождении эмигрировавшей и репрессированной России входит во взорванный кафедральный собор. Он посетил их три: в Нижнем, Ярославле, Костроме; не осталось ни одного. Вообще осталось удивительно мало. Охотник за стариной знает, как трудно сегодня найти молекулярный царизм в городских изнанках и прослойках – и вот зачарованно смотришь в мир, в котором нет ничего кроме царизма, где им истекают все поры, как соты, переполненные мёдом.
Потом пробежался по чердакам старых особняков Ростова – ни ятя нигде. Советские нищебродские пищепромовские мусорки под стропилами – до материка… Куда всё подевалось? Уехал царь. Но тем драгоценнее сокровища и образы выставки. Сходите, кто будет проездом летом на север. Кое-что и редко виданное. Несколько иконных шедевров 15-16 веков, которые потом опять уберут в запасники. Впервые встретившиеся лицом к лицу деревянный макет церкви на Ишне и царские врата и иконы из неё же здесь на выставке. Флаги, мантии, золотые троны, похожие на театральный реквизит к спектаклю, в котором гибнут по-настоящему».
Фотографии автора