Главная - Новости - «СПОР О БОРОДЕ» — САМАЯ НЕОБЫЧНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
«СПОР О БОРОДЕ» — САМАЯ НЕОБЫЧНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
5 декабря 2019 года Ярославскому художественному музею исполнилось 100 лет. Отдел древнерусского искусства музея расположен в здании Митрополичьих палат, построенных во второй половине XVII века ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, знаменитым строителем Ростовского архиерейского дома, в наши дни более известного как Ростовский кремль.
Основная экспозиция древнерусского отдела богата редкими и уникальными иконами, но все же самой необычной выставкой является проект «Спор о бороде», связанный с событиями из жизни святителя Димитрия Ростовского.
«Основано на реальных событиях», — обязательно написали бы в подобном случае на афише, если бы речь шла о фильме. В анонсе же экспозиции «Спор о бороде» написано более замысловато: символическим базовым элементом проекта стало реальное историческое событие.
Действительно, летом 1705 года на крыльце здания, где находится выставка, состоялся знаменитый «спор о бородах» между митрополитом Димитрием Ростовским и мужиками.
Вкратце история такова. После литургии, которая была в Успенском кафедральном соборе (а он совсем рядом) подошли к святителю Димитрию два бородатые мужика, с ними и народ. Обратились мужики к владыке с вопросом, как он благословит им поступить, ведь по царскому указу велят брить бороды (а на тот момент уже не первый царский указ на эту тему вышел). Они же готовы свои головы положить за бороды.
Святитель Димитрий в своем дневнике написал, что его этот вопрос застал врасплох и не знал он, что бы от Священного Писания ответить мужикам. Тогда владыка прибегнул к обычной логике и спросил, что же быстрее отрастет — борода ли сбритая или голова отсеченная. Понятно, что был выбран ответ про бороду.
Этот реальный исторический эпизод стал той основой, вокруг которой разворачивается целое действо. В нем участвуют и анимация, и аудиовизуальные, и мультимедийные технологии, и, конечно, подлинные произведения иконописи, живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII — XX веков.
Как сказано в анонсе выставки на сайте Ярославского художественного музея, «Спор о бороде» — экспозиция без экскурсовода, без этикеток. Она сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. При этом данная выставка, отталкиваясь от эпизода, взятого из времени управления митрополитом Димитрием Ростовской кафедрой, привлекает внимание посетителей к его жизни, а возможно и к творчеству.
Митрополичьи палаты XVII века, в которых размещена основная экспозиция древнерусского искусства и мультимедийная выставка «Спор о бороде» Ярославского художественного музея (ЯХМ). За палатами — купола Успенского кафедрального собора. Во времена святителя Димитрия при Митрополичьих палатах была домовая церковь в честь святителя Леонтия Ростовского. Позже в ней же был устроен придел св. Димитрия Ростовского.
Икона святителя Димитрия Ростовского. Вторая половина XVIII в. Собрание ЯХМ. В данном образе — центральном в третьем зале, где излагается непосредственно история брадоношения и брадобрития в нашей стране — наглядным образом воплощена идея о митрополите Димитрии как проповеднике и сеятеле слова Божьего: помимо традиционного в иконах святителей Евангелия в руках он стоит на вспаханной земле красно-коричневого цвета.
Первая часть экспозиции, в которой средствами анимации рассказывается о самом историческом эпизоде «спора о бороде».
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Вторая часть экспозиции посвящена культуре и быту того времени, когда состоялся «спор о бородах» между св. Димитрием Ростовским и мужиками. История о том, какое место занимала борода в собственной самооценке и в целом мировоззрении того времени, передается с помощью света и аудиорассказа. Луч света выхватывает тот предмет, который имеет отношение или символизирует то, о чем идет речь.
Фрагмент иконы святителя Димитрия Ростовского, находящейся на экспозиции «Спор о бороде». Вторая половина XVIII в. Собрание ЯХМ.
Знак, который выдавался тем, кто предпочитал заплатить налог за ношение бороды и не расставаться с ней. Налоги за ношение бороды являлись полноценной статьей пополнения государственного бюджета.
Завершающая часть истории про бороду. Что думают о бороде те, кто ее носит.
Завершающая часть истории про бороду. Что думают о бороде те, кто ее носит.
Завершающая часть истории про бороду. Что думают о бороде те, кто ее носит.
Завершающая часть истории про бороду. Что думают о бороде те, кто ее носит.
Завершающая часть истории про бороду. Что думают о бороде те, кто ее носит.
Митрополичьи палаты XVII века, в которых размещена экспозиция «Спор о бороде».