Экспозиция под таким названием, несомненно, самая яркая в прямом смысле этого слова из всего того, что можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.
«Радением прихоцких людей и подаянием от боголюбивых подателей и любящих благолепие дому Божия», — написано на одном из вкладных крестов, хранящихся в ней.
Следствием подобного радения и любви к «благолепию дома Божия» стали удивительные по красоте и кропотливые по тщательности изготовления памятники декоративно-прикладного искусства — оклады, цаты, ризы на иконы, украшенные драгоценными камнями церковные сосуды, кресты, Евангелия, потрясающие по тонкости работы саккосы, фелони, воздухи.
В ярославской экспозиции особенно обращают на себя внимание многочисленные ризы на иконы Божией Маетри, цаты и богослужебные облачения, шитые бисером, стеклярусом, перламутром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Вот лишь неполный их перечень на одном из экспонатов: алмазы, рубины, изумруды, бирюза, шпинель, гранаты, сапфирины, альмандины, хризолит, аметисты.
Предметы, представленные в экспозиции «Сокровища Ярославля», в своё время хранились в ризницах самых известных и состоятельных храмов города — Спасо-Преображенском монастыре, в котором с конца XVIII в. размещался Архиерейский дом, переведённый сюда из Ростова; храме Илии Пророка, в настоящее время являющемся визитной карточкой города, Толгском монастыре, храме Иоанна Предтечи в Толчкове и других.
В этой же экспозиции находится посох, который принадлежал святителю Димитрию Ростовскому. В действительности этот посох был ему подарен митрополитом Парфением Небозой, направлявшимся через Ростов и Ярославль на кафедру в Холмогоры, куда он был назначен. По дороге в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре митрополит Парфений скончался. Это произошло 2 января 1704 года. Отпевать и хоронить его приехал из Ростова святитель Димитрий. Скорее всего именно тогда ему и передали посох, который митрополит Парфений просил ему от себя подарить.
Также в экспозиции можно увидеть редкий памятник видимого усердия к «благолепию дома Божия». Это вышитая бисером и перламутром риза на фреску святой мученицы Фомаиды из храма св. Иоанна Предтечи в Толчкове. Риза на икону — явление распространённое, а вот ризу на фреску, то есть на изображение святой, написанное на каменной стене, можно увидеть нечасто.
Текст и фотографии: Мария Рубцова, референт наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря по научной работе
Икона Божией Матери Казанская в ризе. XIX в.: камни, жемчуг, бисер, стёкла.
Цата. XIX в. Серебро, камни, жемчуг, стёкла, блёстки, атлас. Из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Риза на фреску «Святая мученица Фомаида». 1811 Камни, перламутр, жемчужные плашки, бисер, стеклярус, стёкла. Из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Напрестольное Евангелие. Оклад — серебро, бархат, драгоценные камни, жемчуг, эмаль по скани, чернь. Конец XVI в. Из ризницы Ярославского архиерейского дома
Покровец. 1674 г. Архиерейские посохи. Справа посох с навершием в виде змей середины XVII в. Слева посох, который свт. Димитрию Ростовскому подарил митрополит Парфений Небоза.
Казанская икона Божией Матери в киоте-кузове с праздниками. Середина XVII в.
Иерусалимская икона Божией Матери. Начало XVI в. Предположительно происходит из Новгорода.
Оклад и риза на икону Иерусалимскую Божией Матери. XVII в. Из церкви Рождества Христова г. Ярославля
Фрагмент саккоса с праздниками, Страстями Христовыми и избранными святыми. 1664 — 1665 гг. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Из ризницы Ярославского архиерейского дома
Панагия с композицией «Тайная вечеря». 1870-е гг.Из Ярославского архиерейского дома
Казанская икона Божией Матери. Середина XVII в. Дерево, серебро, рубины, сапфиры, гранаты, хризопрас, хризолит, хромдиоксит, бирюза, жемчуг, преламутр, стёкла, темпера, резьба, чернь, золочение. Из церкви Космы и Дамиана г. Ярославля
Епитрахиль с избранными святыми. 1665 г. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Крест напрестольный. 1652 г. Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Ярославля. Крест напрестольный. 1630 г. Вклад думного дьяка Ивана Грамотина в Спасский монастырь г. Ярославля. Кадило. 1652 г. Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Ярославля.
Оплечье фелони. Конец XVII в. Изумруд, рубины, берилы, сердолики, жемчуг, жемчужные плашки. Из церкви Петра Митрополита г. Ярославля
Казанская икона Божией Матери. Конец XVI — начало XVII в. Оклад и риза 1881 г.
Оклад с иконы свт. Николая Чудотворца. 1899 — 1908 гг. Москва. Фабрика А. И. Алексеева. Серебро, чеканка, гравировка, скань, зернь, эмаль, роспись. Из Крестовоздвиженской церкви г. Ярославля Шитье золотное. Конец XVII в.
Саккос. 1667 г. Из Ярославского архиерейского дома. Принадлежал митрополиту Ростовскому Ионе III (Сысоевичу), строителю Ростовского кремля (Ростовского архиерейского дома)
Складень трёхстворчатый с праздниками, Страстями Христовыми и Распятием. Русский Север. Вторая половина XVII в. Оклад 1850 г. Мастер Андрей Бурыкин (Ярославль). Происходит из церкви Рождества Христова г. Ярославля
Оклад иконы «Св. Иоанн Златоуст». XVIII в. Из церкви свт. Иоанна Златоуста в кремле г. Ярославля Дарохранительница. 1785 г. Из Ярославского Казанского монастыря
Напрестольное Евангелие. Оклад 1908 — 1917 гг. Москва. Мастер Кузьма Кононов.
Венец с Толгской иконы Божией Матери. XIX в. Из Спасо-Пробоинской церкви г. Ярославля
Иконы «Святая Троица», «Праотец Адам», «Праотец Мафусаил». Середина XVII в. Ярославль Из иконостаса Ризоположенского придела церкви Илии Пророка
Панагия. Конец XVII — начало XVIII в. Из ризницы Ярославского архиерейского дома
Оклад Евангелия. 1871 г. Москва. Серебро; гравировка, чернь Из Толгского монастыря г. Ярославля
Риза с Толгской иконы Божией Матери. Середина — вторая половина XIX в. Из церкви Петра Митрополита г. Ярославля
Риза с иконы «Собор Божией Матери». Середина XIX в. Жемчуг, жемчужные плашки, стекло, бисер; шитьё. Из церкви Петра Митрополита г. Ярославля.
Крест напрестольный. 1699 г. Из церкви свт. Леонтия Ростовского г. Ярославля. Вклад прихожанина Василия Малого на поминовение своих родителей
Икона Божией Матери «Шуйская» — одна из самых почитаемых святынь Ярославля. Икона XVIII в. Оклад XVII – XVIII вв. Шитьё 1854 г. Дерево, серебро, сапфиры, изумруды, аметисты, альмандины, сапфирин, шпинель, жемчуг, стёкла; темпера, чеканка, золочение, шитьё Из церкви свт. Иоанна Златоуста в кремле Ярославля
Епитрахиль. Вторая половина XVIII в. Палица. Вторая четверть XIX в.
Федоровская икона Божией Матери и оклад к ней. Конец XVII в. Из церкви Николы Мокрого г. Ярославля
Венец с иконы Божией Матери. Вторая половина XVII в. Серебро, камни; чеканка, золочение. Из церкви Космы и Дамиана г. Ярославля
Венец. Конец XVII — XVIII вв. Ярославль Ризы с икон. XVIII в.
Риза с иконы Божией Матери «Знамение». Конец XVIII в. Из Власьевской церкви г. Ярославля. Цата. Первая четверть XIX в.
Дарохранительница. XVIII в. Из Сретенской церкви Ярославля
Напрестольное Евангелие с сюжетами: «Спас Вседержитель», «Евангелисты», «Древо Иессеево». Синодальная типография. Москва. 1735 г. Оклад и дробницы 1740-е гг. Из церкви Петра и Павла при мануфактуре Затрапезнова в Ярославле
Стихарь. Шитьё. XVII в. Россия Парча. Конец XVII в. Западная Европа. Атлас узорный. XVIII. Западная Европа.
Риза с Федоровской иконы Божией Матери. Конец XVIII в. Возглавие с иконы Божией Матери. Конец XVII — начало XVIII вв. Лампада. 1830 — 1840-е гг. Из церкви села Иловна Молгского уезда Ярославской губернии
Риза с иконы Божией Матери. Середина — вторая половина XIX в. Стразы, стёкла, бисер; шитьё. Потир. 1805 г. Москва. Серебро; резьба, чернь, золочение
Риза с иконы «София Премудрость Божия». XVIII в. Жемчуг, бисер, стёкла, золотные нити; шитьё