logo
sandvige Меню

Сокровища Ярославля

Экспозиция под таким названием, несомненно, самая яркая в прямом смысле этого слова из всего того, что можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

«Радением прихоцких людей и подаянием от боголюбивых подателей и любящих благолепие дому Божия»,  — написано на одном из вкладных крестов, хранящихся в ней.

Следствием подобного радения и любви к «благолепию дома Божия» стали удивительные по красоте и кропотливые по тщательности изготовления памятники декоративно-прикладного искусства — оклады, цаты, ризы на иконы, украшенные драгоценными камнями церковные сосуды, кресты, Евангелия, потрясающие по тонкости работы саккосы, фелони, воздухи.

В ярославской экспозиции особенно обращают на себя внимание многочисленные ризы на иконы Божией Маетри, цаты и богослужебные облачения, шитые бисером, стеклярусом, перламутром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Вот лишь неполный их перечень на одном из экспонатов: алмазы, рубины, изумруды, бирюза, шпинель, гранаты, сапфирины, альмандины, хризолит, аметисты.

Предметы, представленные в экспозиции «Сокровища Ярославля», в своё время хранились в ризницах самых известных и состоятельных храмов города — Спасо-Преображенском монастыре, в котором с конца XVIII в. размещался Архиерейский дом, переведённый сюда из Ростова; храме Илии Пророка, в настоящее время являющемся визитной карточкой города, Толгском монастыре, храме Иоанна Предтечи в Толчкове и других.

В этой же экспозиции находится посох, который принадлежал святителю Димитрию Ростовскому. В действительности этот посох был ему подарен митрополитом Парфением Небозой, направлявшимся через Ростов и Ярославль на кафедру в Холмогоры, куда он был назначен. По дороге в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре митрополит Парфений скончался. Это произошло 2 января 1704 года. Отпевать и хоронить его приехал из Ростова святитель Димитрий. Скорее всего именно тогда ему и передали посох, который митрополит Парфений просил ему от себя подарить.

Также в экспозиции можно увидеть редкий памятник видимого усердия к «благолепию дома Божия». Это вышитая бисером и перламутром риза на фреску святой мученицы Фомаиды из храма св. Иоанна Предтечи в Толчкове. Риза на икону — явление распространённое, а вот ризу на фреску, то есть на изображение святой, написанное на каменной стене, можно увидеть нечасто.

Текст и фотографии: Мария Рубцова, референт наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря по научной работе

 

button up