logo
sandvige Меню

РОСТОВСКАЯ МИФИТЬ

Наверняка вы не знали, но такое слово существует. По крайней мере, у нас в монастыре. Родилось оно так.

К нам в Дмитровский храм Спасо-Яковлевского монастыря зашла женщина и, подойдя к церковной лавке, уверено сказала: «Мне надо у вас обязательно посмотреть РОСТОВСКУЮ МИФИТЬ. Мне сказали, что это надо сделать именно у вас в монастыре». Наши продавцы люди бывалые, стоя за церковной лавкой, много всего наслушались за годы своей работы, впору составлять отдельный сборник историй. Далее, конечно, продавец наш неспешно и доходчиво стала рассказывать и показывать ростовскую финифть, потому что понятно, что человек слово неправильно запомнил.

Хотя слово произнесено было неверно, но очень оно мне понравилось – вот это смешение мифа, сказки и ростовской финифти в одном ёмком словечке. Тем более, что живёт у нас в Ростове Великом совершенно удивительный художник, работающий в этой самой технике «ростовская мифить».

То, что есть ростовская финифть – народный промысел, коим славится Ростов, – это дело общеизвестное. Мастера, работающие в этой технике, пишут цветы, пейзажи, иконы, портреты, создают жизнерадостные наборы бижутерии. Всё это во множестве у нас в городе раскупают туристы. Совсем немного таких художников-финифтяников, кто пишет работы по мотивам сказок, литературных сюжетов и исторических событий. А вот таких художников, кто в технике ростовской финифти воплощает сюжеты своих собственных сказок или крайне редких фольклорных сюжетов, или разрабатывает редкую иконографию икон, работая с историческими источниками, таких единицы. 

К тому же эта художница много помогает музею Спасо-Яковлевского монастыря «Монастырская ризница» и делает такие увлекательные экспонаты, которые «оживляют» процесс в школе святителя Димитрия Ростовского и его келью, реконструированную у нас в музее, что мне захотелось о ней рассказать. 


Мастер этот хорошо известен и у нас в Ростове, и в целом в Ярославской области. Это ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА СМИРНОВА, художник-финифтяник, график, также работающий в технике горячей эмали и продолжающая вместе с тем традицию создания ростовских сказок и сказаний, которые она сама же и иллюстрирует, проявляя удивительную фантазию, экспериментируя в соединении различных материалов, техник и сюжетов.

В древнем Ростове за его многовековую историю самым тесным образом переплелись реальные исторические события, истории известных людей, рассказы о многочисленных святых, предания-легенды и настоящие сказки. Это и есть особенная ростовская атмосфера. Ростов – город с богатой церковной историей, город святых подвижников и чудотворных икон, многочисленных монастырей и храмов.

Ростов – это и город сказочный, ведь редко какой населённый пункт может похвастаться, что у него есть свои собственные сказки, а у Ростова они есть, и историю этого города можно излагать и с их помощью, если только сможете запомнить эти невероятно закрученные сюжеты и сложные имена! И, безусловно, Ростов – город с богатым историческим и культурным наследием, о чём вообще можно говорить почти бесконечно.

Всё это талантливо отражено в работах Ларисы Смирновой. Вот, например, в той, которая называется «СНЕЖИНКИ В СРЕТЕНИЕ», совершенно естественно, что над главной Соборной площадью Ростова, его историческим и духовным сердцем, неслышно летают ангелы, а с ними и сказочная Жар-птица, и небесный корабль – то ли сказочный, то ли олицетворяющий известный в церковных росписях сюжет «Корабль спасения». И над всем горят 7 звёзд – и снова то ли настоящих, то ли символических, означающих 7 церковных таинств, совершаемых в Успенском соборе, главном храме города, находящемся внизу. Для Ростова именно так всё и есть – реальное и сказочное здесь мирно сосуществуют и не мешают друг другу.

На Святках я сходила в гости к Ларисе Владимировне и записала на диктофон и на камеру интервью с ней и про её учёбу в Федоскинском художественном училище, и про первые работы на фабрике «Ростовская финифть», и про её сказки и поэмы, творческие увлечения и поиски, и, конечно, непосредственно про процесс создания работ в технике ростовской финифти и горячей эмали. Посему что такое ВЯЗОЧКА, ЧЕРКУШКА, ПРОКОЛКА я теперь знаю!


Эти и другие необычные слова положены мной в копилку слов, связанных с русскими народными промыслами. О традиционных народных промыслах и их связи с иконами и паломническими реликвиями я рассказываю во время экскурсий в МУЗЕЙ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ «МОНАСТЫРСКАЯ РИЗНИЦА». Не только об этом, конечно, но и о святителе Димитрии Ростовском, его школе, чудотворных иконах, прославленных в тот период, когда он жил и многом другом. 

Интервью с Ларисой Смирновой на этом не закончено. Мы ещё продолжим, так как не обо всём, что хотелось, успели поговорить, но я рада, что такой добрый и необычный человек положил начало серии бесед, которые я хочу записать с разными интересными людьми, живущими у нас в Ростове. 

Не могу не сказать, что благодаря Ларисе Владимировне в музее Спасо-Яковлевского монастыря появилось уже немало очень нестандартных экспонатов. Прямо на днях экспозицию музея пополнили совершенно удивительные свитки и очень необычная икона, написанная Ларисой Владимировной. 


А вот ТЕТРАДКИ «с секретом» ИЗ ШКОЛЫ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО, сделанные и проиллюстрированные ею, видели уже многие наши посетители, и поскольку их можно брать в руки и рассматривать, то всегда следует вопрос: «А как это сделано?!» Секреты мастера мы не раскрываем, но вы можете попробовать сами догадаться. Приходите к нам в музей, где практически всё можно брать в руки и подробно рассматривать. 

Эти тетрадки во время экскурсии в монастырский музей дают мне возможность рассказать одну увлекательную и совершенно малоизвестную историю, после рассказа которой меня почти всегда спрашивают: «А где вы берёте такие истории?». Вот именно такие истории, которые связаны с нашими тетрадками, я беру из исследовательских поездок, а езжу я много и историй необычной тематики, рассеянных по бескрайним просторам нашей страны, привожу немало. Так что какой-то группе одна история досталась, другой – другая, но обязательно малоизвестная и увлекательная. 

Мы рады, когда и у Ларисы Владимировны готовы новые работы, она приносит их показать нам в монастырь. К примеру, впечатлившись историей о явлении Богородицы в небе Сталинграда в ноябре 1942 года, художница не только съездила на места сражений, чтобы собрать материал, но и насобирала там гильзы, в которые затем была вложена земля с Мамаева кургана. А всё вместе воплотилось в ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ – СТАЛИНГРАДСКАЯ» с нашими, ростовскими, святыми по краям – Сергием Радонежским и Авраамием Ростовским, в день памяти которого это явление и произошло.

Очень интересная работа, в которой воплотилась живущая в голове автора, но пока ещё не написанная им история об ИСТОЧНИКЕ СВ. АНАСТАСИИ в КАЧИ-КАЛЬОН в КРЫМУ. Между тем, замечательная легенда уже воплощена в ростовской финифти – солнечная и оформленная «каменными денежками» – камешками-нуммулитами, которые собраны автором в Крыму специально для этой работы. Эти же «каменные денежки» употреблены для оформления работы «ТРИ ВСАДНИКА», так как история тоже связана с Крымом.

Замечательна работа, выполненная в графике, «УЛИЦА, КОТОРОЙ НЕТ» – именно такие уютные и сказочные улицы видим мы, историки и художники, гуляя с гостями нашего города по его старинным улочкам.

Конечно, я рассказала лишь немногое о том многом, что хотелось бы. Надеюсь продолжить рассказы об этом необычном художнике и других интересных людях Ростова Великого, тем более что многие из них являются прихожанами нашего Спасо-Яковлевского монастыря. 

Для тех же, кто хочет попасть в музей «МОНАСТЫРСКАЯ РИЗНИЦА», расположенный под куполом храма XIX века, нужна предварительная договорённость со мной по телефону (музей открывается только по договорённости):

+ 7 910 662 51 03 

©Мария Рубцова

button up