logo
sandvige Меню

Запечатлённый образ. К 1150-летию славянской письменности

Литературно-художественный журнал «Мера». №5. 2013

Татьяна Юрьева

Среди множества иконографических образов, существующих в истории русского православного искусства, иконы Димитрия Ростовского выделяются одной, присущей немногим иконографиям особенностью: это образ святого книжника, в котором особо обозначены богословские и литературные труды святителя.

Портрет Димитрия, митрополита Ростовского. Неизвестный художник. Третья четверть XVIII в. Государственная Третьяковская галерея

Образ книги был на протяжении по крайней мере последнего тысячелетия одним из важнейших символов культуры. Священный текст, материализованный в облике свитка или кодекса, довольно рано появляется в изобразительном искусстве, вбирая в себя и само слово Божие, и те тексты, в которые древние книжники пытались перевести посещавшие их откровения. Более того, часто Евангелие является живописным центром в иконе, сосредотачивая в себе главный символический смысл изображения. Как пишет известный исследователь церковного искусства И. К. Языкова, «символика книги в христианской культуре обширна и глубоко продумана. Христианство является религией Книги или Писания, в основе его лежит Библия, которая, в свою очередь, состоит из многих книг. Творение Вселенной в библейской концепции мира осмысляется как Писание: мир — это книга, написанная Богом. Откровение Божье является как книга или как свиток, который должен быть съеден пророком (Иез. 3:1 — 3). Человек также мыслится в Новом Завете как писание, письмо Христово (2 Кор. 3:2 — 3)».

 

Спас в силах. Вторая половина XVII в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

В восточно-христианской иконографии этот образ появляется, прежде всего, в иконографии Иисуса Христа как напоминание о Боговоплощении, как символ Самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божье. Спас Вседержитель, или «Спас в Силах», — это образ Иисуса Христа, который держит в левой руке свиток или кодекс. Это и Книга Жизни, в которой записаны имена спасённых (Исх. 32:32; Отк. 3:5), и Книга
Божественного Откровения (Отк. 5:1 — 7), и Книга Завета (Втор. 30:10) — Библия и Евангелие, это и символ учения Самого Христа (Ин. 12:48).

Этимасия с предстоящими. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. XIV в.

Помимо непосредственного изображения Спасителя с его образом связана иконография «Престол уготованный» или «Этимасия», где Иисус Христос символически изображён в виде книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь.

Немногие святые на протяжении всей христианской истории удостаивались быть изображёнными с Писанием в руках, поскольку это всегда особый текст, появление которого в иконографии было связано с особыми случаями. Обычно это образы раннего христианства и апостольского времени, когда проходило установление христианского вероучения.

Три вселенских учителя и святителя. Палех. 1838

Так, книга, а именно «Четвероевангелие», присутствует в изображении евангелистов, со Священным Писанием в руках изображаются апостолы Пётр и Павел, три вселенских учителя и святителя Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Святой Николай Чудотворец также изображается с Евангелием, чудесно дарованным ему по преданию самим Иисусом Христом.

Святитель Леонтий Ростовский. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

В русской иконографии Евангелие появляется в руках святителей: Леонтия Ростовского, московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, Стефана Пермского и других.

Книга в руках святого стала неотъемлемым атрибутом многих икон, изображающих Димитрия Ростовского. Такой тип иконографии приобретает здесь особое значение, так как святой Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель и проповедник, в иконографии часто изображается именно как церковный учёный, автор богословских сочинений.

Необходимо напомнить, что канонизация этого святого исключительна в своём роде, поскольку он стал единственным святым, прославленным в XVIII веке, с его имени начинается список святых, канонизированных к общерусскому почитанию в синодальный период. Неудивительно, что формирование иконографии святого также имеет свои отличия, связанные, в первую очередь, с периодом его почитания. Так, особенностью создания иконографического образа в Новое время стало, прежде всего, наличие прижизненных изображений Димитрия Ростовского. Это и портрет-парсуна начала ХVIII века из Ростовского архиерейского дома, и ряд других портретов; некоторые из них почитались как иконы и были основой для их более поздних повторений.

Парсуна преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского. Начало XVIII в. Происходит из Ростовского архиерейского дома. Находится в Государственном музее палехского искусства

В целом иконография образа святого достаточно разнообразна и вариативна. Есть как ростовые, так и поясные изображения. Святой может быть представлен на фоне храмовой архитектуры, а может — в келье за работой в окружении книг. Также одним из важных элементов иконографии Димитрия Ростовского является присутствие в ней образа Богоматери Ватопедской, келейной иконы митрополита.

Часто образ святого связан с изображением книги в его руке или книг в его окружении. Один из таких иконографических типов был описан в иконописном подлиннике 1910 года: «малороссийскаго типа (сын казака), 58 лет, ростом высок; лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбиной, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшая, волосы густые, по плечам, тёмные, с проседью. Выражение лица — кроткое, внимательное, доброе и милостивое. На нём — саккос, омофор, митра и панагия, или мантия с источниками и белый клобук с крестом. В руках книга, как у составителя Четьи-Миней, или хартия с его изречением».

С. М. Прокудин-Горский. Покров древний, расшитый золотом по зеленому бархату с изображением св. Димитрия Ростовского. Ростовский музей. 1911

Подобная иконография святого Димитрия сложилась достаточно рано. Соответствующий описанию образ присутствует на шитом покрове ХVIII века (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.).

«Образ святаго Димитрия митрополита ростовскаго новаго чудотворца». Вторая половина XVIII в. Ярославский художественный музей

Эту же иконографию продолжают иконы «Святитель Димитрий Ростовский в молении перед образом Богоматери Ватопедской» (вторая пол. ХVIII в.)

«Образ святаго Димитрия митрополита ростовскаго и ярославскаго новаго чудотворца». Конец XVIII в. Ярославский художественный музей

и «Святитель Димитрий Ростовский» (ХVIII в.) из собрания Ярославского художественного музея, а также икона «Святитель Димитрий Ростовский» (посл. треть ХVIII в.) из собрания Рыбинского музея-заповедника.

Святитель Димитрий Ростовский. Последняя треть XVIII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На первой из указанных икон святитель изображён в рост, вполоборота к иконе Богоматери Ватопедской, на фоне архитектурного пейзажа, предположительно — ростовского. Святой Димитрий представлен в архиерейском облачении, с посохом в левой и Евангелием в правой руке. На второй и третьей иконах святитель изображён фронтально на фоне достаточно типологизированного пейзажа, вероятно также представляющего собой храмовые сооружения Ростова Великого.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Иконописная мастерская «Ковчег» г. Ярославль

Подобная иконография развивается и в настоящее время. К ней принадлежит икона «Св. Димитрий Ростовский» иконописной мастерской «Ковчег» (Ярославль), икона «Св. Димитрий Ростовский», выполненная в «Иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского» (Москва). Изображённый в рост святитель показан в молитвенном предстоянии образу Богоматери Ватопедской. В правой покровенной руке святителя — Евангелие.

Святитель Димитрий Ростовский. Иконописная мастерская им. Алипия Печерского г. Москва

Часто Димитрия Ростовского изображают таким, каким его помнили в последние годы его жизни: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого тёмно-зелёного цвета» (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891. С. 355).

Св. Димитрий за работой над Четьими-Минеями. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Таким он и выглядит на миниатюрах и иконах, где митрополита изображают за написанием его трудов. На ростовской иконе XVIII века «Святитель Димитрий Ростовский за написанием Житий святых» он изображён сидящим в келье в простом монашеском одеянии; вся фигура выражает состояние святого — его сосредоточенность, увлечённость работой.

В образах Димитрия Ростовского появляется ещё одна особенная деталь, которая становится характерной для многих его икон: он изображается на фоне своих трудов, которые обозначены отнюдь не абстрактно и, в прямом смысле слова, — пересчитаны. Так, в уже упомянутой ростовской иконе на столике, за которым работает святой, изображено пять стоящих вертикально книг, четыре из которых выделены красным, а одна — светлым зеленовато-голубым цветом. Такое количество книг неслучайно, поскольку «Книга житий святых» Димитрия Ростовского, самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной кирилловской книжности, была опубликована в четырёх томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трём месяцам: сентябрь — ноябрь (Киев, 1689. Т. 1), декабрь — февраль (Киев, 1695. Т. 2), март — май (Киев, 1700. Т. 3), июнь — август (Киев, 1705. Т. 4). Именно они и выделены на иконе красным цветом. Пятая книга в данной иконе, вероятно, символизирует собой остальные труды святителя.

Св. Димитрий Ростовский. Вторая половина XVIII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Также для его иконографии характерна традиция изображения митрополита в торжественных архиерейских одеяниях, стоящим рядом со столиком-аналоем, на котором находится Распятие и лежит раскрытое Евангелие. Пример подобного изображения — икона «Святой Димитрий Ростовский» (2-я пол. ХVIII в.) из Рыбинского художественного музея. В этом иконографическом варианте святитель изображён в своей келье, его правая рука лежит на раскрытом Евангелии, а левой он придерживает посох. Евангелие раскрыто на тексте Послания апостола Павла к евреям: «БРАТИЕ НИК // ТОЖЕ ОСЕБЕ // ПРИЕМЛЕТЪ // ЧЕСТЬ ТО // КМО ЗВАНЪ // ОТ Б(О)ГА ЯКОЖЕ //И ААРОНЪ // НЕСЕБЕ // ПРОСЛА // ВИ БЫТИ» (Евр. 5: 4).

Как утверждают исследователи, выбор этого текста неслучаен, поскольку прославившийся своими литературными трудами святитель Димитрий традиционно уподоблялся апостолу Павлу — «всем бо вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел Христу и спасёт правоверием души наша»(кондак святителю Димитрию). Текст на раскрытом Евангелии подчёркивает значение Божественного промысла в служении архипастыря, удостоенного этой чести по призванию свыше и во всём послушного воле Бога, как Христос — воле Бога Отца.

Св. Димитрий Ростовский. 1759. Автор: Василий Никитин Вощин. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

В несколько иной композиции данная иконография использована костромским иконописцем Василием Никитиным Вощинным. Его икона «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» 1759 года также изображает митрополита Димитрия перед столиком-аналоем с Распятием и раскрытым Евангелием. Только святитель изображён слева, правой рукой он благословляет, а в левой держит посох.

Портрет митрополита Димитрия Ростовского. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Национальный художественный музей Украины

Подобная композиция образа может быть дополнена изображением трудов святителя Димитрия, стоящих или лежащих на столе. Так, в нескольких иконах-портретах, хранящихся в Национальном художественном музее Украины, святитель изображён в рост и опирается на стол, где в ряд расположены написанные им книги. Важно отметить, что все они имеют надписи на корешках, и мы уже даже не можем сомневаться в том, что это именно его труды. Так, в иконе «Св. Димитрий, митрополит Ростовский» мы видим четыре «Книги житий святых», пятая — «Розыск о брынской вере». Сверху положены ещё две.

Портрет митрополита ростовского Димитрия. Вторая половина XVIII в. Авторство приписывается иеромонаху Алипию Галику, руководителю иконописной мастерской Киево-Печерской лавры в 1730 — 1750-х гг. Национальный художественный музей Украины

Подробно расписаны корешки книг и на второй иконе «Св. Димитрий, митрополит Ростовский», приписываемой Алимпию Галику.

Как известно, все слова, помещённые на иконах, имеют не меньшее значение, чем само изображение. «Каждая икона пишется на основании определённого текста — либо из Священного Писания (Ветхий или Новый Завет), либо из Священного Предания (жития святых, гимнография и т. д.). И сама икона может быть прочитана как текст, передающий в символических образах смысл Благой Вести. Нередко тексты из Священного Писания включаются непосредственно в иконописное изображение. Согласно канону икона всегда содержит изображение и надпись. Как минимум на иконе пишется имя изображённого лица и тем самым подчёркивается соединение слова и образа» (И. К. Языкова).

В иконах, посвящённых Димитрию Ростовскому, тексты особые: это выдержки из его сочинений. Димитрия Ростовского считают самым плодовитым и самым популярным из всех авторов, писавших на церковнославянском языке. В собрании сочинений митрополита более полусотни томов, куда входят богословские, церковно-исторические произведения, духовные драмы, стихи, дневники и письма святителя.

Димитрий Ростовский. Гравюра И. Розонова. Около 1786 года

Одними из используемых в его иконографии текстов являются цитаты из «Келейного летописца». Прежде всего, они появляются дважды на листах, иллюстрирующих это произведение: на миниатюре «Святитель Димитрий Ростовский, пишущий духовные сочинения» (в изображении на страницах развёрнутой книги помещены первые строки произведения) и на гравюре «Святитель Димитрий Ростовский» (эпиграф из этого сочинения перенесён также на страницы развёрнутой книги).

«Св. Димитрий митрополит ростовский». Начало XIX в. Ярославский художественный музей

Выдержки из «Келейного летописца» содержатся в надписях на изображённых книгах не только на гравюрах, но и на иконах. Например, в иконе «Святитель Димитрий Ростовский» начала XIX века, хранящейся в Ярославском художественном музее, на страницах раскрытой перед митрополитом книги различима надпись: «Летописец от начала мира» и текст 77 псалма.

Ещё один вариант встречающегося на иконах святителя текстов — тропарь святителю. Примером такой иконы является изображение конца ХVIII века из Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Тропарь святителю также размещён на иконе «Святитель Димитрий Ростовский» из собрания Ярославского художественного музея. В этом случае сам образ обрамлён барочным картушем, в лепестках которого помещены тексты тропаря «Православная наставниче и благочестия учителю…» и кондака «Церкви Божия рачителю и православия проповедниче, ереси низложителю, больным целителю…», заимствованные из «Завещания святителя Димитрия».

«Святый Димитрий митрополит ростовский чудотворец». Конец XVIII в. Ярославский художественный музей

Использование всех этих текстов показывает несомненную высокую книжную культуру художников-иконописцев, создававших образ святителя Димитрия, а также и несомненную высокую культуру тех, кто должен был обращаться к подобным иконам.

Митрополит Димитрий Ростовский, ведя обширную святительскую деятельность, прославился, прежде всего, своими произведениями. Иконография не могла не отреагировать на духовный подвиг изображаемого святого и отразила его, как можно убедиться, в полной мере.

 

Публикация:

Татьяна Юрьева. Запечатлённый образ. К 1150-летию славянской письменности. // Литературно-художественный журнал «Мера». №5. 2013

button up