Литературно-художественный журнал «Мера». №5. 2013
Среди множества иконографических образов, существующих в истории русского православного искусства, иконы Димитрия Ростовского выделяются одной, присущей немногим иконографиям особенностью: это образ святого книжника, в котором особо обозначены богословские и литературные труды святителя.
Образ книги был на протяжении по крайней мере последнего тысячелетия одним из важнейших символов культуры. Священный текст, материализованный в облике свитка или кодекса, довольно рано появляется в изобразительном искусстве, вбирая в себя и само слово Божие, и те тексты, в которые древние книжники пытались перевести посещавшие их откровения. Более того, часто Евангелие является живописным центром в иконе, сосредотачивая в себе главный символический смысл изображения. Как пишет известный исследователь церковного искусства И. К. Языкова, «символика книги в христианской культуре обширна и глубоко продумана. Христианство является религией Книги или Писания, в основе его лежит Библия, которая, в свою очередь, состоит из многих книг. Творение Вселенной в библейской концепции мира осмысляется как Писание: мир — это книга, написанная Богом. Откровение Божье является как книга или как свиток, который должен быть съеден пророком (Иез. 3:1 — 3). Человек также мыслится в Новом Завете как писание, письмо Христово (2 Кор. 3:2 — 3)».
В восточно-христианской иконографии этот образ появляется, прежде всего, в иконографии Иисуса Христа как напоминание о Боговоплощении, как символ Самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божье. Спас Вседержитель, или «Спас в Силах», — это образ Иисуса Христа, который держит в левой руке свиток или кодекс. Это и Книга Жизни, в которой записаны имена спасённых (Исх. 32:32; Отк. 3:5), и Книга
Божественного Откровения (Отк. 5:1 — 7), и Книга Завета (Втор. 30:10) — Библия и Евангелие, это и символ учения Самого Христа (Ин. 12:48).
Помимо непосредственного изображения Спасителя с его образом связана иконография «Престол уготованный» или «Этимасия», где Иисус Христос символически изображён в виде книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь.
Немногие святые на протяжении всей христианской истории удостаивались быть изображёнными с Писанием в руках, поскольку это всегда особый текст, появление которого в иконографии было связано с особыми случаями. Обычно это образы раннего христианства и апостольского времени, когда проходило установление христианского вероучения.
Так, книга, а именно «Четвероевангелие», присутствует в изображении евангелистов, со Священным Писанием в руках изображаются апостолы Пётр и Павел, три вселенских учителя и святителя Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Святой Николай Чудотворец также изображается с Евангелием, чудесно дарованным ему по преданию самим Иисусом Христом.
В русской иконографии Евангелие появляется в руках святителей: Леонтия Ростовского, московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, Стефана Пермского и других.
Книга в руках святого стала неотъемлемым атрибутом многих икон, изображающих Димитрия Ростовского. Такой тип иконографии приобретает здесь особое значение, так как святой Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель и проповедник, в иконографии часто изображается именно как церковный учёный, автор богословских сочинений.
Необходимо напомнить, что канонизация этого святого исключительна в своём роде, поскольку он стал единственным святым, прославленным в XVIII веке, с его имени начинается список святых, канонизированных к общерусскому почитанию в синодальный период. Неудивительно, что формирование иконографии святого также имеет свои отличия, связанные, в первую очередь, с периодом его почитания. Так, особенностью создания иконографического образа в Новое время стало, прежде всего, наличие прижизненных изображений Димитрия Ростовского. Это и портрет-парсуна начала ХVIII века из Ростовского архиерейского дома, и ряд других портретов; некоторые из них почитались как иконы и были основой для их более поздних повторений.
В целом иконография образа святого достаточно разнообразна и вариативна. Есть как ростовые, так и поясные изображения. Святой может быть представлен на фоне храмовой архитектуры, а может — в келье за работой в окружении книг. Также одним из важных элементов иконографии Димитрия Ростовского является присутствие в ней образа Богоматери Ватопедской, келейной иконы митрополита.
Часто образ святого связан с изображением книги в его руке или книг в его окружении. Один из таких иконографических типов был описан в иконописном подлиннике 1910 года: «малороссийскаго типа (сын казака), 58 лет, ростом высок; лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбиной, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшая, волосы густые, по плечам, тёмные, с проседью. Выражение лица — кроткое, внимательное, доброе и милостивое. На нём — саккос, омофор, митра и панагия, или мантия с источниками и белый клобук с крестом. В руках книга, как у составителя Четьи-Миней, или хартия с его изречением».
Подобная иконография святого Димитрия сложилась достаточно рано. Соответствующий описанию образ присутствует на шитом покрове ХVIII века (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.).
Эту же иконографию продолжают иконы «Святитель Димитрий Ростовский в молении перед образом Богоматери Ватопедской» (вторая пол. ХVIII в.)
и «Святитель Димитрий Ростовский» (ХVIII в.) из собрания Ярославского художественного музея, а также икона «Святитель Димитрий Ростовский» (посл. треть ХVIII в.) из собрания Рыбинского музея-заповедника.
На первой из указанных икон святитель изображён в рост, вполоборота к иконе Богоматери Ватопедской, на фоне архитектурного пейзажа, предположительно — ростовского. Святой Димитрий представлен в архиерейском облачении, с посохом в левой и Евангелием в правой руке. На второй и третьей иконах святитель изображён фронтально на фоне достаточно типологизированного пейзажа, вероятно также представляющего собой храмовые сооружения Ростова Великого.
Подобная иконография развивается и в настоящее время. К ней принадлежит икона «Св. Димитрий Ростовский» иконописной мастерской «Ковчег» (Ярославль), икона «Св. Димитрий Ростовский», выполненная в «Иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского» (Москва). Изображённый в рост святитель показан в молитвенном предстоянии образу Богоматери Ватопедской. В правой покровенной руке святителя — Евангелие.
Часто Димитрия Ростовского изображают таким, каким его помнили в последние годы его жизни: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого тёмно-зелёного цвета» (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891. С. 355).
Таким он и выглядит на миниатюрах и иконах, где митрополита изображают за написанием его трудов. На ростовской иконе XVIII века «Святитель Димитрий Ростовский за написанием Житий святых» он изображён сидящим в келье в простом монашеском одеянии; вся фигура выражает состояние святого — его сосредоточенность, увлечённость работой.
В образах Димитрия Ростовского появляется ещё одна особенная деталь, которая становится характерной для многих его икон: он изображается на фоне своих трудов, которые обозначены отнюдь не абстрактно и, в прямом смысле слова, — пересчитаны. Так, в уже упомянутой ростовской иконе на столике, за которым работает святой, изображено пять стоящих вертикально книг, четыре из которых выделены красным, а одна — светлым зеленовато-голубым цветом. Такое количество книг неслучайно, поскольку «Книга житий святых» Димитрия Ростовского, самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной кирилловской книжности, была опубликована в четырёх томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трём месяцам: сентябрь — ноябрь (Киев, 1689. Т. 1), декабрь — февраль (Киев, 1695. Т. 2), март — май (Киев, 1700. Т. 3), июнь — август (Киев, 1705. Т. 4). Именно они и выделены на иконе красным цветом. Пятая книга в данной иконе, вероятно, символизирует собой остальные труды святителя.
Также для его иконографии характерна традиция изображения митрополита в торжественных архиерейских одеяниях, стоящим рядом со столиком-аналоем, на котором находится Распятие и лежит раскрытое Евангелие. Пример подобного изображения — икона «Святой Димитрий Ростовский» (2-я пол. ХVIII в.) из Рыбинского художественного музея. В этом иконографическом варианте святитель изображён в своей келье, его правая рука лежит на раскрытом Евангелии, а левой он придерживает посох. Евангелие раскрыто на тексте Послания апостола Павла к евреям: «БРАТИЕ НИК // ТОЖЕ ОСЕБЕ // ПРИЕМЛЕТЪ // ЧЕСТЬ ТО // КМО ЗВАНЪ // ОТ Б(О)ГА ЯКОЖЕ //И ААРОНЪ // НЕСЕБЕ // ПРОСЛА // ВИ БЫТИ» (Евр. 5: 4).
Как утверждают исследователи, выбор этого текста неслучаен, поскольку прославившийся своими литературными трудами святитель Димитрий традиционно уподоблялся апостолу Павлу — «всем бо вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел Христу и спасёт правоверием души наша»(кондак святителю Димитрию). Текст на раскрытом Евангелии подчёркивает значение Божественного промысла в служении архипастыря, удостоенного этой чести по призванию свыше и во всём послушного воле Бога, как Христос — воле Бога Отца.
В несколько иной композиции данная иконография использована костромским иконописцем Василием Никитиным Вощинным. Его икона «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» 1759 года также изображает митрополита Димитрия перед столиком-аналоем с Распятием и раскрытым Евангелием. Только святитель изображён слева, правой рукой он благословляет, а в левой держит посох.
Подобная композиция образа может быть дополнена изображением трудов святителя Димитрия, стоящих или лежащих на столе. Так, в нескольких иконах-портретах, хранящихся в Национальном художественном музее Украины, святитель изображён в рост и опирается на стол, где в ряд расположены написанные им книги. Важно отметить, что все они имеют надписи на корешках, и мы уже даже не можем сомневаться в том, что это именно его труды. Так, в иконе «Св. Димитрий, митрополит Ростовский» мы видим четыре «Книги житий святых», пятая — «Розыск о брынской вере». Сверху положены ещё две.
Подробно расписаны корешки книг и на второй иконе «Св. Димитрий, митрополит Ростовский», приписываемой Алимпию Галику.
Как известно, все слова, помещённые на иконах, имеют не меньшее значение, чем само изображение. «Каждая икона пишется на основании определённого текста — либо из Священного Писания (Ветхий или Новый Завет), либо из Священного Предания (жития святых, гимнография и т. д.). И сама икона может быть прочитана как текст, передающий в символических образах смысл Благой Вести. Нередко тексты из Священного Писания включаются непосредственно в иконописное изображение. Согласно канону икона всегда содержит изображение и надпись. Как минимум на иконе пишется имя изображённого лица и тем самым подчёркивается соединение слова и образа» (И. К. Языкова).
В иконах, посвящённых Димитрию Ростовскому, тексты особые: это выдержки из его сочинений. Димитрия Ростовского считают самым плодовитым и самым популярным из всех авторов, писавших на церковнославянском языке. В собрании сочинений митрополита более полусотни томов, куда входят богословские, церковно-исторические произведения, духовные драмы, стихи, дневники и письма святителя.
Одними из используемых в его иконографии текстов являются цитаты из «Келейного летописца». Прежде всего, они появляются дважды на листах, иллюстрирующих это произведение: на миниатюре «Святитель Димитрий Ростовский, пишущий духовные сочинения» (в изображении на страницах развёрнутой книги помещены первые строки произведения) и на гравюре «Святитель Димитрий Ростовский» (эпиграф из этого сочинения перенесён также на страницы развёрнутой книги).
Выдержки из «Келейного летописца» содержатся в надписях на изображённых книгах не только на гравюрах, но и на иконах. Например, в иконе «Святитель Димитрий Ростовский» начала XIX века, хранящейся в Ярославском художественном музее, на страницах раскрытой перед митрополитом книги различима надпись: «Летописец от начала мира» и текст 77 псалма.
Ещё один вариант встречающегося на иконах святителя текстов — тропарь святителю. Примером такой иконы является изображение конца ХVIII века из Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Тропарь святителю также размещён на иконе «Святитель Димитрий Ростовский» из собрания Ярославского художественного музея. В этом случае сам образ обрамлён барочным картушем, в лепестках которого помещены тексты тропаря «Православная наставниче и благочестия учителю…» и кондака «Церкви Божия рачителю и православия проповедниче, ереси низложителю, больным целителю…», заимствованные из «Завещания святителя Димитрия».
Использование всех этих текстов показывает несомненную высокую книжную культуру художников-иконописцев, создававших образ святителя Димитрия, а также и несомненную высокую культуру тех, кто должен был обращаться к подобным иконам.
Митрополит Димитрий Ростовский, ведя обширную святительскую деятельность, прославился, прежде всего, своими произведениями. Иконография не могла не отреагировать на духовный подвиг изображаемого святого и отразила его, как можно убедиться, в полной мере.
Публикация:
Татьяна Юрьева. Запечатлённый образ. К 1150-летию славянской письменности. // Литературно-художественный журнал «Мера». №5. 2013