Подлинные рукописи святого Димитрия Ростовского в собраниях Ростова
История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 18 — 24
Круминг А. А.
Тема этой работы — поиск подлинных рукописей святого Димитрия Ростовского. Подлинными рукописями я называю:
- Автографы сочинений святого Димитрия, то есть рукописи сочинений, целиком написанные его рукою. Целые рукописи-автографы почти не встречаются; чаще попадаются фрагменты черновых рукописей, вложенные вместо закладок самим Димитрием в его книги и бумаги, и только поэтому случайно уцелевшие.
- Беловые списки сочинений Димитрия, сделанные по его приказанию его писцами и, как правило, находившиеся в его библиотеке. Обычно (но не всегда) эти беловые списки имеют собственноручные приписки и поправки Димитрия.
- Экземпляры прижизненных изданий сочинений Димитрия, находившиеся в его библиотеке.
- Переписка и документы Димитрия: его письма, подписанные им документы (в том числе ставленнические грамоты), адресованные Димитрию письма (встречаются очень редко, реже, чем подлинные письма самого Димитрия).
- Разные рукописные и печатные книги из библиотеки Димитрия. Печатные книги почти все находятся в РГАДА, рукописи — главным образом в ГИМ и отчасти в РГАДА.
Все считающиеся подлинными рукописи Димитрия по степени их подлинности я делю следующим образом:
- Достоверные подлинники, просмотренные мною в оригинале, или известные по точным копиям (факсимильные издания, снимки и т. п.), или, в очень редких случаях, известные по не вызывающим никаких сомнений сообщениям в литературе (например, Пролог издания 1675 — 1677 гг., о котором речь будет ниже).
- Правдоподобные подлинники, — известны мне только по сообщениям в литературе; эти сообщения особых сомнений не вызывают, но не проверены.
- Сомнительные подлинники, — известны мне только по сообщениям в литературе; эти сообщения представляются мне недостоверными, но решительно опровергнуть их я не мог.
- Мнимые подлинники, — просмотренные мною, безусловно не подлинные рукописи, известные в литературе как подлинные.
- Рукописные копии, явно снятые с подлинников или очень близкие к ним (эти подлинники могут быть и утеряны).
Я нашел в Ростове только три безусловно подлинные рукописи Димитрия; все они находятся в собрании Ростовского музея:
- Рукопись № 597 (из собрания Андрея Титова, № 828). Святой Димитрий Ростовский. «Краткое учение о седми таинствах церковных». Без даты (вероятно, середина 1700-х гг.). Полубеловая рукопись с собственноручной правкой Димитрия; основной текст писан полууставом; с 4°, на 5 листах.
Факсимильное издание рукописи: «Краткое учение о седми таинствах церковных Святителя Димитрия Ростовскаго, исправленное собственною его рукою. Издано А.А. Титовым». (Собственность издателя). Москва. В Синодальной Типографии. 1880 года». К подлинной рукописи «Краткого учения» приложено факсимильное издание 1880 г., а также —
- Подлинное письмо Димитрия митрополичьему дьяку Михаилу Феоктистовичу (24 декабря 1707 г., Ростов). 2°, 2 страницы. Писарская скоропись; число «24» в дате и подпись — рукою Димитрия.
- Рукопись № 314. Святой Димитрий Ростовский. Розыск. Рукопись писана в 1709 г. в Ростове писцами Димитрия. 2°, 305 листов, полуустав и скоропись разных рук. Внизу титульного листа, рукою Димитрия — дата: «1709 года». На верхнем форзаце вкладная запись: «Сия книга дадеся в соборную Апостольскую церковь. [в Ростовский Успенский собор? — А.К.] От трудов блаженныя памяти преосвященнаго Димитрия Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго в лето 1709. Месяца октября в 31 день по преставлении его». (Димитрий скончался 28 октября 1709 г.).
Две подлинные рукописи Димитрия, принадлежащие Титову, теперь находятся в петербургской РНБ:
- РНБ, собрание А.А. Титова, № 3525. Святой Димитрий Ростовский. Книги Житий Святый (Четьи Минеи). Месяц декабрь. Допечатная редакция. Отрывок: 1 лист (19 декабря, из жития Григория Смиритского). Начало 1690-х гг. 2°. Украинская скоропись. Этот лист — из рукописи РНБ F.1.651 — декабрьская Минея; лист должен находиться между л. 253 и 254 целой рукописи. Рукопись замечательна тем, что оригиналом для нее был не печатный текст, а допечатная рукопись Димитрия. К находившемуся у Титова листу приложена рукописная заметка епископа Амфилохия Угличского (датирована 30 ноября 1889 г.), где Амфилохий неверно называет рукопись автографом Димитрия. Вопреки мнению Амфилохия и Титова, рукопись — не автограф; нет в ней и никаких помет или записей рукою Димитрия. Однако рукопись сделана несомненно по заказу Димитрия, для него самого или для какого-то близкого к нему человека.
- РНБ, собрание А.А. Титова, № 1301. Святой Димитрий Ростовский. Письмо митрополиту Иову Новгородскому (10 декабря 1706 г., Ростов). Подлинник: текст писан рукою Главного Писца Димитрия (имя писца неизвестно), подпись и дата (по-латыни) — рукою Димитрия. 2°, 2 страницы. К письму приложена фототипия подлинного письма Димитрия Феологу Чудовскому (ноябрь 1702 г.).
Несколько несомненно подлинных рукописей Димитрия в конце XIX века находились в Ростове, но их нынешнее местонахождение мне не известно:
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1891 г.). Пролог. [4-е полное издание.] В 2-х томах. Москва, Печатный Двор, март 1675 — январь 1677. 2°. (Источник сведений: Шляпкин (1891), с. 181). Полистная запись рукою Димитрия (по Шляпкину): «Я иеромонах Димитрии Савичь игумен св. Николы Крупицкого Батуринскаго сию книгу мне в обители Печерской данную даю взамену за ново выданныи Прологи честному господину отцу Василию пресвитерови церкви Воздвижения Креста Господня в замку Батуринском. Року 1688 февраля 25».
По словам Шляпкина, Пролог 1675 — 1677 гг. был дан вкладом в Ростовский Спасо- Яковлевский монастырь Н. П. Филатовым. Упомянутые в записи Димитрия «ново выданныи Прологи», на которые Димитрий обменял Прилог 1675 — 1677 гг. — Пролог последнего тогда московского издания 1685 г., 2 тома в 4-х книгах, в лист. Экземпляр Пролога 1685 г. из библиотеки Димитрия сейчас находится в РГБ (инв. №№ 1287, 1290); на всех четырех книгах одинаковые собственноручные записи Димитрия: «От книг иерея Василия Батуринского замкового бе, ныне же есть иеромонаха Димитрия Савича, житий святых писателя».
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. Книги Житий Святых (Четьи Минеи). Книга 3. Март — май. Киев, тип. Киево-Печерской лавры, январь 1700. 2°. [1], 1 — 647, 647 [ = 648] — 676 [ = 677] = [1], 676 [ = 677] л.
Титульный лист и л. 1 — 6, внизу — полистная дарственная надпись рукою Димитрия: «Его Царского Пресветлого Величества столникови и полковникови Сумскому, его милости пану Андрею Герасимовичу Кондрат<ъ>еву, дарствует сию книгу, Димитрий Савич Архимандрит Новгородка Северского року 1700: марта 1.»Полистная вкладная запись (почерк не Димитрия, московская скоропись, писал, очевидно, какой-то чиновник Димитрия): «От архиереа Ростовскаго Димитриа дана сия книга в девичь Рождества пресвятои Богородицы монастыр[ь] иже в граде Ростове, в лето 1707: декавриа 20:»Собственноручная подпись Димитрия (очевидно, после вкладной записи): «Смиренный Димитрий Митрополит Ростовский и Ярославский». Судя по надписям, Димитрий хотел в 1700 г. послать книгу Сумскому полковнику Андрею Кондратьеву, но по каким-то причинам не отослал ее Кондратьеву, а в 1707 г. подарил книгу Ростовскому женскому монастырю Рождества Богородицы. См. Шляпкин (1891), с. 266. Снимки с надписей: Амфилохий, Летописец (1892), № 20 по «Перечню снимков».
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. Письмо к монаху Феологу Чудовскому, справщику Московского Печатного Двора. Писано в ноябре месяце (год и место не указаны, судя по содержанию — 1702 г., Ростов). Автограф. 2°, 1 страница. Полное факсимиле письма — РНБ, собрание А. А. Титова, № 1301; факсимиле выполнено фототипией; приложено к подлинному письму Димитрия митрополиту Иову Новгородскому от 10 декабря 1706 г, (см. выше № 5). Неполное факсимиле письма — Амфилохий, Летописец (1892), № 12 по «Перечню снимков».
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 116 (1892 г.). «Конклюзия», посвященная святому Димитрию Ростовскому Московской Славяно-Греко-Латинской Академией (поднес Димитрию 26 декабря 1707 г. иеродиакон Стефан Прибылович, преподаватель философии в Академии). На латинском языке, с рисунками. [Москва, Печатный Двор, 1707 (декабрь?)]. Цельногравированное издание, отпечатано на большом куске палевого атласа; размер (по Амфилохию) 13,25 х 17,75 вершков, то есть примерно 59 х 79 см. Неточное факсимиле (текст воспроизведен условно, в виде нечитаемых строк) — Собрание из летописцев: […] (Рисунки гравированы Н. Рыжевым в Москве). Издание Амфилохия епископа Угличскаго. М., 1890, с. [12]. Латинский текст «Конклюзии» (без рисунков) — Шляпкин (1891), ) с. 42 — 47; славянский перевод, выполненный в 1755 г. и поднесенный митрополиту Арсению Мацеевичу — там же, ) с. 47 — 50. Подробное описание «Конклюзии» см.: Амфилохий, Летописец (1892), с. II — IV. см. там же: Титов (1892), с. 9, № 116.
- Ризница Ростовского Спасо-Яковлевского Монастыря и Ростовский Музей (1892 г.). Шесть священнических ставленнических грамот, с собственноручными подписями св. Димитрия; одна из грамот — от 11 января 1708 г. (дата также проставлена рукою Димитрия). Снимки с подписей — Амфилохий, Летописец (1892), № 14 по «Перечню снимков».
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 115 (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. «Став» или расписание пошлин, взимаемых в Ростовский митрополичий домовый приказ. 11 января 1708 г., Ростов. Подлинник, писан рукою Главного Писца; подпись (вверху) и дата (внизу) — рукою Димитрия. 2°, 1 страница. В золоченой рамке, под стеклом. Факсимиле «Става» — Амфилохий, Летописец (1892), № 16 по «Перечню снимков». см. также Титов (1892), с. 9, № 115.
В собрании Титова, хранящемся в РНБ, я нашел много мнимых подлинников, которые я не буду здесь перечислять по недостатку места. В печатных каталогах собрания Титова значатся также весьма сомнительные подлинники, которых я в РНБ не нашел.
В Ростовском музее я нашел три мнимых подлинника:
- Рукопись № 804 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 29 по описанию Титова). Хронограф (так называемая 2-я редакция) — в 169 главах, от сотворения мира до царя Михаила Федоровича; писан якобы рукою св. Димитрия. Начало XVIII в. (дарственная надпись от 20 июля 1731 г.). 4°. 11, 224 л. Мелкая украинская скоропись. На переплетном листе в начале книги — рукою епископа Амфилохия Угличского: «Летописец, писанный рукою святит. Димитрия». Почерк в рукописи — не Димитрия; нет также никаких помет и записей рукою Димитрия. Публикация хронографа по настоящей рукописи — Амфилохий, Летописец (1892). см. также Титов (1892), с. 4, № 29 — «Автограф писан в Украине».
- Рукопись № 1153 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 54 по описанию Титова). Святой Димитрий Ростовский. Поучение в 13-ю неделю по Святом Духе; произнесено 22 августа 1708 г. в Московском Успенском соборе; якобы — автограф. 1-я четверть XVIII в. 4°. 15 л. Украинская скоропись (одной руки).
В разворот с л. 1 — запись конца XVIII века: «Сия проповедь писана рукою собственною, святаго угодника Божия преосвященнейшаго Димитриа Митрополита Ростовскаго чудотворца: […]»Переплет XIX века — зеленый марокен, богатое золотое тиснение, золотой обрез. На верхней крышке вытиснено золотом заглавие: «Слово сочиненное и собственноручно писанное Святителем Димитрием Митрополитом Ростовским чудотворцем […]».
Список поучений старый, возможно, даже прижизненный, но писан не рукою Димитрия; нет также никаких собственноручных помет и записей. См. Титов (1892), с. 5, № 54 — «Слово, сочиненное и собственноручно писанное святителем Димитрием митрополитом, Ростовским чудотворцем, […].
- Рукопись № 1290 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 56 по описанию Титова). Святой Димитрий Ростовский. Поучения; якобы — автограф. 7 октября 7222/ 1713. 4°. [1], 128 л. Скоропись двух почерков: 1) первый почерк (л. 1 — 26, 86 — 128) — скоропись украинского типа, та же, что и в отдельном поучении в 13-ю неделю по Святом Духе (см. выше № 13); 2) второй почерк (остальные листы текста и оглавление на ней. л. 1) — скоропись московского типа.
Рукопись представляет собою отдельно переписанные тетрадки с поучениями, объединенные в одну книгу обладателем второго почерка, написавшим оглавление к рукописи. На л. 73 — помета вторым почерком, относящаяся, очевидно, только к одной из тетрадок:«Преписана в лето 7222: [знак Скорпиона = октября. — А. К.] 7 дня:» Возможно, некоторые из тетрадок были переписаны еще при жизни св. Димитрия. Первый почерк, хотя и украинского типа, но Димитрию не принадлежит; нет никаких помет или записей рукою Димитрия.
См. Титов (1892), с. 5, № 56 — «Автограф».
Следует упомянуть еще один мнимый подлинник, известный мне по факсимильному изданию епископа Амфилохия:
- Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 67 (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский (псевдо-эпиграф?). Стихи на Страсти Христовы; якобы — автограф св. Димитрия. Начало XVIII в. 4°. 8 л. Украинская скоропись (одной руки).
Факсимильное издание рукописи: «Стихи из Страсти Господни, или Стихи Страстные, сочиненные Св. Димитрием Митрополитом Ростовским. Сообщены Преосвященным Амфилохием, епископов Угличским, викарием Ярославской епархии. Ярославль. Типография Губернскаго Правления. 1889.»
Судя по факсимильному изданию: 1) основной текст рукописи писан не рукою Димитрия; 2) нет никаких помет и записей рукою Дмитрия; 3) автор стихов на первоначальных листах рукописи не указан; 4) почерк как будто тот же, что и в отдельном поучении в 13-ю неделю по Святом Духе (см. выше № 13).
Титов (1892), с. 6, № 67 — «Стихи страстные св. Димитрия, им сочиненные и писанные собственною его рукою».
Сокращения
Амфилохий, Летописец (1892) — Летописец, списанный св. Димитрием в Украине с готоваго 2-й редакции до 1617 года с его примечаниями по полям, изображением его и с 25-ю номерами снимков его почерка из 30 рукописей и печатных книг ему принадлежащих, и диплома ему поднесеннаго Московскою Духовною Академиею. Издание Амфилохия Епископа Угличскаго. М., 1892.
Титов (1892) — Титов А. Описание рукописей библиотеки Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Оттиски из 10 № «Библиографических Записок» [за 1892 г.]. М., 1892.
Шляпкин (1891) — Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Исследование И. А. Шляпкина. СПб., 1891. (Записки Историко-Филологического Факультета Императорскаго С.-Петербурскаго Университета. Часть XXIV).
Публикация: Круминг А. А. Подлинные рукописи святого Димитрия Ростовского в собраниях Ростова // История и культура Ростовской земли.1993. Ростов, 1994. С. 18 — 24.