logo
sandvige Меню

Иконы св. Димитрия, митрополита Ростовского, в собрании Ярославского художественного музея

История и культура Ростовской земли. Ростов, 1991.С. 41 — 43

О. Б. Кузнецова

Первый, начальный, предварительный обзор икон святителя Димитрия в собрании Ярославского художественного музея, подготовленный искусствоведом О. В. Кузнецовой в 1991 году. С того времени вышли новые статьи. В частности на данном сайте в этом же разделе можно прочитать обзорную статью Я. Э. Зелениной (2008 год) о том, как складывалась иконография свт. Димитрия Ростовского, и статью Е. Ю. Макаровой (2013 год) об иконах св. Димитрия из собрания Ярославского художественного музея.

К данной статье иллюстрации подобраны редакцией сайта, поскольку авторская статья не сопровождалась иллюстративным материалом.

 

Изучение иконописи ХVIII — ХIХ веков плодотворно для понимания процессов, происходящих в художественной культуре Нового времени. Сложение иконографии поздних икон, генезис провинциального бытового портрета — это лишь незначительная часть проблем, возникающих перед исследователем данной эпохи. Особенно интересны иконы св. Димитрия, митрополита Ростовского, канонизированного в 1757 году.

Настоящее сообщение знакомит с иконами ростовского святителя из собрания Ярославского художественного музея. Пристальное внимание уделено произведениям, происхождение которых можно назвать с определенной долей уверенности.

«Образ святаго Димитрия митрополита Ростовскаго новаго чудотворца». 1759. Ярославский художественный музей

Самая ранняя икона св. Димитрия, митрополита Ростовского, из собрания Ярославского музея происходит из церкви Вознесения (?) в Ярославле и датируется 1759 годом. На обороте имеется надпись: «№ 592: Сия 1759 году августа пятого числа». Произведение ярославского иконописца воскрешает в памяти характерные для местного искусства композиции предстояния иконе. Особенность данного памятника в том, что лик не сохраняет индивидуальных черт святителя, известных по литературным описаниям и портретам.

Использование графических образцов было распространенным явлением в работе ярославских мастеров. Удалось обнаружить три гравюры с изображением св. Димитрия Ростовского «в домашней одежде» (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В. Олсуфьев. Т. X. № 2203. Соответствующее описание гравюры дано: Д. А. Ровинский. Русские народные картинки. СПб., 1881. Т. III. С. 715, № 15; А. В. Олсуфьев.Т. IV, № 751. Д. А. Ровинский. Указ. соч. Т. III. С. 715, № 18; А. В. Олсуфьев. Т. IV, № 757. Д. А. Ровинский. Там же, № 17). На первом листе св. Димитрий представлен в интерьере. Атрибуты, облачение, жест, поза, стихотворная эпитафия — все это соответствует типу ктиторского и эпитафиального портрета, популярного на Украине ХVII — ХVIII веков.

Два других листа представляют собой упрощенный вариант предыдущего. Гравюры различаются в деталях. Кроме того, первая гравюра имеет подпись Филиппа Лебедева, вторая датирована 16 января 1760 года. Все три гравюры выполнены в «черной или тушевальной манере» на фабрике Михаила Артемьева в Москве, где все работы делались под смотрением и при участии Ивана Штенглина, выходца из Аугсбурга. Листы, гравированные Штенглином, появились в Москве около 1760 года.

Иконописец, следуя образцу в мягкости тональных отношений, отклоняется от него в деталях, изменяет формат.

Подобный тип изображения архиереев был известен и раньше, он встречается в графических и живописных произведениях украинских художников начала — первой трети XVIII века, указывая на происхождение иконографии. В первые годы после канонизации св. Димитрия данный иконографический тип был широко распространен. Употреблялся он и позднее. Встречаем его в портретах кисти А. Антропова 1770 годов, иконах св. Митрофания Воронежского, причисленного к лику святых в 1832 году.

Автор гравюры или живописного произведения, ей предшествовавшего, очевидно, не был знаком с портретами Димитрия. Это и не требовалось при создании подобного типа изображения. Возможно, образцом для гравюр послужила икона святителя, написанная сразу же после его канонизации (ГИМ).

Икона «Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп и Димитрий Ростовский и Митрофаний Воронежский, предстоящие образу Спаса Великого Архиерея» 30-х годов XIX века из неизвестной ярославской церкви представляет классическую для ярославского иконописания ХVII века композицию моления иконе.

Свт. Димитрий Ростовский. Образцом для данной гравюры послужила, в свою очередь, гравюра с изображением святого работы И. Розонова, выполненная около 1786 года и хранящаяся в данный момент в Государственном историческом музее

В качестве графического образца, для изображения св. Димитрия, вероятно, использовалась гравюра И. Розонова начала XIX века, воспроизводящая портрет кисти П. Ротари, созданный в год канонизации.

Образ нового чудотворца органично входит в строй иконописного произведения. Изобразительная система иконы обостряет восприятие надличностного начала, индивидуальные черты облика сильно сглажены.

«Святый Димитрий митрополит ростовский чудотворец». XVIII в. Ярославский художественный музей

Другая икона «Св. Димитрий Ростовский» второй половины XVIII века поступила в музей из Курбского района в 1961 году. Возможно, она принадлежит кисти ярославского мастера, одного из создателей росписей Казанской церкви в селе Курба.

Постановка фигуры, облачение, даже черты внешнего облика Димитрия Ростовского напоминают изображения святителей, особенно Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, известные по рисункам Киево-Печерской иконописной мастерской и гравюрам. Служба новоявленному святому также ориентировала на эти образы. В создании иконографии ростовского чудотворца использован традиционный для иконописания прием обращения к устойчивым иконографическим схемам одной композиции для сочинения другой. Тем самым, новый образ или композиция получали углубленное, многозначное прочтение.

«Св. Димитрий митрополит ростовский чудотворец». XVIII в. Ярославский художественный музей

Следующая икона «Св. Димитрий Ростовский» второй половины XVIII века из церкви Михаила Архангела (?) в Романове-Борисоглебске, ныне Тутаеве, поступила в музей в 1968 году. Единого графического образца данной иконы найти не удалось. Вероятно, этот источник представлял собой компиляцию по меньшей мере четырех листов (ГПБ, А. В. Олсуфьев. Т. X, № 2110. Д. А. Ровинский. Там же, № 1435; А. В. Олсуфьев. Т. IV, № 763. Д. А. Ровинский. Там же, № 1437; А. В. Олсуфьев. Т. IV, № 753. Д. А. Ровинский. Там же, № 1432; А. В. Олсуфьев. Т. IV, № 761. Д. А. Ровинский. Там же, № 1442). Произведение из Романова-Борисоглебска принадлежит кисти живописца, работавшего в академической манере. Создавая икону, он осознанно применяет некоторые приемы, свойственные ее изобразительной системе. Аналогия изучаемому памятнику имеется в собрании Ростовского музея-заповедника.

Святитель Димитрий Ростовский. Вторая половина XVIII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Еще одна икона «Св. Димитрий Ростовский» второй половины XVIII века из села Варницы близ Ростова поступила в музей в 1962 году. Иконография памятника восходит к украинским образцам ктиторского портрета. Это могли быть киевские портреты святителя, известные по гравюрам, например, Г. Левицкого, или прижизненные изображения, бытовавшие в Ростове. Икона написана ростовским иконописцем. Лик сохраняет индивидуальные черты облика святителя.

Святитель Димитрий Ростовский. Мастерская Киево-Печерской лавры. 1825. ЦАК МДА

Изучение икон св. Димитрия Ростовского убеждает в необычайном разнообразии их иконографии, связанной своими истоками с украинским портретным искусством XVII — XVIII веков. Особенностью ктиторских изображений было раскрытие образа через описание. Это качество акцентировало внимание на разных моментах деятельности Димитрия и порождало многообразие иконографических схем. Освоение поздней иконописью образцов ктиторского портрета указывает на типологическую близость данных явлений искусства.

Вместе с тем, при создании икон ростовского святителя действовали и традиционные, отработанные многовековой практикой приемы иконописания.

Дальнейшее исследование иконописи ХVIII — ХIХ веков углубит представления об истории отечественного искусства.

 

Публикация:

Кузнецова О. В. Иконы св.Димитрия митрополита Ростовского в собрании Ярославского художественного музея // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1991.С. 41 — 43

button up