logo
sandvige Меню

Иконография [свт. Димитрия Ростовского]

Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 15. С. 23 — 30

Зеленина Я. Э.

Иконописная традиция изображения Димитрия сформировалась на основе портретов святителя и их живописных повторений, многие из к-рых были созданы после его канонизации (иконы-портреты). В ряду изображений других святых, прославленных в Новое время, иконография Димитрия выделяется богатством и многообразием изводов, получивших распространение в разных видах искусства. Благодаря влиянию портретного жанра и соответствующей атрибутике в иконах Димитрия ярко выражен образ церковного ученого, автора богословских сочинений.

Очевидно, при жизни Димитрия был создан портрет-парсуна начала XVIII века (?) из архиерейского дома в Ростове, который в 1884 году из Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря передан в Ростовский музей церковных древностей (в 1934 поступил в Ивановский областной музей, с 1966 в собрании Музея Палехского искусства — Братчикова. 1993. С. 436-440). Святитель представлен по пояс, вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре с опушкой, с благословляющей именословно десницей и высоким жезлом без сулока в левой руке, на груди — крест и панагия с образом Спаса Нерукотворного, вверху надпись: «Персона преосв[я]щеннаго Димитрiа / митрополита Ростовскаго и Ярославскаго». Лик святого сохраняет характерные портретные особенности, в фигуре заметна сутулость, что соответствует описаниям его внешности в последние годы жизни: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета» (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)).

Портрет-«персона» Димитрия был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях конца XIX века (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ конуа XIX — начала XX века на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского монастыря в Финляндии).

Сохранились упоминания о других ранних портретах Димитрия на холсте, в частности начала XVIII века из церкви Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иеромонаха Ионы?) — святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна…» (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета — Лушев А. М. Исторический альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета — Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862-1852). СПб., 1872. С. VIII, 187).

Некоторы из них впоследствии были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Димитрием тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве — Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в церковь во имя св. блаженного Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. № 2647. Л. 172-172 об.). Прижизненный портрет Димитрия (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Димитрия церкви прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»).

Ватопедская икона Божией Матери. Середина — 2-я половина XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский монастырь в Ростове)

 

Еще одно прижизненное изображение Димитрия было передано из Киева духовнику императрицы протоиерею Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. № 116). На портрете из Троицкой церкви Кирилловского монастыря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Димитрий был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в монастырь самим святителем, и портрет его отца (Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому // Филевские чтения. М., 2003. Вып. 10. С. 387-388).

Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Димитрия «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей).

Живописный портрет-икона Димитрия (ЦАК МДА) — поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,- по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в церкви прп. Симеона Столпника на Поварской улице. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее последней трети XVIII века, в начале XIX века портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32).

Несколько живописных изображений на холсте 2-й половины XVIII века (НКПИКЗ — из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Димитрия — Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии.

Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный русским мастером в середине — 2-й половине XVI века, был помещен возле гроба Димитрия после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в церкви свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская» // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Димитрия (иногда — в «зеркальном» варианте), но, как правило, без учета колористических особенностей оригинала, написанного на зеленом фоне (возможно, потому, что икона была закрыта жемчужной ризой с драгоценными камнями — вкладом А. А. Орловой-Чесменской).

Наиболее ранние датированные иконы Димитрия представляют его в мантии и клобуке, что подтверждает наличие портретов-образцов этого извода. Небольшой по размерам образ из собр. П. И. Щукина (ГИМ), согласно надписи на обороте, 1 мая 1757 г. (вскоре после канонизации Д.) был послан из Москвы князем И. Трубецким «во благословение» сыну Николаю. Святитель представлен в рост, в интерьере, с иконой Спасителя и стоящим на столе Распятием Христовым, раскрытой книгой и четками. Несмотря на иконописную технику исполнения и наличие нимба, надпись гласит: «Изображение преосвященаго Димитрия Рос», т. е. произведение относится ко времени разработки иконографиии нового чудотворца. К первым паломническим иконкам этого типа, предназначавшимся для именитых гостей, принадлежит и маленький образ «на кипарисной доске» конца 50-х годов XVIII века в серебряном золоченом окладе работы придворного мастера М. Ш. Дюбюлона (ГЭ), происходящий из Большого собора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

В период формирования иконографии Димитрия создана икона 1759 года работы В. Н. Вощина из церкви свт. Николая Чудотворца с. Сидоровского Костромской области (КГОХМ, см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 594. Кат. 229. Ил. 354). Фигура святителя в малом архиерейском облачении (в клобуке, мантии и розовом омофоре) помещена в интерьере с пространственной глубиной, обращена вправо, на столе те же атрибуты — Распятие, книга, четки, свеча. Такой тип одеяния Д. практически не встречается на иконах, за редким исключением — например образ последней трети XVIII века (частное собр.) на условном темном фоне, с Ватопедской иконой Богородицы в перспективном ракурсе и рядом книг за плечом святого.

Поясной образ Димитрия, в мантии и клобуке, в молении Иисусу Христу в облаках, вырезан на водосвятной чаше 1759 года, изготовленной на московской фабрике В. М. Кункина (ГМЗРК, см.: Федорова. 1991. С. 55. Рис. 4). Д. А. Ровинский выделил группу гравюр с изображением Д. в келье в «домашнем одеянии», куда включены 3 эстампа 3-й четверти XVIII века данного извода в технике черной манеры, исполненные на московской фабрике М. Артемьева, один с датой 1760 года (РНБ). Поколенная гравюра 3-й четверти XVIII века Ф. Лебедева (РНБ, ЦАК МДА) по типу изображения и деталям облачения близка портрету еп. Гедеона (Криновского), созданному П. Дружининым на той же фабрике Артемьева (ГИМ, см.: История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 2. С. 29), однако облик Димитрия индивидуализирован, дополнен нимбом, композиция включает также архиерейский герб, Распятие на столе, адресованные святому вирши. Уже в конце XIX века этот лист считался редким (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 585).

Несколько икон 2-й половины XVIII века (2 в ЦМиАР, частные собрания) повторяют тип поясных живописных портретов (как из ЦАК МДА) с использованием конкретных деталей: навершия жезла в виде посоха, панагии или наперсного креста (при освидетельствовании мощей на шее святого обнаружен «крест святый медный позлащенный»).

В 1759 году написана икона из придела во имя Димитрия церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке (храмовый образ из иконостаса этого придела — в рост, с прописями конца XIX века), в 1760 г. Яковом Соколовым создана икона в сканном окладе, с употреблением слова «новоявленный» в подписи (СПГИАХМЗ). Впосл. этот извод продолжал существовать, хотя и не получил большого распространения, — образ конца XVIII века, принадлежавший А. Я. Жмакину, затем в собрании ЦАМ СПбДА (Покровский Н. В. Церковно-археол. музей СПбДА: 1879-1909. СПб., 1909. С. 129), икона начала XIX века (собор Богоявления в Елохове, Москва), иконный образец В. Ф. Архиповского (см.: Архиповские) 20-х годы XIX века (ГИМ), икона 40-х годов XIX века (ОМИИ), эстамп 1857 года, изданный И. Покровским (ЦАК МДА), — Димитрий в рост, в рамке со Св. Троицей Новозаветной, ангелами и архиерейскими атрибутами. На иконе 1765 года (Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 3/4 (6). С. 58) первоначальное облачение — а рхиерейская мантия — дополнено на окладе митрой (вероятно, по желанию заказчика).

Келейное одеяние святого (ряса и клобук) использовано в одном из сюжетных изображений — Димитрий с пером в руке за письменным столом во время работы над агиографическим сводом, как на уникальном образе начала XIX века (ГМЗРК), где изображены 2 иконы Божией Матери — Ватопедская и Боголюбская с Ростовскими чудотворцами (последней святитель был встречен по прибытии на кафедру). К этому кругу памятников относится гравюра 3-й четверти XVIII века (РНБ), включающая текст «Духовного завещания» Димитрия (занимает основную часть листа, почти дословно совпадает с текстом грамоты 1707), его начальная строка воспроизведена и в книге на изображении. На акварельном рисунке в рукописи «Келейного летописца» конца XVIII века (РНБ. ОЛДП. F. 4. Л. 1 об.) фигура в зеленой рясе и клобуке, с нимбом заключена в овал на постаменте, вверху те же Богородичные иконы, текст в книге — эпиграф из «Келейного летописца».

Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 1757 г. (ГИМ)

 

Наиболее распространенный извод на живописных иконах-портретах и традиционных  иконах Димитрия — парадное изображение в богослужебном облачении, саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом и панагией (в таком одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, в митре с горностаевой опушкой святитель был погребен, в ногах положен орлец, см., напр.: Голубинский. Канонизация святых. С. 307, 481).

Существует 2 варианта репрезентативных живописных изображений Димитрия, восходящих к ранним оригиналам (очевидно, не сохранившимся). На некоторых портретах середины — 2-й половины XVIII века большого размера (НКПИКЗ, НХМУ, ГТГ — с текстом в книге «Розыск о раскольнической брынской вере») святитель показан в рост, вполоборота вправо, в интерьере с окном, гербом, с Распятием на столе и другим. Указание на прототип можно обнаружить на резцовой гравюре Димитрия 1825 года, напечатанной в Киево-Печерской лавре (выделена Ровинским в отдельный тип; оттиски на шелке — ЦАК МДА, ГМЗРК) с подписью: «Изображенiе… снятое с давняго портрета его находящагося в церкви бывшаго Кириловскаго монастыря». Особенностью иконографии является крест в левой руке святителя и жезл в его деснице (возможно, результат «зеркальной» передачи оригинала) и необычная форма митры. Вместе с тем иконы Димитрия, смотрящего вправо, встречаются редко, одно из исключений — образ 2-й половины XVIII века (ГМИР) с гербом и большим пространством интерьера, куда введен иконописный сюжет — облако с восседающим Спасителем и слетающим голубем (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 370-373. Ил. 167, [12]).

Свт. Димитрий Ростовский. Гравюра с портрета из Кириллова монастыря в Киеве. 1825 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (ЦАК МДА)

 

Другой вариант — с левым поворотом фигуры — представлен на нескольких ростовых или поколенных иконах-портретах Димитрия середины- 2-й половины XVIII века (ГМЗРК — из Димитриевского духовного училищаща, НХМУ — из военного Никольского собора в Киеве, Введенский собор Оптиной пустыни) с нимбом и гербом, с похожей орнаментикой облачений, на омофоре изображены Воскресение Христово, Успение Богородицы (престольный праздник главного собора Ростовской митрополии) и местная Ростовская икона Божией Матери. Святитель стоит возле стола с книгами, поименованы все сочинения святого (в т. ч. написанные в Ростове), текст в раскрытой книге содержит, как правило, эпиграф из «Келейного летописца» (Пс 76. 6). По мнению П. А. Белецкого, в основе подобных изображений — гравюра на меди священника Г. К. Левицкого (Национальная библиотека в Варшаве), работавшего в Киеве (Белецкий. 1981. С. 122-124). Однако, несомненно, создатель портрета-образца был хорошо осведомлен о ростовских реалиях жизни святителя.

Иначе решены орнаменты одеяния на полотне XVIII века, поступившем в собрание ЦАМ КДА, по-видимому, из митрополичьего дома при соборе Св. Софии в Киеве (НХМУ, см.: Каталог збережених пам’яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 45-46, 157. Кат. 102).

Гравированное изображение Димитрия 3-й четверти XVIII века в технике меццо-тинто (РНБ) в точности воспроизводит все детали подобных портретов (вплоть до композиций на омофоре и образа Божией Матери «Знамение» на панагии, кроме окна-«ведуты»), внизу вирши: «Первосвященникъ се! Святыи изображенъ, что Духомъ Божiим измлада вдохновенъ…» Более 10 гравюр относятся к этому типу, в т. ч. в овалах: выполненная пунктиром гравером И. Розоновым около 1786 года (ГИМ), резцовая гравюра начала XIX века (без подписи, РГБ), куда введен иконный элемент — луч света, падающий на лицо святителя; работы К. Милославского, Г. Т. Харитонова, А. Афанасьева и других. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 698-699).

Немало икон 2-й половины XVIII — начала XX века являются близкими аналогиями икон-портретов данного извода, причем повторяют не только рисунок, но и колорит облачений и атрибутов. Сравнительно небольшой образ конца XVIII — начала XIX века (НКПИКЗ) с гербом и виршами прот. Ф. Я. Дубянского (были написаны на портрете из Спасо-Иаковлевского монастыря, см.: Круминг А. А. Сборник произведений св. Димитрия Ростовского: (Рукопись Ростовского музея № 828) // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69-91) отличается от полотен только тем, что создан на доске и дополнен накладной серебряной митрой. Некоторые иконы даже упрощенного письма (начало XIX века, частное собрание) сохраняют цветовой ритм книг на столе, узор покрывала, орнаменты облачений; значит, живописные списки были распространены и известны иконописцам. Ростовые, поколенные и поясные типы изображений отмечены острой портретной характеристикой Димитрия, вниманием художников к реликвиям, запечатленным на портретах и обнаруженным на мощах (икона конца XVIII — начала XIX века из частного собрания).

 

Свт. Димитрий Ростовский. Гравюра. 3-я четверть XVIII в. (РНБ)

 

Другие иконы представляют творческие варианты. Так, кинешемский мастер А. Турунтаев на иконе 1768 года (частное собрание) использовал иконографию и праздничный колорит портретов, по-своему трактуя детали: Ватопедскую икону Божией Матери поддерживают ангелы, Евангелие открыто на «святительском» чтении, орлец выходит на иконное поле, по-другому решены орнаменты на тканях.

Иные цвета облачений святого (зеленый омофор) встречаются на иконах конца XVIII века (НКПИКЗ, частное собр.), на образе в чеканном окладе 1777 года работы С. Петрова (СПГИАХМЗ, с 1857 находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), на московской иконе 1781 года (частное собрание). Фигура Димитрия на иконе с частицей мощей (2-я половина XVIII века, Троицкий собор Ионинского монастыря в Киеве) отличается не только охристым цветом облачений, но и жестом правой руки с четками.

Автор иконы конца XVIII века из Елецкого Успенского монастыря в Чернигове исключил все подробности интерьера, написав образ Иисуса Христа в облаках, а в книге на столе — тропарь святителю. На поясном образе 2-й половины XVIII века (РГИАХМЗ) Димитрий держит руку на Евангелии, раскрытом на словах Послания ап. Павла к Евреям (Евр 5. 4).

В ростовских произведениях (настенный образ Димитрия в рост, на дереве, начала XIX века, поновлен в 1875 году А. Н. Бубновым, из храма свт. Димитрия Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря), особенно в начале XX века заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Иаковлевского монастыря).

Известная икона-образец Димитрия в фигурной серебряной раме — дар императрицы Екатерины II к святым мощам нового чудотворца — была написана в 1759 году итальянским художником П. А. Ротари (местонахождение неизвестно, сохранились фотографии раки с иконой 20-х гг. XX в., см.: Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII — начале XX века: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 465, 474. Ил. 12, 30). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведен в резцовую гравюру (ГИМ, см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 384, 503). Погрудное изображение Димитрия вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом, заключено в традиционные для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, которого не было на оригинале.

По классификации Ровинского, 6 гравюр относятся к «типу Ротари», в том числе 1763 — 1765 годов работы Е. Г. Виноградова (оттиск конца 80-х гг. XVIII в. — ЦАК МДА), священника Д. Пастухова, П. А. Антипьева, А. А. Осипова, И. Розонова (начало XIX в., РГБ) с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца на холсте (XIX в.?, ГМЗРК), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (начало XIX в., частное собрание). В Спасо-Иаковлевском монастыре на создании копий специализировался живописец В. А. Птичников. Бытовали также литографии с оплечным образом Димитрия, например середины XIX века, издание И. Х. Дациаро (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288).

 

Свт. Димитрий Ростовский.Фрагмент гравюры Я. Васильева. 1759 г. (ГИМ)

 

Более поздний по исполнению образ Димитрия на металле в академической живописной манере, созданный художником В. К. Шебуевым по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской в начале XIX века (ГМЗРК, первоначально считался работой В. Л. Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Исключением является икона 1-й трети XIX века (ГМЗРК), автор которой попытался усилить индивидуальные черты в образе Димитрия и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии.

Уже в 60-х годах XIX века были написаны «портреты» Димитрия для серий изображений выдающихся деятелей рус. государства и Церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 229, 293). Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, ГМЗРК, литографии сер. XIX в. и 1871 г. в ЦАК МДА).

Вскоре после канонизации Димитрия появились его изображения в полном архиерейском облачении на фоне пейзажа, иногда с видом храма. На вологодской иконе 2-й половины XVIII века (ВГИАХМЗ) святой стоит на церковном орлеце, обращен к Спасителю в облачном сегменте, пейзаж с горками.

Образ 2-й половины XVIII века (ЯХМ) представляет Димитрия с Евангелием в правой руке, в молении Ватопедской иконе Божией Матери, слева вдали — монастырский пятиглавый собор Зачатия праведной Анны (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 56-57. Кат. 20). На иконе последней трети XVIII века из имения Петровское под Рыбинском (РГИАХМЗ) — фронтальное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием, с условным видом церкви справа. Димитрий на фоне града Ростова с храмами и колокольнями — иконография эстампа 1850 года мастерской А. Логинова (РГБ), разработана на основе более ранних вариантов (в подписи употреблено слово «новоявленный»). Известны иконы Димитрия с довольно точным воспроизведением архитектурного облика Спасо-Иаковлевской обители (начало XX в., ГМЗРК).

Особый извод составляют иконы и гравюры, где рядом с фигурой Димитрия помещена композиция обретения его мощей. Такие произведения, преимущественно ростовского, ярославского, московского происхождения, распространенные во 2-й половине XVIII века (ГТГ, ЯХМ — см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля XVI-XIX вв. ЯХМ: Кат. выст. М., 2002. С. 82-83. Кат. 40), включают вид Зачатьевского собора с мощами святителя в приделе (храм показан снаружи, придел с ракой — изнутри) и группой богомольцев. Более традиционный иконописный вариант представлен на образе конца XVIII века из собрания А. А. Титова (ГМЗРК). На иконе последней трети XVIII века из церкви прп. Сергия Радонежского в Пушкарях в Москве (ГМИР) изображен интерьер храма с пилястрами и сводами.

 

Свт. Димитрий Ростовский. Художник В. К. Шебуев (?). Начало XIX века (ГМЗРК)

 

Образ конца 50-х годов XVIII века (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) выделяется правым поворотом фигуры Димитрия (в левой руке — раскрытая книга и жезл) и пространными сопроводительными текстами в картушах (тропарь, кондак, краткая биография святого, рассказ об обретении мощей). На иконе последней четверти XVIII века (ГМЗРК) показано явление святителя (в зеленой рясе, архиерейской мантии и клобуке, в тексте на иконе — «в монашеском одеянии») сибирскому жителю, мусульманину Стефану, который получил наставление принять крещение (чудо произошло 7 ноября 1758 года).

Подписной образ конца XVIII века иконописца Евфимия Денисова из Вязников (ГМЗК, из Симонова монастыря в Москве) содержит 3 житийных сюжета, расположенные в обратной последовательности: преставление святого, обретение его мощей, Димитрий «труждашеся о сочинении книг житие святых».

Отдельные композиции обретения мощей Димитрия с фигурой склонившегося ко гробу архипастыря (священномученик Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский) представлены на рельефе 1799 — 1801 годов И. Фохта на тимпане северного портика храма во имя Димитрия в Спасо-Иаковлевском монастыре, на вышитом оплечье фелони с живописными ликами конца XVIII века из монастырской ризницы (ГМЗРК). Такая икона начала XIX века (поновлена в 1870 году А. Н. Бубновым) находилась на восточной грани южного столпа в трапезной части Димитриевского собора (Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 34).

Образцы финифти с этим сюжетом конца XVIII — 1-й четверти XIX века, возможно, являлись фрагментами некоторых циклов (ГЭ, ГМЗРК, МЗДК). Сохранилось редкое изображение погребения Димитрия последней трети XVIII века в технике гризайли (ГМЗРК, ср. картину с обретением мощей: Вахрина. 2002. С. 27). Картина погребения Димитрия в 1880 году была передана П. И. Протасьевой в Спасо-Иаковлевский монастырь (воспроизведена на эстампе конца XIX века, ЦАК МДА). В 1890 году в Ростовский музей церковных древностей А. И. Верре передал полотно с изображением серебряной раки Димитрия и стоящего у мощей старца иеромонаха Амфилохия (Яковлева) (ср. картину из собрания музея при ПСТГУ).

 

Димитрий Ростовский с тремя сюжетами жития. Икона. Иконописец Евфимий Денисов. Конец XVIII века (ГМЗК)

 

Первые гравированные листы с рассказом о Димитрии появились довольно рано, в Москве в 1760 году, «без апробации и позволения», когда Синод еще не «упорядочил чудеса» для издания, поэтому их продажа была запрещена (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 751; Ярославские ЕВ. 1893. № 29. С. 455-459). Сохранилось более 10 различных по иконографии гравюр с элементами стилистики барокко, которые использовались мастерами в качестве иконописных образцов. Скорее всего от портретов и главным образом гравюр в иконы перешла традиция помещения текстов с небольшой биографией нового чудотворца, датами обретения и открытия мощей, упоминанием имен царствующих особ, а также тропаря и кондака святому. На некоторых живописных иконах-портретах, финифтяных образках указан только год обретения мощей Димитрия (1752), а не прославления в лике святых. Редкая по сюжету гравюра «О брадах» 3-й четверти XVIII века (РНБ) показывает беседу Димитрия со старообрядцами в 1705 году в Ярославле (случай описан в «Розыске») тоже с подробным комментарием.

Несколько гравированных листов 3-й четверти XVIII века из собрания А. Олсуфьева (РНБ) посвящены рассказу о чудесах и исцелениях, совершенных Димитрием после обретения его святых мощей. Так, в круглых клеймах одного эстампа представлены 37 чудес, на другом — 40 сюжетов, из них 4 над средником относятся к житию святого: рождение, крещение, пострижение в монахи и обретение мощей. Еще один лист с изображением Димитрия содержит текст о 30 чудесах без их иллюстраций (по-видимому, такие произведения использовались в качестве источника информации, своего рода житийной литературы). Тогда же появилась гравюра с 7 «типовыми» сюжетами жития святого (РНБ): рождение, крещение, монашеский постриг, поставление во иерея, возведение в сан архимандрита и епископская хиротония (читаются слева направо, снизу вверх, по принципу восхождения), как венец жизни Димитрия вверху помещена композиция его погребения.

 

Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес. Икона. Конец XVIII века (Мышкинский народный музей)

 

Большая гравюра с 36 клеймами исцелений (РНБ), расположенных вокруг средника в 2 ряда (даже без сюжета обретения мощей), была выполнена до 1761 года, так как в тропаре содержится пожелание многолетия императрице Елизавете Петровне. В среднике иконы — изображение Димитрия в рост, вполоборота вправо, с жезлом в правой руке, левая прижата к груди. Схематичные композиции с фигурами молящихся справа или слева у мощей сопровождаются записями о чудесах, с указанием (заимствованы из рукописных источников) имен и фамилий людей, их социального статуса, места жительства, подробностей болезни и исцеления.

На редкой иконе «Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес» конца XVIII века из церкви в честь Вознесения Господня с. Охотина (Круглицы) Ярославской области (Мышкинский народный музей), датированной на основе надписи в картуше с именем императора Павла I годами его царствования (1796 — 1801), в точности повторяются и рисунок средника, и расположение клейм, и композиция каждого клейма, отличие лишь в пропорциях фигур и деталях рисунка. Мастер создал иконописный вариант интерпретации лубочного листа, не совпадающий с оригиналом в манере исполнения.

К 1861 году относятся цензорские разрешения 2 литографий, вышедших из мастерских И. А. Голышева во Мстёре и А. В. Морозова в Москве (РГБ), которые включают 7 сюжетов вокруг средника: монашеский постриг святого, видение вмц. Варвары, явление мч. Ореста, благословение патриарха Иоакима на создание «Книги житий святых» (фигура императора Петра I и его имя в подписи, которые имеются на листе Голышева, отсутствуют в издании Морозова), беседа со старообрядцами о брадобритии, Димитрий «во время болезни приказал петь пять раз в честь язв Господних», преставление святителя во время молитвы.

Попытка показать важные события жизни и служения Димитрия заметна и в другом произведении — на эмалевой иконе с 12 клеймами его жития 2-й половины XIX века (ГМЗРК), в составе которой преобладают «исторические» сюжеты (пострижение в монашество, посвящение во диакона, во пресвитера, во игумена, архиерейская хиротония, поставление в митрополиты, преставление, погребение), но присутствуют и «чудесные» (явление мч. Ореста, исцеление расслабленного), одно из клейм отдано научным занятиям святителя (подпись: «Летопись с. Димитр[ия]»). Однако, несмотря на наличие нескольких сюжетных гравюр и литографий, житийные иконы Димитрия встречаются исключительно редко.

Известно 2 уникальных аллегорических изображения Димитрия. В 1707 г. на Рождественские торжества от Славяно-греко-латинской академии в Москве учителем философии иеродиаконом Стефаном (Прибыловичем) святителю была поднесена конклюзия-диплом на латинском языке (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 42-52). Текст «похвалы» был награвирован на атласе рядом с необычным изображением Димитрия в богослужебном облачении, сидящего на сфере (земном шаре) в окружении: вверху — Св. Троицы Новозаветной, чинов ангелов и святых (в том числе небесных покровителей в миру и монашестве — пророка Даниила и великомученика Димитрия Солунского), по сторонам — царя и народа, аллегорических фигур («труд» и «терпение»). Гравюра хранилась в ризнице Спасо-Иаковлевского монастыря в Ростове, запечатлена на фотографии 1886 года Лопатиным (вложена в ркп.: РНБ. Тит. № 3467 — Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследлвания и тексты. М., 2005. Рис. 25), вместе с личными вещами Димитрия — на фотографии 1911 года С. М. Прокудиным-Горским (Библиотека Конгресса США).

Фигура Димитрия повторена в рукописи «Келейного летописца» XVIII века (РНБ. Тит. № 3467. Л. 19 — Федотова М. А. Эпистолярное наследие. 2005. Рис. 37), вся композиция — на гравюре Н. Рыжова для издания: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й редакции до 1617 года. М., 1892. По сообщению еп. Амфилохия, диплом был воспроизведен в росписи Зачатьевской церкви в нижней части западной грани северного столпа (очевидно, стенопись исполнена в 1754 году к переосвящению храма при сщмч. митрополите Арсении, не сохранилась).

К прославляющим Димитрия произведениям, созданным во время подготовки его канонизации, относится икона-«конклюзия» «Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» середины 50-х годов XVIII века (частное собрание). Димитрий изображен в саккосе, омофоре и митре, идущим по полю, бросающим семена в землю; перед ним ангелы, вскапывающие почву, позади — ангел, собирающий цветы на возделанной земле. От Господа Саваофа слетает ангел с венцом-митрой в руках, из уст которого исходит строка текста: «Приимеши венец доброты [от] ру[ки] Г(с)дня». В небе, на облаках, восседают пророк Даниил со свитком («Сеющии радостию пожнут») и вмч. Димитрий Солунский. От Бога Отца исходят тексты «одесную» и «ошуюю»: «Пшеницу соберите в житницу Мою […]» и «Соберите плевелы яко со… [со]жещи я». Вдали ангелы трудятся над сбором пшеницы и сжиганием плевел (справа), как образ житницы показан вертеп и Рождество Христово (слева).

 

Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия. Икона. Середина 50-х годов XVIII века (Частное собрание)

 

В нижней части иконы дано название образа «Семена бл[а]гочестия», Димитрий именуется просто «преосвященнейшим митрополитом». В центре — родовой герб святителя, запечатленный на портретах его отца в раме с архиерейскими регалиями (отличается от архиерейского герба Димитрия с изображением сердца и орудий страстей). Большие хвалебные надписи на славянском и латинском языках слева и справа — фрагмент конклюзии-диплома 1707 года, где говорится именно о сеянии («…всеваеши (благоразумие), основание добродетелей, всеваеши чистоту, украшение души, всеваеши воздержание, росу духовную, всеваеши любовь к ближнему, совершенство правды, всеваеши любовь к Богу, венец благочестия…» — Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 49-50). Славянский перевод конклюзии был выполнен в 1755 году ко дню памяти Димитрия и поднесен сщмч. митрополиту Арсению, который, очевидно, являлся заказчиком иконописного произведения. Образ, напоминающий о плодотворных святительских трудах Димитрия, создан до принятия решения о его канонизации (нимб приписан позднее), но в иконописной технике и стилистике.

Вскоре после прославления Димитрия появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, например образ 80-х годов XVIII века в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX века (частное собрание), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 года письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Димитрий представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четверти XVIII века (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й половины XVIII века (церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах.

Несмотря на традиционный стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 года (ЦМиАР, в центре — свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Димитрия как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном Димитрий был изображен на ярославской иконе 30-х годов XIX века (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы начала XX века мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) — коленопреклоненные равноапостольная княгиня Ольга и Димитрий перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Димитрий представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й половины XIX века, ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Димитрия конца XVIII века (МПИ), 30-х годов XIX века работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и церкви Смоленской иконы Божией Матери в Выездном.

Изображения Димитрия в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й половины XVIII века (икона из ГРМ — «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» — Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В некоторых произведениях святитель представлен в центре композиции, например на иконе со многими местночтимыми святыми 1838 года (Димитрий вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и конца XIX — начала XX века (обе в церкви Толгской иконы Божией Матери в Ростове) — прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке (Вахрина В. И. Изображения местночтимых Ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). Эта иконография получила распространение в финифти — образок конца XVIII — начала XIX века (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й половины XIX века (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» конца XIX века из собрания А. А. Титова (ГМЗРК) и другие. Часто писались совместные иконы Димитрия и свт. Иакова Ростовского — покровителей Спасо-Иаковлевского монастыря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й половины XIX века, эмали XIX века, ГМЗРК).

Образ нового чудотворца встречается в книжной миниатюре (Собрание проповедей Димитрия 1759 года — ГИМ. Увар. № 183), в редкой технике живописи на стекле — икона 1758 года (частное собрание), написанная ко дню памяти святителя 28 октября, с ростовым изображением и текстами в картушах; тогда же выполнен погрудный образ Димитрия на стекле в монохромном колорите в графической манере (ГМЗРК). Шитый покров на раку святителя 2-й половины XVIII века и летняя рака с другим покровом запечатлены на фотографиях 1911 года Прокудиным-Горским (Библиотека Конгресса США), 20-х годов XX века (ГМЗРК). Сохранилось несколько шитых пелен с ростовым прямоличным образом Димитрия XIX века, в том числе с разведенными руками (ГМЗРК, возможно, предназначались для раки святого), его ростовым изображением 2-й половины XVIII века (ЦМиАР, иконография близка к иконам-портретам), фигурой святого в коленопреклоненном молении с живописным ликом 1-й трети XIX века (ГМЗРК). На оплечье фелони XIX века из Спасо-Иаковлевского монастыря (ГМЗРК) вышиты фигуры свт. Иакова Ростовского, Димитрия и его небесных покровителей (пророка Даниила и вмч. Димитрия Солунского) под Ватопедской иконой Божией Матери.

 

Свт. Димитрий Ростовский, прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми» 3-я четверть XVIII века (ВГИАХМЗ)

 

Поскольку Ростов являлся центром производства финифтяных образков, сохранилось множество изображений Димитрия 2-й половины XVIII — начала XX века в этом виде художественного творчества (ГИМ, ЦМиАР, ГМЗРК, ЯИАМЗ, частные собрания). Некоторые из них являлись мощевиками или реликвариями для хранения святынь (образок конца XVIII века, ЦАК МДА). Художники-эмальеры, как правило, предпочитали поясные изображения святого вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, нередко с элементами интерьера и келейной иконой (образок 2-й половины XIX века, ЦМиАР), иногда — с преувеличенно большой благословляющей десницей (миниатюрная икона 3-й четверти XVIII века, ГМЗРК), на обороте писались даты преставления и обретения мощей. Встречаются иконки с поясным изводом Димитрия в мантии и клобуке (икона 60-х годов XIX века, ГМЗРК), отдельную группу составляют эмали с видами Ростовского кремля или Спасо-Иаковлевского монастыря с молящимися на коленях в небесах Ростовскими чудотворцами (образки 1-й половины, конца XIX века, ЦМиАР, ГМЗРК).

В коленопреклоненном молении на облаках за город и обитель Димитрий представлен на рельефной костяной иконке 2-й половины XVIII века (ГИМ) с топографическим обозначением местности («Ростовъ гратъ», «озеро Ростовское», «Яковлевскои манастырь»), ангел держит перед ним Распятие Христово. Изображение святителя в резьбе по кости не исключение, имеется несколько памятников конца XVIII — начала XIX века разных изводов: ростовой образ в интерьере (ГМЗРК, ЦАК МДА), крупное изображение в раме под стеклом со слетающим голубем и кадильницей с фимиамом (Елецкий краеведческий музей), образок Димитрия вместе со свт. Николаем Чудотворцем (ЦАК МДА). Существовали изображения Димитрия, вышитые стеклярусом (начало XIX века, ГМЗРК).

Образ Димитрия начал вводиться в иконографические программы росписей церквей непосредственно со времени канонизации (работы ярославских мастеров 1756-1757 годов в церкви Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, 1765-1766 годов в Успенском соборе Тулы).

В росписи Димитриевского собора Спасо-Иаковлевского монастыря начала XIX века ростовского художника П. С. Рябова (поновлялась в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века местными художниками И. Н. и А. Н. Бубновыми) Димитрий представлен в алтаре с большой раскрытой книгой в левой руке («Елижды же воззритъ Господь Богъ на святый сей храм…»). В трапезной части храма 2 сюжетные композиции — пострижение в монашество на западной стене и посвящение во епископа на своде.

В росписи храма Христа Спасителя над южными дверями находилась икона на холсте с образами 3 святых — свт. Филиппа Московского, прп. Сергия Радонежского и Димитрия. В группе подвижников XVIII века (по времени преставления) Димитрий изображен в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, конца 60 — 70-х годов XIX века (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлялась в 70-х годах XX века). Образ святителя писали мастера, работавшие в русской провинции и деревенских храмах (например, фигура Димитрия на юго-восточной грани алтаря Воскресенской церкви дер. Сулега Бежецкого района Тверской области, 40-е годы XIX века).

 

Равноапостольная княгиня Ольга и свт. Димитрий Ростовский в молении образу Покрова Пресвятой Богородицы. Эмалевая икона. Начало XX в. Мастер А. А. Назаров (ГМЗРК)

 

Бронзовый горельеф с изображением Димитрия был помещен на центральных дверях южной стороны храма Христа Спасителя (скульптор Ф. П. Толстой, середина XIX века), а также в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) в нижнем ярусе памятника, посвященного 1000-летию России, возведенного в 1862 году в Новгороде по проекту М. О. Микешина. К 200-летию со дня преставления святого в 1909 г. была выпущена хромолитография И. Д. Сытина с изображениями Д. и крестного хода с его мощами (РГБ). К этой теме обращались и русские художники, в частности В. И. Суриков в эскизе «Моление при перенесении мощей свт. Димитрия Ростовского» 1912 год (ГМИР).

Согласно рекомендации под 21 сентября «академического» иконописного подлинника 1910 года, Димитрия следует писать: «…малороссийскаго типа (сын казака), 58 лет, ростом высок; лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбиной, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшая, волосы густые, по плечам, темные, с проседью. Выражение лица — кроткое, внимательное, доброе и милостивое. На нем — саккос, омофор, митра и панагия, или мантия с источниками и белый клобук с крестом. В руках книга, как у составителя Четьи-Миней, или хартия с его изречением…» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 22).

 

Свт. Димитрий Ростовский. Фрагмент костяной иконы. Конец XVIII века (Елецкий краеведческий музей)

 

В XX — начале XXI века иконография Димитрия развивалась преимущественно в рамках традиционной иконописной стилистики. Например, на иконах письма монахини Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 20-х — начала 30-х годов, 50-х годов XX века (ризница ТСЛ, Данилов мужской монастырь в Москве) и «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» середины XX века из митрополичьих палат ТСЛ (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) Димитрий — среди Ростовских чудотворцев, держит в руках Четьи-Минеи.

Святитель изображен под 21 сентября (с благословляющей десницей и жезлом) и под 28 октября (на фоне храма, с книгой в руках) на лицевых святцах Русских святых, созданных мон. Иулианией после 1959 года в виде прорисей (частное собрание), на рисунке для Минеи (МП) протоиерея Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 51). В Спасо-Иаковлевском монастыре несколько современных икон Димитрия выполнены иконописцем З. И. Боровских.

 

Литература:

Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 577-593. № 1429-1442; Кн. 4. С. 751-752;

Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696-700; Т. 4. Стб. 145, 229, 238-239, 272, 297-298, 384, 503, 585;

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й ред. до 1617 г. М., 1892. С. II-IV. Вкл.;

Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288;

Малков Ю. Г. Портрет Димитрия, митрополита Ростовского, из собрания ГТГ // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования / Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1973. С. 136-140;

Белецкий П. А. Украинская портретная живопись XVII — XVIII веков. М., 1981. С. 120-124. Ил. 107; 1000-летие русской художожественной культуры. М., 1988. С. 266, 269, 402. Кат. 371, 372;

Кузнецова О. Б. Иконы св. Димитрия, митрополита Ростовского, в собрании ЯХМ // ИКРЗ. 1991. С. 41-43;

Федорова М. М. Димитрий Ростовский: Иконография в собрании Ростовского музея // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 48-70;

Братчикова Е. К. Парсуна «Димитрий, митр. Ростовский и Ярославский» // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 436-440;

Русская эмаль XVII — начала XX века из собрания ЦМиАР. М., 1994. С. 109, 124-125, 147, 150-151, 153. Кат. 135, 158, 190, 193, 195, 196;

Icona Russa: Llonja, [17] maig — [30] juny 1994: [La cataleg de l’exposicio «Icones de les Colleccions Privades de Moscou Segles XV-XIX»] / Conselleria de Cultura, Educacio i Esports de Govern Balear; Introd. M. Alpatov, G. Vzdornov. Palma de Mallorca, 1994. P. 90-91. N 71, 72;

Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Составление заключительной части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 63;

Пархоменко Н. Портретнi зображення Димитрiя Ростовського ХVIII ст.: (Iз зiбрання Нацiонального художнього музею) // Могилянськi читання: Матерiали щорiчних наук. конф. 1996-1997 pp. К., 1998. С. 103-107;

Иконография ростовских святых: Кат. выст. / ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 43-47, 51, 53, 61-63. Кат. 24-27, 31, 33, 41, 42;

Духовные светочи России. С. 31-39. Кат. 1-13;

Мельник А. Г. Икона Димитрия Ростовского с 36 клеймами посмертных чудес // Учемский сборник. Мышкин, 2000. Вып. 2: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана». С. 35-44;

Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // ДРВМ. 2001. № 1(3). С. 89-98;

Россия, Православие, культура: Кат. выст. / ГИМ. М., 2000. С. 71, 73, 179, 231. Кат. 209-211, 490, 562;

Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 342-343, 392-393. Кат. R-113, R-176;

Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. М., 2002;

Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 2003. С. 370-375. Кат. 114, 115

Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267;

Колбасова Т. В. К иконографии гробового иеромонаха Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Амфилохия: Портреты из собрания Ростовского музея // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 97-98, 103;

Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея / РИАХМЗ. М., 2005. С. 90-93. Кат. 29, 30;

Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII — нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 119, 130-131, 156, 238, 241, 247;

Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М., 2006. С. 82, 123-125, 162-163, 212-213, 322, 324, 326, 330. Кат. 58, 96-98, 133, 184;

Зеленина Я. Э. Житие и чудеса свт. Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике // Ростовский Архиерейский дом и русская художожественная культура 2-й половины XVII века: (Материалы конференции 21-23 сентября 2005 года) / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318-337;

Русское искусство из собрания ГМИР. М., 2006. С. 99, 283. Кат. 130, 419.

 

Публикация:

Зеленина Я. Э. Иконография [свт. Димитрия Ростовского] // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 15. С. 23 — 30.

 

Прочитать статью на сайте «Православной энциклопедии» можно по ссылке:

http://www.pravenc.ru/text/178011.html#part_10

button up