logo
sandvige Меню

Биография [свт. Димитрия Ростовского]

Статья в «Православной энциклопедии». Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 15. С. 8 – 12.

Федотова М. А.

Дается с раскрытием сокращений, принятых при написании подобных статей

 

ДИМИТРИЙ

(Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, местечко Макаров, близ Киева — 28.10.1709, Ростов), святитель (память 21 сентября, 28 октября, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня — в Соборе Сибирских святых), митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник.

 

Биография

Отец Димитрия, казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя — Туптало — было перенесено на Димитрия в литературе уже в XVIII веке). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Димитрия звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Димитрия — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя святителя Николая.

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Начало XVIII в. (?) Музей Палехского искусства

 

В 1660 году семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662 — 1665 годах (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игумен Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 года игумен Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 года рукоположен во иерея Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где пребывал до 1677 года, став кафедральным проповедником приархиепископе Лазаре, который обратил внимание на нравственные достоинства Димитрия, его ученость, замечательный дар слова.

С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Конец XVIII — начало XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Начало XX в. Библиотека Конгресса США

 

Летом 1677 года Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре в Пинском уезде для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, святителем Петром, митрополитом Московским. Затем Димитрий посетил Вильно, 6 декабря 1677 года поселился в слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 года вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 года Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.

26 октября 1683 года Димитрий оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, переехал в Киев, 23 апреля 1684 года поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае — июне по благословению архимандрита Варлаама Димитрий приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий святителя Петра (Могилы), архимандрита Иннокентия (Гизеля), архиепископа Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впоследствии митрополитом) Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.

Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в Ростове. Начало XIX века

 

В начале 1686 года Димитрий по убеждению нового Киевского митрополта Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском монастыре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий…». Митрополит Гедеон и гетман Самойлович, по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митрополита св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в начале 1688 года патриарх Иоаким, недовольный позицией малороссийского высшего духовенства, которую, по-видимому, разделял и Димитрий, в вопросе о времени пресуществления Св. Даров (на Украине придерживались в этом отношении католической точки зрения), потребовал возвращения книг в Москву.

1-й том «Книги житий…» Димитрия, посланный в 1689 году, вскоре после выхода в свет, патриарху, также вызвал неудовольствие первосвятителя по нескольким причинам. Во-первых, книга содержала католическое мнение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы (в «Слове на Рождество Пресвятой Девы» о Ней говорится: «Отлученна от земных, от грешник, ибо греху первородному непричастна… Венчанна честию, яко без греха первороднаго зачатая и рожденная»), а также упоминание в списке «Учителей, списателей, историков, повествователей…» «Иеронима, учителя православного». Во-вторых, патриарх был недоволен тем, что митрополит Варлаам печатал книги в типографии Киево-Печерской лавры без патриаршего благословения. После критики патриарха в часть тиража 1-го тома была внесена правка. В «Слове на Рождество Пресв. Богородицы» цитированное чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей не единаго же позна… Венчанна честию, яко ангельским Благовещением и служением почтенная». Кроме того, из выходных данных было изъято упоминание низложенной 7 сентября 1689 года царевны Софии Алексеевны (упоминание блаженного Иеронима осталось).

Хиротония св. Димитрия в митрополита Сибирского. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в Ростове. Начало XIX века

 

Летом 1687 года стал гетманом и обосновался в Батурине И. С. Мазепа. 10 августа — 22 сентября 1689 года в свите гетмана Димитрий находился в Москве, где малороссияне чествовали царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича, царевну Софию, патриарха Иоакима. Приезд посольства пришелся на драматические события окончания правления царевны Софии, Димитрий присутствовал при казнях приверженцев бывшей правительницы. Описанию этой поездки святитель отводит значительное место в своем дневнике («Диариуше»). С разрешения Мазепы 13 января 1691 года Димитрий перенес в Батуринский монастырь из казенной палаты гетмана частицу мощей великомученицы Варвары. Димитрий считал эту святую своей покровительницей. 11 марта 1689 года Димитрий получил жалованную грамоту царей Иоанна и Петра с подтверждением грамоты царя Алексея Михайловича на владения Батуринского монастыря, поступившие в качестве вкладов в разное время от гетманов. В игуменство Димитрия в Батуринском монастыре доживал последние годы и скончался Адам Зерникав.

14 февраля 1692 года Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий…» (издана в 1695 году). В середине 1694 года Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря, 22 июня прибыл в Глухов, в январе следующего года в монастыре было начато строительство каменного собора. Посылая в марте 1695 года патриарху Адриану 2-ю часть «Книги житий…», Димитрий просил о присылке новых томов Великих Четьих-Миней, которые и были ему отправлены в начале 1696 года через иеромонаха Кариона (Истомина). За 1-й том своего труда Димитрий удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 октября 1690 года), напечатанной во 2-й части «Книги житий…».

18 января 1697 года, после кончины игумена киевского Кирилловского монастыря Иннокентия (Монастырского), Димитрий стал настоятелем этого монастыря, но уже 10 июня того же года он был избран настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, 20 июня возведен в сан архимандрита Черниговским епископом святителем Иоанном (Максимовичем). В 1699 году Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь, куда прибыл 22 сентября.

18 июня 1700 года Петр I отправил указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С этой же просьбой обратился к митрополиту Варлааму и патриарх Адриан. Вскоре, 16 октября 1700 года, патриарх скончался, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 декабря 1700 года назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митрополитом Стефаном): Димитрия и Переяславского епископа Захарию (Корниловича), велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

Димитрий приехал в столицу 10 февраля, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Как сообщает Житие Димитрия, святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий…», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский), хиротонисанный при участии Димитрия 4 января 1702 года.

Живя в Москве, Димитрий много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февраля 1701 по февраль 1702 года, в том числе «Слово в начатии шведской войны» (19 июня) (Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-шведской войны (отсутствие его в войсках, которыми распоряжались иностранцы,неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Димитрию.

4 января 1702 года Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 ноября предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 года Димитрий прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский монастырь (см. Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мужской монастырь), находящийся при въезде в город на Московском тракте, святитель указал место своего будущего погребения в юго-западном углу храма Св. Троицы (построен в 1686 году на месте храма конца XIV века в честь Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, в 1754 году переосвящен как Зачатьевский). После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам… не себе угождати… но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» (цит. по: Там же. С. 292). Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.

Указывая на недостатки местного духовенства — необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям — и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. С этой целью 1 сентября 1702 года в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа, устроенная по типу юго-западнорусских школ, образцами для которых являлись иезуитские коллегии; средства для школы выделялись из Монастырского приказа. В ростовской школе учились около 200 человек, преимущественно дети священников (все священнослужители епархии были обязаны отдавать сыновей в учебу), принимались подростки и из других сословий.

Школа делилась на 3 класса: низший (infima classis, грамматический), средний (media classis, латинский), высший (suprema classis, философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Ученики писали сочинения, делившиеся на домашние и классные (школьные), которые могли быть обыкновенными (безотносительными) или спорными (конкурсными, за звание лучшего ученика) (о порядке преподавания свидетельствуют рукописные сборники упражнений по латинской грамматике учеников ростовской школы, в частности П. Курохтанского за 1703 год — РГАДА. Ф. 381. № 1602). Лучших учеников называли аудиторами, первого из них — сеньором. В обязанности сеньора входило наблюдение за порядком и тишиной в классе в отсутствие учителя, объяснение и повторение уроков.

Известны имена некоторых учителей ростовской школы: Иван Мальцевич и Евфимий Морогин (выпускники школы), Иван Филипов (Филипович), Алексей Димитриев. Димитрий сам проводил некоторые занятия, экзаменовал учеников, воспитанники во время каникул приезжали на архиерейскую дачу в с. Демьяны близ Ростова. По праздникам и в дни именин преподавателей ученики произносили речи в стихах и прозе, разыгрывали пьесы или диалоги. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702 — 1704 годах. Димитрий писал для него драмы и декламации (см. ниже). 26 октября 1704 года было представлено действо «Венец Димитрию», предполагаемый автор которого — учитель Морогин. Ростовская школа просуществовала до 1705 года, была закрыта из-за противодействия главы Монастырского приказа графа И. А. Мусина-Пушкина и стольника В. Воейкова, считавших, что на содержание школы идут слишком большие средства.

Известно несколько посланий Димитрия ростовскому духовенству дисциплинарного характера. К 1705 году относится послание монаху Варлааму о благоустройстве церквей и монастырей (повторяет уставную грамоту патриарха Адриана архимандриту Евфимию от 1 июля 1698 года). Во многих списках дошло «Уложение» Димитрия (2 послания к иереям, сохранившийся автограф: ГИМ. Син. № 147. Л. 329-338, 340-344). Димитрий обличает допускавшееся священниками Ростовской епархии нарушение тайны исповеди, пренебрежительное отношение к священнослужению и святыням. Написанное, вероятно, в Москве «Уложение» было отправлено в Ростов с предписанием прочитать его всем священникам епархии, каждый священнослужитель должен был изготовить для себя список.

При Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично, в частности, Троицкий храм (1708 год) в ростовском Троице-Борском монастыре, возведенный при покровительстве П. Нарышкиной и Петра I, и Никольскую церковь (1709 год) в с. Угодичи, принадлежавшем графу Мусину-Пушкину (Мельник А. Г. Церковь Троицы на Бору 1708 г. // Памятники культуры. Новые открытия, 1998. М., 1999. С. 500-503; он же. Никольская церковь села Угодичи близ Ростова Великого // Там же, 2000. М., 2001. С. 529-535).

Материальное положение Ростовского архиерейского дома в начале XVIII века было тяжелым. Испытывая острую потребность в средствах вследствие войны со Швецией, 24 января 1701 года Петр I восстановил Монастырский приказ с целью в первую очередь жесткого контроля над церковными доходами. В Ростове ситуация осложнялась недружелюбными отношениями между Димитрием и стольником Монастырского приказа Воейковым, осуществлявшим сбор доходов с архиерейских и монастырских земель Ростовской епархии. Воейков посылал на Димитрия многочисленные доносы, особенно по поводу трат на нужды ростовской школы. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, Димитрий не отягощал духовенство своей епархии налогами в пользу архиерейского дома, которые не увеличились по сравнению с предшествующим периодом.

Димитрий часто бывал в Москве: в 1705 — 1706 годах служил и проповедовал, приезжал в августе — сентябре 1708 года. Святитель поддерживал переписку с московскими друзьями: митрополитом Стефаном (Яворским), монахом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря Феологом, Ф. П. Поликарповым-Орловым, иеромонахом Карионом (Истоминым). Среди знакомых Димитрия ростовского периода его жизни было семейство царя Иоанна V — вдовствующая царица Прасковья Феодоровна с дочерьми, а также царевны Феодосия, Мария и Наталия Алексеевны. Прасковья Феодоровна нередко посещала святителя, в последний приезд в Ростов (28 октября 1709 года) для молитвы перед чудотворной Толгской иконой Божией Матери царица уже не застала Димитрия в живых и дважды (28 и 30 октября) заказывала по нему панихиду. Близкой знакомой и корреспондентом Димитрия была также бывшая кормилица царевича Алексея Петровича монахиня Варсонофия (Козинских), жившая в Ростове близ архиерейского дома (краткое учительное послание святителя к ней включено в его Житие).

Автограф свт. Димитрия Ростовского (нижняя запись). Запись 1705 года в своде четырех Евангелий и Деяний апостольских, составленном Симеоном Полоцким. Государственный исторический музей. Син. № 119. Л. 1

 

Житие Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Димтрий был строгим постником, на первой и последней неделях Великого поста вкушал пищу 1 раз, значению поста посвящены многие его проповеди. Димитрий часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Житие Димитрия содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны — жены священника церкви во имя Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 декабря 1707 года по молитве Димитрия в ростовском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре исцелилась девица Евфросиния из деревни Поречье, которая 5 лет была «мучима от духов нечистых».

Духовная грамота Димитрия датируется 4 апреля 1707 года (сохранившийся автограф: РГАДА. Ф. 18. № 9). Димитрий просит не искать оставшегося имения, поскольку «не стяжах имения… кроме книг святых» (после смерти святителя в казне было найдено 39 р. 20 алтын), завещает похоронить себя в Троицком соборе Яковлевского монастыря. По указу Петра I завещание Димитрия было опубликовано отдельной брошюрой в Москве в 1717 году.

Митрополит Стефан и Ростовский святитель дали друг другу обещание, что первый, кто из них умрет, будет похоронен другом. Ожиданием приезда митрополита Стефана объясняется задержка с похоронами Димитрия, который был погребен спустя почти месяц после кончины, 25 ноября, при большом стечении народа. Ростовцы хотели, чтобы могила святителя по традиции находилась в Успенском соборе Ростовского кремля, но митрополит Стефан настоял на исполнении последней воли друга. Рязанский митрополит написал надгробные «Стихи памяти смертной, всякому потребной», в которых часто повторяется строка: «Свят Димитрий, свят».

По завещанию Димитрия оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. При вскрытии гробницы в 1752 году они оказались истлевшими, поэтому автографов святителя до нашего времени дошло немного — это в основном личные письма, подписи на документах, черновые материалы, правка в рукописях, пометы на печатных изданиях из его библиотеки. Рукописи и книги Димитрия по распоряжению митрополита Стефана были переданы в Патриаршую библиотеку, их перечень составил казначей Ростовского архиерейского дома иеромонах Филарет (Преставление св. Димитрия, митрополита Ростовского, и опись оставшегося после него имущества // Москвитянин. 1855. № 21/22. С. 71-86). Библиотека Димитрия насчитывала 528 рукописей и изданий. В настоящее время книги из нее находятся в основном в РГАДА, несколько книг есть в Музее книги РГБ, одна — в БАН. Большинство сохранившихся прижизненных рукописей Димитрия сосредоточено в ГИМ и РГАДА, они есть также в РГИА, РНБ, БАН, НБУВ ИР, в библиотеке РЯАХМЗ, в ЯИАМЗ, в библиотеках Углича, Владимира, Нижнего Новгорода, Иркутска.

Известен архиерейский герб Димитрия — «огненное сердце» в барочном картуше, с архиерейскими атрибутами (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 372). Святитель использовал его наряду с семейным гербом Савичей.

Мощи Димитрия почивали открыто в юго-западном углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению императрицы Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Переложение его останков в эту новую раку последовало 25 мая 1763 года в присутствии императрицы Екатерины II Алексеевны, прибывшей из Москвы в Ростов пешком. В церемонии также участвовали Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), Санкт-Петербургский митрополит Гавриил (Петров), Сарский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Арсений и другие. Императрица Екатерина пожертвовала в Яковлевский монастырь покровы на гробницы святителей Иакова и Димитрия, дорогие одежды на престолы в соборе, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, 1 тысячу рублей настоятелю и братии и 2 тысячи рублей на благоукрашение обители.

Святитель Димитрий Ростовский. Икона. Вторая половина XVIII века. Ярославский художественный музей

 

Вместе с останками других Ростовских святых мощи Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 году были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 года, после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском монастыре, мощи Димитрия были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя святителя Иакова Ростовского.

 

Публикация:

Федотова М. А. Биография [свт. Димитрия Ростовского] // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 15. С. 8-12.

Прочитать статью на сайте «Православной энциклопедии» можно по ссылке: http://www.pravenc.ru/text/178011.html#part_2

button up