logo
sandvige Меню

ПРОЩАНИЕ С «ОБРЕТЕНИЕМ»

Выставка «Обретение. Иконы, спасённые на чердаке» завершила свою работу. Полтора года, с декабря 2019-го до июля 2021-го, она радовала нас и вдохновляла. Выставка сначала открылась в Москве, в Государственном историческом музее, затем спасённые иконы можно было увидеть в Митрополичих палатах Ярославля — месте, где они и были найдены.

 

Выставка знакомила с иконами XVI — начала XX века, спасёнными из разорённых ярославских храмов. Организаторы надеялись, что знакомство с этими произведениями заинтересует тех, кто с ними соприкоснётся, своей несомненной художественной ценностью, заставит задуматься о проблеме сохранения памятников и людях, спасших эти иконы.

 

Иконы были спрятаны на чердаке Митрополичих палат в Ярославле в период, когда здесь находились реставрационные мастерские, а работавшие в них реставраторы пытались спасти из закрывавшихся храмов хотя бы то немногое, что можно было спасти. В октябре 1930 года реставрационные мастерские закрылись. В здании разместились картинная галерея, а затем культпросветучилище. В 1977 году в Митрополичих палатах открылся художественный музей. К его открытию проводился ремонт, во время которого на чердаке и были найдены 81 икона. Образы были уложены на деревянные перекрытия ликами вниз и прибиты к этим перекрытиям гвоздями так, что гвозди располагались на поверхностях, не занятых изображениями. Сверху всё это было засыпано слоем земли и мелким строительным мусором.

 

Найденные иконы далеко не сразу вошли в музейный фонд и стали реставрироваться. Но к декабрю 2019 года почти половина обретенных икон получила вторую жизнь и была представлена в ГИМе. В Ярославле же мы имели возможность увидеть ещё больше икон — 43 из тех, что были спасены неведомыми нам реставраторами. Причём в Ярославле на выставке были 4 иконы, с которых ещё не удалили поздние записи и потемневшую олифу и можно было увидеть, как большинство обретенных произведений выглядели до реставрации.

 

Лицом выставки, её символом, выбрали икону архидиакона Филиппа из Вознесенской церкви Ярославля. Во время июльского восстания в 1918 году она пострадала от обстрелов. На средства прихожан после восстания производился ремонт храма и, в том числе, были заделаны отверстия от шрапнели на фоне иконы архидиакона Филиппа, а некоторым из ним придали форму четырёхлучевой звезды.

 

Одной из самых притягательных икон выставки стал большой образ иконы Божией Матери Новодворской. Необычайно лиричное и в то же время праздничное изображение Богоматери и Младенца.

 

Согласно преданию, подлинник Новодворской иконы написан был святителем Петром Московским (+1326) в начале его монашеского пути на Волыне, где он основал небольшой монастырь в селении Новый Двор на берегу реки Рать. Со временем образ стал почитаемой святыней тех мест. Это современное село Новый Двор в Брестской области Белоруссии.

 

13 августа 1677 года чудотворной святыне приехал поклониться будущий святитель Димитрий Ростовский, тогда ещё молодой иеромонах, начавший работу над своей первой книгой «Руно Орошенное». Эта книга посвящена описанию чудес, во множестве происходивших от чудотворного образа Божией Матери Ильинской, находившейся в Ильинском монастыре Чернигова, где св. Димитрий в то время был кафедральным проповедником.

 

Таким образом, Новодворская святыня стала первой, к которой приехал святитель Димитрий на поклонение для того, чтобы помолиться перед началом работы над своей первой книгой.

 

Интересно и то, что выставка «Обретение. Иконы, спасённые на чердаке» проходила в Митрополичих палатах Ярославля. Это место также связано с жизнью святителя Димитрия. Известно, что он здесь неоднократно жил во время своих посещений Ярославля. Именно на крыльце Митрополичих палат произошёл знаменитый спор о брадобритии между св. Димитрием Ростовским и мужиками. Теперь этому событию и истории брадобрития в нашей стране в целом посвящена постоянная интерактивная экспозиция «Спор о бороде», расположенная на первом этаже Митрополичих палат.

 

Текст и фотографии Марии Рубцовой

button up