Выставка «Обретение. Иконы, спасённые на чердаке» завершила свою работу. Полтора года, с декабря 2019-го до июля 2021-го, она радовала нас и вдохновляла. Выставка сначала открылась в Москве, в Государственном историческом музее, затем спасённые иконы можно было увидеть в Митрополичих палатах Ярославля — месте, где они и были найдены.
Выставка знакомила с иконами XVI — начала XX века, спасёнными из разорённых ярославских храмов. Организаторы надеялись, что знакомство с этими произведениями заинтересует тех, кто с ними соприкоснётся, своей несомненной художественной ценностью, заставит задуматься о проблеме сохранения памятников и людях, спасших эти иконы.
Иконы были спрятаны на чердаке Митрополичих палат в Ярославле в период, когда здесь находились реставрационные мастерские, а работавшие в них реставраторы пытались спасти из закрывавшихся храмов хотя бы то немногое, что можно было спасти. В октябре 1930 года реставрационные мастерские закрылись. В здании разместились картинная галерея, а затем культпросветучилище. В 1977 году в Митрополичих палатах открылся художественный музей. К его открытию проводился ремонт, во время которого на чердаке и были найдены 81 икона. Образы были уложены на деревянные перекрытия ликами вниз и прибиты к этим перекрытиям гвоздями так, что гвозди располагались на поверхностях, не занятых изображениями. Сверху всё это было засыпано слоем земли и мелким строительным мусором.
Найденные иконы далеко не сразу вошли в музейный фонд и стали реставрироваться. Но к декабрю 2019 года почти половина обретенных икон получила вторую жизнь и была представлена в ГИМе. В Ярославле же мы имели возможность увидеть ещё больше икон — 43 из тех, что были спасены неведомыми нам реставраторами. Причём в Ярославле на выставке были 4 иконы, с которых ещё не удалили поздние записи и потемневшую олифу и можно было увидеть, как большинство обретенных произведений выглядели до реставрации.
Лицом выставки, её символом, выбрали икону архидиакона Филиппа из Вознесенской церкви Ярославля. Во время июльского восстания в 1918 году она пострадала от обстрелов. На средства прихожан после восстания производился ремонт храма и, в том числе, были заделаны отверстия от шрапнели на фоне иконы архидиакона Филиппа, а некоторым из ним придали форму четырёхлучевой звезды.
Одной из самых притягательных икон выставки стал большой образ иконы Божией Матери Новодворской. Необычайно лиричное и в то же время праздничное изображение Богоматери и Младенца.
Согласно преданию, подлинник Новодворской иконы написан был святителем Петром Московским (+1326) в начале его монашеского пути на Волыне, где он основал небольшой монастырь в селении Новый Двор на берегу реки Рать. Со временем образ стал почитаемой святыней тех мест. Это современное село Новый Двор в Брестской области Белоруссии.
13 августа 1677 года чудотворной святыне приехал поклониться будущий святитель Димитрий Ростовский, тогда ещё молодой иеромонах, начавший работу над своей первой книгой «Руно Орошенное». Эта книга посвящена описанию чудес, во множестве происходивших от чудотворного образа Божией Матери Ильинской, находившейся в Ильинском монастыре Чернигова, где св. Димитрий в то время был кафедральным проповедником.
Таким образом, Новодворская святыня стала первой, к которой приехал святитель Димитрий на поклонение для того, чтобы помолиться перед началом работы над своей первой книгой.
Интересно и то, что выставка «Обретение. Иконы, спасённые на чердаке» проходила в Митрополичих палатах Ярославля. Это место также связано с жизнью святителя Димитрия. Известно, что он здесь неоднократно жил во время своих посещений Ярославля. Именно на крыльце Митрополичих палат произошёл знаменитый спор о брадобритии между св. Димитрием Ростовским и мужиками. Теперь этому событию и истории брадобрития в нашей стране в целом посвящена постоянная интерактивная экспозиция «Спор о бороде», расположенная на первом этаже Митрополичих палат.
Текст и фотографии Марии Рубцовой
Архидиакон Филипп. Начало XVIII в. Икона была дверью в диаконник Вознесенской церкви, что является редким случаем для убранства ярославского храма
Святитель Николай Чудотворец. Конец XVII — начало XVIII в.
Праотец Мельхиседек. 1827 г. Автор ярославский иконописец Константин Иванов Смирнов. Икона из Покровского храма Ярославского Казанского монастыря
Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. XVIII в. Совершенно замечательные облачения святителей. В аннотации даже написано: «виртуозно исполненный, изощрённый орнамент одежд с обилием золота, серебра и цветных лаков»
Фрагмент Новодворской иконы Богородицы
Новодворская икона Богородицы
Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин с образом Преображения Господня. Последняя четверть XVII в.
Князь Давид. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин с образом Преображения Господня». Последняя четверть XVII в.
Князь Константин. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин с образом Преображения Господня». Последняя четверть XVII в.
Образ Преображения Господня. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин с образом Преображения». Последняя четверть XVII в.
Фрагмент поясного Деисуса с избранными святителями. Первая треть XVIII в.
Фрагмент поясного Деисуса с избранными святителями. Первая треть XVIII в.
Царские врата. Первая четверть XVIII в.
Богоматерь Тихвинская. 1744 г. Происходит из церкви Параскевы Пятницы в Калашной слободе Ярославля.
Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении образу Богоматери «Знамение». Середина XVII в.
Фрагмент иконы «Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении образу Богоматери «Знамение». Середина XVII в.
Фрагмент иконы «Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении образу Богоматери «Знамение». Середина XVII в.
Фрагмент иконы «Воскресение с сошествием во ад». Икона редкой иконографии. Возможно, это был почитаемый образ, так как на протяжении XVII — XIX вв. её много раз поновляли и украшали серебряными венцами и цатами.
Фрагмент иконы «Воскресение с сошествием во ад». Икона редкой иконографии. Одним из её источников стало «Слово о Сошествии во ад Иоанна Предтечи» Евсевия Александрийского. Что и отражено в данном фрагменте
Святой Алексий, человек Божий, с житием в 4 клеймах. Начало XVIII в.
Фрагмент иконы «Святой Алексий, человек Божий, с житием в 4 клеймах». Начало XVIII в. Это клеймо, где изображён брачный пир будущего святого
Святые Косма и Дамиан. Фрагмент иконы «Пророк Аввакум, мученик Мина, Косма и Дамиан в молении иконе Богоматери «Знамение». Конец XVII в.
Пророк Аарон. 1827 г. Автор ярославский иконописец Константин Иванов Смирнов. Икона из Покровского храма Ярославского Казанского монастыря
Спас Великий Архиерей с предстоящими. Середина XVIII в.
Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей с предстоящими». Середина XVIII в.
Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей с предстоящими». Середина XVIII в.
Священномученик Антипа Пергамский. Редкая икона. Считается, что она написана до великого пожара 1658 года в Ярославле. Памятников этого периода сохранилось не так много
Вход Господень в Иерусалим. Конец XVIII в.
Похвала Богородицы. Середина XVIII в.
Пророк царь Соломон. Фрагмент иконы Похвала Богородицы. Середина XVIII в.
Ангел Хранитель. Вторая треть XVIII в.
Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери «Знамение». Конец XVII — начало XVIII в. Нарядная одежда князей повторяет орнаменты привозных восточных и европейских тканей XVII в.
Святой князь Василий Ярославский. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери «Знамение». Конец XVII — начало XVIII в.
Князья Владимир Креститель и Константин Ярославский. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери «Знамение». Конец XVII — начало XVIII в.
Фрагмент иконы «Спас на престоле». Начало XVIII в. Иконографический образец этого образа — чтимая икона «Спас Златая риза» из иконостаса Успенского собора Московского Кремля
Пророк Захария. Конец XVIII — начало XIX в.
Преподобный Сильвестр Обнорский, о многочисленных чудесах от мощей которого были публикации в дореволюционных «Ярославских епархиальных ведомостях». Прп. Сильвестр — ученик Сергия Радонежского, основатель Воскресенского монастыря на реке Обноре, протекающей на границе Ярославской и Вологодской областей.
Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин, Алексий человек Божий в молении иконе Успения Богородицы. Конец XVII — начало XVIII в.
Святые князья Феодор, Давид и Константин Ярославские. Фрагмент иконы «Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин, Алексий человек Божий в молении иконе Успения Богородицы». Конец XVII — начало XVIII в.
Богоматерь Печерская. Середина — вторая половина XVIII в.
Тот самый чердак, где были найдены иконы