logo
sandvige Меню

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА, ИЛИ УТЕШЕНИЕ» И СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

«Над древним Ростовом Великим, над его озером, над Успенским собором, над кремлём и кремлёвскими стенами, над монастырями и приходскими церквами лежит холодная лунная ночь. И невольно думы переносятся за два века назад… Утро 1 марта 1702 года. С отцовским благословением – любимой своей ВАТОПЕДСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – новый митрополит ехал к месту своего служения. Возок, ныряя в ухабах, уже подъезжал к Ростову по пожелтевшему снегу Московской дороги. Города ещё не было видно, но до нового митрополита уже доносился малиновый звон кремлёвских колоколов. Возок остановился у ворот бедной древней обители Иаковлевской. Духовенство и толпа горожан встретили его там, поднесли икону, и пошли они вместе в обитель поклониться мощам святителя Иакова Ростовского… У входа в Зачатьевскую церковь остановился митрополит на миг и, указывая рукой на правый угол, тихо произнёс: «Се покой мой, зде вселюся во век века».

Так неизвестный автор начала XX столетия описал приезд в Ростов известного подвижника, духовного писателя, проповедника, драматурга Петровского времени, основателя одной из первых в России регулярных школ и лично хорошо знакомого с семьёй Петра I святителя Димитрия Ростовского (1651 – 1709).

Это отрывок большой статьи в журнале «Русский Паломник» за 1909 год. И я советую заглянуть в неё, так как в ней есть редкие фотографии, в том числе и раки с мощами свт. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря; вещей, принадлежавших святителю и хранившихся в ризнице обители (фактически это был монастырский музей, и основой его собрания были личные вещи свт. Димитрия) и его келейного образа – ВАТОПЕДСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА, ИЛИ УТЕШЕНИЕ».
Ссылка на статью: https://dimitryrostovsky.ru/wp-content/uploads/2018/04/02.-Майя.-Кончина-святителя-Димитрия-Ростовского.-Русский-паломник-1909.pdf

Празднование этой иконы совершается 3 февраля – в день памяти преподобного Максима Грека (1470 – 1556). Объясняется это очень просто: именно с ним связывают появление этого образа Богоматери в России. Преподобный Максим – этнический грек из аристократической семьи, жившей на территории современной Албании; закончил школу на острове Корфу, странствовал и учился в разных городах Италии, особенно долго во Флоренции; монах афонского монастыря Ватопед, приехавший на Русь в 1518 г. при великом князе Василии III (отец Иоанна Грозного) для участия в переводе книг. В итоге создал библиотеку для великого князя и способствовал распространению на Руси списков с главной святыни афонского монастыря Ватопед – иконы Богоматери «Отрада, или Утешение». Считается, что он привёз с собой список этой великой реликвии и уже с него стали делать списки у нас в стране.

Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. Русской Православной Церковью прп. Максим Грек причислен к лику святых в 1988 г., хотя его почитание в лавре известно с конца XVI века, когда были освидетельствованы его мощи и при этом исцелилось 16 человек. Это произошло при патриархе Иове в 1591 г.

Преподобного Максима Грека академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал «первым интеллигентом на Руси». Огромное количество его текстов – порядка 365-ти – вошли в знаменитые Четьи-Минеи митрополита Макария Московского. А из предыдущей моей статьи про эпоху царя нашего Иоанна Васильевича Грозного (публикация на моей странице от 19.01.2025), думаю, вы помните, насколько значимым был этот литературный памятник в истории нашей страны – была собрана вся литература душеполезного содержания, какую только смогли найти в Русском царстве того времени. 12 рукописных томов фактически необъятного содержания, и в них огромное количество статей преподобного Максима Грека.
Увидеть вживую несколько томов можно в Государственном историческом музее. И оцените тираж этого рукописного памятника – 4 комплекта!

И какая интересная связь прослеживается – преподобный Максим Грек, «первый интеллигент на Руси», святой страдалец и подвижник, молившийся у своего келейного образа Божией Матери «Отрада, или Утешение», и русский святитель, аскет и молитвенник, совершенный бессребреник и известнейший духовный писатель нашей страны святитель Димитрий Ростовский, у которого Ватопедский образ Богоматери «Отрада, или Утешение» тоже был келейным и перед которым он скончался во время ночной коленопреклоненной молитвы (+ 28 октября 1709).

Как икона попала к святителю Димитрию и стала его келейным образом не так уж просто разобраться и установить точные факты. В приведённом выше отрывке о приезде святителя в Ростов излагается самая популярная для авторов XIX века история об этом. Они называют Ватопедскую икону Божией Матери родительским благословением святителю. Это предание, и документально оно ничем не подтверждается. А есть ещё две истории, записанные непосредственно свт. Димитрием Ростовским в его «Дневных записках» (дневнике).

Из них известно, что икона Богоматери в окладе была дана ему в 1689 г. при посещении Троице-Сергиевой лавры из рук патриарха Московского и всея Руси Иоакима как благословение на написание «Книги житий святых». Это очень правдоподобно, ведь именно в лавре жил и был похоронен прп. Максим Грек. Здесь явно хранилась его собственная келейная икона и с неё могли делать списки-копии.

А есть ещё и третья история из «Дневных записок» свт. Димитрия. Она связана с иконой Пресвятой Богородицы «московского» письма, Киево-Печерской лаврой, митрополитом Петром Могилой и царём Алексеем Михайловичем. Подробнее обо всём в моей статье здесь, страницы 146 — 151:
https://dimitryrostovsky.ru/wp-content/uploads/2018/04/Лики-и-лица-Спасо-Яковлевского-Димитриева-монастыря.pdf

Икона была вместе со свт. Димитрием не только при жизни, но и после кончины – сначала она находилась у его гроба в церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля), затем рядом с захоронением в Зачатьевском соборе Яковлевской обители. После канонизации митрополита Димитрия на Пасху 1757 года непременно пребывала у его мощей и участвовала во всех крестных ходах с ними. Со временем в монастыре стали фиксировать случаи помощи по молитвам у этой иконы. Так Ватопедский образ стал самостоятельной святыней. Все, кто приходил помолиться у мощей святителя Димитрия Ростовского, далее шли молиться у его келейной иконы – свидетельницы его молитвенных и писательских трудов – Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы «Отрада, или Утешение».

В XIX столетии икона находилась над царскими вратами Зачатьевского собора монастыря и спускалась на ремнях после литургии, чтобы богомольцы могли к ней приложиться. Точно так же спускались чудотворные иконы Успения Божией Матери в Киево-Печерской и Почаевской лаврах. Таким образом наша местная святыня была поставлена в один ряд с такими чтимыми всей страной чудотворными образами.

Самым известным трудом ростовского святителя стала «КНИГА ЖИТИЙ СВЯТЫХ», иначе называемая Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского. Это труд, которому святитель посвятил более 20-ти лет жизни, собрав и изложив доступным языком жития святых за 17 веков христианства (это более 700 статей). Святитель собрал материалы не только о вселенских, но – что особенно важно – и о русских святых, в том числе, о тех, кто входит в Собор Ростово-Ярославских святых. Именно их житиями он стал интересоваться и искать рукописные источники, когда приехал в Ростов и понял, на какую святую землю он попал.

В сознании потомков КЕЛЕЙНЫЙ ОБРАЗ ВАТОПЕДСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ св. Димитрия прочно СВЯЗАЛСЯ С ЕГО МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ НАД «КНИГОЙ ЖИТИЙ СВЯТЫХ». Именно поэтому этот образ очень часто изображается и на иконах самого святителя Димитрия Ростовского. Одна такая икона размеров свыше 3-х метров находится у мощей святителя в Дмитровском соборе Спасо-Яковлевского монастыря (дана в подборке).

Спасо-Яковлевский монастырь был закрыт осенью 1929 г. До этого в нём прошло многократное (5 раз!) изъятие церковных ценностей. Вместе с ними пропал и келейный образ св. Димитрия, так как икона была украшена драгоценной ризой с камнями, устроенной в 1830-х гг. усердием графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Эту ризу можно увидеть на дореволюционной фотографии (дана в подборке).

25 августа 1997 года келейную икону свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевский монастырь вернул митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Это было настоящее чудо, поскольку никто и не надеялся, что образ сохранился. С тех пор ежегодно 25 августа в Спасо-Яковлевской обители празднуется местный монастырский праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение».

А буквально на днях история дополнилась ещё некоторыми значимыми деталями. По одному невероятно интересному просветительскому проекту у меня была встреча с потомком известной для Ростова Великого фамилии @id34559953 (Татьяна Орлова) . На этой встрече мне было подарено несколько истрепавшихся брошюрок из семейного собрания, среди них «Монашеское правило» и «Служба с акафистом святителю Димитрию Ростовскому», 1899 года издания. На титульном листе через всю страницу и у одной, и у второй книжицы шла надпись «ИЕРОМОНАХА ИАКОВА ТИХОМИРОВА». Надпись, ничего не говорящая другому человеку, а для меня целая история и живая ниточка к иеромонаху Спасо-Яковлевского монастыря отцу Иакову Тихомирову, поступившему в обитель из крестьян Костромской губернии в 1906 г. и жившему в ней до последнего, до самого её закрытия. Затем он служил в храмах Бурмакинского, Петровского и Ростовского районов Ярославской губернии и был жив ещё в 1950 году. Здесь хочу поблагодарить @id38905205 (Людмила Зуммер) , приславшую мне документ об этом.

Именно отец Иаков сохранил для нас монастырскую святыню – келейную икону свт. Димитрия Ростовского «Отраду, или Утешение». В монастыре он исполнял клиросное послушание, то есть был певчим. И если до этого мы сомневались, подлинная ли келейная икона свт. Димитрия сохранилась у нас в монастыре или один из пяти её списков, которые писались в обители и находились в разных её храмах и в настоятельских покоях. Теперь же с большей долей вероятности (и даже уверенно) мы можем говорить о том, что отец Иаков сохранил для нас подлинную икону, спрятав её при закрытии обители (к тому времени, конечно, икона уже была без богатой ризы, сделанной графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской).

Вот такая история. Прежде, чем писать эту статью, прочитала акафист свт. Димитрию Ростовскому по подаренной истрёпанной брошюрке. Это очень трепетно – знать, что до тебя по ней молился конкретный живой человек, он чаще других был на службах в нашем старом, дореволюционном, монастыре, так как пел на клиросе. Затем он жил в скромном домике на улице, ведущей к монастырю, а после несколько десятилетий служил в разных храмах Ярославской земли и молился у келейной иконы свт. Димитрия Ростовского – Божией Матери «Отрада, или Утешение». А сейчас и книжечка с акафистом свт. Димитрию, и его келейная икона находятся у нас в монастыре.

Запоминайте эту историю, воодушевитесь и приезжайте к нам в Спасо-Яковлевский монастырь к мощам святителя Димитрия Ростовского и к его келейной иконе Богоматери Ватопедской.
У нас в Дмитровском соборе только что началось вечернее богослужение – праздничное всенощное бдение с чтением акафиста у иконы «Отрада, или Утешение».
Если хотите подать записки на литургию в день памяти этой иконы, это можно сделать по телефону казначея (имена писать в ТГ):
+ 7 (905) 630-68-08.
Также молебен с акафистом свт. Димитрию Ростовскому служится каждый вторник, Ватопедской иконе «Отрада, или Утешение» – каждую среду. 

А вообще, удивительно, но факт – у иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение» и у мощей свт. Димитрия Ростовского молились, и неоднократно, сиятельнейший граф Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева; молились о том, чтобы император разрешил их невероятный для своего времени брак, молились о даровании наследника, молились много лет – и в феврале 1803 года родился долгожданный граф Дмитрий Николаевич Шереметев. Совершенно очевидно, в честь кого он был назван 😊
Об этой необычайной истории с малоизвестными подробностями в своё время будет другой рассказ. 
© Текст: Мария Рубцова, церковный историк, референт по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, главный хранитель Ярославского епархиального древлехранилища. 
© Фотографии: Павел Рубцов

button up