Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2012 года, г. Ярославль. Ярославль, 2014. С. 319 — 326
В первой четверти XX столетия Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь возглавлял викарий Ярославской епархии епископ Иосиф (Петровых) (1872-1938). Время его настоятельства составило 17 лет (с 1909 по 1926 гг.) и вместило в себя все – и грандиозные монастырские празднества, и полное разорение обители.
Епископ Иосиф,1 в миру – Иван Семенович Петровых, родился в 1872 г. в г. Устюжна, Новгородской губернии. По окончании Московской духовной академии, стал преподавателем кафедры Библейской истории. В 1901 г., в неполные 30 лет, принял монашеский сан, впоследствии являлся настоятелем Свято-Онуфриевского и Новгородского Юрьева монастырей.
В 1909 г., по настоянию ярославского архиепископа Тихона (Белавина) — будущего Святейшего патриарха, Иосиф был переведен в Ярославскую епархию, возведен в сан епископа, утвержден викарием и определен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря.
В том же 1909 г. он, вместе с архиепископом Тихоном, сумел превосходно подготовить и блестяще провести празднование 200-летия кончины святителя Димитрия Ростовского. Спустя четыре года, он, также совместно с ярославским владыкой, встречал в своем монастыре императора Николая II.
За время своего настоятельства в Яковлевском монастыре епископ Иосиф основал три храма и один придел. Особенно удивительной стала Воскресенская церковь, освященная в апреле 1912 г., – уникальный «пещерный» храм-реликварий, в котором было устроено подобие Гроба Господня – точная копия наиболее почитаемой христианской святыни.2
Будучи рачительным хозяином, епископ Иосиф проявлял неустанную заботу о благоустройстве своей обители. В 1914 г. он построил новую монастырскую гостиницу, в которой, в связи со вступлением России в войну, был открыт военный госпиталь.3
В середине 20-х годов XX столетия начинается новый период жизни епископа Иосифа. С 1926 г. в сане митрополита он стал во главе Ленинградской епархии, а вскоре возглавил церковную группировку, оппозиционную к патриарху Сергию, который официально поддержал советскую власть. Деятельность митрополита Иосифа и его последователей впоследствии получила название «иосифлянского движения». Владыка Иосиф был арестован, сослан в Казахстан, а в ноябре 1937 г. – расстрелян. Прославлен в лике святых Русской православной церковью за рубежом как священномученик Иосиф Петроградский.
Этот человек прожил большую и сложную жизнь, успел сделать очень многое и оставил яркий след в истории Русского православия. Сегодня мне хотелось бы остановиться на одной из многочисленных граней его таланта и рассказать о его воспоминаниях, посвященных прибытию в Ростов императорской семьи в мае 1913 г.
В тот год Россия отмечала 300-летие царствующего дома Романовых. Юбилейные торжества продолжались весь год, и представляли собой целую череду празднеств. Одним из ключевых, особенно значимых мероприятий стала поездка императорской семьи по пяти губерниям Центральной России — Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ярославской и Московской. Она продолжалась 15 по 27 мая, началась в Царском Селе и завершилась в Москве.
Эту поездку можно считать своеобразным паломничеством, она имела важное историческое и символическое значение. Дорога из Костромы в Москву, которую в 1613 г. прошел основатель царской династии Романовых Михаил Федорович, осознавалась как «священный путь призвания на царство». Смысл заключался в том, чтобы триста лет спустя именно этот путь повторил царствующий монарх. В ряду городов, включенных в императорское историко-паломническое путешествие, был Ростов, принявший почетных гостей 22 мая 1913 г.
Одним из ключевых источников, имеющих непосредственное отношение к данной теме, являются воспоминания епископа Иосифа, который не просто был современником и свидетелем данных событий, но и принимал в них самое живое участие.
Повествование владыки имеет заголовок: «Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова Императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею». Изначально это произведение было опубликованы в Ярославских епархиальных ведомостях,4 а впоследствии вышли отдельным изданием.5 В библиотеке музея «Ростовский кремль» хранится один из экземпляров этого издания, подаренный Ростовскому музею церковных древностей епископом Иосифом, о чем свидетельствует дарственная подпись автора.
Воспоминания достаточно объемны — они представляют собой восьмистраничную брошюру. Их отличают не только историческая достоверность, точность и внимание к деталям, но и превосходное изложение, высокий и образный стиль повествования.
Особая прелесть этого историко-художественного произведения заключается в необычайно красивом языке, которым они написаны. Епископ Иосиф был прекрасно образован и имел незаурядный литературный талант. Он умел и любил писать, о чем, в частности, свидетельствуют его дневники. Они были опубликованы, их издание составило 11 томов.6
Воспоминания владыки сообщают нам множество подробностей, которые невозможно или затруднительно уловить в других источниках. Например, то обстоятельство, что ночью накануне приезда высоких гостей в Ростов, в городе шел сильный дождь, который «к рассвету благоразумно прекратился, дав необычайно легкое, благоуханно-свежее чистое утро». Или еще два любопытных замечания — праздничный колокольный звон в Спасо-Яковлевском монастыре начался за час до прибытия императора, а духовенство, встречавшее государя в обители, было облачено в новые ризы, изготовленные в стиле ростовских священнических облачений XVII века. Об этом, как и о многом другом, рассказал епископ Иосиф.7
Обратившись к тексту его воспоминаний, попробуем вернуться на сто лет назад, и представить, как Ростов прожил один из своих самых ярких и памятных дней — 22 мая 1913 г. — день пребывания в городе императорской семьи.
Высокие гости прибыли в Ростов, в 10 часов утра, поездом, следовавшим из Ярославля. Императрица Александра Федоровна, сославшись на нездоровье, предпочла остаться в вагоне поезда. С городом знакомились император Николай Александрович, его дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследник, цесаревич Алексей.
Ростов был празднично украшен. Фасады зданий освежены и выбелены, дома декорированы гирляндами и флагами. Дороги, посыпаны свежим песком и утрамбованы. В городе были установлены четыре монументальные праздничные арки. Вдоль улиц рядами стояли дети и подростки – учащиеся местных учебных заведений. На протяжении всего дня на улицах и площадях, по ходу движения царского кортежа, собирались большие толпы людей. Как писал епископ Иосиф, «рано-рано улицы закишели народом, разодетым в праздничныя одежды, с радостным ожиданием и удовольствием на лицах».8
С Ростовского вокзала императорская семья прибыла в Успенский собор. У входа в древний храм монарха и его детей встретили архиепископ Тихон и епископ Иосиф. После краткого молебна государь осмотрел собор, его святыни и иконы, а также старинные реликвии из соборной ризницы.
Особенной частью программы встречи почетных гостей стал концерт знаменитых Ростовских звонов, во время которого исполнялись старинные праздничные колокольные звоны.
После этого император проследовал в кремль. В сопровождении детей и свиты он: «обозрел древния Кремлевския церкви, Белую Палату с ея музеем и прочие достопримечательности Кремля. Любовался и чудным видом на город, озеро и окрестности, открывающимся с вышки одной из Кремлевских башен».9
После посещения музея, император вернулся в поезд для завтрака и отдыха, по дороге заглянув в Благовещенскую церковь, прославленную недавним обретением новоявленной чудотворной иконы Богоматери.
Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем, где императора встречал его настоятель епископ Иосиф.
В соборе, у мощей святителя Димитрия был отслужен краткий молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись храма. Также его заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия. На паперти Зачатиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, 40 лет служившего гробовым монахом при мощах святителя.
Из старого собора император с детьми спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Этого не значилось в утвержденной программе встречи, но епископу Иосифу захотелось показать храм, которым он особенно гордился. По свидетельству епископа, «…несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление». Действительно, «пещерный» храм, и особенно копия Гроба Господня, понравились высоким посетителям: «Пробыв довольно долгое время в пещерке, его величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обозрения святынь».10
Покинув Воскресенский храм, Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера. Затем все проследовали в новый монастырский собор посвященный святителю Димитрию. Здесь гостям были представлены перенесенные из ризницы реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи святителя. Император осмотрел новую раку святителя Димитрия, устроенную незадолго до того, а по выходе из храма, государю показали карету святителя, хранящуюся в особом павильоне.
Спасо-Яковлевский монастырь стал единственной обителью Ростова, в которой в 1913 г. побывал император Николай II. В качестве двух главных причин, побудивших избрать именно этот монастырь местом императорского посещения, епископ Иосиф называет «важное значение этой обители в жизни и истории Ростова, возвысившееся особенно с прославлением в ней великаго святителя и чудотворца Димитрия, и всегдашнее благоволение всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».11
Демонстрация ростовских древеностей завершилась показом деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, построенной в конце XVII в., где император «очень интересовался стариною постройки и всей обстановки храма».
Вечером Николай Александрович выразил желание вернуться в Ростовский кремль и выслушать всенощную накануне праздника Вознесения Господня в Воскресенской церкви. Как писал епископ Иосиф, «Всенощная эта, при обстановке, совершенно переносящей молящагося в XVII век – век расцвета русской богослужебно-церковной красоты, и при прекрасном пении Ярославскаго архиерейскаго хора, произвела на государя чрезвычайно сильно впечатление».12 Около девяти часов вечера царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве.
В заключение следует подчеркнуть, что путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии и совершенное в память 300-летия этого события, имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых.
Ростов с обилием древних памятников, храмов и святынь вполне соответствовал духу, цели и смыслу этого путешествия. Программа пребывания императорской семьи в Ростове имела преимущественно процерковный характер. Здесь высокие гости пробыли один день, точнее, всего десять часов — за это время император с детьми посетили древний собор и знаменитый монастырь, музей церковных древностей и семь церквей, построенных в XVII веке; присутствовали на праздничной всенощной в старинном храме и на трех молебнах – в соборе, монастыре и приходской церкви, слышали звоны ростовских колоколов.
И все это нашло прекрасное отражение в воспоминаниях епископа Иосифа. Они не просто знакомят с фактологической стороной дела, но предоставляют редкую возможность прочувствовать, ощутить атмосферу происходивших событий. Надо сказать, что подобный эффект присущ лишь талантливым текстам, к числу которых, несомненно, относятся воспоминания яковлевского владыки.
Публикация:
Виденеева А. Е. Воспоминания епископа Иосифа о пребывании в Ростове императорской семьи 22 мая 1913 года // Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2012 года, г. Ярославль. Ярославль, 2014. С. 319 — 326.