logo
sandvige Меню

Воспоминания епископа Иосифа о пребывании в Ростове императорской семьи 22 мая 1913 года

Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2012 года, г. Ярославль. Ярославль, 2014. С. 319 — 326

Виденеева А. Е.

В первой четверти XX столетия Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь возглавлял викарий Ярославской епархии епископ Иосиф (Петровых) (1872-1938). Время его настоятельства составило 17 лет (с 1909 по 1926 гг.) и вместило в себя все – и грандиозные монастырские празднества, и полное разорение обители.

 

Епископ Угличский Иосиф Петровых (1872 — 1938)

 

Епископ Иосиф,1 в миру – Иван Семенович Петровых, родился в 1872 г. в г. Устюжна, Новгородской губернии. По окончании Московской духовной академии, стал преподавателем кафедры Библейской истории. В 1901 г., в неполные 30 лет, принял монашеский сан, впоследствии являлся настоятелем Свято-Онуфриевского и Новгородского Юрьева монастырей.

В 1909 г., по настоянию ярославского архиепископа Тихона (Белавина) — будущего Святейшего патриарха, Иосиф был переведен в Ярославскую епархию, возведен в сан епископа, утвержден викарием и определен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря.

 

Ярославский архиепископ Тихон (Белавин)

 

В том же 1909 г. он, вместе с архиепископом Тихоном, сумел превосходно подготовить и блестяще провести празднование 200-летия кончины святителя Димитрия Ростовского. Спустя четыре года, он, также совместно с ярославским владыкой, встречал в своем монастыре императора Николая II.

За время своего настоятельства в Яковлевском монастыре епископ Иосиф основал три храма и один придел. Особенно удивительной стала Воскресенская церковь, освященная в апреле 1912 г., – уникальный «пещерный» храм-реликварий, в котором было устроено подобие Гроба Господня – точная копия наиболее почитаемой христианской святыни.2


Будучи рачительным хозяином, епископ Иосиф проявлял неустанную заботу о благоустройстве своей обители. В 1914 г. он построил новую монастырскую гостиницу, в которой, в связи со вступлением России в войну, был открыт военный госпиталь.3

В середине 20-х годов XX столетия начинается новый период жизни епископа Иосифа. С 1926 г. в сане митрополита он стал во главе Ленинградской епархии, а вскоре возглавил церковную группировку, оппозиционную к патриарху Сергию, который официально поддержал советскую власть. Деятельность митрополита Иосифа и его последователей впоследствии получила название «иосифлянского движения». Владыка Иосиф был арестован, сослан в Казахстан, а в ноябре 1937 г. – расстрелян. Прославлен в лике святых Русской православной церковью за рубежом как священномученик Иосиф Петроградский.

Этот человек прожил большую и сложную жизнь, успел сделать очень многое и оставил яркий след в истории Русского православия. Сегодня мне хотелось бы остановиться на одной из многочисленных граней его таланта и рассказать о его воспоминаниях, посвященных прибытию в Ростов императорской семьи в мае 1913 г.

 

Памятный листок в честь 300-летия Дома Романовых

 

В тот год Россия отмечала 300-летие царствующего дома Романовых. Юбилейные торжества продолжались весь год, и представляли собой целую череду празднеств. Одним из ключевых, особенно значимых мероприятий стала поездка императорской семьи по пяти губерниям Центральной России — Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ярославской и Московской. Она продолжалась 15 по 27 мая, началась в Царском Селе и завершилась в Москве.

Эту поездку можно считать своеобразным паломничеством, она имела важное историческое и символическое значение. Дорога из Костромы в Москву, которую в 1613 г. прошел основатель царской династии Романовых Михаил Федорович, осознавалась как «священный путь призвания на царство». Смысл заключался в том, чтобы триста лет спустя именно этот путь повторил царствующий монарх. В ряду городов, включенных в императорское историко-паломническое путешествие, был Ростов, принявший почетных гостей 22 мая 1913 г.

Одним из ключевых источников, имеющих непосредственное отношение к данной теме, являются воспоминания епископа Иосифа, который не просто был современником и свидетелем данных событий, но и принимал в них самое живое участие.

Повествование владыки имеет заголовок: «Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова Императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею». Изначально это произведение было опубликованы в Ярославских епархиальных ведомостях,4 а впоследствии вышли отдельным изданием.5 В библиотеке музея «Ростовский кремль» хранится один из экземпляров этого издания, подаренный Ростовскому музею церковных древностей епископом Иосифом, о чем свидетельствует дарственная подпись автора.

 

Воспоминания епископа Иосифа

 

Воспоминания достаточно объемны — они представляют собой восьмистраничную брошюру. Их отличают не только историческая достоверность, точность и внимание к деталям, но и превосходное изложение, высокий и образный стиль повествования.

Особая прелесть этого историко-художественного произведения заключается в необычайно красивом языке, которым они написаны. Епископ Иосиф был прекрасно образован и имел незаурядный литературный талант. Он умел и любил писать, о чем, в частности, свидетельствуют его дневники. Они были опубликованы, их издание составило 11 томов.6

Воспоминания владыки сообщают нам множество подробностей, которые невозможно или затруднительно уловить в других источниках. Например, то обстоятельство, что ночью накануне приезда высоких гостей в Ростов, в городе шел сильный дождь, который «к рассвету благоразумно прекратился, дав необычайно легкое, благоуханно-свежее чистое утро». Или еще два любопытных замечания — праздничный колокольный звон в Спасо-Яковлевском монастыре начался за час до прибытия императора, а духовенство, встречавшее государя в обители, было облачено в новые ризы, изготовленные в стиле ростовских священнических облачений XVII века. Об этом, как и о многом другом, рассказал епископ Иосиф.7

Обратившись к тексту его воспоминаний, попробуем вернуться на сто лет назад, и представить, как Ростов прожил один из своих самых ярких и памятных дней — 22 мая 1913 г. — день пребывания в городе императорской семьи.

Высокие гости прибыли в Ростов, в 10 часов утра, поездом, следовавшим из Ярославля. Императрица Александра Федоровна, сославшись на нездоровье, предпочла остаться в вагоне поезда. С городом знакомились император Николай Александрович, его дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследник, цесаревич Алексей.

 

Встреча императора Николая II на Ростовском железнодорожном вокзале

 

Благовещенская улица в Ростове

Ростов был празднично украшен. Фасады зданий освежены и выбелены, дома декорированы гирляндами и флагами. Дороги, посыпаны свежим песком и утрамбованы. В городе были установлены четыре монументальные праздничные арки. Вдоль улиц рядами стояли дети и подростки – учащиеся местных учебных заведений. На протяжении всего дня на улицах и площадях, по ходу движения царского кортежа, собирались большие толпы людей. Как писал епископ Иосиф, «рано-рано улицы закишели народом, разодетым в праздничныя одежды, с радостным ожиданием и удовольствием на лицах».8

С Ростовского вокзала императорская семья прибыла в Успенский собор. У входа в древний храм монарха и его детей встретили архиепископ Тихон и епископ Иосиф. После краткого молебна государь осмотрел собор, его святыни и иконы, а также старинные реликвии из соборной ризницы.

 

Ростовский Успенский собор

 

Концерт ростовских колокольных звонов

 

Особенной частью программы встречи почетных гостей стал концерт знаменитых Ростовских звонов, во время которого исполнялись старинные праздничные колокольные звоны.

После этого император проследовал в кремль. В сопровождении детей и свиты он: «обозрел древния Кремлевския церкви, Белую Палату с ея музеем и прочие достопримечательности Кремля. Любовался и чудным видом на город, озеро и окрестности, открывающимся с вышки одной из Кремлевских башен».9

 

Ростовский Музей церковных древностей

 

После посещения музея, император вернулся в поезд для завтрака и отдыха, по дороге заглянув в Благовещенскую церковь, прославленную недавним обретением новоявленной чудотворной иконы Богоматери.

Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем, где императора встречал его настоятель епископ Иосиф.


 

В соборе, у мощей святителя Димитрия был отслужен краткий молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись храма. Также его заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия. На паперти Зачатиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, 40 лет служившего гробовым монахом при мощах святителя.

 

Собор Зачатия св. Анны СпасоЯковлевского монастыря

 

Из старого собора император с детьми спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Этого не значилось в утвержденной программе встречи, но епископу Иосифу захотелось показать храм, которым он особенно гордился. По свидетельству епископа, «…несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление». Действительно, «пещерный» храм, и особенно копия Гроба Господня, понравились высоким посетителям: «Пробыв довольно долгое время в пещерке, его величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обозрения святынь».10

Покинув Воскресенский храм, Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера. Затем все проследовали в новый монастырский собор посвященный святителю Димитрию. Здесь гостям были представлены перенесенные из ризницы реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи святителя. Император осмотрел новую раку святителя Димитрия, устроенную незадолго до того, а по выходе из храма, государю показали карету святителя, хранящуюся в особом павильоне.

 

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

 

Спасо-Яковлевский монастырь стал единственной обителью Ростова, в которой в 1913 г. побывал император Николай II. В качестве двух главных причин, побудивших избрать именно этот монастырь местом императорского посещения, епископ Иосиф называет «важное значение этой обители в жизни и истории Ростова, возвысившееся особенно с прославлением в ней великаго святителя и чудотворца Димитрия, и всегдашнее благоволение всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».11

Демонстрация ростовских древеностей завершилась показом деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, построенной в конце XVII в., где император «очень интересовался стариною постройки и всей обстановки храма».

 

Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне

 

Воскресенский храм Ростовского кремля

 

Вечером Николай Александрович выразил желание вернуться в Ростовский кремль и выслушать всенощную накануне праздника Вознесения Господня в Воскресенской церкви. Как писал епископ Иосиф, «Всенощная эта, при обстановке, совершенно переносящей молящагося в XVII век – век расцвета русской богослужебно-церковной красоты, и при прекрасном пении Ярославскаго архиерейскаго хора, произвела на государя чрезвычайно сильно впечатление».12 Около девяти часов вечера царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве.

В заключение следует подчеркнуть, что путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии и совершенное в память 300-летия этого события, имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых.

Ростов с обилием древних памятников, храмов и святынь вполне соответствовал духу, цели и смыслу этого путешествия. Программа пребывания императорской семьи в Ростове имела преимущественно процерковный характер. Здесь высокие гости пробыли один день, точнее, всего десять часов — за это время император с детьми посетили древний собор и знаменитый монастырь, музей церковных древностей и семь церквей, построенных в XVII веке; присутствовали на праздничной всенощной в старинном храме и на трех молебнах – в соборе, монастыре и приходской церкви, слышали звоны ростовских колоколов.

Епископ Угличский Иосиф Петровых, викарий Ярославской епархии

 

И все это нашло прекрасное отражение в воспоминаниях епископа Иосифа. Они не просто знакомят с фактологической стороной дела, но предоставляют редкую возможность прочувствовать, ощутить атмосферу происходивших событий. Надо сказать, что подобный эффект присущ лишь талантливым текстам, к числу которых, несомненно, относятся воспоминания яковлевского владыки.

Публикация:

Виденеева А. Е. Воспоминания епископа Иосифа о пребывании в Ростове императорской семьи 22 мая 1913 года // Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2012 года, г. Ярославль. Ярославль, 2014. С. 319 — 326.

button up