Ярославские епархиальные ведомости. 2006. Август. № 181. С. 34 — 35
В каждой русской православной обители особым почитанием пользуются иконы Божией Матери − покровительницы России. В Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре чтится Ватопедский образ Божией Матери − келейная икона святителя Димитрия. Принесенная в Яковлевский монастырь при погребении митрополита Димитрия, она была оставлена при его гробе. Впоследствии этой иконе было суждено стать одной из главных монастырских реликвий. Будучи прославлена многими чудотворениями, она стала заступницей и покровительницей Спасо-Яковлевского монастыря.
Образ, хранящийся в Ростове, является одним из списков древнего чудотворного образа Богоматери, который находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, обители, основанной в царствование императора Константина Великого. Название Ватопедской она получила от того, что в конце IV в. под стенами этой обители чудесным образом был спасен царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Во время сильной бури на море царевич, путешествующий на корабле, упал в бушующие волны. Его спутники думали, что он погиб и оплакивали его, но когда корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится Ватопедский монастырь, они нашли царевича, спавшего под сенью прибрежного кустарника. Проснувшись, он рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. Это событие и послужило причиной названия «Ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». Император Феодосий, в благодарность за чудное спасение сына, щедро одарил и украсил Ватопедский монастырь.
Со временем Ватопедская икона получила называние «Отрада» или «Утешение», в этих словах, обращенных к Пресвятой Богородице, воплотились любовь к ней и надежда на ее заступничество.
Образ Ватопедской Богоматери являлся любимой иконой Ростовского святителя Димитрия, по преданию, она была его родительским благословением. В Ростов Ватопедская икона была привезена в марте 1702 г., когда митрополит Димитрий стал во главе Ростовской кафедры. Спустя семь лет владыка скончался, в ноябре 1709 г. во время погребения митрополита Димитрия в Яковлевской обители, его келейная икона была перенесена в Зачатиевский собор и оставлена при могиле святителя.
После обретения мощей митрополита Димитрия и причисления его к лику святых в 1750-х годах, Ватопедский образ Божией Матери стал одной самых чтимых монастырских икон. В те годы она находилась рядом с гробницей святителя. Перед ней возносили свои молитвы многочисленные почитатели св. Димитрия, стекавшиеся к его гробу со всей России.
В XIX столетии для Ватопедского образа Богородицы была устроена драгоценная жемчужная риза, украшенная алмазами и яхонтами, и массивный резной позолоченный киот на особом постаменте. Первоначально икона была установлена у южного столпа собора, рядом с гробницей святителя Димитрия, позднее ее перенесли к алтарю и расположили близ южного угла иконостаса. Со временем, образ Ватопедской Богоматери был перемещен в главный иконостас собора и занял место над царскими вратами. При епископе Иосифе, возглавлявшем Спасо-Яковлевский монастырь в начале XX столетия, перед Ватопедской иконой еженедельно по воскресеньям читался Акафист Богородицы.
В 1916 г. в монастыре был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери, расположенный с левой стороны трапезы Яковлевской церкви и устроенный на пожертвования С. П. Колодкина, «в вечный помин» своего сына Феодора, убитого на войне. Придел был основан епископом Иосифом. Ходатайствуя о его устроении, яковлевский настоятель писал ярославскому митрополиту Агафангелу: «Придел этот не будет лишним в нашей обители, … предполагается посвятить его Богоматери. … При том местной иконою нового придела должна быть сделана величайшая святыня – чудотворная Ватопедская икона Божией матери – келейная икона св. Димитрия, его родительское благословение, весьма почитаемая богомольцами». Здесь уместно напомнить об одной исторической параллели. На Афоне, в Благовещенском храме Ватопедского монастыря, чудотворная икона Богородицы находится в особом приделе, посвященном ее имени. Возможно, епископ Иосиф устраивал Ватопедский придел, для того, чтобы в Яковлевской обители монастырская святыня хранилась «по образу и подобию» ее афонского первообраза.
С яковлевской Ватопедской иконы писали множество списков, копии этой святыни имелись во многих ростовских храмах, их было немало и в самом Спасо-Яковлевском монастыре. Примечательно, что образ Ватопедской Богоматери присутствует на многих иконах святителя Димитрия.
Последнее упоминание о келейной иконе святителя Димитрия встречается в архивных документах 1920-х годов. В частности, в 1925 — 1926 гг. владыка Иосиф обращался к властям с просьбой разрешить монастырской общине крестные ходы по Ростовскому уезду с Ватопедской иконой и образом святителя Димитрия. Последующая судьба монастырской святыни не известна…
Чудесное обретение Спасо-Яковлевским монастырем Ватопедского образа Пресвятой Богородицы произошло совсем недавно. В августе 1997 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Владыка Ювеналий рассказал наместнику архимандриту Евстафию и братии монастыря о том, что он много лет хранил образ Ватопедской Богородицы и сообщил о своем желании вернуть его в Спасо-Яковлевскую обитель. Оказалось, что середине XX в. монастырская икона находилась в закрытой церкви Успения Богоматери села Дивная Гора, откуда она была вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. По преданию, ярославскому владыке эту икону отдал один из последних насельников монастыря − архимандрит Иаков, завещавший вернуть её в обитель, когда та вновь будет восстановлена. Впоследствии архимандрит Никодим передал Ватопедский образ митрополиту Ювеналию.
Вскоре чудотворная икона архимандритом Евстафием была привезена в Ростов. В честь этого события, знаменательного не только для Яковлевского монастыря, но и для всей Ярославской епархии, в день 25 августа в обители было установлено ежегодное празднование Сретения Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы. Образ был установлен в храме св. Иакова, с правой стороны иконостаса, рядом с гробницей святителя Димитрия.
В церковном календаре 3 февраля − день общецерковного празднования афонской иконы Богоматери. В Спасо-Яковлевском монастыре дважды в год – 3 февраля и 25 августа совершается всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери перед иконой Богоматери Ватопедской. И теперь, как и в прошлые времена, Богородица через свой святой образ являет заступничество и покровительство Спасо-Яковлевской обители и всем, прибегающим к ее покрову и ходатайству.
Публикация:
А. Виденеева. Ватопедская икона Богоматери — святыня Спасо-Яковлевского монастыря // Ярославские епархиальные ведомости. 2006. Август. № 181. С. 34 — 35.