История ростовской финифти, как и самого Ростова Великого, во второй половине XVIII — XIX веках неразрывно связана с памятью о святителе Димитрии, митрополите Ростовском. Важное значение для Ростова имело не только обретение святых мощей первого русского святого Нового времени, но и формирование под воздействием этого события новых явлений в духовной, культурной и даже экономической жизни древнего города. Мы коснемся только одной стороны этого процесса, связанного с ростовской финифтью.
Святитель Димитрий митрополит Ростовский был прославлен в лике святых в 1757 году. В это время Ростов еще был центром одной из крупнейших и древнейших русских митрополий. Однако, уже через пятьдесят лет все изменилось — архиерейская кафедра была переведена в Ярославль. Несмотря на то, что древние ростовские святыни остались на месте, вывод администрации епархии в губернский город, снижал статус города как крупного духовного центра. Сдерживающим фактором в этом движении стало обретение святых мощей и развитие культуры почитания памяти свт. Димитрия, митрополита Ростовского.
В XVIII веке такое значительное событие церковной жизни, как прославление нового (и единственного в этот период) святого, способствовало объединению интересов самых различных слоев населения. В Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь со всей России потянулись паломники. Богатые и не очень, каждый со своей мольбой и посильной лептой. Помолившись у святыни, кто-то вкладывал в обитель собственноручно вышитый покровец, Шереметьев и Орлова-Чесменская строили храмы. Их украшали скульптурой, настенными росписями, возводили иконостасы для новых икон. Это были иконы и храмы барокко и классицизма. Они создавались с опорой на профессиональную архитектуру и живопись. Все это способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению различных явлений единой некогда русской культуры, представленной в это время уже народной и элитарной ветвями. Одним из результатов этого процесса стало развитие ростовской финифти, когда сложное ювелирное дело живописи по эмали получило развитие в народной культуре и впоследствии стало народным промыслом.
Сама личность святителя Димитрия — не только духовного пастыря, но ученого и просветителя, подразумевала интерес к нему людей просвещенных, что влекло за собой использование более современных форм и средств почитания. Одним из этих средств, стало использование прижизненных портретов при формировании иконографии святого, другой — расширение традиционных иконописных техник, одной из которых стали иконы на эмали.
Ростовская икона на эмали в стенах Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря была не первым священным образом, выполненным в этой технике. Скорее всего, самым ранним памятником с живописными эмалями стало Евангелие московской печати 1748 года [1]. Евангелие сохранилось, сейчас оно экспонируется в экспозиции Музея финифти ГМЗРК [2]. На его окладе размещен уже традиционный к этому времени набор из пяти дробниц (миниатюр) с изображением Воскресения Христова и четверых евангелистов. Евангелисты изображены в интерьере, в движении и напоминают образы западноевропейской графики прошлого столетия. Происхождение миниатюр неизвестно, но судя по живописным особенностям это московские эмали 1740 — 1760-хгодов. Совершенно иным уровнем исполнения, высоким профессионализмом, отличаются миниатюры на митре красного бархата, вложенной графиней Натальей Федоровной Брюсовой 10 августа 1770 года (также из собрания ГМЗРК [3]). Таким образом, в монастыре появлялись иконы на эмали, выполненные столичными и зарубежными мастерами. Поэтому столь редкая и трудоемкая техника живописи по эмали, появившаяся в Ростовском архиерейском доме в начале 1760-х годов уже была знакома в обители.
Образ святителя Димитрия на эмали ростовские мастера стали писать одним из первых. Иначе и быть не могло. Ведь решения об освидетельствования мощей свт. Димитрия (для признания их святыми) и заведения финифтяного мастерства в Ростове принадлежали одному и тому же человеку — митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу).
В первых документах, свидетельствующих о деятельности финифтяной мастерской при архиерейском доме, — «Ведомости Учиненной в доме святейшего правительственного синода члена Преосвященного Афанасия Епископа Ростовского и Ярославского имеющимся в наличестве по 7 число декабря 1765 году домовым заготовленным к финифтяному делу иконописному мастерству финифтам и разным краскам сколько их звания и весом»упоминаются две «штучки»(пластинки) с образом святителя Димитрия. Скорее всего, эти две «штучки»предназначались епископу Афанасию, сменившему на ростовской кафедре митрополита Арсения, для личного благословения и отправлялись в Ярославль, как сказано в документе, для их оправы в серебро.
Миниатюра на эмали — образок с ликом святого, как нельзя лучше, подходила для паломников в качестве иконы и как памятный знак о посещении обители. Она была представлена мощевиками, нагрудными образками, подвесными иконками, паломнической иконой.
Первые сведения о массовом заказе Спасо-Яковлевским монастырем икон на эмали с образом свт. Димитрия относятся к 1770 году. В «Ведомости прихода и расхода денежных сумм по Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю за 1771 — 1775 гг.» [4] сказано, что «В расходе 771 году по количеству для промену и для раздачи в благословение по требованию … состоящих от 770 года покупке разных святых образов на досках липовых и кипарисных 874 финифтовые в оправе серебряной 65 без оправы 180 а всего 1119». В 1773 году обитель выделила деньги на покупку «разных святых образов на досках липовых и кипарисных 2020 финифтовые в оправе серебряной четыре а всего 2140»[5]. Таким образом, через год их понадобилось уже почти в два раза больше. Возможно, интерес к образкам на эмали был связан с тем, что первоначально это были не только иконы, но и мощевики — медальоны, для хранения святыни. Их было значительно меньше, но они тоже сохранились.
Использование ростовского финифтяного образка как благословения обители получило широчайшее распространение в России во второй половине XIXвека. Но только Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь мог позволить себе это и в XVIII-ом, и в XIX-ом, и в начале XX-го веков.
Какими были образки святителя Димитрия середины 1760-х и начала 1770-х годов мы можем только предполагать, так как самое раннее подписное и датированное произведение ростовской финифти относится к 1777 году.
Среди миниатюр на эмали последней четверти XVIII — первой половины XIX веков, сохранившихся в различных музейных и личных собраниях образ святителя Димитрия встречается чаще всего. Это изображения святого и в рост, и по пояс, и погрудно, и в келье, и на фоне монастыря, и на «ровном» фоне. Миниатюры различаются и облачением святого, он изображается то в клобуке и архиерейской мантии, то в богослужебных митре, саккосе и омофоре. Все это многообразие было связано с тем, что в отличие от иногородних иконописцев, у ростовских мастеров была возможность выбора между различными иконографическими источниками, в основе которых лежало использование прижизненных портретов святого.
Таких портретов было несколько. Самыми известными в XVIII — XIX веках были портрет с надписью «Персона Преосвященного Димитрия Митрополита Ростовского и Ярославского» и портрет из церкви бывшего Кирилловского монастыря в Киеве. Опираясь на эти оригиналы, ростовские мастера писали образки и иконы, где святитель Димитрий изображался либо погрудно, благословляющим с посохом, либо, стоящим во весь рост в келье рядом со столом с книгами и Распятием. Замечательные образцы подобных миниатюр хранятся в собрания прежней столицы Российской империи — Государственном Эрмитаже и Русском музее, куда они вывозились высокопоставленными паломниками в XVIII веке.
После прославления святителя итальянским художником работавшим в России — Пьетро Ротари был создан официальный портрет святителя Димитрия, ставший основой для многих графических изображений. Портрет работы П. Ротари и портрет работы В. К. Шебуева, входившие в надгробный комплекс святого в церкви Зачатия св. Анны в Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре впоследствии стали образцами для различных вариаций образов святого в иконе на эмали. Местонахождение портрета П. Ротари неизвестно, но сохранились гравюры с него, с погрудным изображением святого и несколько идеализированными чертами лица, что также нашло отражение в ростовской финифти XVIII века.
Портрет работы В. К. Шебуева, где святой изображен почти во весь рост, стоящим в храме был более популярен и воспроизводился на эмали и в XVIII-ом, и в XIX-ом веках. Правда, миниатюра со временем становилась все менее подробной, лаконичной. Возник и компромиссный вариант, совмещавший два оригинала (Кирилловский портрет и работы В. К. Шебуева), а также испытавший влияние надгробного комплекса, когда святитель изображался стоящим в архиерейском облачении, но не во весь рост, в келье и не с книгами, а с Ватопедской иконой Богоматери, которая находилась у раки святого. Образки данной иконографии легли в основу своеобразного канона, которым ростовские мастера часто пользовались в дальнейшем.
Писали и сам надгробный комплекс. Его можно увидеть на миниатюрах конца XVIII — начала XIX веков, посвященных самому событию — обретению святых мощей.
В начале XIX века появились миниатюры, посвященные святителю Димитрию с пейзажным или архитектурным фоном. Как правило, они были посвящены двум святителям — Димитрию и основателю Спасо-Яковлевского монастыря епископу Иакову Ростовскому. Эти замечательные небольшие иконки сохранили для нас изображение ансамбля монастыря, каким он был в начале XIX века.
Во второй половине XIX века, когда самая высокая волна интереса к святому начала спадать на относительно крупных икона святителя Димитрия стали писать не отдельно, а в группе ростовских святых.
В то же время, как бы мы сказали сегодня, создавались и «подарочные» иконы, которые являлись благословением обители, с прекрасной живописью, на которых святители Димитрий и Иаков изображались на пейзажном фоне.
К концу столетия ростовская финифть приобрела черты массового производства — народного промысла. Появились грошовые образки с изображением святых, в том числе, и Димитрия Ростовского, где его можно было определить только по архиерейскому облачению и посоху в левой руке.
Распространение финифтяной иконы с образом святителя Димитрия привело к тому, что в первой половине XIXвека. Спасо-Яковлевский монастырь стал самым крупным посредником между мастерами ростовской финифти и ее покупателями. Лучшие годы ростовской финифти прошлого, связаны с деятельностью по распространению финифтяной иконы, которые осуществляли в это время архимандрит монастыря Иннокентий и его помощник иеромонах Флавиан.
Если в первой трети XIX века создавались лучшие по живописи миниатюры, то позже, когда интерес к иконе на эмали снизился и она стала дешевле, возросли объемы заказываемых монастырем миниатюр. Распространение финифтяной иконы, главным образом с изображением святителя Димитрия, митрополита Ростовского, стимулировало развитие промысла, поддерживало интерес к святому и Спасо-Яковлевской обители, влияло на экономику монастыря и города в целом.
Вплоть до октября 1917 года монастырь продолжал покупать финифть для ее дальнейшей перепродажи. Среди адресов были: станция Черниговская Приморской области, Алушта Таврической губернии, Карагополь Олонецкой губернии, Нижний Новгород, Киев и другие города, а так же обители: Угличский Богоявленский женский монастырь, Троицкий Николаевский монастырь, Козьмо-Демьянский женский монастырь, Александро-Огневский монастырь [6].
Таким образом, общерусское почитание памяти святителя Димитрия митрополита Ростовского явилось стимулом для развития финифтяной иконы в Ростове в XVIII веке. Оно дало возможность закрепиться на ростовской земле искусству эмалевой миниатюры, этому, по своей сути монастырскому, элитарному ремеслу. Благодаря заказам обители создавались лучшие миниатюры, с образом святителя Димития в том числе, в ростовской финифти XVIII — XIX веков.
[1] РФ ГАЯО Ф. 145 Оп. 1 Д. 9. 1770 г.Копия описи имуществаСпасо-Яковлевского монастыря. Л. 13 об. — 14
[2] ГМЗРК. Инв. Як. -413
[3] ГМЗРК. Дм.- 33
[4] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 13. Л. 4 — 4 об.
[5] Там же. Л. 10 об.
[6] Архив ГМЗРК. АД 210/377. Л. 1 — 2 об.