Сборник трудов Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 2014. С. 43 — 51
С середины XVIII в., благодаря прославлению святителя Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь вошел в период своего расцвета и стал самым значительным и известным монастырем Ярославской епархии. Впоследствии, в XIX — начале XX вв., свой высокий статус он сохранил и упрочил.
Канонизация святителя Димитрия, ставшая одним из важнейших событий в истории Русской Православной Церкви XVIII столетия, привлекла к Спасо-Яковлевскому монастырю особое внимание представителей Царствующего дома Романовых, что выразилось в следующих факторах:
Обратимся к рассмотрению каждого из вышеназванных явлений.
Царские и императорские вклады и пожертвования
Первым известным царским вкладом в Яковлевский монастырь является колокол, пожертвованный царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине патриарха Иосифа. Надпись на колоколе гласила: «Лета 7160 [1652] июня в 20 день пожаловал Государь Царь и Великий Князь Алексей Михаилович всея Руси сей колокол по Святейшем Иосифе патриархе всея Руси во град Ростов в Зачатиевский монастырь Иакову чудотворцу на его келейную казну, весом в д [4] пуды». Этот небольшой четырехпудовый колокол в обители бережно хранили, как памятную реликвию. Именно в этом качестве его в 1913 г. демонстрировали императору Николаю II, при посещении монархом Спасо-Яковлевского монастыря.1
Самый дорогой подарок монастырю преподнесла императрица Елизавета Петровна. Им стала серебряная рака для мощей святителя Димитрия, изготовленная в конце 1750-х годов из первого российского серебра. Она была устроена в виде гладко окованной гробницы, верхнюю часть которой украшали атрибуты архиерейской власти: кафедра, митра, посох и подсвечники. Рака весила десять с половиной пудов, ее стоимость оценивалась в 13 тысяч рублей.2
Как правило, императорские и великокняжеские вклады являлись следствием посещений монастыря представителями Дома Романовых. Так, императрица Екатерина II, в память о своем прибытии в монастырь в мае 1763 г., сделала крупное денежное пожертвование и дорогой вклад церковно-ризничных принадлежностей: «ея императорское величество изволили пожаловать монастырю вкладу суммою две тысячи рублей и настоятелю с братиею тысячу рублей. Да в церковь ризничныя облачения из богатых золотых и серебреных парчей, а именно: две ризы и два стихаря со всеми к ним принадлежностями. Равно на мощи обоих святителей покровы, и на престолы двух церквей одежды с покровами, воздухи и налойныя одежды с пеленами, обложенныя золотными гасами».3
В подавляющем большинстве случаев, пожертвования представителей Царствующего дома, направляемые в монастырь, имели непосредственное отношение к почитанию святителя Димитрия. К примеру, в 1762 г., спустя пять лет после канонизации ростовского владыки, император Петр III преподнес обители 3.000 пудов листового железа, которые имели строгое целевое назначение — для покрытия Зачатиевского собора — храма, в котором были обретены мощи новоявленного чудотворца.4
Участие в монастырских торжествах
Из всех венценосных особ рода Романовых более других для Спасо-Яковлевского монастыря сделала императрица Екатерина II. Именно она открыла императорское паломничество в Спасо-Яковлевский монастырь, ко гробу покоящегося здесь святителя-чудотворца. В 1763 г. императрица, незадолго до того вступившая на Российский престол, свое первое путешествие по стране, доставшейся ей в правление, совершила в Ростов, в Яковлевский монастырь, для личного участия в торжествах переложения мощей святителя Димитрия в серебряную раку.5
«Мая 23-го числа [1763 г.] изволила прибыть в Ростов для поклонения святым мощам святителя Димитрия благочестивейшая государыня императрица Екатерина Алексеевна» — так начинает повествование о том памятном императорском богомолье историческая хроника Яковлевского монастыря. 24 мая Екатерина II впервые посетила Яковлевский монастырь и присутствовала на литургии, а вечером того же дня вернулась сюда на всенощное бдение. На следующий день, в воскресенье, 25 мая, состоялся большой крестный ход из Успенского собора в Яковлевский монастырь, в котором шла и императрица. Здесь, в обители, мощи святителя Димитрия были обнесены вокруг Зачатиевского храма и положены в новую драгоценную серебряную раку. Спустя несколько дней, возвращаясь из Ярославля в Москву, Екатерина II вновь, уже в четвертый раз, посетила Яковлевский монастырь «для поклонения святым мощам».6
Принятие решений, предопределивших судьбу обители
В 1764 г., спустя год после посещения Яковлевской обители, императрица Екатерина II осуществила в России монастырскую реформу, в ходе которой архиерейские дома и монастыри были лишены земельной собственности и определены на государственное содержание, при этом более трети монастырей были упразднены или оставлены без средств к существованию.7 К Яковлевскому монастырю была проявлена особая монаршая милость – решением учрежденной императрицей Комиссии о церковных имениях его упразднение было запрещено.8
Более того, от монастырской реформы Яковлевский монастырь только выиграл, поскольку к нему был присоединен находившийся по соседству Спасо-Песоцкий монастырь, который подлежал упразднению. Спустя год, также именным высочайшим указом, Яковлевский монастырь был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Он был взведен во II класс, сюда был определен настоятель в сане архимандрита.9
Итак, в середине 1760-х годов в судьбе Яковлевского монастыря произошли кардинальные перемены, имевшие огромные последствия для его последующей жизни, а именно:
Показательно, что все эти замечательные нововведения в значительной степени были обусловлены желанием и намерениями императрицы Екатерины II, которая почитала святителя Димитрия и именно поэтому проявляла внимание и заботу к обители, хранящей его мощи.
Впоследствии, в первой половине XIX в., важную роль в судьбе Спасо-Яковлевского монастыря сыграл император Николай I. В октябре 1834 г., по ходатайству настоятеля обители архимандрита Иннокентия, ярославский гражданский губернатор Константин Маркович Полторацкий подал докладную записку на имя императора с прошением о возведении Яковлевского монастыря на степень I класса. Дело было передано на рассмотрение Синода. В кратчайший срок – ровно за месяц высший орган церковной власти определился в своем решении. И вот доклад Синода, вместе с новым штатом, составленным для Яковлевского монастыря, был представлен на рассмотрение и утверждение правящего монарха. 22 ноября 1834 г., находясь в Риге, император Николай Павлович, рассмотрел этот доклад и на проекте штата собственноручно начертал: «Быть по сему».10
Здесь уместно вспомнить, что за три года до этого события, в ноябре 1831 г., император Николай Павлович побывал в Ростове, при этом, высокий гость «из здешних святых обителей … изволил удостоить своим посещением одну только Яковлевскую».11 Величественный облик монастыря, его выдающиеся памятники и прославленные святыни весьма впечатлили монарха. По свидетельству современника, «…когда настоятель всенижайше донес, что обитель сия начала облекаться в настоящий вид со времени явления святых мощей святителя Димитрия, тогда его величество изволил отозваться таковыми словами «я еще такой прекрасной обители не видел». 12
Посещение монастыря представителями Дома Романовых
Поклонение святым местам, посещение древних и знатных монастырей, прославленных многими святынями, является давней традицией русской монархии. Сущность царского и императорского богомолья ярко и образно выражена в словах ярославского архиепископа Сергия, с которыми в 1904 г. он обратился к членам императорского дома в Зачатиевском храме Спасо-Яковлевского монастыря: «Благочестивые русские цари и князья в дни радости и скорби, и в те самые дни, когда душа их искала мирного отдохновения и благодатного общения с Богом, всегда имели добрый обычай удаляться от столичного шума и посещать святыя обители, чтобы поклониться нетленным останкам угодников Божиих, там почивающих и найти подкрепление к прохождению своего высокого служения Церкви и Отечеству в молитве и в беседах с современными им пастырями Церкви и иноками – подвижниками веры и благочестия».13
Как уже упоминалось, первой представительницей Дома Романовых, посетивших Спасо-Яковлевский монастырь, стала императрица Екатерина II.
В XIX столетии его посещения представителями Царствующего дома приобрели регулярный характер. Все императоры, правящие в России в XIX – начале XX вв., за исключением Александра III, почтили обитель своим присутствием, причем император Александр II побывал здесь дважды (в мае 1837 г., будучи наследником престола, и в августе 1858 г., в качестве правящего монарха).
К настоящему времени документально подтверждены 17 фактов посещений Спасо-Яковлевского монастыря членами императорской фамилии:
5 раз сюда приезжали правящие государи и государыни,
1 раз – вдовствующая императрица,
11 раз – великие князья и княгини.
В период с 1763 по 1916 гг., то есть за 150 лет здесь побывали четыре императора, три императрицы и более двадцати представителей великокняжеского рода. Дважды монастырь посещали император Александр II и великий князь Сергей Александрович, трижды – великая княгиня Елизавета Федоровна.14
Последним царствующим монархом, побывавшим в Спасо-Яковлевском монастыре, стал император Николай II. Это случилось сто лет назад, в 1913 г., когда Россия отмечала 300-летие династии Романовых. В честь этого выдающегося исторического торжества состоялось путешествие императора с семьей по Костромской, Ярославской и Московской губерниям, для посещения мест, связанных с избранием на царство Михаила Феодоровича — основателя Дома Романовых.15
Церемония встречи представителей Царствующего дома в Спасо-Яковлевском монастыре сопровождалась традиционными атрибутами, к числу которых относились: торжественный колокольный звон, шествие в монастырь через святые врата, служение молебнов свт. Димитрию у раки святителя. Высоким гостям демонстрировались достопримечательности монастыря: храмы, святыни, сокровища ризницы. На память об обители им вручались подарки, чаще всего – иконы и финифтяные миниатюры с изображением небесных покровителей монастыря — святителей Иакова и Димитрия.16
Посещение Спасо-Яковлевского монастыря венценосными особами являлось для обители в высшей степени выдающимся событием и служило предметом особой гордости. По словам яковлевского настоятеля епископа Иосифа, духовный статус монастыря укреплялся, благодаря «всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».17
* * *
Итак, в новое время Спасо-Яковлевский монастырь попадает в сферу особого внимания Царствующего дома Романовых. В целом, это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в нашем городе и шире – во всей епархии, явился Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, который с середины XVIII столетия стал новым духовным центром и Ростова, и Ярославо-Ростовской епархии.
Определяющим фактором возвышения и расцвета монастыря стали канонизация святителя Димитрия и широчайшее распространение его почитания. Именно эти обстоятельства способствовали привлечению к обители и народных масс, и высших слоев аристократии. И простые крестьяне, и всемогущие императоры стремились в Спасо-Яковлевский монастырь ради поклонения новому российскому чудотворцу, ставшему первым святым Российской империи.
Публикация:
Виденееева А. Е., игумен Августин (Неводничек). Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и царствующий дом Романовых // Сборник трудов Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 2014. С. 43 — 51.