logo
sandvige Меню

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в 1909 году

Филевские чтения. М., 1994. Выпуск IX. С. 211 − 220

Виденеева А. Е.

Спасо-Яковлевский монастырь был избран святителем Димитрием в качестве места своего упокоения.1 Погребение митрополита Димитрия в этой обители, обретение его мощей, канонизация и прославление святителя явились залогом возвышения Яковлевского монастыря и превратили его в настоящий пантеон Нового Российского чудотворца. В монастыре хранились мощи свт. Димитрия, в ризнице находились его мемориальные реликвии, один из двух монастырских сборов был освящен в его честь, да и сама обитель носила его имя. Можно с уверенностью утверждать, что ни один из других монастырей России не был так тесно связана с именем и памятью святителя Димитрия, как Ростовская Спасо-Яковлевская обитель. Не удивительно, что в 1909 г., когда вся Россия отмечала 200-летие со дня кончины свт. Димитрия главным местом проведения всех торжеств стал Спасо-Яковлевский монастырь. Рассмотрим, каким было его состояние в том памятном году.

Непосредственное отношение к данной теме имеют следующие издания: книга «Димитриевы дни в Ростове Великом»2 и труд В. А. Талицкого,3 содержащие описание юбилейных торжеств, имевших место в Ростове 27-28 октября 1909 г. по поводу празднования 200-летия блаженной кончины святителя Димитрия; исследование А. А. Титова,4 посвященное описанию памятников и реликвий монастыря, памятных событий монастырской истории, в основном, связанных с посещением обители членами императорской фамилии, а также путеводитель по Ростову Н. А. Успенского,5 в котором наряду с описанием главных монастырских достопримечательностей, содержится расписание церковных служб и перечень праздничных дней Спасо-Яковлевского монастыря.

В качестве документальной основы была использована монастырская делопроизводственная документация: приходо-расходные книги, книги входящих и исходящих документов, ведомости о состоянии монастыря, формулярные ведомости и послужные списки братии, счета и контракты.

Среди монастырей Ярославо-Ростовской епархии Спасо-Яковлевский занимал особое место − с 1888 г. он являлся резиденцией викарных епископов.6 Синодальным указом от 5 марта 1909 г. в епархии было открыто второе викариатство. Вторым викарием Ярославо-Ростовской епархии и одновременно настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря стал епископ Иосиф.7

Согласно отчетной ведомости за 1909 г. в составе монастырской братии насчитывалось 18 монашествующих (в том числе: настоятель, наместник, казначей, 9 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 1 монах) и 27 послушников.8

На протяжении 1909 г. в штате монастыря произошли значительные изменения.

  1. Замена настоятеля.

В силу указа Синода от 5 марта 1909 г. архимандрит Анатолий, управлявший Спасо-Яковлевским монастырем без малого три года, был переведен в Новгородский Юрьев монастырь, а бывший настоятель Юрьева монастыря, архимандрит Иосиф, был возведен в сан епископа и переведен в Ростов. Отметим, что епископ Иосиф возглавил Спасо-Яковлевский монастырь в возрасте 37 лет.9

  1. Назначение на должностные посты.

30 июля 1909 г. в возрасте 82 лет скончался наместник игумен Неофит. По распоряжению Ярославской духовной консистории в должности наместника был утвержден иеромонах Никон. По указу епископа Иосифа 10 ноября 1909 г. произошла замена ризничего: иеромонах Геннадий был освобожден от исполнения этой должности, а на его место назначен иеромонах Тихон.10

  1. Перемещения (увольнения или определения) монашествующих.

В 1909 г. по распоряжению ярославского архиепископа Тихона в число братии Спасо-Яковлевского монастыря были перемещены три иеромонаха: из Самарской епархии − иеромонах Тихон, из Казанской − иеромонах Варнава, из Новгородской − иеромонах Феофан. Иеродиакон Алексий был уволен из Спасо-Яковлевского монастыря в Ростовский Белогостицкий.11

  1. Рукоположения.

В 1909 г. два иеродиакона − Климент и Венедикт были рукоположены в иеромонахов. Послушник Василий Кузьмин был пострижен с наречением имена Варнава и рукоположен в иеродиакона.12

  1. Перемещения (увольнения или определения) послушников.

В 1909 г. два монастырских послушника − Арсений Ефимов и Герасим Вдовин были определены псаломщиками церкви Угличского уезда. В то же время в Спасо-Яковлевский монастырь в число послушников на испытание поступили Иван Тихомиров, Александр Пляшкевич, Киприан Дорофеев, Василий Петровский, Михаил Селиванов, Андрей Щербинин, Матвей Митин.13

Итак, на протяжении 1909 г. состав братии Спасо-Яковлевского монастыря существенно обновился.

В начале 1909 г. Спасо-Яковлевский монастырь имел четыре храма с шестью престолами: собор Зачатия св. Анны, собор свт. Димитрия Ростовского с приделами свт. Николая Чудотворца и св. Димитрия Солунского, церковь свт. Иакова Ростовского и Преображенский храм. В течение 1909 г. стараниями епископа Иосифа в монастыре был устроен еще один храм, посвященный Явлению Толгской иконы Богоматери.14

На характеристике новой церкви остановимся подробнее. Местом для ее расположения был выбран верхний ярус юго-западной башни монастырской ограды. Храм был задуман как домовая церковь настоятеля. С настоятельским корпусом она соединялась небольшим переходом по участку западной стены. Для доступа богомольцев в этот храм во время богослужения был предусмотрен особый вход снизу. Инициатива устройства домовой церкви, несомненно, принадлежала настоятелю. По всей вероятности, идея основания храма в башне пришла к епископу Иосифу сразу же после его прибытия в монастырь, поскольку известно, что уже в апреле было предложено предоставить план нового храма для рассмотрения и утверждения в Ярославскую духовную консисторию. Основные работы по устройству церкви производились в летний сезон. Так, в конце августа ростовским столяром Иваном Владимировичем Мельниковым в Толгском храме были установлены престол с жертвенником и оборудовано горнее место. Предназначенный для этой церкви образ Толгской иконы Богоматери, написанный на перламутре, к октябрю был изготовлен на ярославских предприятиях по производству церковной утвари, принадлежавших купцам Оловянишниковым. Освящение Толгского храма произошло 8 октября 1909 г.15 С устроением Толгской церкви в Спасо-Яковлевском монастыре появился первый престол, посвященный Богоматери. Следует отметить, что Толгская икона Богоматери считается покровительницей Ярославо-Ростовской епархии; по преданию, чудотворный образ Толгской иконы Богоматери в 1314 г. был обретен ростовским епископом Трифоном.16

К празднованию Димитриевых дней Спасо-Яковлевский монастырь совершенно преобразился. В 1909 г. храмы, колокольня, ограда и башни были выбелены, кровли строений − выкрашены. В древнейшем монастырском соборе − Зачатиевском храме был произведен весьма дорогостоящий ремонт: промыт иконостас, в алтаре устроено горнее место, возвышен и переосвящен престол, над которым была утверждена новая сень, в алтарном окне установлен икона Богоматери, написанная на стекле. Основной объем столь значительных ремонтных и восстановительных работ 1909 г. в обители производился за счет пожертвований.17

На колокольне Спасо-Яковлевского монастыря в 1909 г. находилось около 20 колоколов. Это был самый значительный по численности колокольный набор Ростова.18

Монастырская ризница являлась хранилищем церковно-богослужебной утвари и священных облачений, а также исторических реликвий, связанных с памятью свт. Димитрия. Она располагалась над храмом свт. Иакова и представляла собой своеобразный монастырский музей. Собрание ризницы складывалось, в основном, из пожертвований. Произведения искусства, хранившиеся в ризнице и храмах, представляли собой огромную материальную ценность. Монастырь, кроме того, располагал собственной библиотекой и рукописным собранием.19

Жилые помещения Спасо-Яковлевского монастыря состояли из настоятельского, трапезного и двух братских корпусов. Все здания были каменные, двухэтажные и соединялись друг с другом. Верхний этаж настоятельского корпуса занимал настоятель, в нижнем этаже располагались покои наместника и казначея. В том же здании находились административные помещения − архив, канцелярия и присутственный зал для собраний и заседаний. В трапезном корпусе на верхнем этаже была устроена трапезная и кухня, внизу — просфорная, кладовые и прочие хозяйственные службы. Братские келейные корпуса предназначались для монашествующих и послушников.20 С конца XIX в. в монастыре существовал водопровод. В 1909 г. в обители было устроено электрическое освещение. За «оборудование электрическим освещением» в ноябре 1909 г. монастырь выплатил в Городскую управу более тысячи рублей.21

Центральный двор Спасо-Яковлевского монастыря окружала высокая каменная стена; хозяйственный двор с соответствующими службами и постройками был обнесен невысокой оградой. На территории хозяйственного двора располагались скотный двор, конюшня с сараями, ледник с кладовыми, баня, огород, сад и пасека. В 1909 г. на скотном дворе содержалось 7 коров, на конюшне − 4 лошади.22

Средствами содержания Спасо-Яковлевского монастыря являлись:

  1. Капитал, накопленный за счет пожертвований (он являлся неприкосновенным, использовались лишь ежегодные проценты с него). В 1909 г. капитал монастыря составлял 219.330 руб.23
  2. Штатные выплаты из государственной казны. Ежегодно монастырь получал около 1800 руб.24РФ ГАЯО. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 8. Л. 12
  3. Церковный доход: продажа свеч, просфор. крестиков, образков, кружечный и кошельковый сборы.
  4. Доходные статьи. В числе основных следует выделить сдачу в аренду монастырской земли и предоставление за определенную плату мест для погребения на территории монастыря.

Основной функцией любого монастыря является богослужение. В Спасо-Яковлевском монастыре церковные службы отличались особой торжественностью. Поскольку монастырь возглавлялся архиереем, по праздничным и воскресным дням, а также в связи с другими торжественными случаями, в обители совершались архиерейские богослужения. Расписание монастырских служб было следующим:

утреня — с 4 часов 30 мин.

ранняя литургия — с 6 часов

поздняя литургия — с 9 часов

вечерня — с 16 часов

По воскресеньям и в праздничные дни позднюю литургию служил настоятель. Кроме того, архиерейским служением совершались еженедельные акафисты: в пятницу — свт. Димитрию Ростовскому (перед мощами святителя); в воскресенье − Богоматери (перед Ватопедской иконой Богоматери).25

Праздничными днями монастыря, помимо общецерковных, местных и престольных, являлись дни, связанные с почитанием свт. Димитрия и свт. Иакова:

19 января — празднование Ватопедской иконы Богоматери,

21 октября — празднование обретения мощей свт. Димитрия, 28 октября — празднование дня кончины свт. Димитрия,

27 ноября — празднование дня кончины свт. Иакова.

В 1909 г. в монастыре была заложена традиция ежегодного перенесения мощей свт. Димитрия из старого в новый монастырский собор на период с 24 мая по 24 сентября. Таким образом, к праздничным датам обители добавились следующие дни:

24 мая — перенесение мощей свт. Димитрия из Зачатиевского храма в Димитриевский собор;

25 мая − крестный ход с мощами свт. Димитрия вокруг монастыря;

21 сентября − перенесение мощей святителя из храма свт. Димитрия в Зачатиевский собор.26

В 1909 г. в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре с особой торжественностью отмечалось празднование 200-летия кончины свт. Димитрия. 27-28 октября 1909 г. монастырь стал центром юбилейных торжеств. В праздновании Димитриевых дней приняли участие архиереи и викарии ряда епархий, настоятели различных монастырей и храмов, духовенство Ростова. Обитель посетили многие знатные светские особы. Празднование сопровождалось огромным стечением народа.

С вечера 26 октября по 28 октября в Спасо-Яковлевском монастыре непрерывно совершались торжественные богослужения. 28 октября имел место «небывалый по своей грандиозности, чинности и церковной красоте» крестный ход из Успенского собора в Спасо-Яковлевский монастырь. В Димитриевом храме была совершена праздничная литургия, после которой мощи свт. Димитрия крестным ходом были обнесены вокруг монастыря. Праздничный день был ознаменован в Ростове целодневным звоном колоколов всех храмов и монастырей.

Вечером 28 октября в Ростовском кремле, в помещении Димитриевского училища состоялось юбилейное заседание, посвященное памяти святителя Димитрия.27

Итак, 1909 г. оставил в истории Спасо-Яковлевского монастыря значительный след. В монастыре сменился настоятель и произошли существенные перемены в составе братии. В обитель появился новый храм. На протяжении 1909 г. в монастыре был произведен большой объем ремонтно-реставрационных работ. В целом, среди монастырей Ярославо-Ростовской епархии Спасо-Яковлевский монастырь продолжал занимать одно из ведущих мест. Главным событием 1909 г. в истории монастыря явилось празднование 200-летия кончины свт. Димитрия. Юбилейные торжества 1909 г. привлекли к Спасо-Яковлевскому монастырю внимание и упрочили его славу.

 

Приложение

В качестве приложения публикуется перечень братии Спасо-Яковлевского монастыря 1909 г. Источниками для его составления явились формулярные ведомости и послужные списки братии, а также книги входящих и исходящих документов монастыря.28

Настоятели

  1. Архимандрит Анатолий

Определен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в 1906 г.; 5 марта 1909 г. переведен в Новгородский Юрьев монастырь.

  1. Епископ Иосиф, второй викарий Ярославо-Ростовской епархии (37 лет)

Из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря. 5 марта 1909 г. возведен в сан епископа, назначен вторым викарием Ярославо-Ростовской епархии и настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря.

Монашествующие

  1. Игумен Неофит, наместник (82 год)

Поступил в монастырь в 1850 г.; с 1888 г. − духовник; с 1905 г. − наместник. Скончался 30 июля 1909 г.

  1. Игумен Никон, наместник (61 год)

Поступил в монастырь в 1872 г.; с 1887 г. − ризничий; 1 марта 1909 г. утвержден в должности наместника.

  1. Иеромонах Сергий, казначей (52 год)

Поступил в монастырь в 1884 г.; пострижен в 1885 г.; с 1888 г. исполнял должность казначея и являлся регентом; 1891-1896 гг. − казначей; в 1906 г. вновь определен в казначея.

  1. Иеромонах Геннадий, ризничий

10 ноября 1909 г. освобожден от должности ризничего.

  1. Иеромонах Тихон (40 лет)

1 октября 1909 г. переведен в монастырь из Самарской епархии; 10 ноября 1909 г. назначен исполняющим обязанность ризничего.

  1. Иеромонах Иона (73 года)

Поступил в монастырь в 1884 г.; по преклонности лет освобожден от исполнения череды священнослужения.

  1. Иеромонах Варнава (44 года)

8 октября 1909 г. переведен в монастырь из Казанской епархии.

  1. Иеромонах Феофан

24 декабря 1909 г. переведен в монастырь из Новгородской епархии.

  1. Иеромонах Климент, братский духовник (62 года)

Поступил в монастырь в 1890 г.; пострижен в монашество в 1898 г.; исполняет послушание гробового иеромонаха при мощах свт. Димитрия.

  1. Иеромонах Венедикт (39 лет)

Поступил в монастырь в 1899 г.; пострижен в монашество в 1906 г.

  1. Иеродиакон Иннокентий (37 лет)

Поступил в монастырь в 1905 г.; пострижен в монашество в 1908 г.

  1. Иеродиакон Аркадий (46 лет)

Поступил в монастырь в 1902 г.

  1. Иеродиакон Варнава (40 лет)

Поступил в монастырь в 1906 г.; пострижен в монашество 11 октября 1909 г.

  1. Иеродиакон Алексий

28 февраля 1909 г. переведен в Белогостицкий монастырь.

  1. Монах Гурий (69 лет)

Поступил в монастырь в 1892 г.; пострижен в монашество в 1898 г.; состоит при чтении синодика.

Послушники

  1. Тихомиров Иван

Поступил в монастырь 11 сентября 1906 г.

  1. Сосновский Василий (30 лет)

Поступил в монастырь 1 августа 1907 г.

  1. Потапов Василий (25 лет)

Поступил в монастырь 11 октября 1908 г.

  1. Ефимов Арсений

В сентябре 1909 г. определен псаломщиков в Угличский уезд.

  1. Вдовин Герасим

В ноябре 1909 г. определен псаломщиком в Угличский уезд.

  1. Петровский Василий (18 лет)

Поступил в монастырь 15 июня 1909 г.

  1. Тихомиров Иван

Поступил в монастырь 11 сентября 1909 г.

  1. Пляшкевич Александр (35 лет)

Поступил в монастырь 22 октября 1909 г.; исполняет послушание гробового послушника при мощах свт. Димитрия.

  1. Селиванов Михаил (19 лет)

Поступил в монастырь 12 ноября 1909 г.

  1. Щербинин Андрей (37 лет)

Поступил в монастырь 14 ноября 1909 г.

  1. Митин Матвей (17 лет)

Поступил в монастырь 17 ноября 1909 г.

 

Публикация:

Виденеева А. Е. Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в 1909 г. // Филевские чтения. М., 1994. Вып. IX. С. 211−220

button up