Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. Ростов, 2002. С. 231 — 268
В последнее время все более пристальное внимание исследователей и историков искусства привлекает портрет духовных деятелей, который имел широкое распространение в России в XVIII — XIX вв. Одной из важных проблем в изучении этой темы является история бытования духовного портрета. Владельцами галерей портретов архиереев, архимандритов, патриархов были крупные монастыри. Монастырские портретные галереи принадлежат к числу мало изученных памятников русской культуры XVIII — XIX вв. В Ростове обширная портретная галерея была в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, после его закрытия поступившая в Ростовский музей. Цель данной публикации – попытка реконструировать галерею на основе архивных данных, книг поступлений Ростовского музея. Выделить комплексы произведений, объединенные смысловыми связями, и раскрыть историко-идеологический смысл галереи.
В 1757 году, после канонизации почитаемого в среде русского аристократического общества св. Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь, где были обретены его мощи, занял особое место среди русских обителей. Именно в это время в монастыре начинает складываться портретная галерея. Упоминание о ней встречается во всех изданиях, посвященных монастырю, вышедших в свет в XIX и начале XX века.
Сноска: Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 1850. С. 78 — 79: «После вечерни в соборе монастыря Яковлевского, достопочтенный архимандрит отец Поликарп пригласил меня к себе. Покои в которых он живет старинные… В них замечательное собрание портретов. В одной комнате вы находите портрет Святителя Димитрия, с котораго пишутся иконы его, также портреты Варлаама Ясенскаго (Ясинского) и Лазаря Барановича, двух седовласых старцев величавой и доброй наружности. В зале портрет Стефана Яворского, черноволосого, с выразительною южною физиономией, писан каким-то живописцем Стефаном: внизу стихи, воспевающие дружбу Яворскаго со Святителем Димитрием. В кабинете отца архимандрита замечательные портреты: Саввы Туптало… отца Святителя Димитрия… и Тимофея Архипова, который был иконописцем при дворе Царицы Прасковьи Федоровны… Последний портрет написан довольно искусно». Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. С. Петербург. 1849: «Настоятельские и братские кельи отбелены по штукатурке и покрыты железом. Настоятельские кельи устроены в верхнем этаже и разделяются на летние, с северной, и зимние, с южной стороны. В летних комнатах находится обширный зал, где в торжественные дни бывает прием братьев и посетителей; он украшен бюстами и портретами благополучно царствующей ныне фамилии и ее предков, изображениями знаменитых пастырей российской церкви и усердных благотворителей обители (здесь встречаем портрет Стефана Яворского митрополита Рязанского, к которому св. Димитрий питал столь искреннюю любовь и глубокое уважение, что его одного считал для себя вместо тысячи друзей, ему одному доверил заветные свои тайны и за 3 года до кончины вручил духовное свое завещание). В небольшой гостинной любопытный взор найдет верное изображение св. Димитрия и вокруг его портреты других лиц, с которыми он связан был в земной жизни крепкими узами. По левую сторону Святителя занимает место портрет Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, который, при посвящении св. Димитрия в Игумены, увидел в нем как бы будущего пастыря, изрек: «Да благословит Вас Господь Бог не только игуменством, но, по имени Димитрия, желаю вам и митры. Димитрий да получит митру (см. житие св. Димитрия)». Напротив св. Димитрия находится портрет Киевского митрополита Варлаама Ясинского. В бытность Варлаама архимандритом Киевской Лавры, св. Димитрий жил в этом монастыре, и по его поручению и наставлению собирал жития Святых, а в последствии, когда Ясинский был митрополитом Киевским, принял от него и рукоположение в архимандриты Елецкого монастыря (Черниговской губернии). Поодаль летних комнат, в ширину здания, устроен коридор; он ведет в зимние покои, а также на ограду и оттуда в южную башню (ст. III), на террасу за Настоятельскими комнатами и по ней в братскую столовую. В зимних комнатах хранится портрет отца св. Димитрия, Киевского сотника, Саввы Григорьевича Туптало; он изображен на холсте в половину роста». Путеводитель по Ярославской губернии, составленный, под руководством начальника Ярославской губернии А. П. Бутурлина, членом корреспондентом Ярославского губернского статистического комитета Ф. Н-мъ и изданный членом-корреспондетом того же комитета Угличским 1-й гильдии купцом, потомственным почетным гражданином Н. М. Журавлевым. Ярославль, 1859. С. 306 — 307: «В настоятельских комнатах обращают на себя особое внимание, между прочим, портреты августейших особ дома Романовых, Российских патриархов, Рязанского митрополита Стефана Яворского, Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, Киевского митрополита Варлаама Ясинского и Киевского сотника Саввы Григорьевича Туптало, отца св. Димитрия». А. А. Титов. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 15: «Настоятельские и братские кельи каменные в два этажа. В настоятельских кельях есть не мало портретов государей, духовных лиц и благотворителей обители, из них особенно ценные по своей работе: гр. Алексея Орлова-Чесменскаго и Н. П. Шереметева». Спасо-Яковлевский-Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губернии. Ростов-Ярославский, 1913: «Настоятельские и братские кельи каменные в два этажа. В настоятельских кельях есть не мало портретов государей, духовных лиц и благотворителей обители, из них особенно ценные по своей работе: гр. Алексея Орлова-Чесменскаго и Н. П. Шереметева».
Однако наиболее раннее, и наиболее подробное описание содержится в рукописи конца 1840-х годов, посвященной Спасо-Яковлевскому монастырю из собрания Ростовского музея. К этому времени галерея уже сформировалась. Она располагалась в настоятельских покоях. «Внутренняя отделка настоятельских келлий не великолепна, но величественна, – пишет неизвестный автор рукописи. – Обширный зал, где бывает торжественный прием братии и посетителей украшен изображениями венценосных монархов, великих святителей церкви и знаменитых благодетелей обители. На первом месте стоят бюсты их императорских величеств: Государя императора Николая Павловича и Государыни императрицы Александры Федоровны; над бюстами на стене помещены портреты в Бозе почивших: Государя императора Александра Павловича и Государыни императрицы Елисаветы Алексеевны; на правой стороне Государя императора Павла Петровича и супруги его императрицы Марии Федоровны. Далее портреты графа Шереметева, графа Орлова, генерала Полторацкого, кои усердием своим много способствовали ко благу обители. На левой стороне портрет Государыни императрицы Екатерины II и преосвященного митрополита Рязанского Стефана Яворского, к которому Святитель Димитрий питал столь искреннюю любовь и уважение, что одного Его считал для себя вместо тысячи других, ему одному поверял заветные свои тайны, и за три года до кончины вручил духовное свое завещание. Задняя стена украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей церкви. В небольшой гостиной любопытный взор найдет верное изображение св. Димитрия и в круге его как бы беседующих с ним, тех лиц, с которыми он был связан в жизни самыми короткими и благочестивыми узами. По левую сторону ближайшее место к Святителю Димитрию занимает Черниговский Архиепископ Лазарь Баранович, который при посвящении Святителя Димитрия в игумена, как бы провидя в нем будущаго святителя, сказал: да благословит вас Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам и Митры: Димитрей де получит Митру. Лицем к лицу Святителя находится митрополит Киевский Варлаам Ясинский, в бытность коего Архимандритом Киевской Лавры, св. Димитрий жил в сей обители, и по его поручению собирал жития Святых, а в последствии, когда Ясинский сделался Митрополитом, принял от него и рукоположение в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря.
В других комнатах настоятельских келлий обращают на себя внимание: портрет Саввы Григорьевича Туптало, Киевского Сотника, отца св. Димитрия; он изображен в половину роста, на холсте; так же портреты некоторых настоятелей обители и известного благочестивою жизнию и подвигами в сем мо-ре гробового Иеромонаха Амфилохия».1
Как явствует из описания, галерею составляли прижизненное изображение св. Димитрия, сохраняющее подлинные портретные черты святого, портреты главных его сподвижников и друзей; государей императоров и императриц; выдающихся деятелей Русской Церкви; благотворителей обители и ее архимандритов.
Вероятно, самым ранним по времени появления в монастырской портретной галерее можно считать прижизненный портрет св. Димитрия Ростовского (кат. № 1)
А. А. Титов опубликовал этот портрет в 1890 году и при этом отметил, что в монастырь портрет поступил из архиерейского дома.2 В 1884 году он был передан в музей церковных древностей вместе с портретами «Родителя Его Саввы Туптало, Святителя Митрофана Воронежского и митрополита Стефана Яворского. Ставленой грамотой, подписанной Святителем Димитрием и слюдяным фонарем».3 В 1934 году портрет был передан в Ивановский областной музей. В настоящее время хранится в Палехском музее.
Портреты главных сподвижников св. Димитрия Ростовского Лазаря Барановича и митрополита Варлаама Ясинского не сохранились. Судя по описаниям, они были одного размера, поясные, в трехчетвертном повороте вправо, в полном архиерейском облачении.
Значительную группу в галерее составляли портреты императоров и императриц. Первым появился в монастыре портрет императрицы Екатерины II, что может служить и косвенным свидетельством начала формирования галереи, которое можно отнести ко времени царствования этой императрицы. Доказательством этому служит «Опись казенного имущества монастыря 1774 года», где значатся лишь два портрета: «Первый Ее Императорского Величества Благочестивейшего Величия Государыни императрицы Екатерины Алексеевны в раме. Второй Его Императорского Высочества Благовернейшего государя цесаревича и великого князя Петра Петрович без рамы».4
Екатерина II присутствовала в 1763 г. на переложении мощей св. Димитрия Ростовского в новоустроенную императрицей Елизаветой Петровной раку. Она лично пожертвовала покровы на раку св. Димитрия и св. Иакова.5 К сожалению, портрет не сохранился. Судить о нем можно только по описанию в инвентарной книге музея (кат. № 47, 48).
Задняя стена большого зала настоятельских келий была украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей Церкви. Прежде всего, следует отметить портреты митрополитов присутствоваших на переложении мощей св. Димитрия – ростовского митрополита Афанасия (Вольховского) (кат. № 36) и Гавриила (кат. № 39).
Митрополит Гавриил изображен в митре, мантии и большом омофоре, в правой руке жезл с сулоком. На груди – панагия, крест, орден св. Андрея Первозванного. Гавриил первым из духовных лиц стал кавалером орденов св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. Он был почетным членом Академии наук, знаменитым проповедником и писателем. «Пастырь, отличавшийся апостольским мужеством, любовию к правде, и мудростию в совете; его мудрая любовь одушевляла и поддерживала советами и распоряжениями русское монашество, потрясенное переменами того времени; он послал способных миссионеров для проповедания св. веры в Америке; он испросил у имп. Павла освобождение духовенству от телесного наказания», – писал архиепископ Филарет (Гумилевский).6 В книге поступлений портрет был записан как портрет митрополита Исидора (?). Однако, сравнение данного произведения с известным портретом митрополита Исидора заставило усомниться в правильности этого. Сравнение с известными портретами Гавриила выявило сходство и помогло в определении изображенного на портрете преосвященного.
Сохранились и поступившие в музей из монастырской галереи портреты выдающихся деятелей Русской Церкви Платона (Левшина) (кат. № 34) и Михаила (Десницкого) кисти Ю. Олешкевича (кат. № 37).
Значительную группу в галерее составляли портреты настоятелей монастыря конца XVIII века. «Вообще открытие мощей св. Димитрия — писал А. А. Титов, — породило в то время немало толков и среди высшаго общества, бывшаго тогда под влиянием энциклопедистов, и в особенности среди раскольников. Между тем чудеса совершались почти ежедневно, монастырская летопись наполнялась записями о них, число поклонников новоявленным мощам все увеличивалось. Немало было из них и богатых помещиков, которых привлекал целый ряд образованных малороссиян архимандритов, бывших потом архиереями: Иреней Братанович (1770 — 1775), впоследствии епископ Вологодский; Феоктист Мочульский (1775 — 1776), епископ Севский; Амфилохий Леонтович (1777 — 1786), епископ Переяславский и Бориспольский, и, наконец, знаменитый Авраам Флоринский, образованнейший человек своего времени, оставивший много своих переводов и большую библиотеку, составляющую теперь одно из лучших монастырских книжных собраний».7
В монастырской галерее было четыре портрета архимандритов из этой блестящей плеяды — Павла (кат. № 6), Феоктиста (кат. № 7), Амфилохия (кат. № 8, 9), Авраамия Флоринского (кат. № 10). Судя по кратким описаниям в старых инвентарях, портреты объединяли сходные размеры и композиционная близость. Это поясные изображения на нейтральном фоне в парадном облачении – в мантии, клобуках, с наперсными крестами на груди и жезлами в руке. Все они поступили в музей как произведения неизвестных художников. В настоящее время сохранились лишь два — Павла и Амфилохия (Леонтовича), датируемые концом XVIII века.
Архимандрит Павел изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. На фоне коричневого с растительным орнаментом подризника ясно читается финифтяной архимандричий крест. Подчеркнутая фронтальность композиции произведения, характерная для всего духовного портрета вообще, «носит, — по словам О. С. Евангуловой, — особый смысл и является, прямой апелляцией к иконному опыту… Здесь, заложено стремление вовлечь зрителя в некий значимый ритуал, близкий к ситуации проповеди или даже молитвы».8
В 1995 году исследователем ростовской финифти В. И. Борисовой удалось на основе образно стилистического анализа и архивных данных связать портрет архимандрита Павла с именем штатного живописца монастыря А. Мощанского.9 Таким образом, портрет приобретает особую ценность как образец творчества ростовских художников этого периода.
Из двух поступивших в музей портретов Амфилохия сохранился только один, где он изображен уже епископом, в полном архиерейском облачении, в мантии и богатом подризнике. На фоне подробно написанных церковных одеяний выделяется панагия с изображением Спаса нерукотворного. Возможно, портрет был прислан в монастырь самим Амфилохием, после рукоположения его во епископа Переяславского и Бориспольского, что может помочь в более точной датировке портрета – не ранее 1795 г.
Следующую страницу истории монастыря представляют портреты гробового иеромонаха Амфилохия и архимандрита Иннокентия. Их подвижническая жизнь и духовные добродетели снискали славу не только в Ростове, но и далеко за его пределами. «С 1780 г., — писал граф М. Толстой, — началось сорокалетнее служение о. Амфилохия в должности гробового старца при раке св. Димитрия. Слава, следующая за смирением, подобно тени, вскоре сделала его известным не только жителям Ростова и окрестных мест, но и богомольцам со всех краев России, и многие знатные особы считали себе за счастие быть духовными детьми его. В числе их была и графиня А. А. Орлова-Чесменская. Сам император Александр I обратил внимание на смиренного старца, украсил грудь его драгоценным наперсным крестом и удостоит своим посещением его келью».10
Много сделал для обители архимандрит Иннокентий. В бытность его настоятелем Яковлевский монастырь возведен на степень монастырей первого класса. В 1836 году освящен вновь построенный храм во имя св. Иакова. В этом же году по указу св. Синода согласно прошению архимандрита Иннокентия монастырю присвоено наименование Спасо-Яковлевский Димитриев. К сожалению, портреты не сохранились. Судить о них можно лишь по кратким описаниям из старой инвентарной книги музея (кат. № 11, 13).
Отдельную группу составляли в галерее портреты крупнейших благотворителей монастыря. Первым, по преданию, переданным в монастырь самим графом, был портрет Н. П. Шереметева кисти Н. И. Аргунова.
Сноска: Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. С. Петербург, 1849. С. 40: «Гр. Н. П. Шереметевым 90.000 р. асс., из коих 55.000 употреблены были на сооружение храма св. Димитрия Митрополита, 10.000 на украшение онаго и 25.000 внесены в кредитные установления для обращения процентов на поминовение рода Шереметевых»; С.48: «Пожертвовано: Гр. Н. П. Шреметевым: 1) кованная золотая митра, ценою в 12.000 руб. асс.; передняя часть митры осыпана стразами по местам зелеными и красными камешками, в средине и по сторонам помещены три финифтяные образа Спасителя, Богоматери и Предтечи; на верху митры сквозное сердечко, аметистовое, осыпано бриллиантами, а под ним сквозный аметистовый крест. В настоящее время эта митра находится на мощах св. Димитрия; 2) потир, дискос, звезда, лжица, два блюда, серебряные, позолоченные всего весом 17 фут. 20 зол.; 3) евангилие на полуалександрийской бумаге, окрашенное серебром и позолотою, финифтяными образами и стразами; 4) двои ризы: одне розоваго другие пусоваго бархата, два стихаря, епитрахиль, набедренник, палица, воздухи, шитые золотом и серебром и обложенные золотым гасом с бахрамою».
Особым почитанием у знаменитого вельможи пользовался святитель Димитрий Ростовский. На средства графа в монастыре был возведен собор во имя этого святого.
Крупнейшей благотворительницей монастыря была графиня А. А. Орлова-Чесменская. «14 Июня 1836 г. — свидетельствует монастырская летопись — обитель торжествовала освящение храма во имя св. Иакова. Освящение совершено Преосвященным Филаретом Митрополитом Московским, с архимандритами Донского Московского монастыря Феофаном и Юрьевского Новгородского Фотием. Главною виновницею и распорядительницею сего торжества была Графиня А. А. Орлова-Чесменская, на иждивение которой большею частию сооружен и украшен храм св. Иакова».11 В монастыре хранился миниатюрный портрет графини, в настоящее время известный лишь по описанию (кат. № 16). Вероятно, ею был передан в монастырь портрет отца — А. Г. Орлова-Чесменского, где известный Екатерининский вельможа изображен уже в преклонных годах (кат. №15).
Портрет Ярославского генерал-губернатора К. М. Полторацкого (кат. № 17), вероятно, попадает в монастырскую галерею в период с 1830 по 1842 год — время его губернаторства. В 1834 году он ходатайствовал о возведении Спасо-Яковлевского монастыря на высшую степень из второго в первый класс.12
В 1854 году находившийся на покое в Спасо-Яковлевском монастыре архимандрит Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря Аполлос пожертвовал в монастырь свое собрание икон и картин.13 Среди подаренных произведений искусства было большое собрание портретов. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что из этого собрания происходят портреты русских царей и цариц, десяти российских патриархов, а также портрет самого архимандрита Аполлоса.
Высоким художественным уровнем отличается портрет архимандрита Аполлоса (кат. № 18). Он изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. В правой руке жезл с парчовым сулоком с вышитыми на нем буквами АА (архимандрит Аполлос), в левой руке четки. На груди архимандричий крест, ордена св. Анны 2-й степени, украшенный императорской короной и св. Владимира 3-й степени, полученные соответственно в 1837 и 1840 годах. Прекрасно передана фактура тканей, тщательно прописаны ордена и архимандричий крест. Лицо и руки прекрасно вылеплены. Вероятно, портрет написан художником, получившим хорошую академическую подготовку. В то же время каноничность позы, строгость и простота композиции роднят этот портрет с более ранними, связанными с парсуной.
Архимандрит Аполлос получил блестящее образование в Черниговской семинарии и затем в Александро-Невской академии. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря он в короткое время своего управления «привел в цветущее состояние сей достопамятный монастырь не только возобновлением прежних его зданий, но и разнообразным украшением церквей, сооружением новых приделов».14 И. Снегирев в описании Новоспасского монастыря говоря о настоятельских покоях, отмечает: «Внутренность покоев отличается не пышностью убранства, но собранием портретов Государей Российских и Святителей, как олицетворенною скрижалью истории отечественной Иерархии и Государства. Такими достопримечательными украшениями обитель обязана бывшему Настоятелю Аполлосу».15
Архимандриту Аполлосу принадлежат исследования по истории Русской Церкви «Начертания жития и деяний патриарха Никона», «Софийский Новгородский собор»; «Всероссийские патриархи»; поэтому не случайно в его личном собрании хранились портреты российских патриархов и русских царей.
Достаточно много сохранилось царских портретов. Это, например, портреты царицы Евдокии Лукьяновны и царя Федора Алексеевича (кат. № 43), изображенного в царском торжественном облачении. На голове двухъярусная шапка, опушенная мехом и украшенная вверху красным овальным камнем с крестом.
Десять портретов патриархов всероссийских (кат. № 19 — 29) объединены одними размерами. Вероятно, это была группа одновременно задуманных и принадлежащих одному мастеру полотен. Судя по единственному уцелевшему портрету патриарха Филарета (кат. № 21), можно предположить, что все они восходили к оригиналу из «Титулярника», изданного в 1672 году в Посольском приказе по повелению царя Алексея Михайловича. Патриарх Филарет изображен в золотистом саккосе, крестчатом омофоре, в митре, увенчанной крестом. На груди панагия. В левой руке раскрыта книга.
Несколько отличается портрет патриарх Никона (кат. № 22). До реставрации его размеры — 98 х 77. После реставрации были возвращены первоначальные размеры, размер холста увеличился — 101,5 х 81,5. Вероятно, размеры портрета были уменьшены для того чтобы, он вписывался в общий ряд портретов патриархов. До реставрации —иконографический тип восходил к портрету патриарха Никона с клиром.16
Таким образом, портретная галерея Спасо-Яковлевского монастыря складывалась постепенно с конца XVIII до середины XIX в. В то же время в ней присутствовали группы одновременно задуманных полотен. Образы людей, представленные в галерее, — настоятелей обители, преосвященных, императоров и императриц, благотворителей, все вместе олицетворяли расцвет Спасо-Яковлевского монастыря. Поэтому неслучайно галерея не получает своего дальнейшего развития во второй половине XIX века. Галерея Спасо-Яковлевского монастыря по своему составу сродни официальным портретным галереям, появившимся в России в это время. Она играет ту же роль увековечивания памяти и прославления.
Публикация:
Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. Ростов, 2002. С. 231 — 268.
На нашем сайте мы разместили только статью, без описания каталога картинной галереи Спасо-Яковлевского монастыря, который скрупулезно реконструирует автор. Прочитать полный вариант статьи можно здесь: http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/819