Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 29 – 32
В последние годы XVIII века, когда архитектурный ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря был отстроен заново, в северо-восточном углу обители возводится огромный и величественный монастырский собор – храм Димитрия Ростовского.
Необходимость создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма становится явной сразу же после канонизации святителя. Еще в конце 1770-х годов, когда в монастыре строилась южная стена ограды, архимандрит Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении возведения храма в честь свт. Димитрия Ростовского над южными вратами, обращенными к озеру. Однако, Синод строительство Димитриевского надвратного храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место недостаточно подходящим. Синодальное дозволение устроить в Яковлевском монастыре каменную церковь свт. Димитрия последовало лишь в 1794 году, и на протяжении последующих пяти лет он был сооружен.
Строительство храма финансировал граф Николай Петрович Шереметев, затративший на это 55 тысяч рублей и еще 10 тысяч – на убранство. 27 октября 1801 года, в день памяти святителя Димитрия, основанный в его честь храм был освящен ярославским архиепископом Павлом. В 1804 году в трапезе этого храма устраиваются два придела. Правый был посвящен свт. Николаю, небесному патрону Николая Шереметева, левый – освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святого ростовского святителя Димитрия.
Димитриевский собор – выдающийся образец архитектуры эпохи русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков. В формировании художественного облика его интерьера равно важную роль играют и скульптура, и живопись.
Особую выразительность собору придает иконостас, повторяющий формы триумфальной арки и изготовленный из искусственного мрамора в конце 1860-х годов. В то время в храме производились ремонтно-восстановительные работы, которые финансировал Дмитрий Сергеевич Шереметев. Примечательно, что именно он предложил вместо восстановления главного иконостаса, деревянного, окрашенного маслом под мрамор и местами вызолоченного, устроить новый иконостас из фальшивого мрамора. По его мнению, «такого устройства иконостас был бы гораздо более приличным к общему украшению церкви, чем окрашение». На заседании Московской Синодальной конторы, куда граф обратился со своим ходатайством, его инициатива была воспринято с одобрением.
* * *
В 1824 году Яковлевский придел Зачатиевского собора был разобран, в том же году на его месте начинается сооружение просторного каменного храма свт. Иакова Ростовского. Он был предназначен стать теплым храмом для проведения зимних монастырских богослужений. Новая церковь создавалась попечением настоятеля монастыря архимандрита Иннокентия и наместника иеромонаха Флавиана. На ее строительство графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская пожертвовала 7500 рублей. В память об этом для поминовения ее рода в Яковлевском храме ежедневно служилась ранняя литургия.
14 июня 1836 года церковь свт. Иакова освятил Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Как утверждал владыка: «Если мы при освящении наименовали храм сей храмом святителя Иакова, то тем самым поручили ему храм, благоговейно пригласили сего святителя быть его покровителем и начальником».
Расположенная между Зачатиевской и Димитриевской церквями, Яковлевская церковь завершила стройную и величественную композицию трех стоящих в один ряд монастырских храмов. Южной стеной церковь свт. Иакова вплотную примыкала к старому монастырскому собору, а ее северный фасад был обращен к храму свт. Димитрия.
С первого взгляда заметно, что в архитектуре Яковлевского храма прослеживается стремление к подражанию стоящей рядом Димитриевской церкви. Внешнее сходство двух храмов неслучайно и, по всей видимости, продиктовано желанием архимандрита Иннокентия. По монастырскому преданию, «храм свт. Иакова служит незабвенным памятником милостивого благоволения к Яковлевской обители императора Александра I». Во время посещения монастыря в августе 1823 года государь, узнав о намерении архимандрита Иннокентия построить храм свт. Иакова, «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалою отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя свт. Иакова сооружен был в том же вкусе».
В уподоблении двух этих церквей следует видеть нечто большее, чем следование одному архитектурному стилю – здесь прослеживается идея тождественности двух святителей – Иакова и Димитрия. Самим фактом устроения в монастыре посвященных им храмов утверждалась их значимость в системе монастырских ценностей, отразилась программа Яковлевского монастыря, заключающаяся в прославлении небесных патронов обители.
* * *
С завершением сооружения архитектурного ансамбля Яковлевский монастырь получил новый, более высокий статус.
Еще в 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод доношение, в котором указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении», а при настоящем штате монашествующих поддерживать этот порядок затруднительно. Настоятель просил увеличить число братии монастыря сообразно штатам первоклассных монастырей. Синод, найдя просьбу архимандрита уважительной, 9 октября 1822 года определил прибавить в штат Яковлевской обители 16 человек.
В 1834 году ярославский губернатор Константин Маркович Полторацкий составил прошение на высочайшее имя о возведении Яковлевского монастыря на степень I класса. Основанием этого являлись древность и известность обители. Прошение было передано на рассмотрение Синода, который постановил перевести Яковлевский монастырь из второго класса в первый, определив ежегодное штатное содержание в размере 4200 рублей. Новый статус Яковлевской обители 22 ноября 1834 года утвердил император Николай Александрович.
Открытие первоклассия отмечалось в Яковлевском монастыре 6 января 1835 года. На торжестве присутствовали многочисленные гости, в том числе ярославский губернатор, губернское и уездное начальство, настоятели монастырей и духовенство епархии. Перед началом благодарственного молебна наместник иеромонах Флавиан зачитал манифест о возведении обители в первый класс.
В 1836 году, по прошению архимандрита Иннокентия, Синод указом от 11 сентября повелел ввести в название обители имя святителя Димитрия и наименование Спасо-Песоцкого монастыря. Так монастырь получил новое имя – Спасо-Яковлевский Димитриев.
После этих перемен в иерархии православных русских обителей первоклассный ставропигиальный Спасо-Яковлевский монастырь занял шестое место. Как утверждал архимандрит Иннокентий, «Особенное уважение и усердие многих к почивающим в Яковлевском монастыре святым мощам святителей Иакова епископа и Димитрия митрополита Ростовских Чудотворцев равняют его со знаменитейшими обителями».
* * *
В первой половине 1840-х годов над местом захоронения епископа Иакова, мощи которого покоятся под спудом в северо-восточном углу собора Зачатия св. Анны, вместо старой деревянной гробницы была устроена новая серебряная рака. Инициатором ее сооружения явился архимандрит Иннокентий, незадолго до того построивший в монастыре храм, освященный в честь свт. Иакова Ростовского. Деньги, необходимые для изготовления раки, были собраны путем пожертвований. Основные средства, более половины требуемой суммы, в 1839 году внесла графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая перед этим финансировала строительство в обители Яковлевской церкви.
Изготовление гробницы свт. Иакова было поручено известному московскому серебрянику Ивану Матвеевичу Лаврову, контракт с которым был подписан в Ростове в феврале 1843 года. Стоимость гробницы, весившей 126 кг (7 пудов 28 фунтов 2 золотника) составила 9300 рублей. Несмотря на некоторую задержку с выполнением заказа, работа Лаврова получила в монастыре высокую оценку. Архимандрит Иннокентий исходатайствовал для мастера благословение от Синода «за превосходнейшее устроение» серебряной раки. В своем доношении в Синод от 13 декабря 1844 года настоятель сообщал, что «мастер купец Иван Лавров по добросовестности своей, устроил вышеозначенную гробницу свт. Иакову столько тщательно, изячно и отчетливо во всех отношениях, что московская публика всех сословий и все знатоки сего художества, наслышанныя об отличных талантах вновь прославившагося мастера, по отделке и открытии ея, непрерывно во множестве стекались в продолжение 10-ти дней в дом его, чтоб видеть превосходство и изячность отделки оной, и отдавая полную и справедливую похвалу мастеру, все единогласно утверждали, что это есть единственное сего рода в отечестве нашем произведение». Торжественное освящение серебряной гробницы свт. Иакова прошло в декабре 1844 года.
Во второй половине 1840-х годов серебряных дел мастер Иван Матвеевич Лавров по заказу монастыря изготовил серебряный оклад на царские врата и серебряные одежды на престол храма Зачатия св. Анны.
* * *
Монастырь имел обширную библиотеку, в которой на рубеже XIX–XX веков насчитывалось более 1250 томов, а также богатое собрание рукописей, завещанное обители архимандритом Авраамом Флоринским.
Монастырская ризница, размещенная над храмом свт. Иакова Ростовского, являлась хранилищем церковной утвари, священных облачений и исторических реликвий, связанных с памятью святителя Димитрия. По свидетельству профессора С.П. Шевырева, посетившего обитель в середине XIX века: «Ризница монастырская помещена прекрасно. Примечательнейшее в ней относится к памяти Святителя Димитрия». Действительно, в монастыре находились некоторые вещи, принадлежавшие ростовскому святителю, такие как митра, извлеченная из гроба митрополита Димитрия при обретении его мощей; атласные ризы малинового цвета, перешитые из его саккоса; белое полотенце, присланное святителю в подарок из Иерусалима. Мемориальные предметы составляли ценнейшую часть ризницы и способствовали прославлению свт. Димитрия.
Наряду с памятными вещами, в ризнице хранились драгоценные вклады многочисленных почитателей свт. Димитрия, такие как пожертвованная графом Н.П. Шереметевым кованая золотая митра, украшенная бриллиантами и аметистами, стоимость которой составляла огромную по тем временам сумму в 12 тысяч рублей.
Одной из монастырских достопримечательностей являлась карета, которая, согласно традиции, принадлежала митрополиту Димитрию. Яковлевскому монастырю она была подарена в 1822 году ярославским архиепископом Симеоном, по его собственному признанию, «для лучшего сбережения и большаго прославления памяти угодника Божия великаго святителя Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца». Карета представляла собой подобие кибитки на деревянных, окованных железом колесах. Кузов сверху был покрыт черной кожей и обит в два-три ряда медными гвоздиками, а изнутри окрашен краскою «небеснаго или дымчатаго цвета» и обит лазоревым сукном. Для сохранности этого редкого памятника для него на монастырском дворе был сооружен особый павильон.
* * *
Дни памяти Свт. Димитрия Ростовского отмечались в Спасо-Яковлевском монастыре с особой торжественностью. К их числу относились:
23 мая (5 июня нов. ст.) – переложение мощей свт. Димитрия в серебряную раку
21 сентября (4 октября нов. ст.) – обретение мощей святителя
28 октября (10 ноября нов. ст.) – кончина митрополита Димитрия.
Ежегодно 21 сентября из Успенского собора в монастырь производился крестный ход. В этот день для братии и гостей монастыря устраивался праздничный обед. К примеру, в 1844 году в обители был приготовлен стол на сто человек, а в 1846 году, как указано в приходо-расходной книге, «на праздник Свт. Димитрия на принятие и угощение духовных лиц, бывших в крестном ходе из градского собора и от приходских двенадцати церквей, равно из разных обителей властей, благотворителей и значительных посетителей» было израсходовано без малого сто рублей. Следует подчеркнуть, что празднуемый 27 ноября день памяти основателя обители, свт. Иакова Ростовского, отмечался в монастыре с таким же размахом.
21 сентября 1852 года Спасо-Яковлевский монастырь отметил 100-летие открытия мощей свт. Димитрия. В этот день литургию в обители служил ярославский архиепископ Евгений, а в традиционном крестном ходе из центра города в монастырь «было стечение народа довольно многочисленное».
Святитель Димитрий привлекал в Яковлевский монастырь множество паломников. Зачастую люди стремились сюда именно для того, чтобы прикоснуться к его святым мощам и у его гробницы вознести свои молитвы. Андрей Николаевич Муравьев в книге «Путешествие по святым местам русским» так описал свои впечатления о посещении Зачатиевского храма Яковлевского монастыря: «Отперли собор, отперли и тяжелую крышку с украшениями архиерейскими, пожертвованную благочестием Елисаветы для хранения мощей Святителя, и присланную Екатериною в год ея воцарения. Открылся святой угодник, ревнитель православия, почиющий по многих трудах над самим тем местом, которое смиренно избрал себе для смертного отдыха не в великолепном соборе митрополии Ростовской, вместе со своими предшественниками, но в уединенной обители Свт. Иакова, основанной сим епископом по несправедливом изгнании и освященной его мощами. Здесь хотел возлечь Димитрий, и прославился, и прославил место. Я прикоснулся устами к обнаженному челу его, некогда вмещавшему столько благих помыслов для пользы Церкви и Отчизны, которое долго сияло для них ярким светильником и ныне источает исцеления болящим».
Публикация:
Виденеева А. Е. К истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в XIX столетии // Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 29 – 32.