Во второй половине XVIII — начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре побывали многие представители Дома Романовых. Открытие императорского и великокняжеского паломничества в эту обитель было напрямую связано с канонизацией и прославлением св. Димитрия Ростовского.
Церемония встречи царствующих особ в монастыре сопровождалась колокольным звоном, шествием в монастырь через святые врата, служением молебнов святителю Димитрию. Высоким гостям демонстрировались достопримечательности обители: храмы, святыни и сокровища ризницы. На память вручались подарки, обычно это были иконы или финифтяные образки с изображением св. Димитрия Ростовского. Как правило, высочайшие особы находили возможность щедро отблагодарить обитель.
Особо памятным для монастыря было прибытие императора Николая II с семьей 22 мая 1913 года, совершенное в рамках празднования в России 300-летия воцарения династии Романовых.
Прибыв в Ростов, Николай Александрович с детьми и свитой побывали в Успенском соборе, прослушали концерт старинных звонов, познакомились с экспозицией Ростовского музея церковных древностей, посетили некоторые ростовские храмы и Спасо-Яковлевский монастырь. Здесь, в Яковлевской обители, после торжественной встречи и традиционного молебна св. Димитрию, Николаю IIбыли показаны монастырские храмы, в том числе и новоустроенная пещерная Воскресенская церковь. Государю были вручены подарки —иконы, книги, изображения монастыря.
Сохранилось довольно пространное и подробное описание того знаменательного прибытия императорской семьи в Ростов, оставленное настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря епископом Иосифом. В 1913 году его воспоминания об этом знаменательном дне были опубликованы в «Ярославских епархиальных ведомостях» (ЯЕВ. 1913. Часть неофициальная. № 35. С. 691 — 699), а также вышли отдельным изданием.
Фрагмент этих воспоминаний — рассказ епископа Иосифа о том, как он встречал и принимал государя в своей обители — мы предлагаем вниманию читателей.
Епископ Иосиф (Петровых)
Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова
государем императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею (фрагмент)
Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь издревле был счастлив видеть в своих священных стенах царственных паломников и посетителей. Монастырския летописи подробно описывают посещение обители в 1763 году императрицею Екатериною II, в 1818 г. императрицею Мариею Феодоровной, в 1823 г. императором Александром I, в 1831 г. императором Николаем I, в 1837 г. наследником престола и впоследствии императором Александром II. Не сохранилось подробных известий, но можно с достоверностию говорить о посещении монастыря императором Петром I, в бытность егов Ростове, и первым царем дома Романовых Михаилом Феодоровичем, на пути его из Костромы в стольный град Москву в 1613 г.
Важное значение этой обители в жизни и истории Ростова, возвысившееся особенно с прославлением в ней великаго Святителя и Чудотворца Димитрия и всегдашнее благоговение всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией —было одним из побуждений и нынешняго посещения обители Его Величеством государем императором Николаем Александровичем со всею его августейшею семьею.
Обитель никогда не забудет этого новаго радостнаго вея жизни дня, подареннаго ей благодетельнейшим вождеми отцом Русскаго народа. Да будет благословен во веки этот день, давший столь драгоценное уверение в неизменно благоговейном и благодетельном внимании к ней Первенствующаго сына Церкви Христовой, ея покровителя и охранителя!
Утро 22-го мая 1913 года выдалось на редкость благоприятное и радостное. Казалось, сама природа решила присоединиться к общей радости Ростовцев, ожидавших столь желаннаго своего гостя, и к проезду его щедро развернула свои силы и чары. […]
В 4 часа вечера назначено было высочайшее посещение Яковлевскаго монастыря. Толпы народа отхлынули от собора и потекли отовсюду к обители, чтобы еще раз лицезреть здесь царскую семью. За час до приезда государя зычный колокол монастыря оповестил всех о приближении отрадной минуты. Закопошилась в ограде детвора, собранная сюда из церковноприходских школ города и окрестностей, устанавливаясь на своих местах. Зашевелился, забегал народ, храмы осветились безчисленными огоньками свечей и лампад, духовенство облачилось в новыя облачения (в стиле Ростовско-Ярославском XVII века). Богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яраго, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело.
Скоро подготовительная суета повсюду улеглась, и воцарилась священная тишина и благоговейный трепет ожидания. Тихо-тихо стало в храме. Только весело потрескивали свечи кругом, да гудел вдали неусыпный страж монастырской звонницы, с каждым ударом оповещая о большей и большей близости царственных богомольцев. Музыкально позвякивала бронзовыми кисточками целая аллея хоругвей, окаймляя путь к храму. На площадке перед храмом, в полном облачении со св. крестом, в сопровождении иеромонаха со св. водою, архидиакона с кадилом, ждалцаря настоятель монастыря епископ Иосиф (остальная братия ожидали в храме). Впереди всех выдвинулись в маленьких стихариках два шестилетних малютки со свечами в руках, украшенными живыми цветами и лентами.
Начали подъезжать передовые отряды царской свиты. Напряжение ожидания растетдо крайних пределов! Вот зазвенели все колокола —показался царский автомобиль. Ближе, ближе… Кланяется народ, гремит раскатистое: «ура» тысяч грудей. Автомобиль тихо-тихо, как бы соблюдая благоговейное уважение к святости места, вкатывается во врата обители и, миновав толпы, радостно, приветствующаго народа, останавливается у разостланнаго на земле большого ковра… Архиерей осеняет Его Величество св. крестом, и царская стопа сходит на священную, землю обители. За царем выходят его августейшия дети —наследник цесаревич и великия княжны. Позади блестящая царская свита —министры и прочие. Государь с детьми, предшествуемые двумя малютками-свещеносцами, подходят к св. кресту, принимая окропление св. водою и целуясь рука в руку с встречавшим архиереем.
Затем все направляются в храм. Слух царя оглашается прежде всего умилительною музыкою тропаря Кастальскаго: «цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе его…»После сего у мощей святителя Димитрия тотчас начинается краткий молебен, угоднику, с чтением Евангелия, молитвы и провозглашением многолетия. Царская семья, возглавляемая своим отцем, усердно молится. При пениивеличания все подходят ко св. мощам угодника. Настоятель всем вручает благословение св. иконы, при чем Его Величеству вручен был древний складень с точной копией той иконы, которую поднесли святителю Димитрию ростовцы при вступлении его на Ростовскую кафедру в 1702 году. Его Величество, милостиво и благоговейно приняв св. икону, благодарил настоятеля.
Начался осмотр находящихся в сем храме достопримечательностей и святынь обители. У раки святителя Димитрия Его Величество выслушал сообщение настоятеля о пожертвовании ея императрицей Елизаветой Петровной и историю торжественнаго переложения в нее св. мощей святителя императрицей Екатериной II. Государь осведомился при этом, когда устроена сень над ракою.
От раки все перешли к одновременно пожертвованной серебряной киоте с иконою святителя академической живописи и надписью Ломоносова внизу. Особенное внимание Его Величества обратила древняя замечательная стенописьхрама и остатки древняго каменнаго иконостаса с изображениями (Иоакима и Анны, св. Леонтия и др.), отлично сохранившимися позади нынешняго деревяннаго позолоченнаго. Его Величество пожалел, что такая замечательная древность закрыта менее ценным и подходящим к сему древнему собору сооружением. У царских врат Его Величество благоговейно приложился к спущенной (на ремнях) келейной иконе святителя Димитрия, (благословение ему родительское) Ватопедской Божией Матери.
Точная копия этой св. иконы изготовлена была обителью в благословение Ея Величеству Государыне Императрице. Так как Ея Величество, к величайшему состоянию всех, не изволила никуда выезжать в Ростове по нездоровью, то настоятель испросил у Его Величества соизволение принять сию икону для передачи Императрице, на что государь милостиво и с благодарностью соизволил. Св. икону держала в руках девочка Елизавета Лепешкина, получившая в 1910 году исцеление от иконы Божией Матери Умиления, что в Ростовской Благовещенской церкви. Когда настоятель сообщил о сем государю, Его Величество разспрашивал девочку, сколько ей лет, как ея здоровье в настоящее время и где учится.
Августейшая дети государя с умилением слушали эту беседу, внимательно разглядывая недавнюю жертву страшной болезни, избавленную милосердием Царицы Небесной.
У св. мощей святителя Иакова, основателя монастыря, Его Величество с августейшими детьми усердно помолились и приложились к изображению его на св. раке. Осмотрев за тем облачение Святителя Димитрия, хранящееся в особой витрине около его раки, Его Величество с семьею своею изволили проследовать в пещерную церковь, остановившись по пути у гробницы известнаго старца Амфилохия и выслушав здесь краткия сведения о его житии.
Большой интерес и внимание государя и особенно августейших детей его возбудила пещерная церковь с Гробом Господним, устроенным в ней наподобие Иерусалимскаго. Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производить на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшего Жизнодавца. Пробыв довольно долгое время в пещерке, Его Величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обозрения святынь. Осмотрев затем мраморное надгробье над местом погребения св. Иакова, а также подобия Вифлеемской пещеры, Голгофы и темнички Спасителя, Его Величество поднялся наверх и вышел чрез Яковлевския двери на наружную площадь.
Увидев врата, открытыя к озеру, государь пожелал пройти туда и посмотреть озеро. Шествие к озеру представляло редкую и полную всеобщаго удовольствия картину. Несколько неожиданное решение государя застигло врасплох всех: толпы народа, не предусматривавшая этого и, ожидавши шествия царя к Шереметевскому храму, оказались загораживающими ему путь, и государю пришлось вмешаться совершенно в самую гущу народа. Это была в высшей степени трогательная картина ближайшаго соприкосновения обожаемаго монарха со своим народом. Редко где еще так свободно мог чувствовать себя царь, как здесь, где его окружала самая искренняя и восторженно-горячая любовь, готовая положить за него душу свою.
Восторг народа держался на высоте экстаза, пока государь шел к озеру, в толще всего множества народа. До какой степени в это время царь был близок к народу, можно судить по следующему маленькому случаю. Разсказывали, что какой-то бойкий мальчуган (должно быть в силу известной русской слабости —не верить только глазам, но и руками пощупать) легонько потрогал рукою шашку государя. Государь с улыбкой погрозил мальчугану пальцем. Выйдя чрез Водяныя врата на берег озера, государь долго любовался дивною картиною, распрашивая оказавшагося около него простого мужичка об озере и видневшихся кругом его селах и церквах.
Затем, все так же вплотную окружаемый и сопровождаемый народом, государь направился к Шереметевскому храму. На пути Его Величеству был показан висящий у входа в Яковлевский храм древний колокол со следующей достопамятной надписью: «Лета 7160 (1652) июня в твой день пожаловал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси сей колокол по Святейшем Иосифе патриархе всея Руси во град Ростов в Зачатьевской монастырь Иакову чудотворцу на его келейную казну весом 4 пуды».
В Шереметевский храм Его Величество прошел по асфальтовой дорожке чрез западныя двери, чрез которыя открывается особенно величественный вид на алтарь и весь храм. В храме были выставлены для обзора Его Величеством наиболее замечательные предметы ризницы —шапочка, платок и полотенце Святителя Димитрия, рукописи и пр. Тут же было показано знамя Сапеги, доставленное сюда из Борисоглебскаго монастыря, коему Сапега это знамя оставил в знак уважения к пр. Иринарху и неприкосновенности сей обители. Знамя представляет собою вышитое на шелковой материи изображенье Иисуса Навина, снимающаго обувь пред Архистратигом Михаилом, Его Величество изволил особенно заинтересоваться этою реликвиею времен смутных.
При обозрении предметов ризницы, настоятелем были переданы для вручения Его Величеству финифтяныя портреты Их Величеств государя императора, государыни императрицы и наследника цесаревича в кабинетную величину, весьма художественно исполненные местными мастерами, в дубовой художественной рамке, а также описание монастыря, фотографические виды, книги и брошюры монастырскаго издания. Его Величество, милостиво приняв означенныя подношения, соизволил благодарить настоятеля. В заключение государь любовался новою ракою Святителя Димитрия и общим видом величественнаго храма и затем чрез южныя двери проследовал к панели, ведущей от колокольни, куда из своего павильона была подвезена карета святителя Димитрия. Его Величество с интересом осмотрел ее и по панели направился к главной аллее (против фонтана), где милостиво простился с провожавшими его обоими архиереями и при радостнейших кликах народа и торжественном звоне колоколов сел в автомобиль. Тихо двинулась в обратный путь царская колесница, осеняемая св. крестом и благословлениями провожавших, и оставляя в душе всех ненасытную жажду —видеть бы всегда обожаемаго царя.
Государь проследовал из монастыря в древнюю деревянную церковь св. Иоанна Богослова на Ишне, где очень интересовался старинною постройки и всей обстановки храмами на память посещения своего оставил собственноручную подпись в книге посетителей.
Вечер этого дня былкануном великаго праздника Вознесения Господня. государь пожелал отслушать всенощную, которая для него нарочито совершена была в наиболее понравившейся ему кремлевской Воскресенской церкви. Всенощная эта—при обстановке, совершенно переносящей молящагося в XVII векрасцвета русской богослужебно-церковной красоты, и припрекрасномпении Ярославскаго архиерейскаго хора, произвела на государя чрезвычайно сильное впечатление.
Вообще, Ростов, видимо, затронул глубоко впечатлительную душу благочестивейшаго государя нашего, лучшим доказательством чего служит его милостивая беседа при отбытии из пределов Ростова с провожавшими. В этой беседе государь император изволил высказать, между прочим, надежду, что Его Величество не в последний раз посещает Ростов.