Газета «Ростовский вестник». 1991 г., 22 ноября. С. 7
До настоящего времени считалось, что иконостас Шереметевского храма сделан одновременно с устроением самого храма в 1795 — 1801 гг. Однако при изучении монастырских документов обнаружились факты совершенно иного рода. Существующий ныне иконостас, как оказалось, не является первоначальным. Находящаяся в городском архиве опись Димитриевского храма 1802 г. говорит о наличии в храме другого иконостаса — «столярной и резной работы, в коем резба и пореска вызолочены червонным одинаким золотом, а глаткие места выкрашены краскою с покрытием масленым лаком». Этот первоначальный иконостас был трехрядным и содержал 11 или 12 икон. Над резными с позолотой царскими вратами помещалось изображение св. Духа в образе голубя.
Крупные вклады, сделанные в конце 1860-х гг. Дмитрием Николаевичем Шереметевым, позволили монастырю устроить новый иконостас, более гармонирующий с классицистическим интерьером храма.
Приходо-расходные книги монастыря 1869 и 1870 гг. сообщают имена мастеров, принимавших участие в создании нового иконостаса, а также позволяют проследить порядок работы над ним.
В 1868 — 69 гг. в лавке ростовских купцов Рыкуниных были закуплены материалы, необходимые для сооружения иконостаса. Список покупок выглядит весьма внушительно: там значатся, например, «390 пудов известки, 200 пудов алебастра, 60 пучков драни под мраморную работу» и т.п. В это же время ростовскому инженеру, коллежскому асессору Константину Александровичу Докушевскому был заказан проект нового иконостаса «поддельнаго мрамора». Прежний иконостас был разобран и перенесен в монастырскую кладовую.
Непосредственные работы начались в мае 1869 г. Подготовку алебастра для мраморной работы и устройство лесов для мраморщиков осуществил ростовский мещанин Зиновий Лукин Конопаткин; для мраморной работы был приглашен «мастер московскаго временнаго цеха» Адриан Степанов Ремизов. Резные капители пилястр изготовлены столяром из дер. Смертино Ростовского уезда Владимиром Лаврентьевым; им же сделано «сияние» над царскими вратами и осуществлена поправка самих врат (видимо, оставшихся от прежнего иконостаса). Позолоту резьбы выполнил «позолотный мастер московскаго цеха» Василий Сергеев Нестеров. В окраске иконостаса и пилястр под мрамор участвовал ростовский мещанин Илья Николаев Бубнов.
В 1870 г. основные работы были завершены.
В окончательном виде иконостас имеет форму триумфальной арки: над двумя мощными пилонами устроен разорванный фронтон, еще выше — массивный раскрепованный аттик. С внутренней стороны к пилонам приставлены две пары колонок, фланкирующие царские врата.
Пилоны украшены парами пилястр, расписанных под мрамор, с деревянными резными капителями коринфского ордера. Постаменты их выкрашены под серый и темно-красный мрамор; сами пилястры каннелированы на треть высоты и окрашены в зеленовато-голубой цвет; капители вызолочены. Антаблемент имеет темно-розовую окраску, поле фронтона — голубую, аттик и плоскости пилонов — белую.
В иконостасе устроены прямоугольные и восьмигранные проемы для икон. Над аттиком в центре было установлено Распятие с двумя предстоящими святыми (ныне утрачено).
Царские врата (утрачены) были деревянными, резными, с позолотой. На них помещались живописные изображения архангела Гавриила, Богоматери и четырех евангелистов. Все изображения были заключены в круглые рамы, обрамленные растительным орнаментом. Нижние части створок украшались парами накладных резных гирлянд. Над вратами было устроено «сияние» с иконой Успения Богоматери.
Архаичный для своего времени иконостас (во второй половине 19 в. классицизм уже сменяется эклектикой), тем не менее, органично вписался в интерьер храма начала 19 в.
Публикация:
Буцких Е. В. Иконостас Шереметевского храма // Ростовский вестник. 1991 г., 22 ноября. С. 7.