logo
sandvige Меню

«Димитриевы дни в Ростове Великом» 28 октября 1909 года

Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 32 — 34

Виденеева А. Е.

Св. Димитрий Ростовский

 

Ровно сто лет назад Ростов отмечал 200-летие кончины святителя Димитрия. Это было великое празднество веры и благочестия «в честь и память ревнителя православия, своими вдохновенными творениями всех наставлявшаго на путь, ведущий к достижению добра и духовной красоты».

Книга «Димитриевы дни в Ростове Великом», изданная Ярославским братством св. Димитрия, сохранила описание крестного хода и праздничной литургии, совершенной в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре 28 октября 1909 года, в день памяти прославленного Ростовского святителя. Рассказ об этом мы предлагаем нашим читателям.

«Соборная литургия кончилась в исходе 9-го часа, к этому времени прибыли духовенство и хоругви из всех приходских церквей города (их 22) с духовенством, собрались для участия в общем крестном ходе учащиеся всех учебных заведений, войско, военная музыка, масса народа.

Этот небывалый здесь по своей грандиозности, чинности, и церковной красоте крестный ход, надо думать, надолго останется в памяти его участников. Начался он около 9 часов. Процессия двигалась в таком порядке: впереди всех со своими преподавателями учащиеся, по четыре в ряд, приходских начальных училищ, городского училища, духовнаго Димитриевскаго, мужской и женской гимназий, а далее уже золотая полоса духовенства, руководимая городским благочинным протоиереем В. М. Ивановским. Впереди тот самый слюдяной фонарь, который был несен и при погребении св. Димитрия и который сохранился доселе. Затем два псаломщика с запрестольными иконами, все псаломщики города и воспитанники семинарии в стихарях по два в ряд, также диаконы и священники местные и приезжие, начиная с младших, певчие в своих форменных костюмах, древне-польский покрой которых, вероятно мало изменился со времен св. Димитрия.

Далее жертвуемыя в обитель иконы, («приклады», − шептали в народе), на кануне встреченныя с вокзала, соборный образ св. Димитрия с частию св. мощей его и Тихвинская икона Божией Матери из Рождественскаго женскаго монастыря. За иконами Высокопреосвященный Тихон в предшествии двух иподиаконов и в сопровождении двух диаконов. За ним князь Лобанов-Ростовский, потомок удельных князей Ростовских, Б. В. Штюрмер, губернаторы Московский, Ярославский, Костромской, другие именитые гости, военное начальство, гражданские чины. Завершается все хором военной музыки, воспитанниками кадетскаго корпуса и нарядом войска местной артиллерийской бригады. Вся эта масса учащихся и духовенства окаймляется по обеим сторонам множеством (не менее 100) хоругвей, несомых хоругвеносцами в их кафтанах.

Над всем господствуют звуки музыки, исполнявшей «Коль славен», и торжественный, гармоничный гул знаменитых ростовских колоколов, также некогда звоном своим провожавших на вечный покой святейшаго митрополита Димитрия. Да и шествие направлялось именно тем самым путем. Сейчас оно растянулось более чем на полверсты. Особенно величественный вид имела картина крестнаго хода с городских валов. Над всеми участниками процессии высится образ св. Димитрия. Представляется, будто сам он, любвеобильный святитель, всегда живой и действующий, шествует со своею ростовскою паствой, всегда готовый разделить с нею ея радости и горе.

Природа как будто участвует в духовном веселии торжествующих. Еще накануне небо с утра прояснилось, а затем выглянуло и солнце, содействуя поддержанию светлаго, бодраго настроения собравшихся. В воздухе умерено свежо.

Массы народа сопровождают процессию, двигаясь параллельно по широким тротуарам Покровской улицы. Множество зрителей наблюдает ее из окон, с балконов домов. Не мало работы и фотографическим аппаратам. Понадобилось почти час времени, чтобы крестному ходу пройти двухверстное разстояние, отделяющее собор от обители, где тем временем служащие уже облачились и прочтением часов приготовились к служению литургии.

Около 10 часов трезвон с колокольни монастыря возвещает о приближении крестнаго хода. Владыка митрополит с собором сослужащих епископов и прочаго духовенства направляется к восточным воротам (под колокольней) на встречу процессии. Учащиеся, по входе в эти ворота, идут налево и всею своею тысячною массою целиком занимают отведенный для них Иаковлевский храм. Духовенство, участвовавшее в крестном ходе, следует за ними и разоблачается в алтаре этого храма. Хоругви остаются около храмов на монастырском дворе.

По встрече крестнаго хода начинается литургия в Зачатиевском и Шереметевском храмах. В первом из них совершал богослужение Преосвященный Евсевий с о.о. архимандритами Власием и Порфирием, с протоиереем из гор. Данилова Л. Верзиным, свящ. К. Цареградским и др., при пении тех же певчих учеников духовнаго училища, что и накануне за всенощным бдением. […]

Литургия в Шереметевском храме является наиболее важной частью всего торжества. Совершали ее владыка митрополит Владимир, архиепископ Назарий и епископ Иосиф, при участии о.о. архимандритов Димитрия, Сильвестра, Досифея, Варнавы, Протоиереев И. И. Восторгова, Н. А. Крутикова, Н. А. Дороватовскаго, иеромонаха Корнилия. То же прекрасное пение Ярославскаго архиерейскаго хора и стройное − местнаго монастырскаго, то же умиленное настроение массы молящихся, как это можно заметить по выражению их лиц, молитвенным вздохам и изредка вырывающемуся шепоту восторга и удивления.

Особенно умилило душу перенесение на малом входе в святый алтарь мощей святителя. Вот приближаются священнослужители из алтаря к балдахину, берут на руки гроб и при пении: «спаси нас Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти», шествуют с своим архиереем Димитрием царскими вратами в алтарь, там ставят гроб на горнее архиерейское место, причем головная часть его оказывается несколько приподнятой, как будто сам святитель Димитрий во главе сонма служащах вошел во святая святых храма своего имени в момент, когда полагается это для архиереев, и там готов священнодействовать с ними в святейшем таинстве. Какое может быть еще более яркое, осязательное выражение близости к нам святителя, его живейшаго участия в общей церковной молитве? […]

Торжественное, величественное богослужение идет, развертывается пред глазами присутствующих своим порядком. Кончили уже и «Отче наш», пропели концерт певчие и стихли. Все в храме насторожилось, превратилось в слух, в ожидание. Все знали, что будет говорить знаменитый в настоящее время проповедник протоиерей И. И. Восторгов. И вот полилось с амвона живое, совершенно свободное, стройное слово. […]

А говорил он довольно долго на тему о том, что вера и борьба не только совместимы, но даже неразлучны. Вера вызывает на борьбу, и лицемеры те, кто говорит, что религия должна быть чужда дел управления. Не ценят веру, издеваются над нею те, кто утверждает, что она частное дело, т.е. в сущности никому ненужная, лишняя вещь. Обращаясь к св. Димитрию, оратор очень искусно развил то положение, что от природы скромнаго, тихаго, старавшагося насаждать мир и любовь святителя сами обстоятельства выдвигали на борьбу за Православие. Он избегает борьбы, а она идет за ним. И не вере только оказал святитель услугу, поддержку, но и тогдашнему политическому строю. […]

Закончилась литургия ровно в 12 часов. Многочисленный собор священнослужителей в алтаре начинает молебен святителю Димитрию возгласом владыки митрополита. При пении тропаря «Православия ревнителю» духовенство подходит к св. гробу «Российскаго целебника и молитвенника», поднимает его с горняго места, царскими вратами выносит в храм и оттуда на монастырский двор. Здесь св. мощи устанавливаются на особыя носилки, которыя священнослужители поднимают на плечи. Всего несет до 12 человек, сменяясь. Выстроившиеся заблаговременно пары хоругвеносцев с хоругвями чинно двигаются впереди, за ними фонарь, далее духовенство и гроб со св. мощами под особою сенью, увенчанный митрополичьей митрою. Мощи окружены кипарисными хоругвями и осеняются рипидами. За ними митрополит, все преосвященные, высшее духовенство и певчие.

Шествие направляется мимо Зачатьевскаго храма к Водяным воротам, выходящим на озеро. […] Мгновенно стихло долго ожидавшее море народное, головы обнажились, замелькали руки, творящия крестное знамение. Наконец-то паства ростовская увидела своего великаго архипастыря. Все устремляют взоры к святыне, объединяясь в общем молитвенном призыве к святителю. Слышатся вздохи и шепот, срываются с простонародных уст молитвенныя воззвания. «Святитель, батюшка!»… Да, это он светильник церкви Ростовской, поставленный светить и всей Русской земле. Известны пастве его и Самому Господу Богу его «дела, и любовь, и служение, и вера, и терпение, и то, что последния его дела больше первых» (Апок. 2, 19). […]

Шествие останавливается против восточных монастырских ворот (у колокольни). Раздается пение: «Моли Бога о нас», малая ектения, чтение Евангелия. Но крестный ход не двигается еще долгое время: началось подхождение под мощи народа, причем первыми шли учащиеся, заранее выстроившиеся в известном порядке. Таких остановок было несколько, чтобы дать возможность народу пройти под цельбоносным гробом. Трудно точно сказать, сколько подходило народу, но металлических юбилейных образков, раздававшихся от Братства св. Димитрия около гроба в крестном ходу, разошлось до 4000. У северных ворот — третья часть молебна, закончившаяся пением тропаря св. Димитрию. Затем вступает шествие опять в монастырь, минует Шереметевский храм. Здесь между церквами ектения «Помилуй нас, Боже», молитва святителю, отпуст и многолетие.

Хоругви и городское духовенство направляются под колокольню к выходу из монастыря и возвращаются в городской собор. Св. мощи в сопровождении митрополита, преосвященных, высшаго духовенства вносятся после четырехмесячнаго пребывания в Шереметевском храме снова в Зачатевский, где при пении величания полагаются в раку на месте вечнаго покоя святителя. Было уже более 2-х часов. Так заканчивается церковно-богослужебное празднование 200-летия кончины святого митрополита Ростовскаго, оставившее яркий след в душе его свидетелей и участников».

 

 

Публикация:

«Димитриевы дни в Ростове Великом» 28 октября 1909 года / публ. А. Е.  Виденеевой // Ярославские епархиальные ведомости. 2009. Ноябрь. № 221. С. 32 — 34.

button up