logo
sandvige Меню

ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ

В праздник Сретения Господня предлагаю вспомнить о храме, в котором имеется единственный в нашем городе Сретенский придел. Он хранит для нас память о находившемся некогда на этом месте монастыре Сретения Господня.

Итак, я приглашаю вас в храм святителя Николая Чудотворца на Всполье. Не смотря на то, что в последние несколько лет сюда активно едут приходы из Ярославля, Москвы, Подмосковья и других городов, чтобы побывать и помолиться у чудотворной иконы Божией Матери «Умиление-Ростовской», прославленной как местночтимый образ в 1911 году, этот уголок Ростова многолюдным не назовешь, да и далеко не все экскурсии сюда заезжают.

Оно и понятно: Ростов – это драгоценная старинная шкатулка, снаружи во многих местах потрескавшаяся от старости и покрывшаяся пылью, но в ней хранится столько драгоценностей, что охватить их все разом сложно. Мне искренне жаль тех, кто приезжают сюда пробегом, проездом и просят показать им город за 2 часа. Надо видеть глаза людей, которые ехали издалека, на месте видят, сколько всего интересного, сколько истории и святынь, а их автобусу надо уезжать, организаторы запланировали посмотреть город за пару часов. 

Но это так, лирическое отступление сочувствующего человека… 

Давайте поближе с историей познакомимся.

А в истории Ростова, который является родиной преподобного Сергия Радонежского, как раз, во времена, когда святой здесь жил, упоминается, что город был разделен на две половины – Сретенскую и Борисоглебскую. 

Это произошло в 1320 году и известие об этом разделении содержатся в двух летописях: Типографской и Воскресенской. С этих пор ростовские князья разделились на князей Сретенской линии и князей Борисоглебской линии. Так, первый князь Ростово-Усретенский — Федор Васильевич (1320 – 1331). Первый князь Ростово-Борисоглебский – Константин Васильевич (1320 — 1365), основатель Борисоглебского монастыря под Ростовом. Об уединённом Борисоглебском монастыре и его святынях читайте в моей публикации https://vk.com/wall708822671_1081

Оба князя – правнуки Василько Ростовского. 

Как понимать эти половины, что они могли из себя представлять – об этом исследователи строят предположения и даже подробно их излагают на ежегодной научной конференции «История и культура Ростовской земли», которая в ноябре проходит в Ростовском кремле. И некоторые расположение этих половин привязывают одной – к Борисоглебскому храму на княжеском дворе, который располагался (и руины которого сохранились до наших дней) практически у стен Ростовского кремля на берегу озера Неро; второй – к существовавшему в древности в Ростове монастырю Сретения Господня. Это то место, где сейчас стоит, как белый кораблик, среди невысоких домов и домиков церковь св. Николая на Всполье. В дореволюционных документах храм чаще всего упоминается как Николо-Спольская церковь. 

Мне же интересно было бы узнать, когда и кем мог быть основан в Ростове Сретенский монастырь. Моё предположение таково. 

Расцвет и возвышение Ростовского княжества связаны с именем князя Константина Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого и правнука Владимира Мономаха (даты жизни: 1185 – 1218; ростовский князь: 1208 – 1216; великий князь владимирский: 1216 – 1218). У дореволюционных историков имя князя Константина Ростовского сопровождается эпитетами «Мудрый» и «Добрый».

Князь Константин скончался в 1218 году в день Сретения Господня. Его супруга, как и было принято в то время, на гробе мужа постриглась в монахини с именем Агафья. Уж не она ли основала Сретенский монастырь в память о своем муже и не в него ли ушла после его смерти? 

Именно так поступила ее невестка – ростовская княгиня Мария: когда в битве с татарами на реке Сить погиб ее муж князь Василько, она в память о нём основала Спасо-Преображенский на Песках монастырь на окраине Ростова, чтобы после быть там похороненной. В монашество по смерти мужа она не постриглась, так как у неё были малолетние сыновья, которых она должна была воспитать. 

В целом, конечно, история Сретенского монастыря в Ростове – сплошная загадка. Между тем, известно о пожертвованиях в эту обитель в начале XV века княгиней Феодорой,. Она представительница Ростово-Сретенской ветви.  

К XVI веку монастырь уже не существовал. На его месте был Никольский храм, которому Иоанном Грозным были пожалованы пожни, о чем сохранилось свидетельство в поздней рукописи. По документам XVII века известно, что здесь располагалась Никольская слободка и деревянный Никольский храм, а также «на монастыре же трапеза теплая великомученицы Варвары древяна, а в храме и в трапезе книги и ризы, и колокола, и всякое строение мирское», то есть церкви построены на средства прихожан. 

23 июля 1803 года оба деревянных храма сгорели от молнии. На их месте построили Никольский храм, освященный в 1813 году. Так что церковь эта типичный образец провинциального классицизма начала XIX века. В неё перенесли иконы из прежде стоящих на этом месте храмов.

 Когда я знакомилась с описями Николькой церкви времен её постройки и с более поздними, то увидела, что большие иконы, которые встречают нас в этом храме – Сретения Господня, Спас Нерукотворный, храмовый образ святителя Николая Чудотворца с 22-мя клеймами жития XVI в. и ещё один храмовый образ большого размера – Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в чеканной ризе очень сложной работы – все они находятся на своих местах уже более 200 лет. Сколько же людей у них молились за это время, клали земные поклоны, о чём-то просили, а, может быть, за что-то благодарили; сколько горя и радости видели эти древние образы! 

Храм Николы на Всполье вообще сохранил нетронутым интерьер начала XIX – начала XX столетия и при этом всё его убранство целиком создавалось ростовскими мастерами. Это чисто ростовский памятник. И что удивительно, что даже почитаемая икона Божией Матери, ради которой в наши дни сюда приходят и приезжают люди, также местная ростовская святыня и название у неё «Умиление-Ростовская». 

В советское время храм закрывался на очень короткое время (1936 – 1943). Сохранилось свидетельство празднования в нём Пасхи во время Великой Отечественной войны.

В XIX – начале XX века некоторые священники служили в Никольском храме по многу десятилетий. В советское время очень долго, на протяжении конца 1920-х – 1960-х гг. священники в храме менялись, иногда настолько часто, что за год могло смениться 2 – 3 священника.

В 1960-х гг. в Никольской церкви служил архимандрит Сергий (Цьока), церковный историк, родом из Западной Украины. В архиве храма сохранились его прошения, которые он каждый год писал правящему архиерею с просьбой разрешить служить праздничную литургию Иоанна Златоуста в день памяти великой ростовской святыни иконы Божией Матери «Умиление», день празднования которой 1 апреля чаще всего попадал на Великий пост, а потому литургии в этот день или не было, или служилась Преждеосвященных Даров. Отец Сергий ради чудотворной иконы даже освятил приставной престол и на нём служили всегда в дни памяти иконы «Умиление», а это не только 1 апреля, но и 16 августа.

Об иконе Божией Матери «Умиление-Ростовская» можно прочитать здесь: 

О https://vk.com/wall708822671_921

Отец Сергий (Цьока) оставил по себе добрую память в Некрасовском районе, где служил четверть века и похоронен на кладбище церкви «Утоли моя печали» посёлка Некрасовское Ярославской области.

А в храме свт. Николая на Всполье в Ростове прихожане добрым словом вспоминают отца Владимира (Сачивко), который прослужил здесь 44 года, скончался в 2011 году и похоронен у алтаря.   

Это лишь малая часть историй этого древнего святого места.

Каждую среду в 12:30 в Никольском на Всполье храме служат молебны с акафистом у чудотворной иконы «Умиление-Ростовской», а по четвергам – у древнего храмового образа святителя Николая Чудотворца. Подать поминание можно на странице храма ВКонтакте:

https://vk.com/st.nicholaschurchonvspolye

Всех с праздником Сретения Господня! 

©Текст и фотографии: Мария Рубцова, церковный историк, референт по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, главный хранитель Ярославского епархиального древлехранилища. 

button up