В Москве в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева до 26 января будет работать необычная и интересная выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве». Подробнее о ней можно посмотреть предыдущую публикацию «Погрузиться в «Другое измерение».
В данной экспозиции можно увидеть редчайшее изображение старца Спасо-Яковлевского монастыря гробового иеромонаха Амфилохия Яковлева, стоящего у мощей святителя Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе. Картина датируется XIX веком. Происходит из Музея икон Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
После канонизации святителя Димитрия Ростовского на Пасху 1757 года в обители, где находились его мощи, было введено послушание гробового монаха — священника, который в течении дня стоял у мощей, служил молебны Ростовскому чудотворцу и принимал на исповедь тех, кто приезжал в монастырь. Людей действительно ехало множество и среди них немало высокопоставленных гостей, так как св. Димитрий Ростовский стал необычайно популярным святым в России Нового времени. Случаи о чудесной помощи по его молитвам и исцелениям передавались из уст в уста, переписывались от руки.
Без малого 50 лет послушание гробового монаха нёс отец Амфилохий Яковлев, который происходил из священнического рода г. Ростова Великого. Его отец был священником, а деда рукополагал сам святитель Димитрий, с чем было связано особое благоговейное отношение к прославленному Ростовскому чудотворцу в этой семье. Наверное, именно поэтому иеромонаху Амфилохию было дано послушание неотлучно пребывать у мощей святителя.
Это послушание отец Амфилохий нес усердно и самоотверженно. Он при жизни удостаивался небесных видений. Им осуществлено поновление росписей Зачатьевского собора Яковлевского монастыря, так как иеромонах Амфилохий был иконописцем. При этом он был духовным отцом множества людей. Как писал автор его жизнеописания, «к нему несли одни скорби, от него выносили одну радость».
Наставления старца были очень просты, но искренни, нередко он произносил их со слезами и сокрушением. Самыми необходимыми для человека добродетелями он считал «смирение с кротостию и долготерпение с любовью».
Среди его духовных чад иеромонах Амфилохия была известная графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Специально к старцу 23 августа 1823 года приезжал император Александр I, который дважды за день посетил его и имел с ним беседы, содержание которых осталось тайной между ним и старцем Амфилохием.
Под конец жизни старец не мог ходить, так как от многолетнего регулярного стояния на ногах у мощей святителя Димитрия у него образовались язвы. Специально для него было сделано кресло на колесиках, на котором его возили в храм на его послушание.
Иеромонах Амфилохий скончался 26 мая 1824 года. Он был погребен на паперти Зачатьевского собора обители — того самого, который первым из всех храмов Ростова посетил святитель Димитрий, впервые приехав на кафедру, и того самого, где сам старец Амфилохий столько десятилетий стоял у его мощей, молясь и наставляя многочисленных паломников.
Посещавший неоднократно Спасо-Яковлевский монастырь граф Сергей Дмитриевич Шереметев писал: «Такими старцами поддерживалось значение монастырей. Богомольцы стекались не столько ради поклонения мощам св. Димитрия, сколько ради духовного общения с охранниками и блюстителями его преданий. Для последних св. Димитрий, помимо святости, был человек близкий, родной — и они дорожили преемственностью этой связи».
Примечательной особенностью жизни Спасо-Яковлевского монастыря первой половины XIX столетия был следующий факт: настоятелями обители были представители рода, из которого происходил старец Амфилохий Яковлев. При его жизни им стал его племянник архимандрит Иннокентий Порецкий, после его кончины в настоятели был избран уже его племянник архимандрит Поликарп.
Вот сколько всего может рассказать одна картина, а их на указанной экспозиции порядка ста.
Мария Рубцова