ПОГРУЗИТЬСЯ В «ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»
Необычная, уникальная, жизнеутверждающая — все это написано в обзорах про выставку, которая недавно открылась в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР).
Экспозиция называется «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве». На ней представлено около 100 произведений различных видов и жанров: русские и греческие иконы, нидерландские и итальянские гравюры, старообрядческие иллюстрированные рукописные книги, предметы декоративно-прикладного искусства.
«В христианском понимании смерть означает не конец жизни, а ее начало в новом качестве. На протяжении веков момент окончания жизни человека воспринимался как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с Богом. Поэтому смерть не воспринималась трагически», — написано в пресс-релизе выставки. И действительно она ни в коем случае не производит гнетущего впечатления.
На выставке ярко и наглядно отражено, как неприятно и физиологически отталкивающе выглядит смерть в произведениях западноевропейского искусства и как созерцательно-метафизически в восточнохристианском, особенно в русском православном искусстве.
В выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Егорьевский художественный музей, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Фонд апостола Андрея Первозванного, частные коллекционеры. Большинство из представленных произведений демонстрируются впервые.
Редких и уникальных произведений немало. Например, представлен сюжет «Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Сюжет этот подробно рассказан у святителя Димитрия Ростовского в одной из проповедей, посвященной памяти смертной. Приводя примеры того, как сильные мира сего напоминали себе о собственной смертности, вырабатывали в себе такие качества как смирение и сокрушение о собственных грехах и непревозношение над другими, святитель Димитрий рассказывает о египетском царе Птолемее Филадельфе, который приказывал ежедневно приносить ему человеческий череп.
В представленной подборке фотографий можно увидеть увеличенный фрагмент книги, которая лежит раскрытой у трона царя Птолемея. В ней можно прочитать: «О, смерть гневливая, всем живущим немилая. Что ты в нощи яко тать тихо ходиши и без проповеди тайно приходиши. Не готова мене заставаеши и любое мое отимаиши».
Проповедь сказана святителем Димитрием в субботу четвертой недели Великого поста, когда совершается поминовение усопших. Святитель предложил своим слушателям совершить мысленное путешествие по разным странам и узнать, что известные мудрецы и правители думали о смерти. И вот он говорит: «Я же иду дальше, в Египет. Слышу, что у царя Птоломея пир. Не потчует ли он тех семьдесят двух еврейских мудрецов, которые перевели ему Библию на греческий язык, среди которых был и святой Симеон Богоприимец? Иду туда и вижу, что носят множество блюд с кушаниями на царскую трапезу. Что там царь, этому я не дивлюсь, но то дивно, что вижу, как несут одно большое блюдо, а на нем положен человеческий череп без волос, без кожи. Зачем же это, неужели есть? Кто же будет есть такое? Смотрю дальше и вижу: ставят на трапезу тот череп перед самим царем, а один из вельмож во всеуслышание говорит царю: «Смотри, царь, таков и ты будешь!». Увидев это, царь вздохнул и смирился в своих мыслях. Потом, забывшись, он снова стал веселиться, и снова один из слуг показывает ему тот череп и говорит: «Смотри, царь, таков и ты будешь!». Снова вздохнув, царь смирился мыслью и растворил веселье памятью о смерти. Вот такая дивная философия — память смертная!»
Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» продлится до 26 января 2020 года.
Прочитать проповедь святителя Димитрия можно в опубликованной на данном сайте книге «С именем Христовым в сердце. Избранные поучения св. Димитрия Ростовского». Она так и называется «О памяти смертной всякому полезной. Из поучения в субботу четвертой недели Великого поста».
Мария Рубцова
Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни. Вторая половина XVIII в. Собрание Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)
Фрагмент сюжета «Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни». Вторая половина XVIII в. Собрание ГТГ
Страшный Суд. Середина XVII в. Ярославль. Собрание К. В. Воронина. Экспонируется впервые. Перед образами Страшного Суда молились об отпущении грехов и даровании Царства Небесного. Известно,что подобные большеформатные образы Страшного Суда, как представлен на выставке, выносились в указанное время из храма перед началом Великого поста во время архиерейского богослужения для особого действа «Страшного Суда». Описание подобного действа сохранилось в Чиновнике Московского Успенского собора.
Верхний фрагмент двери в жертвенник. Середина XVII в. Поволжье. Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного. В представленных композициях отражено сотворение первых людей, искушение их и грехопадение.
Фрагмент двери в жертвенник. Середина XVII в. Поволжье. Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного
Фрагмент двери в жертвенник. Середина XVII в. Поволжье. Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Адам и Ева стыдятся своей наготы. Им даны кожаные одежды.
Райское селение. Обиталище святых. Фрагмент резной композиции «Страшный Суд» из собрания Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии (ЦАК МПДА). Первая половина XVIII в.
Ангел несет душу в райские селения. Фрагмент резной композиции «Страшный Суд» из собрания ЦАК МПДА. Первая половина XVIII в.
Душа чистая. Последняя четверть XVII в. Север. Икона из частного собрания. На иконе изображен сюжет из книги Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса). В центре композиции находится солнце с человеческим лицом, выше в небесах — сидящий на престоле в раю Христос. Ему предстоят ангел и приведенная на поклонение Чистая душа. Она изображена в виде девы в царском одеянии с короной на голове стоящей слева на луне. Правее изображены символы пороков — лев, олицетворяющий гнев, и змей, олицетворяющий грех, а также фигура диавола, отбегающего к пещере в правой части композиции. В пещере видим обнаженную фигуру, олицетворяющую грешную душу.
Фрагмент дидактической иконы «Единородный Сыне». Середина — третья четверть XVII в. Поволжье. Собрание ЦМИАР
Изображение притчи о богатом и Лазаре. Первая треть XIX в. Собрание ЦМИАР
Плащаница «Христос во гробе». 1731 г. Мастерская Устиньи Лихаревой (?). Собрание ЦМИАР
Успение рабы Божией Анны. Конец 1830-х гг. Собрание Егорьевского историко-художественного музея. Редкое изображение кончины обычного человека. Написано по видению, которое было мужу умершей. Он увидел, как ангел относит душу скончавшейся в родах супруги в Горний Иерусалим.
Образ святого Митрофана, первого епископа Воронежского. Вторая треть XIX в. Частное собрание. Сцена поклонения мощам святителя Митрофана. Почти половину иконы занимает подробная надпись, содержащая его житие. Она расположена внизу иконы.
Рака с мощами преподобного Павла Обнорского. Начало XX в. Частное собрание. Преподобный Павел Обнорский — святой, входящий в Собор Ростово-Ярославских святых (день празднования — 5 июня). Годы жизни святого: 1317 — 1429. Ученик св. Сергия Радонежского. Основатель Троицкого Павло-Обнорского монастыря, который находится в Ярославской области на границе с Вологодской областью. Этой территории писателем Андреем Николаевичем Муравьевым в середине XIX в. дано название Северной Фиваиды.
Старчества достойное изображение. XIX в. Собрание Музея икон Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. У подножия креста, на котором распят старец — духовный наставник множества душ — полагается нищета. Мир (всадник с копьем) и бесы нападают на старца во время его служения по спасению других.
Смертный человек, бойся того, кто над тобой. Вторая половина XVIII в. Собрание ГТГ. Богатый юноша тянется к золоту, но над ним, как и над всеми людьми, властвует смерть.
Фрагмент сюжета «Смертный человек, бойся того, кто над тобой». Вторая половина XVIII в. Собрание ГТГ
Модель гроба. Конец XIX в. Мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Собрание ЦАК МПДА. Подобные модели монахи держали в кельях для стяжания памяти смертной.
Преподобный Алексий человек Божий. Вторая половина XIX в. Собрание ЦМИАР. На иконе представлена сцена кончины праведного Алексия, душу которого ангел относит к престолу Божию.
Праведный Прокопий Устьянский. Середина XIX в. Русский север
Фрагмент иконы «Успение Богоматери со сценами сказания». 1580 — 1590 гг. Поочье (?). Собрание ЦМИАР
Фрагмент иконы «Ангел хранитель со сценами жизни праведника». Конец XVII — начало XVIII в. Москва, Оружейная палата. Собрание ЦМИАР
Фрагмент композиции «Образ предсмертного покаяния». Собрание ЦМИАР
Фрагмент композиции «Образ предсмертного покаяния». Собрание ЦМИАР По верху иконы надпись: «Егда человек поведает грехи свои отцу духовному с чистой совестью, тогда все Силы Небесные друг ко другу приникше веселятся».
Иллюстрация «Смерть роскошника» из цельногравированного синодика Леонтия Бунина. 1760 — 1770-е гг. Собрание ЦМИАР
Иллюстрация «Картина рассуждения повседневного и зерцало христианина праведного» из цельногравированного синодика Леонтия Бунина. 1760 — 1770-е гг. Собрание ЦМИАР
Иллюстрация «Отпевание в храме и погребение» из цельногравированного синодика Леонтия Бунина. 1760 — 1770-е гг. Собрание ЦМИАР
Начало экспозиции. Входящих в зал встречает долблёная гробовая колода. Её предоставил для выставки коллекционер-старообрядец. Эта домовина была найдена на чердаке и сейчас, по старинной традиции, стоит в доме хозяина, напоминая о смерти. Это лишь один из образов «memento mori», которых много в экспозиции.