Сегодня празднуется память святого апостола Иоанна Богослова, которому в Ростове посвящено целых три храма. Конечно, это неслучайно.
Все они являются выдающимися памятниками архитектуры и одновременно показывают, что этот святой имеет особое значение в истории древнего города.
Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому и вручение жезла на сокрушение языческого идола — важнейший и узнаваемый иконографический символ Ростова.
Время жизни преподобного Авраамия в Ростове, а значит, и основание им Богоявленского монастыря принято относить к 70-м годам XI века (это мнение В. О. Ключевского). «Принято» в данном случае весьма условно, так как споры о том, когда жил преподобный Авраамий, начатые в XIX веке, продолжаются до сих пор. В любом случае, это устойчивое ростовское сказание.
В самом же Богоявленском соборе Авраамиева монастыря, который был построен в камне по велению Иоанна Грозного в 1553 – 1555 годах на месте более древнего храма, в это же время был устроен придел в честь Иоанна Богослова. Этот придел, представляющий собой по сути отдельный небольшой храм, сохранился до наших дней. Он выделяется в сложной композиции Богоявленского собора тем, что над ним возведена звонница. Самый же первый храм на этом месте был построен основателем обители преподобным Авраамием на месте поверженного идола Велеса, которому поклонялись местные жители. И ростовские сказания, являющиеся такой же неотъемлемой частью атмосферы Ростова Великого, как и его архитектурные шедевры, и иконы, и колокола, весьма ярко рисуют нам этого идола Велеса, которому поклонялась вся округа.
Буквально в нескольких километрах от Ростова в селе с живописным названием Богослов находится древнейший из сохранившихся деревянных храмов Ярославской области – храм в честь апостола Иоанна Богослова. Он построен в 1687 году на берегу речки Ишни, где и произошло явление апостола преподобному Авраамию и вручение ему жезла, увенчанного шестиконечным крестом. Деревянный храм-корабль хорошо виден с федеральной трассы М8 «Москва — Холмогоры».
Самым изящным является надвратный храм Иоанна Богослова Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля). Это одна из последних построек в уникальном кремлёвском ансамбле, созданном по замыслу ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Церковь возведена около 1683 года. Она считается самой совершенной постройкой Ростовского кремля. Храм вытянут ввысь, он настолько гармоничен, что сложно оторвать от него взгляд.
В росписях этой церкви нижний ярус посвящен сценам из жития преподобного Авраамия Ростовского, а ярус над ним — житию апостола Иоанна Богослова. Конечно, здесь сразу можно увидеть фреску, где преподобный Авраамий жезлом сокрушает жалкого идола, стоящего на высоком пьедестале.
Буквально несколько дней назад мы со съёмочной группой телеканала «Спас» ходили по этим местам и снимали фильм о святителе Димитрии Ростовском, который должен выйти в декабре этого года.
Я ходила, рассматривала фрески и представляла, как три века назад здесь ходил святитель Димитрий Ростовский. Его, конечно же, сопровождали келейники – родные племянники, которые приехали с ним из Малороссии. Как он служил здесь и произносил свои знаменитые проповеди, а в храмах стояли жители Ростова, к которым он неизменно обращался со словами: «Прелюбезные мои слушатели! Прошу открыть книги сердец ваших и слушать то, что я попрошу туда записать. Милость ваша да приимет слово моё с любовью, внимательным, а не тоскливым слушанием!». Как нам не хватает сейчас таких простых, не витиеватых и душевных обращений с церковного амвона!
Все три указанные храма существовали в Ростове в то время, когда здесь жил святитель Димитрий Ростовский (годы жизни: 1651 – 1709; годы пребывания на кафедре: 1702 – 1709). Более 20 лет своей жизни он посвятил работе над многотомной «Книгой житий святых». Именно в Ростове он заканчивал работу над последним, четвёртым томом, в котором содержались жития святых за три летних месяца. Всего эта фундаментальная энциклопедия святости содержит более 700 статей.
В первый же год пребывания в Ростове святитель начинает собирать информацию о местных святых, чтобы в дальнейшем поместить их жития в свою книгу. Так, одним из источников жития преподобного Авраамия Ростовского для него становится рукописная тетрадь дьячка Авраамиева монастыря.
Святитель вёл «Дневные записки», то есть дневник. Из него мы узнаём, что он совершенно точно бывал и служил в Авраамиевом монастыре Ростова. Конечно, он служил и в храме Иоанна Богослова Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля), ведь он здесь жил и это была его резиденция. Зная его интерес к местной истории и, в первую очередь, к местным святым, мы можем быть уверены, что он не мог не посетить места явления апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию, а значит бывал и наверняка служил и в деревянном храме на Ишне.
И 300 с лишним лет назад святитель вместе с собравшимся в один из указанных храмов св. апостола Иоанна Богослова народом слушал знаменитые слова из его Первого послания, которые читал диакон: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» А по окончании богослужения по обычаю обратился со словами разъяснения и назидания.
Прочитать поучения святителя Димитрия Ростовского, которые некогда звучали в самых известных храмах Москвы, Ярославля и Ростова, можно на этом сайте в разделе ИЗДАНИЯ МОНАСТЫРЯ. Здесь размещена электронная книга «С именем Христовым в сердце. Избранные поучения св. Димитрия Ростовского», которая сопровождается фотографиями храмов, где произносились эти проповеди.
Текст Марии Рубцовой
Фотографии Павла Рубцова