logo
sandvige Меню

I. Ростов во времена святителя Димитрия

Мельник А. Г.

Ансамбль Ростовского кремля

О том, как выглядела архиерейская резиденция, в которой жил св. Димитрий и из которой управлял обширной Ростовской митрополией, в его время, рассказывается в статье известного исследователя архитектурных памятников Ростова Великого заведующего архитектурным отделом Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Мельник А. Г.

Ростовский митрополичий двор в XVII веке

Ансамбль Ростовского митрополичьего двора, именуемый ныне Ростовским кремлем, создан в XVII веке. Уже давно, в конце XVIII века он утратил свою первоначальную функцию. И теперь нелегко представить, какая жизнь протекала в его стенах в XVII столетии. Но без такого представления невозможно правильно понять архитектуру ансамбля.
В статье дается обзор учреждениям, которые составляли митрополичий двор и характеру их деятельности, что помогает понять, чем жил архиерейский двор ростовского владыки в указанное время.

Мельник А. Г.

Митрополичий сад Ростовского кремля

История и культура Ростовской земли. 1997. Ростов, 1998. С. 149 — 163

Статья посвящена истории Митрополичьего сада и обоснованию проекта его реконструкции, которая осуществлена в настоящее время музеем-заповедником «Ростовский кремль». В результате Митрополичий сад стал привлекательным объектом для посещения, своего рода экспозицией под открытым небом, выполняющей не только эстетические, рекреационные, но и познавательные функции, ведь целью реконструкции этой территории было восстановление ее первоначального облика — того, который она имела при своем устроителе митрополите Ионе Сысоевиче.

Мельник А. Г.

Сады Ростовского кремля

Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. 1990. Москва, 1992. С. 459 — 464

Восстановленный Митрополичий сад Ростовского кремля радует посетителей уже не первый год. О том, какой смысл вкладывал в устройство сада его устроитель митрополит Иона Сысоевич, эта статья.

Мельник А. Г.

Ростовский митрополит Иона (1652 — 1690) как творец сакральных пространств

Знаменитый митрополит-зодчий Иона Сысоевич был не только заказчиком многочисленных произведений архитектуры, но и их подлинным автором. Именно ему принадлежали замыслы основных решений их общей композиции и оформления их внутреннего, а также наружного облика. Он творил в переходную эпоху от русского Средневековья к Новому времени. Очевидно, люди данной эпохи нуждались в каком-то ином, чем прежде, обновленном чувстве сакрального. Одним из наиболее ярких выражений в России этой устремленности стали творения митрополита Ионы.

Мельник А. Г.

О влиянии ростовского Успенского собора на местную архитектуру второй половины XVII век

История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001. С.70 — 74

В литературе неоднократно указывалось на сходство архитектуры Ростовского Успенского собора (1508 — 1512) с некоторыми памятниками Ростова второй половины XVII века. Не раз утверждалось, что их наружный облик сформировался во многом под влиянием главного городского собора. О влиянии внутреннего оформления Успенского собора на формирование интерьеров храмов Ростова не упоминалось. В статье рассматривается как специфика влияния главного храма города на архитектуру других храмовых зданий, построенных во второй половине XVII столетия, так и масштабы этого влияния.

Мельник А. Г.

О происхождении композиции надвратных церквей с двумя примыкающими башнями Ростовского кремля

История и культура Ростовской земли. Тезисы докладов. Ростов, 1991. С. 23 — 26

Публикация:

Мельник А. Г. О происхождении композиции надвратных церквей с двумя примыкающими башнями Ростовского кремля // История и культура Ростовской земли. Тезисы докладов. Ростов, 1991. С. 23 — 26.

Мельник А. Г.

Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691–1701)

Ростовский митрополит Иоасаф Лазаревич — предшественник на кафедре св. Димитрия Ростовского. Статья о том, что представляла собой резиденция ростовских владык непосредственно в то время, когда в ней стал жить св. Димитрий.

Мельник А. Г.

Часобойня Ростовского кремля

Сообщения Ростовского музея. Выпуск VII. Ярославль, 1995. С. 170 — 178

Статья об одном из интереснейших сооружений на территории Ростовского архиерейского дома, образцом для которого послужила Спасская башня Московского Кремля. Автор предлагает реконструкцию часобойни, которая к настоящему времени выглядит не так, как в те времена, когда ее видел митрополит Димитрий — преемник ростовских владык Ионы Сысоевича и Иоасафа Лазаревича, оставивших нам архитектурные памятники, замечательнейшие по своему значению.

Мельник А. Г., Сазонов С. В.

К истории убранства иконы Владимирской Богоматери Ростовского Успенского собора

История и культура Ростовской земли. 1991. Ростов, 1991. С. 33 — 34

Владимирская икона Божией Матери из Успенского кафедрального собора — одна из самых известных и почитаемых святынь Ростова. Безусловно, неоднократно молился перед этой иконой и митрополит Димитрий. О том, как она выглядела в его время, рассказывает эта статья.

Мельник А. Г.

Первоначальный интерьер церкви Григория Богослова Ростовского кремля

История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов, 1996. С. 92 — 100

Церковь, построенная митрополитом Ионой Сысоевичем на месте древнего монастыря Григорьевский затвор, славившегося учеными трудами своих насельников, интересна еще и тем, что в ней нередко служил митрополит Димитрий и одно из его прижизненных чудес было совершено именно в этом храме. О том, как он выглядел в то время, эта статья.

Мельник А. Г.

Дети боярские, служившие ростовским митрополитам в XVII веке

VIII Золотаревские чтения. Тезисы докладов. Рыбинск, 2000. С. 19 — 21

В статье рассматривается одна из сторон жизни Ростовского архиерейского дома в XVII столетии

Мельник А. Г.

Первоначальный интерьер Троицкого собора Ростовского Яковлевского монастыря

История и культура Ростовской земли. 2002. Ростов, 2003. С. 60 — 80

Первый храм, который посетил прибывший 1 марта 1702 года в Ростов митрополит Димитрий, был Зачатьевский собор Яковлевской обители, построенный Ионой Сысоевичем, при нем же расписанный и переосвященный в честь Святой Троицы. То, каким увидел храм св. Димитрий, указавший в нем в первое же посещение место своего упокоения, реконструирует автор статьи.

Мельник А. Г.

Четыре утраченные Ростовские колокольни XVII века

Сообщения Ростовского музея. Выпуск VII. Ярославль, 1995. С. 178 — 190

То, каким видел Ростов, его храмы и монастыри, как в самом городе, так и в окрестностях, митрополит Димитрий, мы можем лишь реконструировать. Данная статья помогает в этом.

Мельник А. Г.

Ансамбль Ростовского Спасского монастыря

Труды Ростовского музея. Ростов, 1991. С. 112 — 140

Спасо-Преображенский монастырь, основанный, как считается, на рубеже 1230 — 1240-х годов ростовской княгиней Марией, в течение нескольких столетий существовал бок о бок со Спасо-Яковлевской обителью и являлся известным и достаточном обеспеченным монастырем. Он прекратил свое существование в 1765 году: в результате проведения в жизнь указа о секуляризации церковных имений при Екатерине II. Императрица даровала жизнь лишь Яковлевской обители, поскольку к тому времени здесь почивали мощи новопрославленного святого — Димитрия Ростовского. Сам же святитель видел и наверняка посещал оба монастыря.

Мельник А. Г.

Ростовский вариант «Богоматери Боголюбской»

История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001. Стр. 120 — 126

Согласно ростовскому преданию жители города встретили нового митрополита Димитрия, прибывшего на кафедру 1 марта 1702 года, иконой Богородицы с припадаюими в молении ростовскими чудотворцами. Об особенностях этого иконографического типа иконы Божией Матери рассказывается в статье.

Виденеева А. Е., Грудцына Н. В.

Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском

Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки)

В работе обобщены сведения о пребывании митрополита Димитрия на Ростовской архиерейской кафедре в период с 1702 по 1709 г.

button up