«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное».
Это слова из пасхального канона, творения преподобного Иоанна Дамаскина. Торжественный канон вошел в состав пасхального богослужения с IX века, и вот уже более тысячи лет самый главный и радостный христианский праздник года не мыслим без него.
Пасхальная служба наполнена многочисленными эпитетами, которыми сопровождается наименование Светлого Христова Воскресения, и у каждого свой богословский смысл.
Основной посыл пасхального богослужения — свет, жизнь и радость.
Пасха 2020 года — это радость, растворенная печалью, что зримо чувствовалось в нашем монастыре. С одной стороны — Пасха этого года идеальна, так как в храме было немноголюдно и не было случайных людей. Люди пришли в масках. Пришли только те, кому это действительно было необходимо. Ощущения конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия, когда начали открывать храмы и в них стали ходить только те, кто по-настоящему заинтересовался открывшейся иной жизнью. С другой стороны — реальная печаль, что у многих сейчас скорби, многим тяжело справляться с той ситуацией, которая для некоторых необыкновенно тяжела. При этом огромное число людей в этот праздничный день не могли быть в храме, а для них это было бы утешением.
Такой мы ее и запомним, Пасху 2020 года, — тихой, несуетливой, но с привкусом грусти.
Тем не менее, в Спасо-Яковлевском монастыре весь пасхальный день звонят колокола. Они возвещают людям радостную весть и надежду на «избавление от скорби», как поется в пасхальном каноне.
Текст и фотографии Марии Рубцовой