logo
sandvige Меню

О второй Пасхе и Фоме неверующем в росписях Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря

«В этот день весна благоухает, и новое творение ликует. В этот день снимаются замки дверей и неверия, когда Фома, друг Христов взывает: «Господь и Бог мой!»»

Это слова из службы Фомина воскресенья. В них кратко, но очень емко говорится о том, что же сегодня праздновалось в храмах. Весна за окном действительно благоухает, а новое творение — мы, люди, ликуем, ведь через уверение апостола Фомы снимаются замки неверия и у всех тех, кто подобно ему сомневался в Христовом Воскресении.

«Не понапрасну усомнившись в воскресении Твоем, Фома не был отринут; но он старался показать его несомненным для всех народов. Потому, своим неверием уверив всех, он возглашать их научил: «Ты – Господь, благословен Ты!» — это тоже из богослужебных песнопений этого дня.

Когда по Своем воскресении Христос явился апостолам, Фомы не было, вот он и не поверил тому, что сказали ему другие. На что Христос дал Фоме лично удостовериться в правде воскресения — Он дал ему осязать Свои раны и поверить, что это Он и есть. После чего Фома воскликнул: «Господь и Бог мой!»

Но это не все, о чем нам сегодня напоминается за богослужением. В месяцеслове второе воскресенье после Пасхи имеет свое название — Антипасха. Это значит «вместо Пасхи» или «вторая Пасха». Именно сегодня завершилась Светлая седмица. По окончании литургии закрылись царские врата, которые были открыты всю неделю. Алтарь — прообраз рая, и всю неделю мы могли его видеть. Со дня Антипасхи богослужебная жизнь возвращается в привычное, будничное, русло. Например, возобновляется чтение Псалтири, а ведь ее не читали в течении всей Светлой седмицы.

И вот чтобы мы прочувствовали праздник Воскресения Христова еще раз, чтобы вспомнили радость пасхальной ночи, чтобы не сразу вошли в ритм повседневной богослужебной жизни, был установлен праздник Антипасха. В его названии, как было показано выше, нет ничего отрицательного, как может показаться.

В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре есть уникальный храм — собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Храм построен в течении лета 1686/87 года, а расписан в 1689 году. Строительство и роспись собора велись по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, знаменитого строителя Ростовского кремля.

Именно Зачатьевский собор первым из всех ростовских храмов посетил святитель Димитрий Ростовский, когда приехал на кафедру 1 марта 1702 года. Более того, в первое же посещение этого храма он предсказал свою кончину в Ростове и указал на юго-западный угол Зачатьевского собора, сказав: «Зде покой мой! Зде вселюсь во век века!». И именно в этом месте он и был погребен осенью 1709 года. После обретения мощей святителя Димитрия 21 сентября 1752 года они полтора века пребывали в этом храме, пока с 1909 года — года празднования 200-летия со дня кончины св. Димитрия — их не стали на лето переносить в Дмитровский собор обители, построенный на средства графа Н. П. Шереметева.

Фрески Зачатьевского собора современны святителю Димитрию. Лики этих святых встречали его при первом посещении храма. Они же были свидетелями его погребения и обретения мощей. Росписи эти относятся к выдающимся памятникам художественной культуры нашей страны.

Во фресках Зачатьевского собора нашей обители образ апостола Фомы встречается 3 раза: им начинается деисусный ряд каменного иконостаса, а также апостол Фомы изображен на подкупольной арке. Здесь же рядом находится развернутая композиция «Уверение Фомы». Очевидно, что личности апостола в системе росписи собора уделялось немалое внимание. Таким образом заказчик постройки храма и его росписи митрополит Иона стремился подчеркнуть важность веры в жизни человека.

Текст Марии Рубцовой

Фотографии Павла Рубцова

button up