logo
sandvige Меню

О праведности и благочестии

Икона св. Симеона Богоприимца. Ярославский художественный музей. Начало XVIII века

16 февраля, на следующий день после праздника Сретения Господня, празднуется память святого праведного Симеона Богоприимца. В этот день святитель Димитрий Ростовский произнёс проповедь. В каком храме она произнесена, неизвестно. Традиционно поучения святителя отличаются простотой изложения, так, чтобы его слова были понятны «препростому народу», как он сам и подписывал в некоторых своих проповедях.

Предлагаем отрывок из поучения святителя Димитрия Ростовского, произнесённого три столетия назад, но как актуально звучат его слова и для нас, живущих в XXI веке!

«Сегодня мы почитаем память святого праведного Симеона Богоприимца. Евангелие от Луки в память ныне празднуемого угодника читается так: Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем (Лк. 2:25). Что может быть лучше такой похвалы!

Симеон, муж праведный, — вот титул выше всех остальных, потому что Сам Бог именуется этим титулом: Праведен Господь во всех путях Своих (Пс. 144:17). Честь праведника выше чести царской, так как в царской чести нет уверенности в спасении. Много было царей у христиан, но не все получили спасение, а вот в праведности спасение несомненно. Не видел праведника покинутым, — говорит царь Давид (Пс. 36:25).

Удивляемся праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, что Писание называет их не только праведными, но и не согрешившими: Ты не положил покаяния праведным Твоим Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою (2 Пар. 36:23). Чем же они так угодили Богу, что сделались Ему даже друзьями? Тем ли, что возводили с великими тратами храмы Божии и украшали их? Но тогда еще и храмов Божиих не было. Может тем, что умерщвляли свое тело постами, всенощными бдениями и многими поклонами? Но этого мы о них не читаем, потому что тогда ни о посте, ни об умерщвлении, ни об иных духовных подвигах никто и не слышал, а пятницы, среды и понедельника тогда и по названию не было. Не упражнялись и в чтении книг, потому что тогда не только книг, но даже азбуки не существовало.

Может быть, угодили тем, что все заповеди Господни соблюдали? Но тогда еще не дан был Закон на скрижалях, и законодатель Моисей не родился, и не было у людей иного закона, кроме естественного: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31), то есть что неприятно тебе, не делай другим. Ни девства не соблюдали, ни мир не отвергли, ни мук за Христа не терпели. Чем же они так угодили Богу, что им, как безгрешным, не положено покаяния? А тем, что при своей вере в Бога они не сделали, не сказали, не помыслили неправды. Имели многих домочадцев, имели вокруг соседей, имели много имущества, и никогда никого не обидели, не оклеветали, не солгали и не сделали никому — ни своим, ни чужим — никакой неправды ни словом, ни делом.

Что значат наши посты и подвиги? Что наши жертвы на построение храмов? Что наши труды против их праведности, которую они без труда сохранили? Какой же труд в том, чтобы никого не обидеть, не оклеветать, не обольстить, не солгать? Мы же с большим трудом стараемся сохранить свою правду и нисколько не успеваем. Постимся, а людей едим. Где же наша правда? Стремимся к добродетели, а ближнего озлобляем. Где наша правда? Созидаем храмы, а чужое грабим. Где наша правда? Милосердствуем к нищим, даем милостыню, а брата нашего ненавидим. Где наша правда? Говорим и лжем, льстим и коварствуем. Где наша правда?

Но недостаточно праведнику быть только праведником, подобает ему иметь и благочестие, потому что правда проявляется в отношении к ближнему, а благочестие — в отношении к Богу. Правда повелевает никого не обижать, благочестие же поучает усердно работать для Бога. Правда любит ближнего, а благочестие любит Бога. То и другое необходимо человеку, как два глаза, две руки, две ноги или для птицы два крыла. Только тогда праведность совершенна, когда она соединяется с благочестием.

Святой Симеон Богоприимец соединил в своей жизни благочестие с праведностью: живя с людьми никого не обидел, не солгал, не оклеветал, не осудил; так и по отношению к Богу благочестно чтил Его, усердно исполняя заповеди, тщательно охраняя себя от всякого неугодного Ему дела и даже мыслью ни о каком грехе не помышлял. За это он почтен и похвален в Евангелии».

Прочитать эту проповедь святителя Димитрия Ростовского полностью можно по ссылке, где она стоит третьей в Оглавлении и называется «Праведность и благочестие. Из поучения в день памяти святого Симеона Богоприимца»: https://dimitryrostovsky.ru/izbrannye-pouchenija/

button up