logo
sandvige Меню

НЕОБЫЧНАЯ ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Недалеко от города Батурина на Украине находится Николаевский Крупицкий монастырь. Святыней обители является необычный образ святителя Николая. Считается, что это именно та икона, которая явилась «в давние времена», ещё до монгольского нашествия на Русь. Во время же самого нашествия татаро-монгол в эти места в стенах обители укрылись иноки и окрестные жители. Питались они чудесным образом — с неба стали падать «крупы» (крупицы) после того, как осаждаемые и голодающие люди обратились с молитвой к святителю Николаю. С тех пор монастырь стал называться Крупицким и чтимый образ святителя Николая, перед которым молился народ, тоже получил такое же название.

 

Николаевский Крупицкий Батуринской монастырь в XV веке из-за разорения древнего места — снова татарами и литовцами — был перенесён на новое место, находившееся недалеко от старого. Так у обители появился небольшой скит, который стали называть Ветхим монастырём. Хоть место и было разорено, но для явленной иконы святителя Николая был построен деревянный Никольский храм, где и пребывал образ.

 

История Крупицкого монастыря тесно связана с именем святителя Димитрия Ростовского, ведь за свою наполненную переездами жизнь в этой обители он прожил больше, чем в любой другой, более того, дважды был её настоятелем. Именно игумен Димитрий записал монастырское предание об основании монастыря и чудесном насыщении людей, спрятавшихся в его стенах. Эта запись была сделана святителем Димитрием на напрестольном Евангелии 1678 года. Уже к 1870-м годам лист с этой записью был утерян, но информация о самом факте этой записи будущим Ростовским святителем передавалась из уст в уста.

 

Первый раз настоятелем Крупицкого монастыря игумен Димитрий был с марта 1682-го по октябрь 1683 года. Затем он добровольно оставил настоятельство ради работы над «Книгой житий святых» (Четьи-Минеи). Тогда молодой игумен не знал, что этот труд станет делом всей его жизни. Первые годы работы прошли в Киево-Печерской Лавре, где при этом Димитрий был выбран проповедником для произнесения поучений в праздничные дни, когда в храмах было особенно много народа.

 

Второе настоятельство Димитрия в Крупицком монастыре было в 1686 — 1692 годах, когда Киевским митрополитом и гетманом он «убежден был паки восприяти игуменство Батуринское» (запись в его дневнике). Повинуясь начальству и снова став настоятелем, Димитрий тем не менее для большего уединения и возможности работы над Житиями святых построил себе в Ветхом монастыре (скиту) деревянный домик — келью, куда удалялся при первой возможности.

 

В феврале 1692 года он окончательно оставил настоятельство ради работы над Житиями святых. Правда, ему снова не удалось надолго избежать настоятельской должности. Он побывал настоятелем ещё четырёх монастырей, пока не был вызван в Москву, где в марте 1701 года в Успенском соборе Московского Кремля прошла его хиротония в митрополиты. Отсюда начинается уже ростовская история святителя Димитрия, а по выражению известного исследователя его жизни, не просто история, а его — Димитрия — собственное житие.

 

Живя в Никольском Крупицком монастыре игумен Димитрий молился у почитаемой иконы святителя Николая и просил помощи в своих трудах по написанию Житий святых. За годы жительства в Крупицкой обители святителем были написаны первые две книги Житий святых: первая содержала жития за осенние месяцы, вторая — за зимние.

Так в тихом и уединённом Батуринском монастыре под покровом святителя Николая и с молитвой к нему была написана половина огромного труда святителя Димитрия Ростовского.

На остальные два тома, содержащие жития святых за весенние и летние месяцы, святителю понадобилось ещё 13 лет. Закончит он свой великий труд уже в Ростове в феврале 1705 года.

 

Текст Марии Рубцовой

Фотографии Павла Рубцова

 

button up