logo
sandvige Меню

Спектакль св. Димитрия Ростовского «Ростовское действо» в постановке Московского государственного академического камерного музыкального театра под управлением Б. А. Покровского

Время и место: 5 октября 2008 года спектакль впервые был показан там, где прошла его премьера на Рождество Христово 1702 года, – в стенах Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля)

1 марта 1702 года в Ростов приехал  новый владыка. Это был митрополит Димитрий, причисленный впоследствии к лику святых ростовский святитель. Одним из первых деяний нового архиерея стало открытие школы, причем ему удалось собрать в нее около 200 учащихся. Кроме обычных предметов, ученики осваивали такие, как риторику и стихосложение. Риторику — чтобы грамотно, искуссно и увлекательно произносить речи, стихосложение — потому, что в те времена был очень популярен такой способ донесения сложных вещей до широкой аудитории.

Для учеников этой школы Димитрий Ростовский написал «Рождественскую драму», или, как спектакль назывался в оригинале, — «Комедию на Рождество Христово». Конечно, слово комедия тогда имело не тот смысл, что сейчас. Комедия — значит представление, не обязательно смешное. Она была разыграна силами учеников и педагогов ростовской школы на Святках  — 27 декабря 1702 года.

Школьные постановки во времена св. Димитрия играли значимую роль в деле просвещения, ведь их смотрели люди, большинство из которых не умели читать. Кроме того, театральные представления всегда были способом рассказать о важном и сложном просто и эмоционально, так, чтобы это затронуло душу человека, оставило след.

Святитель Димитрий вырос в среде, где школьным спектаклям отводилось серьезное место в образовательном и воспитательном процессе. Он знал по опыту то, какое влияние оказывают они на зрителей, поэтому открыв в Ростове школу, ввел их в учебный процесс. Митрополит сам писал тексты или использовал то, что уже было популярно и бытовало в его время, но перерабатывал это так, как было необходимо для его школы и той аудитории, перед которой разыгрывались эти представления.

Спектакли, декламации ставились на важные праздники и дни церковного года. Правильнее спектакли того времени называть действами, ведь длились они не один час, а почти весь световой день. Актеры играли не только на сцене, но и активно выходили в зал, вовлекая зрителей в эту атмосферу.

Подобное действо решили реконструировать режиссер Б. А. Покровский и искусствовед Е. М. Левашов и обратились к произведению св. Димитрия Ростовского именно как к самому яркому подобному памятнику. То, что у них получилось — спектакль «Ростовское действо» — вот уже более тридцати пяти лет идет на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра. Он стал визитной карточкой театра. Его показывают на Рождество и на Пасху, и зал всегда полон.

Сейчас спектакль идет полтора часа, и нам сложно представить, как его могли смотреть более шести часов — именно столько, как считается, длилась постановка в ростовской школе. Нам сложно понять язык, вникнуть в повествовательную канву — мы говорим на другом языке, мыслим совершенно в других категориях, нам чужды символизм и аллегоризм, который хорошо понимали люди 300 лет назад. Да что говорить — большинству современников совершенно чужда сама тема спектакля. Именно поэтому просмотр его — это серьезная духовная работа над собой, которую завещал нам святитель Димитрий Ростовский.

В предлагаемом отрывке из «Ростовского действа», которое было показано в Ростове Великом 5 октября 2008 года в стенах архиерейского дома, где жил св. Димитрий, где размещалась открытая им школа, дается лишь представление о том, что такое школьный спектакль, написанный три столетия назад. Но чтобы ощутить его дух, необходимо увидеть постановку целиком, прочувствовать ее атмосферу лично. Тогда праздник этого действа останется с вами надолго и, скорее всего, вам захочется ощутить его снова.

Так было и у нас в Ростове, когда по приглашению Спасо-Яковлевского монастыря спектакль впервые в наше время был показан на своей исторической сцене. Впечатление зрителей было настолько сильным, что по многочисленным просьбам мы пригласили театр под управлением Б. А. Покровского приехать к нам еще раз. Второй показ прошел с таким же подъемом. Как раз тогда — 5 июня 2009 года — в день Собора Ростовских святых, в числе которых празднуется память и святителя Димитрия, пришло известие, что скончался великий режиссер Борис Александрович Покровский. Таким образом ростовский святитель взял под свое покровительство человека, подарившего жизнь одному из его творений, воскресившего его  именно в то время, когда любой разговор о духовных ценностях был под запретом — премьера спектакля состоялась 30 июня 1982 года.

С тех пор прошло более тридцати лет. Времена серьезно изменились, но в огромном потоке разносторонней доступной информации и зрелищ нам все так же необходимо то, что останавливает наш бег, очищает мысли и направляет их к той части нашего бытия, которая напоминает нам о вечности, куда мы все уйдем. Спектакль св. Димитрия Ростовского — один из таких действенных способов.

Мария Рубцова,
референт по научной работе
наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

 

Краткое описание действия пьесы:

Человек (Натура людская) мучим сомнениями о своей грешной природе. Во всём хорошем он видит его противоположность, поэтому на сцене появляются семь пар чистых (добродетели) и семь пар нечистых (грехи). Осознав последствия грехопадения после изгнания из Рая, Человек полагает Смерть как единственное мерило всего на земле и не верит в вечную жизнь. Однако перед ним разыгрывается библейская история рождения Христа, с Которым в мир пришла надежда на спасение, и Человек понимает – ничто не способно отрешить его от жизни вечной, и прославляет её.

Действующие лица:

Натура людская, Жизнь, Смерть, Вера, Надежда, Любовь, Златой век, Кротость, Покой, Счастье, Незлобивость, Радость, Железный век, Ярость, Брань, Зависть, Злоба, Плач, Ненависть, Пастухи, Ангелы, Волхвы, Сенаторы, Ирод и другие.

button up