logo
sandvige Меню

МИСТИКА ЧИСЛА ДВЕНАДЦАТЬ

Накануне 12 февраля побывала в Музее христианского искусства, бывшем Церковно-археологическом кабинете. Среди экспонатов здесь есть митра, приписываемая святителю Димитрию Ростовскому. Поездка была связана с тем, чтобы познакомиться с сотрудниками музея и узнать, есть ли документы, на основании которых эта митра считается принадлежащей святителю Димитрию. Документов таких нет, всё основано на устных преданиях. Во время экскурсий по этому музею рассказывается, что это митра, которую носил св. Димитрий Ростовский. 

Осмотрев митру внимательно, поняла, что это произведение искусства, относящееся к более позднему времени, чем то, когда жил святитель Димитрий. И хотя я не совсем достигла цели своей  поездки в Музей христианского искусства при Московской духовной академии, но всё равно она не была напрасной, ведь я попала на экскурсию по Сергиеву Посаду под названием «Мистика числа двенадцать». Частью этой экскурсии стало посещение Музея христианского искусства, экспозиция которого располагается в 12-ти залах. Один из них связан с известной защитой диссертации «Четьи-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» протоиереем Александром Михайловичем Державиным. Это одна из первых защит диссертаций в открывшейся после Великой Отечественной войны Московской духовной академии. Само написание диссертации – очень яркая история подвижнического труда отца Александра, уроженца Ярославской губернии, священника Ростовского Успенского собора в начале ХХ века, воспитанника Киевской духовной академии, исповедника.   

Я же, окончив спецкурс по Книге Откровения Иоанна Богослова в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, интересуюсь этой темой. В целом, как оказалось, речь во время экскурсии не шла про Апокалипсис Иоанна Богослова, хотя он и был упомянут, но мы прошлись по старинным улицам Сергиева Посада под рассказы об интересных исторических событиях и людях, связанных с числом 12. А был всего на экскурсии 21 человек, что тоже интересно, ведь это 12, только наоборот.

На следующий день 12 февраля в Ростове уже я вела экскурсию и мистика этого числа продолжала работать. Целый день – более 6-ти часов (что является половиной от 12-ти 🙂 – я знакомила со святынями древнего Ростова весьма необычную группу. Это были паломники, глубоко погружённые в музейную тематику, так как все они являются членами семейного клуба при Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва и прихожанами Спасо-Андронникова монастыря. Место, связанное с ростовской историей тесными узами!

Погода менялась постоянно – то солнце, то снег, то ледяной пронизывающий ветер, но мы получили большое удовольствие от общения и прогулки по городу. Шесть часов – это оптимальное время, чтобы не бежать, а спокойно ходить, рассматривать, слушать, молиться у ростовских святынь.

В чём же заключалась мистика числа 12 в этот день, помимо того, что сама экскурсия была 12 февраля? А хотя бы в том, что про Ростовский кремль – Ростовский архиерейский дом – невозможно говорить, не упоминая этого числа. В том, что к огромной радости людей они услышали колокола Ростовской соборной звонницы, а звонят они не каждый день. Колокольным звоном встречал нас Авраамиев Богоявленский монастырь, история которого тесно связана с апостолом Иоанном Богословом. В том, что в Авраамиевом монастыре нас позвали в Введенский храм, который буквально накануне освятил владыка, и мы стали практически одними из первых, кто увидел эту церковь после её восстановления. Рассматривая уютный отремонтированный храм, я вспоминала, как ходила здесь ещё не так давно с покойной игуменией Миропией и кирпичи буквально падали на голову, в таком плачевном состоянии он был много лет.

Экскурсии для каждой группы получаются разные и рассказ разный. В этот раз, например, мы попали в храм Вознесения в Валах и к мощам блаженного Исидора Твердислова, которые, как известно, находятся в алтаре под спудом. Сам храм часто закрыт, поэтому не всегд получается здесь побывать и рассказать удивительную историю о юродивом Исидоре Твердислове и ещё трёх блаженных, которые похоронены под стенами храма. 

У этой же церкви в сугробах снега прошлись по Ростовской земляной крепости. А сколько лестниц мы за всю экскурсию одолели! Закончили уже традиционно в Варницах, мужественно сфотографировались на общее фото под жутким ветром.

День закончился неожиданно. Дома стала разбирать пакет с подарками от этой группы. Там были сборники научных трудов, изданные Музеем имени Андрея Рублёва. Первое, что я открыла, была статья, связанная с купеческой семьёй Полежаевых, бывших благотворителями Спасо-Андронникова монастыря. Но ведь могилы представителей этой семьи находятся и у нас на паперти Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. Михаил Михайлович и Вера Леонтьевна Полежаевы – единственные миряне, похороненные в нашем монастыре в храме и рядом со знаменитыми старцами-подвижниками. После прочтения статьи, стало понятно, что связи между Спасо-Яковлевским и Спасо-Андронниковским монастырями более тесные и интересные, чем представлялось до этого. О Полежаевых буду исследовать и собирать материалы дальше, а затем делиться во время экскурсий по нашему монастырю. 

Вот какая она – мистика числа двенадцать! 

Текст и фотографии Марии Рубцовой

button up